ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты цифрового обеспечения
1.1 Сущность цифрового обеспечения
1.2 Институционально-правовое развитие цифрового обеспечения
Глава 2. Анализ цифрового обеспечния национальных проектов
2.1 Современное состояние цифрового обеспечения национальных проектов
2.2 Зарубежный опыт цифрового обеспечения национальных проектов
Глава 3. Совершенствование цифрового обеспечения национальных проектов
3.1 Достоинства и недостатки цифрового обеспечения национальных проектов
3.2 Проблемы и перспективы развития цифрового обеспечения национальных проектов
Дальнейшие Постановления Правительства России, в том числе различные методические рекомендации при реализации федеральных программ, позволили осуществить регулярный надзор и внедрение информационной структуры под названием «Портал государственных и муниципальных услуг». Эффективная реализация программы «Электронная Россия» продемонстрировала взаимосвязь между уровнем разработки проекта, реализации его в дальнейшем, с учетом действий правовых норм и необходимым объемом его финансирования.
Указ Президента РФ № 212 от 7 февраля 2008 г., который ввел в действие «Стратегию развития Информационного общества в РФ» сыграл решающую роль для эффективного завершения проекта «Электронная Россия»22.
Так, Указ способствовал фактической оценке итогов проделанных работ и их скорейшего завершения. Кроме этого, была отмечена целесообразность расширения объемов дальнейшего развития общества информационного типа в соответствии с данной программой.
Поддержка со стороны населения, темпы формирования информационного общества, были сформированы благодаря деятельности многофункциональных центров государственных услуг, которые способствовали созданию удобного взаимодействия между населением и государственными органами.
В свою очередь, подчеркнем, что на сегодняшний день уровень хакерских атак значительно выше по сравнению с началом 2000-х гг. К примеру, по сведениям руководства Федеральной налоговой службы России, в период с 1999 по 2004 гг. было выявлено только 3 ситуации по утечке сведений ведомственного уровня. Виновные лица понесли установленную ответственность23.
Позже после утверждения со стороны Президента России «Стратегии развития Информационного общества в РФ» на основании распоряжения Правительства России от 6 мая 2008 г. № 632-р вступила в действие «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г.» (далее — Концепция)24.
Понятие электронного правительства подразумевает новый метод организации работы государственной структуры власти при использовании новейших информационно-коммуникационных технологий. На период 2008 г. фактически завершился этап технического оснащения государственных структур необходимым оборудованием и созданием информационно-коммуникационной структуры, которая используется в деятельности госорганов.
Однако, эффективность применения данной структуры в государственной системе власти при реализации федеральных программ было реализовано, как правило, внутри ведомств, что привело к торможению процесса по улучшению взаимодействия между ведомствами и снижало уровень услуг, предоставляемых физическим лицам.
Кроме этого, создание ведомственных информационных баз осуществлялось отдельными подразделениями государственных органов при отсутствии общей технологической и законодательной базы. В связи с этим размещенная информация не являлась доступной для оперативного применения иными госструктурами.
Подобная ситуация приводила к длительному периоду для обмена сведениями между ведомствами, необходимостью дублирования различных баз данных. Также имелись устаревшие сведения, содержащиеся в информационных базах, что приводило к принятию неверных решений представителями государственных структур.
Отметим, что на дату утверждения Правительством России Концепции электронного правительства, в 2008 г. не был осуществлен автоматизированный подход по сбору и дальнейшей обработки сведений для уточнения целевых показателей эффективности работы государственных структур.
Также не была разработана общая структура планирования и контроля результативного исполнения государственных программ. Физические лица не имели технической возможности использовать данные подобных систем.
С помощью скоординированных действий и проведения согласованной работы государственных структур в рамках общей политики государства в соответствии со Стратегией развития ИО, государственные структуры к концу 2000-х гг. пришли к созданию базы правовых требований для дальнейшего развития информационного общества.
В период 2010 г. была утверждена Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)» от № 1815-р от 20.10.2010 г.25. Позднее ее содержание было уточнено Постановлением Правительства РФ № 313 от 15.04.2015 г. «Об утверждении государственной программы РФ «Информационное общество (2011–2020 гг.)»26.
Содержание государственной программы состояло несколько частей:
1) «Безопасность в информационном обществе»;
2) «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
3) «Информационное государство»;
4) «Информационная среда».
Способ законодательного регулирования, который сформировался на 1-м этапе становления информационного общества, был соблюден и после завершения проекта «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Далее возникла необходимость внесения изменений в правовые нормы, в связи с полученным опытом в сфере персональных данных и возрастающими технологическими возможностями.
Указанное было четко продемонстрировано в деятельности по внесению изменений в содержание ФЗ № 152-ФЗ. По нашим наблюдениям, содержание данного Закона на начало 2020 г. имела 20 редакций27. Многочисленные поправки пришлись на период с 2011 по 2017 гг. Подобное было взаимосвязано с началом следующего этапа становления информационного общества и реализации проекта по формированию Правительства в электронном виде.
В центре внимания оказалась разработка и утверждение структуры персональных данных физических лиц, сведения которых с помощью электронных платформ были включены в государственные базы данных на федеральном уровне. Признание утратившей силу Стратегии развития ИО 2008 года28 в соответствии с Указом Президента России от 9 мая 2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» фактически ранее установленного срока завершило 2-й этап формирования информационного общества.
Подчеркнем, что сведения на момент 2017 г. по созданию информационного общества основывались на платформе Стратегии 2008 г., а также существенных решениях в сфере инфраструктуры по формированию правительства в электронном виде на период с 2009 по 2012 гг.29. Изучение перечисленных документов демонстрирует, что решения того периода позволили сформировать объемную инфраструктуру по взаимодействию ИС государственных органов, компаний и граждан.
При исполнении последующего этапа формирования информационного общества в период с 2011 по 2017 гг. существенное значение имела роль федеральных государственных структур по обеспечению создания важных правовых норм для работы госсистем.
Активное проведение в период 2010 гг. технологических изменений, привело к необходимости реализации синхронизации этапов создания технологий цифрового формата ведущими государствами мира и их дальнейшее использование на территории России.
С началом деятельности в данном направлении последующему развитию способствовали предшествующие работы органов госструктуры по созданию законодательной базы по обеспечению формирования новых технологии в ИТ-структуре в период с 2000 по 2010 гг. и в дальнейшем с 2011 по 2017 годы при создании информационного общества.
Учитывая ускорение темпов развития цифровых технологий до установленной даты завершения программы «Информационное общество 2011–2020 гг.», а также при целесообразности проведения исследований новых технологических возможностей, сформировалась потребность внесения изменений в стратегию развития данной области.
В заключение 2-го этапа был издан Указ Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 года «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». Кроме этого, 31 декабря 2015 г. Президент РФ издал Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ».
В документе были озвучены возможности применения коммуникационных информационных технологий для пропаганды вредоносных политических направлений и явлений, а также нанесения ущерба мирному существованию граждан и стабильности общества. Стратегия подчеркивала тему модернизации действий по предупреждению преступных проявлений, включая информационную область30.
Для исполнения требований документа был утвержден ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму», а также отдельные правовые акты России по вопросу утверждения дополнительных способов по противодействию терроризму и поддержания безопасности в обществе.
Федеральный закон указывает нормы о необходимости хранения в течение полугода операторами связи и провайдерами в интернете поступающих сообщений в различных формах, включая звуки, изображение и пр. Подобная информация способствует раскрытию преступных действий правоохранительными органами.
Основываясь на практике по борьбе с террористическими организациями на территории РФ, был утвержден ФЗ от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»31. 7 марта 2019 г. прошли 3-е чтение в Государственной Думе РФ комплекс проектов законов о распространении неверных сведений и недозволенного поведения в интернете. Инициаторами проекта выступил депутат Д. Вяткин, а также сенаторы Л. Бокова и А. Клишас.
В соответствии с проектом закона о распространении недостоверных сведений в реестре информации, которая может быть заблокирована без обращения в судебную инстанцию на основании требований ст. 15.3 Закона «Об информации», необходимо внести понятие недостоверной информации, имеющей значение для общества, которая распространяется под видом сообщений достоверного характера и формирует угрозу жизни и здоровью населения, их имуществу, а также общественному порядку и пр.32.
Наличие взаимосвязи, указывающей на результативность правовых норм по обеспечению формирования информационного общества, имеется между государственными стратегиями, определенными правовыми нормами. К примеру, стратегия по государственной безопасности России взаимосвязана с нормами ст. 11 ФЗ от 28.06.2014. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Также Стратегия отражает положения иных правовых норм, указывающих на государственную политику по поддержанию безопасности в соответствующих областях жизнедеятельности граждан РФ
33.
Содержание главы «Экономический рост» указанной Стратегии о государственной безопасности основывается на «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года», которая была утверждена 13 мая 2017 года № 20834. Также глава «Экология живых систем и рациональное природопользование» учитывает условия «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года» от 19 апреля 2017 года № 17635.
Законодательной базой Стратегии развития информационного общества России на период с 2017 по 2030 гг. учитывается Стратегия государственной безопасности, а также Доктрина информационной безопасности от 5 декабря 2016 года № 64636. Можно отметить наличие так называемой «сквозной технологии» развития информационных технологий и соблюдения действующих законодательных требований, учитывая специфические характеристики ИТ-области в различных сферах государства.
По нашему мнению, имеет стратегическое назначение утверждение законодательных требований при формировании технологий прорывного характера.
Для усиления результативности управления со стороны государства при исполнении Указа Президента РФ от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования»37 и пункта 3.18 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, в том числе модернизации и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов от 31 июля 2014 г. № 4970п-П1038, была утверждена на основании распоряжения Правительства России № 1418-р от 4 июля 2017 года Концепция формирования и ведения общего федерального информационного ресурса, в котором отражена информация о гражданах России39.
Концепция указывает задачи и правила создания и осуществления действий по ведению ресурса о гражданах, указывается система и перечень информации, требования к информационной базе, поддержания безопасности сведений и осуществления взаимодействия с другими государственными структурами. Утверждение перечисленных решений подчеркивает взаимосвязь между условиями правовых норм и требованиями Стратегии государственной безопасности. Отметим, что Концепция была утверждена в соответствии с распоряжением Правительства № 1418-р от 4 июля 2017 г.