Файл: Книга издана благодаря поддержке и содействию Citi Foundation Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90
Финансовая грамота
Кажется, что все сложилось против Дмитрия и его потери были неизбежны. Однако он мог бы существенно сократить их, если бы вкладывал деньги по частям. Например,
вкладывая в акции одну двенадцатую от общей суммы (20 тысяч рублей) в месяц, он мог бы снизить среднюю цену покупки акций до 1188! Это значит, что уже в сентябре
2009 года он мог выйти в плюс.
Главное для инвестора — иметь собственное долгосрочное инвестиционное видение.
Оно должно быть продуманным и взвешенным, так как оно принимается на длитель- ную перспективу. В противном случае, постоянно меняя стратегию инвестирования,
вы рискуете много потерять за счет комиссий брокеру, управляющей компании или любому другому финансовому посреднику. Инвестиции приносят доход в долгосроч- ном периоде, а в краткосрочном — могут сильно колебаться как вверх, так и вниз. По - этому не принимайте важных инвестиционных решений на основе эмоций, непрове- ренных новостей, слухов и поверхностных оценок колебаний рынка.
Дмитрий накопил 240 тысяч рублей и задумался об инвести- циях в российский фондовый рынок. Он долго не решался, но в мае 2008 года, когда индекс РТС
достиг значения 2460 после впе- чатляющего роста на 29% по сравнению с январем того же года, Дмитрий рискнул и вложил сразу всю сумму. Он ориентиро- вался на рост рынка. К сожале- нию, ему не повезло. Рынок стал падать. К январю 2009 года ин- декс РТС упал на 78% по сравне- нию с маем 2008-го. Дмитрий не мог больше терпеть убытки и продал свои акции всего лишь за
52 тысячи рублей. По закону под- лости после этого индекс посте- пенно начал расти и к сентябрю
2009 года вырос более чем в два раза, до уровня 1255. Но для
Дмит рия это уже ничего не зна- чило, кроме расстройства.
История одного неудачного тайминга

91
Глава VII.
Принципы инвестирования
ЭТАП ТРЕТИЙ.
ПЕРЕСМОТР ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
По завершении первых двух этапов можно подойти к третьему. Он последний по ло- гике инвестиционной деятельности, но не завершающий. Выйти из него навсегда можно только в том случае, если вы решили вообще прекратить инвестировать.
Пересмотр портфеля, как генеральную уборку в доме, надо делать не реже одного раза в год. За этот год могут измениться ваши цели, горизонт инвестиций, отношение к риску и все остальные показатели, о которых мы говорили в этой главе. Кроме того,
за этот год могут измениться цены инструментов, которые входят в ваш портфель.
Какой-то из них подорожает, какой-то упадет в цене — значит, изменятся их доли в вашем портфеле. И вам надо будет оценить, насколько этот видоизменившийся порт - фель соответствует вашим новым целям. Если не очень, то вам придется вернуться к первому этапу и заново заняться инвестиционным профилированием и формирова- нием нового портфеля. А через год вы снова будете его пересматривать.
Перебалансировкой портфеля можно заниматься и чаще, чем раз в год. Все зависит от ваших целей и динамичности рынка. Следует только учесть, что каждый внесенный корректив потребует уплаты комиссии управляющим или дополнительных издержек при самостоятельной купле-продаже ценных бумаг. Кстати, статистика показывает,
что женщины, инвестирующие самостоятельно через брокера, зарабатывают больше мужчин, так как реже «перетряхивают» свой портфель и меньше теряют на транзак- ционных издержках.
КАК ОЦЕНИТЬ
УСПЕШНОСТЬ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Каждый инвестор должен знать, насколько успешно он вложил свои деньги. Чтобы оценить эффективность инвестиций, необходимо:

знать результат инвестирования по итогам года — прибыль или убыток;

сравнить доходность своего портфеля с целевым индексом;

определить, насколько успешным был ваш портфель по сравнению с аналогичными.
Следует также учесть, что оценка по итогам одного года будет не всегда показа- тельной: слишком велика роль случайности. Поэтому в идеале нужно оценивать ре- зультаты инвестирования за период в несколько лет — по крайней мере, три года.


92
Финансовая грамота
ПУЗЫРЬ
Вложение денег в «модные» активы. Ошибка первая
В начале XVII века в Нидерландах была мода на тюльпаны. Луковицы редких сортов пользовались огромным спросом, и их цена постоянно росла. Бум на рынке тюльпанов захватил всех: цветоводов, бизнесменов, чиновников, мелких лавочников и даже ла- кеев. Все покупали луковицы для перепродажи. В 1636 году цена одного тюльпана до- стигала стоимости целого дома. Но когда предложение превысило спрос, цены на тюль- паны упали во много раз, что привело к разорению многих незадачливых спекулянтов.
Ситуацию, когда ажиотажный спрос на какой-то актив с целью его последующей продажи приводит к бурному росту цены, называют
пузырем. А любой пузырь, как из- вестно, рано или поздно лопается. Голландский опыт инвесторов ничему не научил,
и с тех пор спекулятивные пузыри надувались и лопались неоднократно в разных странах.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ИНВЕСТОРОВ
БИРЖЕВОЙ КРАХ 1929 ГОДА
Великая депрессия в США нача- лась с биржевого краха в октябре
1929 года, когда фондовый рынок,
выросший к тому моменту в пять раз с уровня 1923 года, потерял более трети своей стоимости. Владе- лец крупного инвестиционного банка был обвинен в использовании инсайдерской информации, потому что успел продать акции перед нача- лом кризиса. На публичном слуша- нии в сенате на прямой вопрос, не обладал ли он инсайдерской инфор- мацией, банкир ответил «да» и объяснил, как это произошло. Од- нажды он чистил ботинки в фойе отеля. Чистильщик обуви, узнав знаменитого банкира, обратился к нему с вопросом, в какие акции лучше вложить деньги, чтобы разбо- гатеть. И тогда банкир понял: если даже простой чистильщик обуви стремится разбогатеть за счет инве- стиций в акции без малейшего по- нимания природы их рисков, то надо срочно продавать акции. На- лицо явный «перегрев» рынка. Бан- кир оказался одним из немногих,
кто уберег свой капитал от разоре- ния. А чистильщик обуви, высту- пивший нечаянным информатором,
так и не узнал, что спас банкира.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

ИНТЕРНЕТ-БУМ 1990-х
Акции высокотехнологичных компаний в США росли как на дрожжах несколько лет подряд и привлекли многих неопытных инве- сторов, даже домохозяек. Когда этот пузырь лопнул в 2001 году, вклад- чики потеряли до 70% своих средств.
Из истории американского фондового рынка

93
Глава VII.
Принципы инвестирования
Продажа акций после плохой новости. Ошибка вторая
Когда цена акций падает, у многих инвесторов возникает чувство, похожее на страх.
А вдруг это начало понижательного тренда на рынке, который приведет к большим по- терям? И тогда возникает соблазн продать акции, чтобы успеть минимизировать свои потери. Начинающие инвесторы часто продают свои акции даже после незначитель- ного падения их цены, а на следующий день обнаруживают, что рынок отыграл вче- рашние потери. Этим пользуются профессиональные игроки и мошенники, которые неплохо на этом зарабатывают. Самые искушенные могут даже манипулировать рын- ком, специально распространяя плохие или хорошие новости.
Его называли «королем пониже- ний», способным обрушить курсы бумаг любого российского банка или предприятия. В 1907 году Заха- рий Жданов открыл банкирский дом для небогатых клиентов и на- звал его свои именем — «Захарий
Жданов и К ». Скоро новоиспечен- ный банкир приобрел славу удачли- вого биржевого дельца, ловко мани- пулирующего ценами акций. Люби- мой бумагой Жданова были акции
Ленского золотопромышленного товарищества. Он распускал слухи о пожарах на Ленских золотых приисках и заказывал статьи с опи- санием ужасных последствий этих пожаров. Акции теряли в цене.
Тогда Жданов скупал их по дешевке,
а потом заказывал следующие статьи с опровержением грандиоз- ности масштабов бедствий. Акции росли. В результате даже непрове- ренного слуха о том, что Захарий
Петрович Жданов заинтересовался акциями какой-либо компании,
было достаточно, чтобы создать ажиотаж на Петербургской бирже.
«Король понижений»
Захарий Жданов

Игра в финансовом казино. Ошибка третья
Иногда акции рассматриваются как легкий способ наживы. Казалось бы, чего проще:
купил акции, дождался роста рынка, продал с прибылью. Попробовал — получилось!
Чтобы увеличить прибыль, такие горе-инвесторы обычно берут деньги в кредит под залог, например, квартиры. Но когда рынок падает, такие вкладчики остаются и без денег, и без квартиры. Торговля акциями с целью быстрого обогащения называется не инвестированием, а спекуляцией. Спекуляция акциями сродни игре в казино. Можно случайно выиграть, но чем больше играешь, тем скорее проиграешь.
Желание получить все и сразу. Ошибка четвертая
Многие люди, прочитав популярные книги по инвестициям, воображают себя Уор- реном Баффетом. Выбрав самую лучшую акцию, они сразу вкладывают в нее значи- тельную сумму. А потом удивляются, когда эта акция отстает от рынка или приносит потери. Происходит это всего лишь потому, что оказываются забытыми правила ин- вестирования: диверсификация и постепенный вход в рынок. Хуже всего даже не то,
что такие вкладчики теряют деньги, а то, что у них появляется устойчивая аллергия на любые дальнейшие вложения в фондовый рынок.
Ставка на повтор успеха. Ошибка пятая
Если вы узнали, что ваш сосед, вложив деньги в ПИФ, заработал в прошлом году
40% годовых, не спешите идти по его стопам. Да, соседу повезло, но рынок не стоит на месте и по истечении года легко может упасть. Если вы поторопитесь вложить в тот же ПИФ деньги, то можете оказаться ни с чем. Во-первых, рост рынка в прошлом вовсе не означает, что он повторится в будущем. Во-вторых, не стоит вслепую копи- ровать чужую стратегию. Вы же не знаете, сколько времени и сил потратил ваш сосед,
чтобы так удачно сыграть на рынке!
Это всего лишь некоторые из частых ошибок неопытных вкладчиков. Все описать не- возможно. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное же для нас — достичь своей цели, преодолевая ошибки и используя финансовую грамотность.
94
Финансовая грамота


95
Глава VII.
Принципы инвестирования

Сформулируйте свое инвестиционное видение с учетом целей, отношения к риску,
возраста и т. д. В противном случае сфера инвестиций останется для вас котом в мешке.

Начинайте с более простых инструментов (например, ПИФов) и по мере накопления опыта переходите к более сложным. Такой же принцип стоит применять при выборе стратегии — начинать с консервативной и переходить к более рискованной.

Придерживайтесь выбранной стратегии, не пытаясь поймать сомнительную удачу.
Инвестиции в фондовый рынок рассчитаны на горизонт не менее двух лет.

Снижайте риски потерь за счет диверсификации портфеля и постепенного входа в рынок.

Помните: инвестиции в фондовый рынок — это не способ быстрого обогащения,
а долгий и кропотливый труд.
ВЫВОДЫ

98
Финансовая грамота
VIII. Страхование
— Кому бы вы могли сразу, не задумываясь, отдать свою рубашку?
— Наверное, таких людей один-два, не больше.
— А кому бы вы могли, не сожалея о содеянном, отдать одну ниточку из своей рубашки?
— Да кому угодно! Это же всего лишь одна нитка!

Из таких простых вопросов и ответов родилась поговорка «С миру по нитке — го- лому рубашка». И такая простая логика лежит в основе всей системы взаимного страхования. С огромного количества людей страховая компания собирает взносы
(нитки), создает страховой фонд (рубашку) и выплачивает деньги тому, кто в этом ну- ждается (то есть оказывается в какой-то момент голым). Самый простой пример —
туристический вояж за рубеж. Обычно турист покупает страховку и платит
страхо-
вую премию (плату за страховку) из расчета 1 доллар США за 1 день путешествия.
Если турист вдруг заболеет во время отдыха, то он получит медицинскую помощь,
все расходы по которой оплатит страховая компания. Максимальный размер таких выплат, как правило, составляет эквивалент 30 000 долларов США. Это возможно благодаря тому, что другие туристы не заболели, а свой доллар в день тоже запла- тили. Таким образом,
страхование — это принцип перераспределения денежных средств страхователей в пользу лиц, у которых наступил страховой случай.
Стра-
ховой случай — это всегда событие: сгорел дом, угнали машину, упал на голову кирпич и т. п. Сколько событий — столько и страховых случаев. Какое событие счи- тать подходящим? Любое, от которого вы не можете выиграть. Ставки в казино ни- когда не страхуются. А если сосед сверху залил квартиру, то какой уж тут выигрыш?
Сплошной ущерб, причем материальный. Моральные потери нельзя компенсировать страховкой, так как невозможно измерить силу эмоций и глубину переживаний. Зато материальный ущерб легко поддается измерению в деньгах, а значит, может быть компенсирован через страховые выплаты. Один существенный нюанс: выплаты эти производятся всегда по реальной стоимости, или, как говорят страховщики,
сто-
имости страхового ущерба. Страховка не может быть нацелена на получение стра- хователем прибыли.
Например, если вы решили застраховать автомобиль на 250 тысяч рублей, в то время как его реальная стоимость составляет 150 тысяч, то при наступлении стра- хового случая возмещение будет рассчитываться исходя из реальной стоимости,
то есть 150 тысяч. Получается, что вы переплатили за эту страховку, ведь ровно такое же возмещение вы могли получить, заплатив премию, рассчитанную на сто- имость ущерба 150 тысяч рублей. Подобные случаи называют
избыточным стра-
хованием.
Если вы решили сэкономить на страховой премии и объявили сумму ниже реальной, например 100 тысяч рублей вместо 150 тысяч, то вы обманули опять только себя. Все выплаты будут рассчитываться от вашей заниженной суммы
(100 тысяч). И может получиться так, что за ремонт автомобиля вы будете до- плачивать свои деньги. Это называется
недострахованием. В описанной ситуа- ции с автомобилем придется доплатить за ремонт 50% от полученной суммы стра- хового возмещения.
На практике страховая компания всегда пытается соотнести желаемую страховую сумму и реальную страховую стоимость на этапе заключения договора. Но иногда ей не хватает фактических данных. Страховая компания затрудняется назвать реальную сумму и приглашает независимого оценщика. Страхователь сам может потребовать независимой экспертизы. Тогда наступает классический случай, когда инициатива на- казуема. Или эта экспертная оценка будет оплачена страхователем сразу, или вклю- чена в стоимость страховки по договору. В любом случае платит страхователь. Неко- торые компании могут защитить вас от недострахования или избыточного страхования.
Они включают в договор пункт, согласно которому все расчеты производятся исходя из указанной страховой суммы.
Необходимость страхования понимали торговцы древнего Вавилона. Прежде чем отправить в путь караваны с товаром, они скидывались и страховали свои караваны от разбойников. Так же стали поступать английские судовладельцы в XVII веке. Они создавали пулы для страхования торговых судов. А чтобы договориться, собирались в кофейне у некоего Эдварда Ллойда. Сам Ллойд никогда не участвовал в этих переговорах, но он обеспечивал самое главное — конфиденциальность. В своей кофейне он установил индивидуальные кабины, снабжал всех клиентов письменными принадлежностями, а некоторых еще и нужной информацией, за что получал немалое вознаграждение. Вскоре оказалось, что занятие это намного выгоднее, чем варить кофе. Так было положено начало самой знаменитой в мире страховой корпорации — Lloyd’s of London.
СТРАХОВАНИЕ
СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ
СТОИМОСТЬ
СТРАХОВОГО
УЩЕРБА
ИЗБЫТОЧНОЕ
СТРАХОВАНИЕ
НЕДОСТРАХОВАНИЕ
СТРАХОВАЯ
ПРЕМИЯ
99
Глава VIII.
Страхование


100
Финансовая грамота
УЧАСТНИКИ СТРАХОВОГО РЫНКА
Основных участников страхового рынка два: страховщик и страхователь.
Страховщик — это компания, которая принимает на себя риски и выплачивает стра- ховую компенсацию.
Страхователь — физическое или юридическое лицо, которое приобретает страхо- вое покрытие в случае ущерба имуществу, в котором у него есть законный интерес, то есть оно является собственником, арендатором или действует на основании доверен- ности от собственника.
Еще один участник страхового рынка называется
застрахованным. Это физиче- ское лицо, имеющее право на получение возмещения при наступлении страхового слу- чая. Страхователь сам может указать такого человека или организацию, то есть объя- вить
выгодоприобретателя — физическое лицо, назначенное страхователем для по- лучения страховых выплат по договору страхования. Выгодоприобретатель обязательно фиксируется в страховом полисе.
Участникам страхового рынка невозможно обойтись без посредников — агентов и брокеров, которые занимаются распространением страховых продуктов. За это они получают комиссию — определенный процент от страховой премии.
Агенты не нуждаются в лицензии, выступают от имени страховой компании и, есте- ственно, отстаивают ее интересы.
Брокеры должны иметь лицензию и действовать независимо, то есть предлагать разные компании для оптимального удовлетворения потребностей клиента.
Страховые компании, занимаясь перераспределением средств страхователей, не- плохо на этом зарабатывают.
Первый источник их дохода — разница между собранными премиями и выплатами по страховым случаям. Например, 100 человек скинулись по 1 доллару и создали стра- ховой пул в размере 100 долларов. У одного из них украли мобильный телефон, реаль- ная стоимость которого составила 70 долларов, и эти 70 долларов несчастный по- страдавший получил. Оставшиеся 30 долларов пойдут на покрытие административ- ных расходов и прибыль компании.
Второй источник дохода — инвестиционная деятельность страховой компании.
Деньги, которые она собрала, составляют страховой резерв, предназначенный для бу- дущих выплат. Эти деньги нельзя потратить, но можно вложить выгодно в различные активы, особенно если речь идет о долгосрочном (более 5 лет) или бессрочном (по- жизненном) страховании жизни.
ЗАСТРАХОВАННЫЙ
СТРАХОВЩИК
СТРАХОВАТЕЛЬ
ПОСРЕДНИКИ
НА СТРАХОВОМ
РЫНКЕ
АГЕНТЫ
БРОКЕРЫ
ВЫГОДО -
ПРИОБРЕТАТЕЛЬ
В дореволюционной России наиболее часто страхуемым риском был пожар. Поэтому в 1827 году было учреждено первое страховое общество от огня. Второе место по сбору платежей занимали транспортное страхование и страхование от краж со взломом. Страхованием жизни в царской России пользовалось 0,25% населения, а страхованием от несчастных случаев — и того меньше. Русское «авось» всегда тормозило развитие национального страхового рынка.
Сегодня страхование для физических лиц можно разделить на три отрасли:

имущественное страхование;

страхование ответственности;

страхование жизни.
СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ