Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Приказ № 660 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения Российской Федерации».
4. Приказ № 659 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отраслях сельскохозяйственного и лесного машиностроения Российской Федерации».
5. Приказ № 658 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники Российской Федерации».
6. Приказ № 653 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации».
7. Приказ № 651 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли цветной металлургии Российской Федерации».
8. Приказ № 650 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности Российской Федерации».
9. Приказ № 649 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации».
10. Приказ № 648 от 31 марта 2015 года - Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности Российской Федерации.
11. Приказ № 647 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли легкой промышленности Российской Федерации».
12. Приказ № 646 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации»94.
Программа Правительства по импортозамещению позволила разработать и утвердить новую редакцию Государственной программы № 328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 1936-р был утвержден «План содействия импортозамещению в промышленности» (дорожная карта)95. В августе 2015 года Правительством Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которая состояла из двух подкомиссий: по вопросам оборонно-промышленного комплекса и по вопросам гражданских отраслей экономики. В дополнение был создан Фонд развития промышленности с целью предоставления бизнесу займов, условия которых были бы намного выгоднее условий кредитования в коммерческих банках
96. «Дорожная карта» предусматривала комплекс мероприятий, направленных на конкретизацию целевых ориентиров импортозамещения, создание благоприятных условий и разработку механизмов его государственной поддержки и стимулирования. Например, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предлагалось сформировать и утвердить подпрограмму «Развитие производства средств производства», в рамках действующих государственных программ Российской Федерации – разработать дополнительные программные мероприятия, направленные на импортозамещение приоритетных и критически важных видов продукции и технологий в 2015–2020 годах. В результате реализации мероприятий «Дорожной карты» к 2020 году должна быть устранена критическая зависимость от импорта по стратегически значимым технологиям и комплектующим.
Импортозависимость для большинства отраслей российской промышленности должна быть ниже 50 %, то есть более половины продукции будет производиться на территории Российской Федерации97. В соответствии с планом содействия импортозамещению Минпромторг РФ утвердил ведомственными приказами отраслевые планы по гражданским секторам промышленности, которые включали 2059 проектов. При их составлении были аккумулированы предложения от всех субъектов федерации, институтов развития, Российской академии наук, министерств и российских компаний. Всего в 2016 году Минпромторг России предлагал к разработке 18 отраслевых планов: тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение, авиационная промышленность, радиоэлектронная промышленность, судостроение, автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, строительно-дорожная коммунальная и наземная аэродромная техника, легкая промышленность, лесная промышленность, химическая промышленность, фармацевтическая промышленность. На 2018 год к 18 отраслевым разработанным планам добавилось: индустрия детских товаров, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, металлургия (черная и цветная).
Таким образом, всего разработано более 20 отраслевых планов по импртозамезщению. Например, «План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения» предполагал значительное (до 75 %) сокращение доли импорта технологического направления к 2020 году
98.
Планы содействия импортозамещению содержали весьма правильные, принципиальные требования, среди них:
• согласованные с обществом и поддержанные Правительством России приоритеты;
• учет спроса со стороны государственных компаний и согласование с ними производственных возможностей:
• открытые сведения о предлагаемых к поддержке проектах;
• понятные принципы реализации проектов;
• унифицированные методики разработки и реализации и сбора статистических данных;
• четкие сроки и количественно измеримые результаты;
• доступный набор инструментов реализации проектов и др.
Барьерами к импортозамещению, по мнению промышленных предприятий, являются проблемы, связанные с оборудованием и сырьем:
• малые объемы выпуска отечественных аналогов оборудования и сырья, а также их низкое качество; • высокие цены на импортное оборудование и сырье;
• малая поддержка властями выпуска оборудования и сырья, в частности недостаточные административные запреты на импортное оборудование и сырье;
• нежелание предприятия переходить на отечественное оборудование и сырье
Одним из инструментов содействия импортозамещению в России выступает стандартизация. Существует несколько направлений по обеспечению импортозамещения с помощью стандартизации:
• разработка и утверждение национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
• разработка и применение стандартов организаций (в том числе технических условий);
• регистрация в Федеральном информационном фонде международных, зарубежных и региональных документов по стандартизации;
• переводы международных, зарубежных и региональных документов по стандартизации;
• ссылки на документы по стандартизации в нормативных правовых актах, в технических заданиях на государственные закупки, через спецификации к контрактам99.
Для достижения поставленных целей программой импортозамещения определены необходимые условия:
- создать инновационную инфраструктуру для развития новых отраслей;
- избавиться от регуляторных барьеров и создать условия для вывода на рынок инновационной продукции;
- сфокусировать государство на стимулировании увеличения спроса в потребительском секторе;
- стимулировать конкуренцию, придать дополнительный импульс новым исследовательским разработкам в промышленности, ориентированной на инвестиционный сектор;
- в сферах технического регулирования сохранить текущие позиции в сфере метрологических измерений, а также создать систему технического регулирования.
Стоимость реализации программы оценивалось, как отмечалось выше, в 10,6 трлн руб. (на период 2012-2020 годы).
С целью измерения результата реализации программы используются следующие показатели:
- индекс промышленного производства к предшествующему году;
- удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров;
- доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций;
- экспорт российских высокотехнологичных товаров;
- внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства).
Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования от 11 октября 2014 г. № 1044 на законодательном уровне создает условия для применения мер по стимулированию экономического роста в части принятия нормативных правовых актов, направленных на расширение применения компаниями и коммерческими банками механизма проектного финансирования.
Разработка национальных стандартов является необходимостью для повышения надежности, обеспечения норм безопасности, а также экологических требований. Но направленные только на работу (регулирование) в пределах государства национальные стандарты не повышают конкурентоспособности и не мотивируют на совершенствование российских производителей. Пока российские производители не заинтересованы в повышении качества и соблюдении всех норм и правил стандарта – качество импортных товаров на внутреннем рынке возрастает, потому как ввоз низкокачественной продукции ограничен. По словам главы Росстандарта А. В. Абрамова, «…необходимо создать такую систему, чтобы все субъекты нашей экономики получили возможность перейти на стандарты…, которые позволят производить свою, отечественную, продукцию, конкурентоспособную во всех отношениях – и по цене, и по качеству. Стандарты будут последовательно «подтягивать» технологические возможности наших производителей до уровня передовых зарубежных компаний. Для реализации этого следует перенимать опыт зарубежного производства и внедрять иностранные практики. Все новое в производстве, поставленное на поток стандартизацией, поможет достичь высокого уровня в развитии экономики России»
100.
С целью создания нормативной базы импортазамещения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2015 году была разработана «Программа стандартизации в области импортозамещения». Принципами реализации данной программы являются:
• преемственность с ранее выполненными разработками и непрерывность программы во времени;
• использование лучших зарубежных практик;
• развитие системы стандартов, которая будет обеспечивать соблюдение требований технических регламентов;
• обеспечение пригодности стандартов для государственных и муниципальных закупок;
• установление в стандартах функциональных показателей и технических характеристик продукции;
• использование стандартов организаций, которые базируются на достижениях науки и техники.
Программа состоит из двух частей, которые разделены временным периодом с 2015 по 2017 и с 2018 по 2020 годы. Каждый период предполагает свои этапы реализации.
Первый этап 2015–2017 гг. включает в себя:
• разработку 460 межгосударственных и 220 национальных стандартов на приоритетную продукцию для импортозамещения;
• экспертный анализ адаптации программы к изменениям рынка промышленности;
• разработку планов национальных стандартов для импортозамещения в 2018–2020 годах. В 2015 году планировалось разработать 222 стандарт, в 2016 – 209 стандартов, в 2017 – 29 стандартов. Старые стандарты предполагалось заменить в количестве 67 штук, 393 стандарта должны были быть разработаны впервые, для 380 из них основу составляли международные стандарты.
Второй этап 2018–2020 гг. включает в себя:
• дальнейшую разработку и утверждение комплекса национальных стандартов;
• повышение доли национальных стандартов, разрабатываемых на внебюджетные средства.
Механизмы реализации программыпредполагались следующие:
• заключение контрактов на разработку стандартов;
• мониторинг и актуализация программы;
• взаимодействие с заинтересованными организациями.
C 1 мая 2020 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, обобщающее запрет на государственные закупки иностранных промышленных товаров. Так, Постановление содержит обширный перечень (125 видов) товаров, к которым применяются ограничения: от одежды и обуви до телекоммуникационного оборудования и вертолетов. Более того, с 1 июля 2020 года Постановление начало действовать также в отношении автомобильной продукции и ряда транспортных средств (например, легковых и грузовых автомобилей).