ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты цифрового обеспечения
1.1 Сущность цифрового обеспечения
1.2 Институционально-правовое развитие цифрового обеспечения
Глава 2. Анализ цифрового обеспечния национальных проектов
2.1 Современное состояние цифрового обеспечения национальных проектов
2.2 Зарубежный опыт цифрового обеспечения национальных проектов
Глава 3. Совершенствование цифрового обеспечения национальных проектов
3.1 Достоинства и недостатки цифрового обеспечения национальных проектов
3.2 Проблемы и перспективы развития цифрового обеспечения национальных проектов
финансовым активам в цифровом виде и краудфандингу, формированию возможности предоставления услуг по лицензированию в электронном виде с помощью реестровой структуры и создания архивов в электронном формате.
Существенная роль цифровизации отводится в различных государственных проектах. К примеру, государственный проект «Наука» за период 2019 года имеет центральное положение по отношению к иным проектам РФ. В то же время проект «Цифровая экономика» не был реализован в полном объеме по финансовым основаниям. На сегодняшний день увеличено финансирование государственных проектов по сравнению с предыдущими периодами.
Перечисленные подходы к проекту цифровизации государства демонстрируют имеющийся потенциал, а также трудности при его реализации, включая периоды, отведенные для его исполнения.
По мнению Г. Грефа, под цифровизацией понимается метод изменения на практике жизненного уровня в лучшую сторону и повышения качества жизни граждан при взаимодействии общества с государственными структурами, сохранения здоровья и жизни населения, а также временных затрат при обращении за госуслугами51.
Практика России и зарубежных государств при развитии ИО подчеркивает значение экономики цифрового формата, которая является ресурсом по реализации экономического развития России. Высказываются многочисленные мнения о том, что цифровая экономика является основным способом для осуществления прорыва в технологической сфере в ближайшее время.
Также высказываются идеи о всеобъемлющем использовании технологии цифрового формата в различных социальных сферах и государства в целом. Для реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»52 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России провело работу по разработке паспорта государственной программы под названием «Цифровая экономика РФ», которая была в дальнейшем утверждена Президиумом Совета 24 декабря 2018 г.
С целью разработки унифицированного подхода основным государственным направлением развития России Президиум Совета при Президенте РФ, утвердив предложение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, тем самым подтвердил статус указанного государственного проекта о цифровизации Российской Федерации.
Проект «Цифровая экономика РФ» включает 6 федеральных проектов, направленных на необходимость реализации цифровизации государственных структур России.
Федеральный проект «Нормативное регулирование правовой среды» призван воздействовать на правовую поддержку реализации проекта цифровизации. Заместитель Министра экономического развития России осуществляет руководство проекта о правовой поддержке, а также курирует реализацию проекта «Кадры для цифровой экономики». В качестве руководителей проектов осуществляют деятельность И.Э. Торосов и С.В. Шипов.
По нашему мнению, приведенный метод при реализации управления государственным проектом, вызывает соответствующий интерес. Так, было выявлено при проходивших обсуждениях ИКТ, наличие двойственного содержания технологий. Подобное подтверждает целесообразность нескольких подходов к их дальнейшему формированию в качестве информационно-коммуникационных технологий, а также методов разрешения определенных вопросов при взаимодействии населения, государства и бизнеса.
Не стоит забывать необходимость проведения учета участников ИКТ государственных проектов. При возникновении потребности в данной деятельности принимают участие представители различных государственных структур, включая Федеральную службу безопасности и Федеральную службу охраны, что создает важные предпосылки для ликвидации существующих барьеров между ведомствами различных отраслей.
Проведение изучения проекта под названием «Нормативное регулирование цифровой среды» демонстрирует наличие поэтапной работы по утверждению проектов законов для ликвидации существующих барьеров при дальнейшей модернизации экономики цифрового формата и созданию благоприятных условий для исполнения правовых норм при реализации данных проектов государства.
Кроме этого, на базе проекта осуществляется работа над актуальными правовыми законами, которые формируют возможности для создания новой результативной структуры по управлению изменениями, включая создание площадок для организационного пилотирования технологий цифрового формата.
К примеру, в соответствии с данным федеральным проектом ведется поиск решения проблемы по формированию законодательных условий для определения статуса удостоверяющих центров и введения в действие требований унифицированного типа при использовании квалифицированной электронной подписи, реализации соглашений в электронном виде, утверждения законодательных норм
, поддерживающих формирование экономики в цифровом виде и пр.
Так, в рамках федерального проекта создаются необходимые законодательные условия для реализации инновационных технологий в цифровом формате в различных областях деятельности государственных структур, компаний и граждан.
Существенная роль отводится Федеральной программе «Нормативное регулирование цифровой среды», которая выражается в том, что в результате на период 2024 г. будет выполнена концепция общего законодательного контролирования правоотношений, которые формируются при модернизации экономики цифрового формата, а также организации действий по управлению изменениями в сфере изучаемого типа экономики. Иными словами, это тот же вопрос о необходимости уменьшения транзакционных издержек, взаимосвязанных с реализацией межведомственных целей и использования экосистемного метода, с помощью которого обеспечивается изучение существующих проблем.
Стоит отметить проблемы при исполнении данного федерального проекта. К примеру, не утвержден ФП «О цифровых финансовых активах». Кроме этого, остался нерешенным проект закона «О регуляторных песочницах»53.
Также необходимо дальнейшее формирование общих мер по стимулированию инвестиций частных компаний. По нашему мнению, целесообразно утверждение жесткой структуры надзора за реализацией решений, которые были приняты. К примеру, возможно введение отчета руководителей государственных проектов в Государственной Думе с регулярностью представления отчетности раз в квартал.
В ходе исполнения проектов могут использоваться экспертно-аналитические сведения с обнародованием итогов на заседаниях Государственной Думы. Повышение надзора при исполнении различных государственных и федеральных проектов будет способствовать усилению роли Государственной Думы РФ в процессе модернизации Российской Федерации в инновационной сфере.
Изучение проекта «Цифровое государственное управление» демонстрирует, что ему отводится существенная роль дальнейшего развития технологий цифрового формата, базирующееся на модернизации общей инфраструктуры Правительства электронного типа.
Применение данного проекта позволит физическим лицам и компаниям иметь доступ к государственным услугам и сервисам в электронном виде, формированию государственной структуры управления сведениями
, создаст условия для дальнейшего развития правительства электронного вида, использованию сквозных платформенных решений на уровне государственного управления России.
К базовым показателям на период 2024 г. относится:
1. 90 % документов, имеющих юридическое значение, государственных структур и бюджетных учреждений будут переведены в автоматизированный режим;
2. Государственные услуги представляются в режиме онлайн, задействовано 25 сервисов, сгруппированных по соответствующим жизненным случаям;
3. 60 % физических лиц будут иметь квалифицированную электронную подпись и удостоверение личности в цифровом формате;
4. Объем документооборота между участниками Евразийского экономического союза и Россией составит не менее 90 %.
Подобные результаты невозможны без исполнения Федерального проекта под названием «Кадры для цифровой экономики». Современные реалии формируют необходимость новых методов по поддержке населения в изучении экономики цифрового формата и повышения цифровой грамотности среди граждан, а также персонализации системы образования в данной сфере.
На период 2024 г. будет создана преемственная структура образования, которая будет способствовать выявлению талантливых специалистов в информатике и математике и дальнейшей подготовке достойных кадровых резервов.
К 2024 г. также планируется достигнуть следующих результатов:
а) обучение по онлайн-программам с целью повышение уровня цифровой грамотности будет реализовано по отношению к 10 млн. граждан России;
б) около 2 миллионов физических лиц будут иметь возможность повысить уровень своей квалификации в цифровой области;
в) высшие учебные заведения к 2024 г. будут выпускать около 700 тысяч специалистов высокой квалификации для их последующей работы в сфере цифровых услуг.
Итак, в соответствии с перечисленными федеральными проектами, которые включены в государственный проект под названием «Национальная программа «Цифровая экономика РФ» на период 2024 г. будет создана результативная структура законодательного обеспечения деятельности по модернизации и расширению использования технологий цифрового формата в государственной структуре власти, обладающей необходимым кадровым потенциалом и техническими возможностями.
Представляют научный интерес программные документы, разработанные на территории Европейского союза, Китая и США.
Реализация программы «Повестка дня цифровой экономики США» ставит своей задачей формирование благоприятных условий для деятельности организаций, зарегистрированных на территории государства и поддержания центрального места США при формировании условий и стандартов на уровне форматов между сторонами54.
Министерство торговли США несет ответственность за исполнение данной программы. Директор по цифровой экономике обеспечивает координацию задействованных структурных подразделений, к которым относятся:
1. Патентное ведомство;
2. Национальный институт стандартов и технологий;
3. Управление международной торговли;
4. Национальное агентство по телекоммуникациям и информации.
Кроме этого, действует Консультационный совет по цифровой экономике, оказывающий экспертную помощь. В состав Совета входят представители организаций США, различных академических кругов, общественных объединений.
На основании программы осуществляется деятельность по следующим направлениям:
1. Безопасность и доверие при работе в интернете;
2. Открытый интернет без ограничений;
3. Доступ и профессиональные знания;
4. Новейшие и инновационные технологии55.
Рассмотрим направление о свободном и открытом интернете. Условием формирования экономики в цифровом формате является реализация возможности свободного обмена сведениями. Для решения подобной задачи необходимо наличие свободного доступа к сети, в том числе передача информации трансграничным способом.
В качестве одного из вопросов стимулирования модернизации экономики США в цифровом формате является утверждение штатного поста в некоторых иностранных представительствах торговых сетей для так называемого «цифрового атташе». Перед специалистом стоит задача по разъяснению американским компаниям способов контролирования, в том числе политических тенденций в области ИКТ, осуществляемые на государственном уровне в государствах, в которых они действуют. Кроме этого, необходимо осуществлять содействие экспортным операциям цифровых услуг и товаров США.
Существенная роль цифровизации отводится в различных государственных проектах. К примеру, государственный проект «Наука» за период 2019 года имеет центральное положение по отношению к иным проектам РФ. В то же время проект «Цифровая экономика» не был реализован в полном объеме по финансовым основаниям. На сегодняшний день увеличено финансирование государственных проектов по сравнению с предыдущими периодами.
Перечисленные подходы к проекту цифровизации государства демонстрируют имеющийся потенциал, а также трудности при его реализации, включая периоды, отведенные для его исполнения.
По мнению Г. Грефа, под цифровизацией понимается метод изменения на практике жизненного уровня в лучшую сторону и повышения качества жизни граждан при взаимодействии общества с государственными структурами, сохранения здоровья и жизни населения, а также временных затрат при обращении за госуслугами51.
Практика России и зарубежных государств при развитии ИО подчеркивает значение экономики цифрового формата, которая является ресурсом по реализации экономического развития России. Высказываются многочисленные мнения о том, что цифровая экономика является основным способом для осуществления прорыва в технологической сфере в ближайшее время.
Также высказываются идеи о всеобъемлющем использовании технологии цифрового формата в различных социальных сферах и государства в целом. Для реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»52 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России провело работу по разработке паспорта государственной программы под названием «Цифровая экономика РФ», которая была в дальнейшем утверждена Президиумом Совета 24 декабря 2018 г.
С целью разработки унифицированного подхода основным государственным направлением развития России Президиум Совета при Президенте РФ, утвердив предложение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, тем самым подтвердил статус указанного государственного проекта о цифровизации Российской Федерации.
Проект «Цифровая экономика РФ» включает 6 федеральных проектов, направленных на необходимость реализации цифровизации государственных структур России.
Федеральный проект «Нормативное регулирование правовой среды» призван воздействовать на правовую поддержку реализации проекта цифровизации. Заместитель Министра экономического развития России осуществляет руководство проекта о правовой поддержке, а также курирует реализацию проекта «Кадры для цифровой экономики». В качестве руководителей проектов осуществляют деятельность И.Э. Торосов и С.В. Шипов.
По нашему мнению, приведенный метод при реализации управления государственным проектом, вызывает соответствующий интерес. Так, было выявлено при проходивших обсуждениях ИКТ, наличие двойственного содержания технологий. Подобное подтверждает целесообразность нескольких подходов к их дальнейшему формированию в качестве информационно-коммуникационных технологий, а также методов разрешения определенных вопросов при взаимодействии населения, государства и бизнеса.
Не стоит забывать необходимость проведения учета участников ИКТ государственных проектов. При возникновении потребности в данной деятельности принимают участие представители различных государственных структур, включая Федеральную службу безопасности и Федеральную службу охраны, что создает важные предпосылки для ликвидации существующих барьеров между ведомствами различных отраслей.
Проведение изучения проекта под названием «Нормативное регулирование цифровой среды» демонстрирует наличие поэтапной работы по утверждению проектов законов для ликвидации существующих барьеров при дальнейшей модернизации экономики цифрового формата и созданию благоприятных условий для исполнения правовых норм при реализации данных проектов государства.
Кроме этого, на базе проекта осуществляется работа над актуальными правовыми законами, которые формируют возможности для создания новой результативной структуры по управлению изменениями, включая создание площадок для организационного пилотирования технологий цифрового формата.
К примеру, в соответствии с данным федеральным проектом ведется поиск решения проблемы по формированию законодательных условий для определения статуса удостоверяющих центров и введения в действие требований унифицированного типа при использовании квалифицированной электронной подписи, реализации соглашений в электронном виде, утверждения законодательных норм
, поддерживающих формирование экономики в цифровом виде и пр.
Так, в рамках федерального проекта создаются необходимые законодательные условия для реализации инновационных технологий в цифровом формате в различных областях деятельности государственных структур, компаний и граждан.
Существенная роль отводится Федеральной программе «Нормативное регулирование цифровой среды», которая выражается в том, что в результате на период 2024 г. будет выполнена концепция общего законодательного контролирования правоотношений, которые формируются при модернизации экономики цифрового формата, а также организации действий по управлению изменениями в сфере изучаемого типа экономики. Иными словами, это тот же вопрос о необходимости уменьшения транзакционных издержек, взаимосвязанных с реализацией межведомственных целей и использования экосистемного метода, с помощью которого обеспечивается изучение существующих проблем.
Стоит отметить проблемы при исполнении данного федерального проекта. К примеру, не утвержден ФП «О цифровых финансовых активах». Кроме этого, остался нерешенным проект закона «О регуляторных песочницах»53.
Также необходимо дальнейшее формирование общих мер по стимулированию инвестиций частных компаний. По нашему мнению, целесообразно утверждение жесткой структуры надзора за реализацией решений, которые были приняты. К примеру, возможно введение отчета руководителей государственных проектов в Государственной Думе с регулярностью представления отчетности раз в квартал.
В ходе исполнения проектов могут использоваться экспертно-аналитические сведения с обнародованием итогов на заседаниях Государственной Думы. Повышение надзора при исполнении различных государственных и федеральных проектов будет способствовать усилению роли Государственной Думы РФ в процессе модернизации Российской Федерации в инновационной сфере.
Изучение проекта «Цифровое государственное управление» демонстрирует, что ему отводится существенная роль дальнейшего развития технологий цифрового формата, базирующееся на модернизации общей инфраструктуры Правительства электронного типа.
Применение данного проекта позволит физическим лицам и компаниям иметь доступ к государственным услугам и сервисам в электронном виде, формированию государственной структуры управления сведениями
, создаст условия для дальнейшего развития правительства электронного вида, использованию сквозных платформенных решений на уровне государственного управления России.
К базовым показателям на период 2024 г. относится:
1. 90 % документов, имеющих юридическое значение, государственных структур и бюджетных учреждений будут переведены в автоматизированный режим;
2. Государственные услуги представляются в режиме онлайн, задействовано 25 сервисов, сгруппированных по соответствующим жизненным случаям;
3. 60 % физических лиц будут иметь квалифицированную электронную подпись и удостоверение личности в цифровом формате;
4. Объем документооборота между участниками Евразийского экономического союза и Россией составит не менее 90 %.
Подобные результаты невозможны без исполнения Федерального проекта под названием «Кадры для цифровой экономики». Современные реалии формируют необходимость новых методов по поддержке населения в изучении экономики цифрового формата и повышения цифровой грамотности среди граждан, а также персонализации системы образования в данной сфере.
На период 2024 г. будет создана преемственная структура образования, которая будет способствовать выявлению талантливых специалистов в информатике и математике и дальнейшей подготовке достойных кадровых резервов.
К 2024 г. также планируется достигнуть следующих результатов:
а) обучение по онлайн-программам с целью повышение уровня цифровой грамотности будет реализовано по отношению к 10 млн. граждан России;
б) около 2 миллионов физических лиц будут иметь возможность повысить уровень своей квалификации в цифровой области;
в) высшие учебные заведения к 2024 г. будут выпускать около 700 тысяч специалистов высокой квалификации для их последующей работы в сфере цифровых услуг.
Итак, в соответствии с перечисленными федеральными проектами, которые включены в государственный проект под названием «Национальная программа «Цифровая экономика РФ» на период 2024 г. будет создана результативная структура законодательного обеспечения деятельности по модернизации и расширению использования технологий цифрового формата в государственной структуре власти, обладающей необходимым кадровым потенциалом и техническими возможностями.
2.2 Зарубежный опыт цифрового обеспечения национальных проектов
Представляют научный интерес программные документы, разработанные на территории Европейского союза, Китая и США.
Реализация программы «Повестка дня цифровой экономики США» ставит своей задачей формирование благоприятных условий для деятельности организаций, зарегистрированных на территории государства и поддержания центрального места США при формировании условий и стандартов на уровне форматов между сторонами54.
Министерство торговли США несет ответственность за исполнение данной программы. Директор по цифровой экономике обеспечивает координацию задействованных структурных подразделений, к которым относятся:
1. Патентное ведомство;
2. Национальный институт стандартов и технологий;
3. Управление международной торговли;
4. Национальное агентство по телекоммуникациям и информации.
Кроме этого, действует Консультационный совет по цифровой экономике, оказывающий экспертную помощь. В состав Совета входят представители организаций США, различных академических кругов, общественных объединений.
На основании программы осуществляется деятельность по следующим направлениям:
1. Безопасность и доверие при работе в интернете;
2. Открытый интернет без ограничений;
3. Доступ и профессиональные знания;
4. Новейшие и инновационные технологии55.
Рассмотрим направление о свободном и открытом интернете. Условием формирования экономики в цифровом формате является реализация возможности свободного обмена сведениями. Для решения подобной задачи необходимо наличие свободного доступа к сети, в том числе передача информации трансграничным способом.
В качестве одного из вопросов стимулирования модернизации экономики США в цифровом формате является утверждение штатного поста в некоторых иностранных представительствах торговых сетей для так называемого «цифрового атташе». Перед специалистом стоит задача по разъяснению американским компаниям способов контролирования, в том числе политических тенденций в области ИКТ, осуществляемые на государственном уровне в государствах, в которых они действуют. Кроме этого, необходимо осуществлять содействие экспортным операциям цифровых услуг и товаров США.