Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Господин кот, как Вас зовут? И чем Вы питаетесь?
- Мяу! Меня зовут Маркиз, я люблю сметану и колбаску, - ответил кот.
- А вы едите пчел? – спросила пчела.
- Нет, я не ем пчел, - хитро ответил кот.
Расслабилась пчела, подлетела поближе к коту. И стала дальше задавать свои вопросы:
- А кого Вы… – не успела договорить пчела как кот схватил и проглотил ее. Испугалась пчела и ужалила кота в язык. Кот взвыл от боли и выплюнул пчелу. Больше пчела не задавала много вопросов.
2.3 Сравнительный анализ навыков развития связной речи на начало и конец исследовательской работы.
Контрольный этап опытной работы позволил подвести итог деятельности и проверку эффективности использования системы занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам сочинения сказок.
Чтобы убедится в эффективности этой системы, был проведен диагностический срез развития связной речи у детей. Для проведения контрольного исследования использовались те же диагностические методики, что и в констатирующем исследовании. В качестве диагностических заданий были использованы сказка Братьев Гримм «Горшочек каши» (Приложение 6) и сюжетная картинка «Лето красное пришло» (Приложение 7).
Примеры пересказов детей сказки Братьев Грим «Горшочек каши».
Артем Д., 6 лет. «Одна девочка пошла в лес за ягодами и встретила там бабушку. Бабушка попросила девочку угостить её ягодами.
-На, бабушка, - сказала девочка.
Бабушка поела ягод и подарила девочке горшочек:
- Если ты скажешь: «Раз, два, три, горшочек, вари!», он будет варить сладкую, вкусную кашу. А если скажешь: «Раз, два, три, больше не вари!» - он перестанет варить.
Поблагодарила девочка бабушку и пошла домой. Мама девочки очень обрадовалась такому подарку.
Как-то раз, когда девочки не было дома, мама решила поесть. Она взяла горшочек и сказала: «Раз, два, три, горшочек, вари!» И горшочек стал варить кашу. Мама поела кашу, а волшебные слова забыла. Стала каша вытекать в комнаты, потом на улицу, заполнила всю дорогу. Когда девочка вернулась домой, она сказала: «Раз, два, три, больше не вари!». Но никто не жаловался, ведь, каша была вкусная.»
Аня П., 6 лет. «Девочка пошла в лес и собирала землянику. А навстречу шла бабушка, и попросила ее поесть хлеба. Сначала девочка испугалась, а потом сказала, что у нее нет хлеба, а только земляника, и дала бабушке. Бабушка сказала «спасибо», и говорит: «Вот тебе горшочек», там есть каша. Ты скажи: «Горшочек, вари», и она там будет, а когда тебе хватит - скажи, что «Горшочек, не вари», и он не будет варить. Девочка пошла домой, и мама тоже обрадовалась, потому что кашу трудно варить. Девочка ушла из дома, а мама сказала горшочку, чтобы он кашу варил. Горшочек стал варить, а мама забыла, что делать, и стала кричать девочке: «Девочка, пусть горшочек не варит!». Девочка сказала: «Не вари», а каша во всем городе, и все радовались, потому что она была вкусная».
Света Р., 6 лет. «Девочка встретила в лесу старую бабушку. Дала ей ягоды. Старушка за это подарила горшочек, и сказала, что надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!» и он начнет варить кашу. А когда каши будет достаточно, надо сказать: «Раз, два, три, больше не вари!» Девочка пришла домой, мама обрадовалась такому горшочку. Однажды мама сказала волшебные слова, и горшочек начал варить кашу, но мама забыла слова и горшочек варил и варил кашу, и затопил город. Пришла девочка, сказала: «Раз, два, три, больше не вари!», горшочек перестал варить кашу. Весь город кушал вкусную кашу.»
Дима Ш., 6 лет. «Пошла девочка в лес за ягодами. Встретила там бабушку. Угостила девочка бабушку ягодами, за это бабушка дала ей горшочек. Девочка принесла горшочек домой, и сказала: «Раз, два, три, горшочек, вари!» и горшочек стал варить кашу. Однажды, когда девочки не было дома, мама взяла горшочек и сказала: «Раз, два, три, горшочек, вари!». Мама поела и была сыта, но горшочек все варил и варил кашу, и уже каша была в коридоре и на крылечке, но горшочек все продолжал варить кашу. Потом пришла девочка и сказала громко: «Раз, два, три, больше не вари!». И чтобы проехать по улице надо было разгребать кашу, но никто не жаловался, потому что каша была вкусная.»
Примеры рассказов детей по сюжетной картинке «Лето красное пришло».
Дима М., 6 лет. «Летом тепло, светит солнце, летают бабочки. А еще у нас летом много комаров. Дети любят купаться, ловить рыбу, играть в мяч, загорать.»
Дима Ш., 6 лет. «Наступило лето. На улице стало тепло. Ребята пошли на озеро. Некоторые ребята пошли купаться, кто-то играет на поляне в мяч, мальчики читают книжку и загорают. А девочка в красном сарафане собрала красивый букет цветов. Один мальчик спрятался в кустах и ловит рыбу. Я очень люблю лето, потому, что можно кататься на велосипеде и самокате.»
Саша С., 6 лет. «Лето наступило, и все дети обрадовались. Они пошли на озеро, чтобы там отдыхать. Рома, Дима и Света играют в мяч. Сережа сидит рыбачит. Миша и Саша читали книжку, но увидели Дашу с цветами и отвлеклись на нее. А в озере Коля, Слава, Оля и Маша играют и ныряют. Всем ребятам весело.»
Степан Л., 6 лет. «Летом в хорошую, теплую погоду дети играют на озере. Семен и Роман загорают и читают книжку. Люда собрала красивый букет цветов. Дима, Саша и Вера играют в мяч. Миша сел рыбачить, но у него не получается, потому, что рядом ребята громко играют в воде.»
Результаты контрольного этапа работы приведены в таблице 4 и 5.
Таблица 4
Результаты педагогического наблюдения связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой (контрольный этап)
Ф.И.О. | № задания | Общая сумма баллов | Ф.И.О. | № задания | Общая сумма баллов | ||
1 | 2 | 1 | 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мила В. | 8 | 9 | 17 | Дима М. | 6 | 5 | 11 |
Артем Д. | 12 | 12 | 24 | Анна П. | 6 | 7 | 13 |
Диана Г. | 6 | 8 | 14 | Света Р. | 5 | 6 | 11 |
Кирилл К. | 9 | 10 | 19 | Саша С. | 7 | 7 | 14 |
Степан Л. | 11 | 12 | 23 | Дима Ш. | 5 | 6 | 11 |
Таблица 5
Обобщенные результаты изучения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)
Уровень развития связной речи | Количество детей (чел.) |
Низкий | 0 |
Средний | 6 |
Высокий | 4 |
На основании этих данных построена диаграмма (Рисунок 1), в которой отражена динамика изменения развития связной речи детей за исследуемый период.
Рисунок 1
Сравнительная диаграмма исследования уровня развития связной речи старших дошкольников
По итогам проведения педагогической работы по сказкам 3 детей с низким уровнем развития связной речи достигли среднего уровня развития связной речи. Дети научились выражать основную мысль произведения, последовательно, логично, связно пересказывать сказки, придумывать рассказ по серии сюжетных картинок. Однако при этом дети опирались на небольшое количество подсказок воспитателя.
В свою очередь, у 2 детей, находящихся в начале исследования на среднем уровне развития связной речи, по итогам педагогической работы наблюдался переход на высокий уровень. Дети научились правильно формулировать основную мысль произведения, последовательно и точно строить описательный рассказ по картинкам, использовали в речи существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, включали в свой рассказ как простые, так и сложные предложения.
Для определения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики. Анализ полученных результатов показал недостаточно высокий уровень развития связной речи, что свидетельствует о необходимости разработки и апробирования системы занятий по сочинению сказок.
В ходе формирующего этапа была подобрана и внедрена в образовательный процесс детского сада серия занятий по сочинению сказок, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки эффективности проделанной опытной работы был проведен контрольный этап работы. На этом этапе были оценены результаты реализации системы занятий по развитию связной речи по средствам сочинения сказок. Анализ результатов контрольного этапа свидетельствует о повышении уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов осуществления опытной работы по формированию связной речи у старших дошкольников позволяет сделать вывод о том, что использование методики сочинения сказок является эффективным и способствует процессу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
По ФГОС ДО выделяются три уровня сформированности связной речи – это высокий уровень; уровень, соответствующий возрасту, и уровень, не соответствующий возрасту.
Высокий уровень. Дети в старшем дошкольном возрасте с высоким уровнем развития связной речи могут поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомого художественного произведения, самостоятельно составить рассказ на наглядной основе, составить рассказ из личного опыта. В этом возрасте дети обладают достаточным запасом слов, редко допускают неточности и повторы в употреблении лексических средств, могут согласовывать и образовывать разные части речи в предложении, допускают грамматические ошибки редко, в сложных словоформах. Дети правильно произносят все звуки языка, владеют навыками интонационной выразительности речи.
Средний уровень, соответствующий возрасту. При переходе от одной части рассказа к другой, дети испытывают трудности при подборе нужного слова. В согласовании слов и построении сложных предложений этими детьми допускаются грамматические ошибки. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается выразительностью.
Низкий уровень, не соответствующий возрасту. Дети с данным уровнем речевого развития участвуют в общении, могут самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить короткий рассказ на наглядной основе с помощью взрослого. Лексический запас ниже нормы, часто встречаются повторы слов. Дети допускают грамматические ошибки, в речи используют однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3 – 4 звуков, речь невыразительна.
Результаты диагностического исследования показали, что у детей средний и низкий уровни развития связной речи. Это послужило основой приступить к разработке комплекса упражнений, направленных на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
При составлении комплекса упражнений по развитию связной речи, использовались методы и приемы С.О. Ушаковой, Н.А. Стародубовой, М.М.Алексеевой, В.И. Яшиной, И.В. Гуровой, В.Я. Проппа.
Система работы по формированию связной речи делилась на три этапа:
-
на первом этапе накапливался художественный материал; -
на втором этапе использовались различные задания по овладению и обучению сочинению сказок; -
на третьем этапе дети совместно с родителями сочиняют сказки самостоятельно выбирая темы, сюжеты, персонажей.
Для проверки эффективности использования системы занятий был проведен диагностический срез развития связной речи у детей. Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень развития связной речи детей повысился.
Заключение
Методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста многообразны. Использование их зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности.
В трудах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, С.О. Ушаковой, Н.А. Стародубовой выделены и описаны методы и приемы формирования связной речи старших дошкольников.
Все эти классификации можно свести к устоявшийся классификации методов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы связаны со словом и с наглядным материалом. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные метода. Методические приемы развития связной речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.