Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1442
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
связанный с новым технологическим укладом, и не всегда могут участвовать в инновационном развитии страны, что ведет к сохранению разницы в доходах женщин и мужчин.
В целом в Российской Федерации отмечается высокая занятость женщин, проявляется их ориентация на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.
Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности снизилась с 37,3 процента в 2006 году до 32,7 процента в 2017 году.
Право на свободу выбора жизненного пути
Способность женщин производить на свет потомство не могла не оказать существенного влияния на восприятие обществом материнства как естественного предназначения женщин. Не одно тысячелетие роль и функция женщин фокусировались в общественном сознании вокруг понятий дом, семья, дети. И сейчас подавляющее большинство женщин хотят и стремятся иметь детей, при этом чаще всего в браке. Промышленная, а в последствии и научно-техническая революции внесли в эту картину существенные коррективы. Женщины, не утратив своей материнской функции, стали активно участвовать в общественном производстве в качестве наемных работников, а подчас и предпринимателей. Объективно такое совмещение функций повлекло за собой хорошо известное ныне явление – двойную, а подчас и тройную перегрузку женщин различного вида работами и обязанностями. Понятно, что подобное положение вызывало и вызывает у женщин недовольство, стремление к более справедливому распределению семейных обязанностей, связанных с домом, уходом за детьми и престарелыми членами семьи.[9]
Не случайно ст. 5 Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» призывает государства-участников обеспечить правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей. Для России важными шагами в этом направлении является Конвенции МОТ 156 «О равном обращении и равных возможностях для работающих мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
Политические права женщин
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднен тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковываться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.
Согласно Конвенции «О политических правах женщин» женщины имеют право без какой-либо дискриминации голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе
На сегодняшний день женщины активно участвуют в управлении государством. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1 процента, 59 процентов из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, в том числе 25,3 процента - должности руководителей.
Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, составляет 42,3 процента, доля женщин среди лиц, замещающих должности муниципальной службы, - 78,8 процента.
Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 процентов (в 2010 году - 10,8 процента).
Вместе с тем законодательно закрепленная норма о создании мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, включения в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на практике реализуется медленно. При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) представительство женщин в законодательных органах власти сохраняется на низком уровне.
На 1 января 2020 г. доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации составила 17 процентов, среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 15,6 процента. Доля женщин, замещающих государственные должности в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, составляет 17,4 процента, доля женщин, замещающих муниципальные должности в представительных органах муниципальных образований, - 30,8 процента.
В обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально экономической жизни. В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными
2.2 Социальная защита женщин в Российской Федерации
Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что с одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины: предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы до недавнего времени преимущественно женского труда, банковское дело и финансы, образование, особенно высшую школу, здравоохранение и др. Правительство в меру своих весьма ограниченных возможностей пытается повышать конкурентную способность женщин на рынке труда, содействовать их трудоустройству. Однако, несмотря на это, в России сохраняются элементы дискриминации по признаку пола в сфере занятости. В частности, за одну и ту же работу женщины нередко получают меньшую заработную плату, не имея при этом никаких дополнительных социальных компенсаций.
Следует отметить также дискриминационное отношение работодателей к женщинам, имеющим малолетних детей, многодетным матерям при приеме на работу. Создание работодателями условий для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, будет способствовать повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда и одновременно позволит им уделять больше времени воспитанию детей, что в целом будет содействовать укреплению семьи. Женщины составляют около 46 процентов безработных (в 2015 году - 45,3 процента). В 2020 году уровень безработицы среди женщин составил 5,3 процента, доля женщин, ищущих работу с помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила 30,4 процента. Женщины затрачивают больше времени на поиск работы, что отражается как на уровне их доходов, так и на социальном статусе женщин.
Нормы трудового законодательства запрещают необоснованный отказ в приеме на работу. Недопустим отказ в работе по мотивам пола, расы, национальности или религиозной принадлежности. Не только запрещается, но и преследуется в уголовном порядке отказ в приеме на работу по причинам, связанным с беременностью или кормлением ребенка. [8]
Поступая на работу, женщинам следует знать, что в законодательстве есть ограничения в приеме на определенные виды работ как для всех трудящихся независимо от пола, так и специально касающиеся женщин. Так, например, запрещается принимать на работу лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена давностью. В целях недопущения семейственности запрещается совместная служба на одном и том же предприятии, в учреждении или организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Не допускается прием женщин на подземные работы, за исключением руководящих должностей, а также некоторых видов работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Понятно, что запрещение женщинам трудиться на вредных и тяжелых работах не является дискриминацией. Речь идет об охране здоровья, о том, чтобы вредная работа не отразилась на новых поколениях.
Женщинами могут выполняться и работы, связанные с физическими нагрузками — в этих случаях запрещается женщинам переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы, которые хотя и базируются на определенных медицинских данных, т.е. согласованы с Министерством здравоохранения, вызывают справедливую критику тех, кому приходится выполнять подобные работы.
Беременные женщины (с момента установления этого факта) не должны привлекаться к работам, требующим значительного нервно-эмоционального напряжения, особенно связанным с опасностью аварии, взрыва, т.е. с риском для жизни собственной и других людей, а также к работам, выполняемым в условиях резкого дефицита времени, например, на конвейере с принудительным ритмом. Рекомендуются работы, выполняемые в спокойном режиме, не связанные со срочностью выполнения задания, запрещается работа, связанная с перегреванием и переохлаждением организма.
Одной из основных льгот в области социальной защиты для трудящихся женщин является предоставление им отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по социальному страхованию за время освобождения от работы. Право на такой отпуск имеют все работающие женщины, независимо от того, является ли работа постоянной, временной или сезонной; это право не зависит ни от общего стажа, ни от непрерывного стажа работы. Материальное обеспечение женщин-рабочих и служащих в период отпуска по беременности и родам осуществляется путем выплаты пособий из фонда государственного социального страхования.
Особые правила установлены для женщин, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо ПТУ и направленных на работу в установленном порядке. Если право на отпуск по беременности и родам у них возникло до начала работы, пособие им выдается со дня, назначенного для явки на работу. Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за новорожденным ребенком, а также в тех случаях, если ребенок родился мертвым. Если в период беременности произошел выкидыш, то женщине предоставляется отпуск по временной нетрудоспособности. Отпуск по беременности и родам может наступить в период нахождения работницы в очередном отпуске — последний в этом случае подлежит продлению после окончания послеродового отпуска. Пособие по беременности и родам выдается и женщинам, осужденным к исправительным работам и отбывающим наказание как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. [8]
При заболевании ребенка в возрасте до 2 лет мать всегда освобождается от работы для ухода за ним — ей выдается больничный листок, служащий основанием для выплаты пособия. Если заболел ребенок более старшего возраста, мать освобождается от работы в том случае, если в семье нет никого, кто мог бы ухаживать за ребенком без высвобождения от работы. При болезни ребенка в возрасте до 14 лет, мать освобождается на период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней; за весь этот период выплачивается пособие.
На женщин обычно ложится обязанность ухода не только за заболевшим ребенком, но и за другими членами семьи, если они заболели, — здесь предусматривается возможность предоставления отпуска по уходу за заболевшим членом семьи. Женщины, работающие на предприятиях современных форм собственности, имеют право на отдых наравне со всеми трудящимися, но порядок предоставления им выходных дней и отпусков регламентируется правилами внутреннего распорядка организации. Когда речь идет о выплате пособий по государственному соцстрахованию в период отпусков по беременности и родам, по уходу за новорожденным ребенком и во всех других случаях, это относится ко всем трудящимся женщинам, независимо от того, являются ли они рабочими и служащими или являются членами предприятий современных форм собственности.
В целом в Российской Федерации отмечается высокая занятость женщин, проявляется их ориентация на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.
Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности снизилась с 37,3 процента в 2006 году до 32,7 процента в 2017 году.
Право на свободу выбора жизненного пути
Способность женщин производить на свет потомство не могла не оказать существенного влияния на восприятие обществом материнства как естественного предназначения женщин. Не одно тысячелетие роль и функция женщин фокусировались в общественном сознании вокруг понятий дом, семья, дети. И сейчас подавляющее большинство женщин хотят и стремятся иметь детей, при этом чаще всего в браке. Промышленная, а в последствии и научно-техническая революции внесли в эту картину существенные коррективы. Женщины, не утратив своей материнской функции, стали активно участвовать в общественном производстве в качестве наемных работников, а подчас и предпринимателей. Объективно такое совмещение функций повлекло за собой хорошо известное ныне явление – двойную, а подчас и тройную перегрузку женщин различного вида работами и обязанностями. Понятно, что подобное положение вызывало и вызывает у женщин недовольство, стремление к более справедливому распределению семейных обязанностей, связанных с домом, уходом за детьми и престарелыми членами семьи.[9]
Не случайно ст. 5 Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» призывает государства-участников обеспечить правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей. Для России важными шагами в этом направлении является Конвенции МОТ 156 «О равном обращении и равных возможностях для работающих мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
Политические права женщин
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднен тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковываться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.
Согласно Конвенции «О политических правах женщин» женщины имеют право без какой-либо дискриминации голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе
На сегодняшний день женщины активно участвуют в управлении государством. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1 процента, 59 процентов из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, в том числе 25,3 процента - должности руководителей.
Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, составляет 42,3 процента, доля женщин среди лиц, замещающих должности муниципальной службы, - 78,8 процента.
Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 процентов (в 2010 году - 10,8 процента).
Вместе с тем законодательно закрепленная норма о создании мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, включения в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на практике реализуется медленно. При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) представительство женщин в законодательных органах власти сохраняется на низком уровне.
На 1 января 2020 г. доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации составила 17 процентов, среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 15,6 процента. Доля женщин, замещающих государственные должности в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, составляет 17,4 процента, доля женщин, замещающих муниципальные должности в представительных органах муниципальных образований, - 30,8 процента.
В обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально экономической жизни. В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными
2.2 Социальная защита женщин в Российской Федерации
Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что с одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины: предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы до недавнего времени преимущественно женского труда, банковское дело и финансы, образование, особенно высшую школу, здравоохранение и др. Правительство в меру своих весьма ограниченных возможностей пытается повышать конкурентную способность женщин на рынке труда, содействовать их трудоустройству. Однако, несмотря на это, в России сохраняются элементы дискриминации по признаку пола в сфере занятости. В частности, за одну и ту же работу женщины нередко получают меньшую заработную плату, не имея при этом никаких дополнительных социальных компенсаций.
Следует отметить также дискриминационное отношение работодателей к женщинам, имеющим малолетних детей, многодетным матерям при приеме на работу. Создание работодателями условий для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, будет способствовать повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда и одновременно позволит им уделять больше времени воспитанию детей, что в целом будет содействовать укреплению семьи. Женщины составляют около 46 процентов безработных (в 2015 году - 45,3 процента). В 2020 году уровень безработицы среди женщин составил 5,3 процента, доля женщин, ищущих работу с помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила 30,4 процента. Женщины затрачивают больше времени на поиск работы, что отражается как на уровне их доходов, так и на социальном статусе женщин.
Нормы трудового законодательства запрещают необоснованный отказ в приеме на работу. Недопустим отказ в работе по мотивам пола, расы, национальности или религиозной принадлежности. Не только запрещается, но и преследуется в уголовном порядке отказ в приеме на работу по причинам, связанным с беременностью или кормлением ребенка. [8]
Поступая на работу, женщинам следует знать, что в законодательстве есть ограничения в приеме на определенные виды работ как для всех трудящихся независимо от пола, так и специально касающиеся женщин. Так, например, запрещается принимать на работу лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена давностью. В целях недопущения семейственности запрещается совместная служба на одном и том же предприятии, в учреждении или организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Не допускается прием женщин на подземные работы, за исключением руководящих должностей, а также некоторых видов работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Понятно, что запрещение женщинам трудиться на вредных и тяжелых работах не является дискриминацией. Речь идет об охране здоровья, о том, чтобы вредная работа не отразилась на новых поколениях.
Женщинами могут выполняться и работы, связанные с физическими нагрузками — в этих случаях запрещается женщинам переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы, которые хотя и базируются на определенных медицинских данных, т.е. согласованы с Министерством здравоохранения, вызывают справедливую критику тех, кому приходится выполнять подобные работы.
Беременные женщины (с момента установления этого факта) не должны привлекаться к работам, требующим значительного нервно-эмоционального напряжения, особенно связанным с опасностью аварии, взрыва, т.е. с риском для жизни собственной и других людей, а также к работам, выполняемым в условиях резкого дефицита времени, например, на конвейере с принудительным ритмом. Рекомендуются работы, выполняемые в спокойном режиме, не связанные со срочностью выполнения задания, запрещается работа, связанная с перегреванием и переохлаждением организма.
Одной из основных льгот в области социальной защиты для трудящихся женщин является предоставление им отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по социальному страхованию за время освобождения от работы. Право на такой отпуск имеют все работающие женщины, независимо от того, является ли работа постоянной, временной или сезонной; это право не зависит ни от общего стажа, ни от непрерывного стажа работы. Материальное обеспечение женщин-рабочих и служащих в период отпуска по беременности и родам осуществляется путем выплаты пособий из фонда государственного социального страхования.
Особые правила установлены для женщин, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо ПТУ и направленных на работу в установленном порядке. Если право на отпуск по беременности и родам у них возникло до начала работы, пособие им выдается со дня, назначенного для явки на работу. Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за новорожденным ребенком, а также в тех случаях, если ребенок родился мертвым. Если в период беременности произошел выкидыш, то женщине предоставляется отпуск по временной нетрудоспособности. Отпуск по беременности и родам может наступить в период нахождения работницы в очередном отпуске — последний в этом случае подлежит продлению после окончания послеродового отпуска. Пособие по беременности и родам выдается и женщинам, осужденным к исправительным работам и отбывающим наказание как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. [8]
При заболевании ребенка в возрасте до 2 лет мать всегда освобождается от работы для ухода за ним — ей выдается больничный листок, служащий основанием для выплаты пособия. Если заболел ребенок более старшего возраста, мать освобождается от работы в том случае, если в семье нет никого, кто мог бы ухаживать за ребенком без высвобождения от работы. При болезни ребенка в возрасте до 14 лет, мать освобождается на период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней; за весь этот период выплачивается пособие.
На женщин обычно ложится обязанность ухода не только за заболевшим ребенком, но и за другими членами семьи, если они заболели, — здесь предусматривается возможность предоставления отпуска по уходу за заболевшим членом семьи. Женщины, работающие на предприятиях современных форм собственности, имеют право на отдых наравне со всеми трудящимися, но порядок предоставления им выходных дней и отпусков регламентируется правилами внутреннего распорядка организации. Когда речь идет о выплате пособий по государственному соцстрахованию в период отпусков по беременности и родам, по уходу за новорожденным ребенком и во всех других случаях, это относится ко всем трудящимся женщинам, независимо от того, являются ли они рабочими и служащими или являются членами предприятий современных форм собственности.