Файл: Сборник Составитель В. Г. Смелова м оскв а, 2 0 2 0.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средние значения погоды на Золотом Кольце
Температура воздуха среднесуточная, °С
Количество осадков, мм
-15
-10
-5 0
5 10 15 20 25
Ряд1 0
10 20 30 40 50 60 70 80
Ряд1
52
Количество дождливых дней, дни
Продолжительность светового дня, часы
Задание 2
Города
Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью
80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Ряд1 0
5 10 15 20
Ряд1 0
2 4
6 8
10 12 14 16 18
Ряд1
53
Обведите границы Золотого кольца на карте.
Поместите эту карту в своё рекламное издание или презентацию.
Задание 3
В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо- восток.
Какой же город мы посетим первым?
Используя таблицу 1, определите, на каком расстоянии от Москвы он находится?
Сколько времени мы будем добираться до него, если скорость нашего автобуса будет 60 км/час?
Используя таблицу 1, составьте свою задачу и запишите её.
Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по
Золотому кольцу России закончится?
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление 120/60=2 часа
54
Таблица 1. Золотое кольцо России. Статистические данные
Города Золотого кольца
России
расстояние
от
Москвы,
км
население
тыс. чел.
год
основания
Москва
0 12700 1147
Переславль-Залесский
120 39 1152
Юрьев-Польский
140 19 1152
Суздаль
180 10 1024
Тейково
210 33 1613
Ярославль
240 610 1010
Борисоглебск
180 6
1363
Ростов
170 31 862
Углич
190 32 937
Талдом
90 13 1677
Дмитров
50 69 1154
Истра
35 34 1589
Москва
0 12700 1147
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление 80*10=800 км
Задание 4
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, он основан князем
Ярославом Мудрым.
Используя таблицу 1, вычислите площадь города Ярославля. Она примерно равна площади, полученной в результате следующих вычислений: если из года основания Ярославля вычесть количество его жителей, а разность разделить пополам.
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление (1010 – 610)/2 =200 кв. км
55
Задание 5
Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов.
Данные занесите в сводную таблицу
Достопримечательности городов Золотого кольца России
Город Золотого кольца
Достопримечательности
Переславль-Залесский
Юрьев-Польский
Суздаль
Тейково
Ярославль
Борисоглебск
Ростов
Углич
Талдом
Дмитров
Истра
Поместите полученную таблицу со сведениями о достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив художественный текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в прямом или переносном?
56 3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом?
«МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…» (ПОВЕСТЬ А. ГАЙДАРА «ЧУК И ГЕК»)
Автор: Гладыщук Виктория Юрьевна
10
Тип проектной задачи
Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир)
Возраст обучающихся: 3 класс
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся по истории родного края, опираясь на жизненный опыт.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: узнать по описанию животное, работа с картой, полезные ископаемые; одежда человека
Математика: сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел, работа с диаграммой
Русский язык: однокоренные слова
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: помочь добраться
Чуку и Геку к отцу
10
Источник иллюстрации: deti-online.com
57
Содержание задачи
1. Проблемная ситуация
Маму Чука и Гека положили в больницу с аппендицитом, и теперь им предстоит добираться до отца одним.
2. Формулировка задачи
Помогите детям справиться с этой непростой задачей.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
В последнем письме домой отец Чука и Гека жаловался на то, что наступили сильные холода, а он не взял с собой зимнюю одежду. Помогите ребятам положить в чемодан необходимые ему вещи.
Комментарий. Ребятам предлагается выбрать подходящую одежду из предложенной. Можно раздать каждому или на группы наборы из летней, весенней и зимней одежды. Наборы можно взять из игры «Одень куклу» или сделать самим, ориентируясь на учебник А.А. Плешакова Окружающий мир.
Результат: выбрали теплую одежду.
Задание 2
В этом же письме отец просил ребят привезти немного еды для одного лесного зверя, который остался голодным. Правда, к сожалению, последняя страница письма с названием животного не сохранилась, осталось только его описание.
Определите по описанию, что это за животное и выберите необходимый ему корм.
Довольно крупное животное, одетое в бурый мех. Питается и
растительной, и животной пищей, которую находит под снегом.
Выкапывать пищу из-под снега ему помогают клыки.
11
11
Кабан. Описание взято из учебника Плешакова «Окружающий мир»
58
Комментарий. Ребята должны положить в чемодан: 1) желуди, 2) морковку,
3)пшено, 4) семечки
Результат: 1. Вспомнили названия диких животных, и чем они питаются.
2.Выполнили просьбу отца, собрали чемодан.
Задание 3
Чтобы отец не ушел в тайгу, а остался их ждать в доме, необходимо отправить ему телеграмму следующего содержания.
Мы с Геком выезжаем к тебе. Взяли с собой теплые носки,
теплый свитер, теплые брюки, теплые варежки. Наш поезд
отправляется в путь в семь часов вечера. Жди нас в сторожке.
За отправку телеграммы надо заплатить, а у ребят в копилке осталось только 46 копеек, поэтому им надо максимально сократить количество слов в тексе так, чтобы сохранился смысл.
Комментарий. Можно привести справку о том, что такое телеграмма и как рассчитывается стоимость отправки телеграммы (количество слов).
Результат: составили телеграмму.
Задание 4
Чтобы идти на вокзал и покупать билет на поезд, ребятам надо знать до какого города они поедут. Вспомним, что говорила мама:
Туда ехать тысячу и тысячу километров поездом, а потом в санях
лошадьми через тайгу… еще километров сто
Воспользуйся диаграммой расстояния от Москвы до разных городов на поезде и таблицей среднесуточных температур за декабрь.
Комментарий. В диаграмме приводим расстояние от Москвы до Миасса (2000 км), до Кутаиси (2000км) и некоторых других городов, расположенных ближе или дальше, чем 2000 км.
59
В таблице среднесуточной температуры за декабрь приводим Миасс
(
23.8 °С), Кутаиси(+3.5 °С) и городов, которые были даны в диаграмме.
Исходя из слов матери, мы получаем 1000+1000=2000 км
Используя диаграмму, получаем два варианта: Кутаиси и Миасс
Используя данные таблицы среднесуточных температур и информацию из заданий 1(собираем теплую одежду) и 2 (добывает пищу под снегом) получаем Миасс.
Результат: определили, до какой станции брать билет.
Задание 5
События, описанные в книге, происходят в 1939 году, то есть перед
Великой Отечественной войной. Папа Чука и Гека геолог. Геолог занимается поиском месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.
Рассмотрите минералы, изучите их описание и применение. Определите, какой минерал хочет найти отец Чука и Гека.
Комментарий. Предлагаем три–четыре минерала с характеристиками их использования исключительно в быту (например, известняк, глина, мрамор) и один минерал – магнитный железняк (магнетит), который используется для получения лёгких и сверхлёгких литейных сплавов (самолётостроение, производство автомобилей), в военном деле для изготовления осветительных и зажигательных ракет.
Результат: определили, что геологи ищут минерал магнетит для военной промышленности.
Задание 6
Мама говорила, что до сторожки, где расположилась экспедиция, надо ехать от станции еще на санях.
Определите по географической карте, рядом с каким городом расположилась геологическая экспедиция. Вспомните про однокоренные слова.
Комментарий. Детям выдается географическая карта Челябинской области с городами Миасс, Магнитогорск и др.
60
Магнетит (магнитный железняк) – Магнитогорск.
Результат: УРА! Мы на месте!
«СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ»
«ОГНЕННАЯ ДУГА»: КУРСКАЯ БИТВА
Автор: Смирнова Марина Юрьевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство)
Место проектной задачи в
образовательном процессе: 3 класс
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся по истории родного края.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: работа с картой, история родного края
Математика: окружность, проведение расчётов (сложение и вычитание, деление), перевод единиц измерения
Литературное чтение: анализ литературного художественного текста
Изобразительное искусство: создание рисунка
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: плакат-обращение к сверстникам или создание презентации по теме.
Содержание проектной задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
Ребята! В год 75- летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем великие сражения, которые оказали влияние на ход истории. Одно
61 из таких сражений – битва на Курской дуге, ставшая переломным сражением
Второй мировой войны.
Курская битва считается одним из крупнейших сражений Второй мировой войны. С обеих сторон в нее было вовлечено более 4 000 000 человек
Для сравнения: в ходе Сталинградской битвы на разных этапах боевых действий участвовали чуть более 2,1 миллиона человек. По данным Генштаба
Красной армии, только в ходе наступления с 12 июля по 23 августа было разгромлено 35 немецких дивизий, в том числе 22 пехотные, 11 танковых и две моторизованные. Остальные 42 дивизии понесли тяжелые потери и в значительной степени потеряли свою боеспособность. Курская битва была выиграна благодаря мужеству, отваги и стойкости наших солдат.
2. Формулировка задачи
Давайте мысленно переместимся в прошлое, и попробуем понять, как в те времена простые люди, такие, как мы с вами, смогли добиться этой великой победы, и были ли они тогда такими, как мы с вами сейчас.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
Курская дуга — это выступ глубиной до 150 и шириной до 200 км, обращенный в западную сторону, который образовался в центре советско- германского фронта в ходе наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине.
Необходимо разобраться, почему же этот выступ назвали «Огненная дуга»?
Вспомним, что такое дуга. Любые две несовпадающие точки окружности делят её на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности.
Найдите дугу на рисунке 1.
62
Рис. 1
Комментарий: 1 – секущая, 2 – хорда AB (отмечена красным), 3 – сегмент
(отмечен зелёным), 4 – дуга
В каком направлении вели наступление Красная Армия, а в каком шло контрнаступление Вермахта?
Задание 2
Изучите карту «Курская битва» (рис.
2). Отметьте на карте России (рис. 3) точками города Курск, Белгород и
Орел.
Найдите
Прохоровку.
Начертите окружность и укажите дугу как на рисунке 2. Используйте получившуюся карту для оформления итогового плаката.
Рис. 2. Курская битва
63
Рис. 3
Задание 3
Используя таблицу на рисунке 4, определите, в чем было превосходство сил Советской Армии, в чем немцев, если известно, что численность советской армии составила более 1 млн человек. Солдат поддерживали более 19 000 орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали
2000 самолетов. Немцы противопоставили СССР на Курской дуге 900 000 солдат, 10 000 пушек и 2000 самолетов.
Рис. 4
64
Задание 4
Ознакомьтесь с информацией.
План немцев «Цитадель» для устранения Курского выступа (дуги)
заключался в следующем. Немцы стремились после поражения под
Сталинградом перехватить инициативу - молниеносным ударом захватить
Курский выступ и начать полномасштабное наступление. Советская
разведка сообщила о немецких планах советскому командованию. Узнав
точно время наступления и цель главного удара, наши руководители
приказали укрепить оборону в этих местах.
Когда немцы начали наступление на Курской дуге, на них обрушился
шквальный огонь советской артиллерии, нанеся им большой урон.
Наступление врага застопорилось и шло с опоздание на пару часов. За день
боев неприятель продвинулся всего на 5 км, а за 6 дней наступления на
Курской дуге на 12 км. Такое положение дел, вряд ли устраивало немецкое
командование.
Во время сражения на Курской дуге у деревни Прохоровка
произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по
800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее и страшное
зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой
войны. Советский Т–34 схлестнулся с немецким «Тигром».
Работая с интернет ресурсами, справочниками, нарисуйте советский танк
Т–34 и немецкий «Тигр». Используйте получившиеся рисунки для оформления итогового плаката
Задание 5
Ознакомьтесь с информацией.
Вскоре началось наше контрнаступление. Советские солдаты взяли
укрепления и, при поддержке авиации, совершили прорыв немецкой
обороны.
Хронология
Курской
битвы
отмеряется
следующими
временными рамками: 5 июля – 23 августа 1943 года.
65
Посчитайте, сколько дней продлилась Курская битва? Выразите это в разных единицах измерения времени (дни, недели, месяцы).
Задание 6
В ходе Курской битвы многие советские воины проявили героизм.
Каждый день боев давал множество примеров мужества, отваги, стойкости наших солдат, сержантов и офицеров Они осознанно жертвовали собой, стремясь не допустить прохода врага через свой участок обороны. Свыше 100 тысяч участников тех боев награждены орденами и медалями, 231 стал Героем
Советского Союза. Один из них – летчик старший лейтенант А. П. Маресьев.
Его жизнь была положена в основу книги писателя Бориса Полевого
«Повесть о настоящем человеке». Это повесть о лётчике, который преодолел немыслимые страдания, и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими асами. Всё рассказанное в этой повести основано на действительном событии.
Прочитайте отрывок из повести.
«Вечер был ясный, душистый… Дорога вела через бывшее ржаное
поле. Всё тот же унылый красноватый бурьян, который в обычном
человеческом мире робко высовывает тоненькие стебли, стоял сплошной
стеной, огромный, наглый, сильный, хороня под собой землю,
оплодотворённую потом многих тружеников. И лишь кое-где, как
слабенькая травка, совершенно заглушённая им, поднимала редкие,
чахлые колоски рожь-самосейка. Разросшийся бурьян тянул в себя все
соки земли, пожирал все солнечные лучи; он лишил рожь пищи, света, и
колоски эти засохли ещё до цветения, так и не налившись зерном.
И думалось Мересьеву: вот так и фашисты хотели пустить корни на
нашем поле, налиться нашими соками, подняться на наших богатствах
нагло и страшно, заслонить солнце, а великий, трудолюбивый, могучий
народ вытеснить с его полей, из его огородов, лишить всего, иссосать,
заглушить, как бурьян заглушил эти чахлые колоски, уже потерявшие
66
даже внешне форму сильного красивого злака…»
Ответьте на вопросы: а) К какому жанру вы отнесете это произведение? Выберите ответ.
1) рассказ
2) сказка
3) былина
4) повесть б) Как выдумаете, ребята, почему враг сравнивается с бурьяном, сорняками, заглушившими рожь?
Модельный ответ. Автор использует этот прием, чтобы подчеркнуть, что фашистов нужно как можно быстрее изгнать с нашей земли. в) Почему это произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о
Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»? Какое значение автор вкладывает в слова «человек» и «настоящий»?
Модельный ответ: Борис Полевой посвятил эту повесть всем советским солдатам, которые своим беспримерным мужеством и силой духа одолели злейшего и опытнейшего противника. Слово «человек» не имеет возрастной, национальной и половой принадлежности, и мы увидели, что настоящих людей на страницах повести выведено автором немало. Слово «настоящий» имеет ещё значение «реальный», «правдивый», «жизненный».
Задание 7
В ходе Курской битвы были освобождены два ключевых города страны –
Орел и Белгород. По этому поводу в Москве был устроен первый за всю войну артиллерийский салют. Было подсчитано, что для того, чтобы салют был слышен во всем городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий.
Такие огневые средства были, однако в распоряжении организаторов торжественного действа оказалось всего 1 200 холостых снарядов (во время войны их в Московском гарнизоне ПВО в запасе не держали).
Сколько залпов сделали из каждого орудия?
Температура воздуха среднесуточная, °С
Количество осадков, мм
-15
-10
-5 0
5 10 15 20 25
Ряд1 0
10 20 30 40 50 60 70 80
Ряд1
52
Количество дождливых дней, дни
Продолжительность светового дня, часы
Задание 2
Города
Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью
80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Ряд1 0
5 10 15 20
Ряд1 0
2 4
6 8
10 12 14 16 18
Ряд1
53
Обведите границы Золотого кольца на карте.
Поместите эту карту в своё рекламное издание или презентацию.
Задание 3
В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо- восток.
Какой же город мы посетим первым?
Используя таблицу 1, определите, на каком расстоянии от Москвы он находится?
Сколько времени мы будем добираться до него, если скорость нашего автобуса будет 60 км/час?
Используя таблицу 1, составьте свою задачу и запишите её.
Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по
Золотому кольцу России закончится?
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление 120/60=2 часа
54
Таблица 1. Золотое кольцо России. Статистические данные
Города Золотого кольца
России
расстояние
от
Москвы,
км
население
тыс. чел.
год
основания
Москва
0 12700 1147
Переславль-Залесский
120 39 1152
Юрьев-Польский
140 19 1152
Суздаль
180 10 1024
Тейково
210 33 1613
Ярославль
240 610 1010
Борисоглебск
180 6
1363
Ростов
170 31 862
Углич
190 32 937
Талдом
90 13 1677
Дмитров
50 69 1154
Истра
35 34 1589
Москва
0 12700 1147
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление 80*10=800 км
Задание 4
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, он основан князем
Ярославом Мудрым.
Используя таблицу 1, вычислите площадь города Ярославля. Она примерно равна площади, полученной в результате следующих вычислений: если из года основания Ярославля вычесть количество его жителей, а разность разделить пополам.
Комментарий: учащиеся выполняют вычисление (1010 – 610)/2 =200 кв. км
55
Задание 5
Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности этих городов.
Данные занесите в сводную таблицу
Достопримечательности городов Золотого кольца России
Город Золотого кольца
Достопримечательности
Переславль-Залесский
Юрьев-Польский
Суздаль
Тейково
Ярославль
Борисоглебск
Ростов
Углич
Талдом
Дмитров
Истра
Поместите полученную таблицу со сведениями о достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив художественный текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в прямом или переносном?
56 3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом?
«МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…» (ПОВЕСТЬ А. ГАЙДАРА «ЧУК И ГЕК»)
Автор: Гладыщук Виктория Юрьевна
10
Тип проектной задачи
Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир)
Возраст обучающихся: 3 класс
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся по истории родного края, опираясь на жизненный опыт.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: узнать по описанию животное, работа с картой, полезные ископаемые; одежда человека
Математика: сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел, работа с диаграммой
Русский язык: однокоренные слова
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: помочь добраться
Чуку и Геку к отцу
10
Источник иллюстрации: deti-online.com
57
Содержание задачи
1. Проблемная ситуация
Маму Чука и Гека положили в больницу с аппендицитом, и теперь им предстоит добираться до отца одним.
2. Формулировка задачи
Помогите детям справиться с этой непростой задачей.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
В последнем письме домой отец Чука и Гека жаловался на то, что наступили сильные холода, а он не взял с собой зимнюю одежду. Помогите ребятам положить в чемодан необходимые ему вещи.
Комментарий. Ребятам предлагается выбрать подходящую одежду из предложенной. Можно раздать каждому или на группы наборы из летней, весенней и зимней одежды. Наборы можно взять из игры «Одень куклу» или сделать самим, ориентируясь на учебник А.А. Плешакова Окружающий мир.
Результат: выбрали теплую одежду.
Задание 2
В этом же письме отец просил ребят привезти немного еды для одного лесного зверя, который остался голодным. Правда, к сожалению, последняя страница письма с названием животного не сохранилась, осталось только его описание.
Определите по описанию, что это за животное и выберите необходимый ему корм.
Довольно крупное животное, одетое в бурый мех. Питается и
растительной, и животной пищей, которую находит под снегом.
Выкапывать пищу из-под снега ему помогают клыки.
11
11
Кабан. Описание взято из учебника Плешакова «Окружающий мир»
58
Комментарий. Ребята должны положить в чемодан: 1) желуди, 2) морковку,
3)пшено, 4) семечки
Результат: 1. Вспомнили названия диких животных, и чем они питаются.
2.Выполнили просьбу отца, собрали чемодан.
Задание 3
Чтобы отец не ушел в тайгу, а остался их ждать в доме, необходимо отправить ему телеграмму следующего содержания.
Мы с Геком выезжаем к тебе. Взяли с собой теплые носки,
теплый свитер, теплые брюки, теплые варежки. Наш поезд
отправляется в путь в семь часов вечера. Жди нас в сторожке.
За отправку телеграммы надо заплатить, а у ребят в копилке осталось только 46 копеек, поэтому им надо максимально сократить количество слов в тексе так, чтобы сохранился смысл.
Комментарий. Можно привести справку о том, что такое телеграмма и как рассчитывается стоимость отправки телеграммы (количество слов).
Результат: составили телеграмму.
Задание 4
Чтобы идти на вокзал и покупать билет на поезд, ребятам надо знать до какого города они поедут. Вспомним, что говорила мама:
Туда ехать тысячу и тысячу километров поездом, а потом в санях
лошадьми через тайгу… еще километров сто
Воспользуйся диаграммой расстояния от Москвы до разных городов на поезде и таблицей среднесуточных температур за декабрь.
Комментарий. В диаграмме приводим расстояние от Москвы до Миасса (2000 км), до Кутаиси (2000км) и некоторых других городов, расположенных ближе или дальше, чем 2000 км.
59
В таблице среднесуточной температуры за декабрь приводим Миасс
(
23.8 °С), Кутаиси(+3.5 °С) и городов, которые были даны в диаграмме.
Исходя из слов матери, мы получаем 1000+1000=2000 км
Используя диаграмму, получаем два варианта: Кутаиси и Миасс
Используя данные таблицы среднесуточных температур и информацию из заданий 1(собираем теплую одежду) и 2 (добывает пищу под снегом) получаем Миасс.
Результат: определили, до какой станции брать билет.
Задание 5
События, описанные в книге, происходят в 1939 году, то есть перед
Великой Отечественной войной. Папа Чука и Гека геолог. Геолог занимается поиском месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.
Рассмотрите минералы, изучите их описание и применение. Определите, какой минерал хочет найти отец Чука и Гека.
Комментарий. Предлагаем три–четыре минерала с характеристиками их использования исключительно в быту (например, известняк, глина, мрамор) и один минерал – магнитный железняк (магнетит), который используется для получения лёгких и сверхлёгких литейных сплавов (самолётостроение, производство автомобилей), в военном деле для изготовления осветительных и зажигательных ракет.
Результат: определили, что геологи ищут минерал магнетит для военной промышленности.
Задание 6
Мама говорила, что до сторожки, где расположилась экспедиция, надо ехать от станции еще на санях.
Определите по географической карте, рядом с каким городом расположилась геологическая экспедиция. Вспомните про однокоренные слова.
Комментарий. Детям выдается географическая карта Челябинской области с городами Миасс, Магнитогорск и др.
60
Магнетит (магнитный железняк) – Магнитогорск.
Результат: УРА! Мы на месте!
«СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ»
«ОГНЕННАЯ ДУГА»: КУРСКАЯ БИТВА
Автор: Смирнова Марина Юрьевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство)
Место проектной задачи в
образовательном процессе: 3 класс
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся по истории родного края.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: работа с картой, история родного края
Математика: окружность, проведение расчётов (сложение и вычитание, деление), перевод единиц измерения
Литературное чтение: анализ литературного художественного текста
Изобразительное искусство: создание рисунка
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: плакат-обращение к сверстникам или создание презентации по теме.
Содержание проектной задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
Ребята! В год 75- летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем великие сражения, которые оказали влияние на ход истории. Одно
61 из таких сражений – битва на Курской дуге, ставшая переломным сражением
Второй мировой войны.
Курская битва считается одним из крупнейших сражений Второй мировой войны. С обеих сторон в нее было вовлечено более 4 000 000 человек
Для сравнения: в ходе Сталинградской битвы на разных этапах боевых действий участвовали чуть более 2,1 миллиона человек. По данным Генштаба
Красной армии, только в ходе наступления с 12 июля по 23 августа было разгромлено 35 немецких дивизий, в том числе 22 пехотные, 11 танковых и две моторизованные. Остальные 42 дивизии понесли тяжелые потери и в значительной степени потеряли свою боеспособность. Курская битва была выиграна благодаря мужеству, отваги и стойкости наших солдат.
2. Формулировка задачи
Давайте мысленно переместимся в прошлое, и попробуем понять, как в те времена простые люди, такие, как мы с вами, смогли добиться этой великой победы, и были ли они тогда такими, как мы с вами сейчас.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
Курская дуга — это выступ глубиной до 150 и шириной до 200 км, обращенный в западную сторону, который образовался в центре советско- германского фронта в ходе наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине.
Необходимо разобраться, почему же этот выступ назвали «Огненная дуга»?
Вспомним, что такое дуга. Любые две несовпадающие точки окружности делят её на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности.
Найдите дугу на рисунке 1.
62
Рис. 1
Комментарий: 1 – секущая, 2 – хорда AB (отмечена красным), 3 – сегмент
(отмечен зелёным), 4 – дуга
В каком направлении вели наступление Красная Армия, а в каком шло контрнаступление Вермахта?
Задание 2
Изучите карту «Курская битва» (рис.
2). Отметьте на карте России (рис. 3) точками города Курск, Белгород и
Орел.
Найдите
Прохоровку.
Начертите окружность и укажите дугу как на рисунке 2. Используйте получившуюся карту для оформления итогового плаката.
Рис. 2. Курская битва
63
Рис. 3
Задание 3
Используя таблицу на рисунке 4, определите, в чем было превосходство сил Советской Армии, в чем немцев, если известно, что численность советской армии составила более 1 млн человек. Солдат поддерживали более 19 000 орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали
2000 самолетов. Немцы противопоставили СССР на Курской дуге 900 000 солдат, 10 000 пушек и 2000 самолетов.
Рис. 4
64
Задание 4
Ознакомьтесь с информацией.
План немцев «Цитадель» для устранения Курского выступа (дуги)
заключался в следующем. Немцы стремились после поражения под
Сталинградом перехватить инициативу - молниеносным ударом захватить
Курский выступ и начать полномасштабное наступление. Советская
разведка сообщила о немецких планах советскому командованию. Узнав
точно время наступления и цель главного удара, наши руководители
приказали укрепить оборону в этих местах.
Когда немцы начали наступление на Курской дуге, на них обрушился
шквальный огонь советской артиллерии, нанеся им большой урон.
Наступление врага застопорилось и шло с опоздание на пару часов. За день
боев неприятель продвинулся всего на 5 км, а за 6 дней наступления на
Курской дуге на 12 км. Такое положение дел, вряд ли устраивало немецкое
командование.
Во время сражения на Курской дуге у деревни Прохоровка
произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по
800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее и страшное
зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой
войны. Советский Т–34 схлестнулся с немецким «Тигром».
Работая с интернет ресурсами, справочниками, нарисуйте советский танк
Т–34 и немецкий «Тигр». Используйте получившиеся рисунки для оформления итогового плаката
Задание 5
Ознакомьтесь с информацией.
Вскоре началось наше контрнаступление. Советские солдаты взяли
укрепления и, при поддержке авиации, совершили прорыв немецкой
обороны.
Хронология
Курской
битвы
отмеряется
следующими
временными рамками: 5 июля – 23 августа 1943 года.
65
Посчитайте, сколько дней продлилась Курская битва? Выразите это в разных единицах измерения времени (дни, недели, месяцы).
Задание 6
В ходе Курской битвы многие советские воины проявили героизм.
Каждый день боев давал множество примеров мужества, отваги, стойкости наших солдат, сержантов и офицеров Они осознанно жертвовали собой, стремясь не допустить прохода врага через свой участок обороны. Свыше 100 тысяч участников тех боев награждены орденами и медалями, 231 стал Героем
Советского Союза. Один из них – летчик старший лейтенант А. П. Маресьев.
Его жизнь была положена в основу книги писателя Бориса Полевого
«Повесть о настоящем человеке». Это повесть о лётчике, который преодолел немыслимые страдания, и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими асами. Всё рассказанное в этой повести основано на действительном событии.
Прочитайте отрывок из повести.
«Вечер был ясный, душистый… Дорога вела через бывшее ржаное
поле. Всё тот же унылый красноватый бурьян, который в обычном
человеческом мире робко высовывает тоненькие стебли, стоял сплошной
стеной, огромный, наглый, сильный, хороня под собой землю,
оплодотворённую потом многих тружеников. И лишь кое-где, как
слабенькая травка, совершенно заглушённая им, поднимала редкие,
чахлые колоски рожь-самосейка. Разросшийся бурьян тянул в себя все
соки земли, пожирал все солнечные лучи; он лишил рожь пищи, света, и
колоски эти засохли ещё до цветения, так и не налившись зерном.
И думалось Мересьеву: вот так и фашисты хотели пустить корни на
нашем поле, налиться нашими соками, подняться на наших богатствах
нагло и страшно, заслонить солнце, а великий, трудолюбивый, могучий
народ вытеснить с его полей, из его огородов, лишить всего, иссосать,
заглушить, как бурьян заглушил эти чахлые колоски, уже потерявшие
66
даже внешне форму сильного красивого злака…»
Ответьте на вопросы: а) К какому жанру вы отнесете это произведение? Выберите ответ.
1) рассказ
2) сказка
3) былина
4) повесть б) Как выдумаете, ребята, почему враг сравнивается с бурьяном, сорняками, заглушившими рожь?
Модельный ответ. Автор использует этот прием, чтобы подчеркнуть, что фашистов нужно как можно быстрее изгнать с нашей земли. в) Почему это произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о
Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»? Какое значение автор вкладывает в слова «человек» и «настоящий»?
Модельный ответ: Борис Полевой посвятил эту повесть всем советским солдатам, которые своим беспримерным мужеством и силой духа одолели злейшего и опытнейшего противника. Слово «человек» не имеет возрастной, национальной и половой принадлежности, и мы увидели, что настоящих людей на страницах повести выведено автором немало. Слово «настоящий» имеет ещё значение «реальный», «правдивый», «жизненный».
Задание 7
В ходе Курской битвы были освобождены два ключевых города страны –
Орел и Белгород. По этому поводу в Москве был устроен первый за всю войну артиллерийский салют. Было подсчитано, что для того, чтобы салют был слышен во всем городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий.
Такие огневые средства были, однако в распоряжении организаторов торжественного действа оказалось всего 1 200 холостых снарядов (во время войны их в Московском гарнизоне ПВО в запасе не держали).
Сколько залпов сделали из каждого орудия?