Файл: Тема 10. Лучшие практики управления персоналом на государственной и муниципальной службе Управление персоналом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.
Правовые и нормативные основы обеспечения управления
персоналом государственной службы
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Дать студентам представление о нормативно-правовых основах управления персоналом в системе государственной гражданской и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по государственной гражданской и муниципальной службе;
выяснить, каким образом специфика правового регулирования государственной и муниципальной службы влияет на систему управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
нормативно-правовые основы кадровой политики на федеральном, региональном и локальном (ведомственном) уровне;
различия в правовом статусе государственного гражданского либо муниципального служащего и работника государственной организации.
Уметь:
разрабатывать, применять и совершенствовать нормативные документы, определяющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (положения, административные и должностные регламенты);
сравнивать особенности правового регулирования управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Владеть:
• навыками поиска и применения профильных нормативно- правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы.
Учебные вопросы темы:
1.
Нормативные основы отношений на государственной гражданской службе как основа управления персоналом в органах государственной власти.
2.
Нормативные основы отношений на муниципальной службе как основа управления персоналом в органах местного самоуправления.
3.
Значение локальных нормативных актов в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Вопрос 1. Нормативные основы отношений на
государственной гражданской службе как основа управления
персоналом в органах государственной власти.
Основы действующего законодательства о государственной службе были заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В данной законе заложены основные принципы построения и функционирования государственной службы, сформулированы общие условия государственной службы, а также определены цели системы управления государственной службой.
Этим законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Принципы государственной службы Российской Федерации:
Система государственной службы Российской Федерации:
Законность
Федерализм
Приоритет прав и свобод человека и гражданина
Принципы
государственной
службы
Открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю
Единство организационных и правовых основ государственной службы
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы
Равный доступ граждан к государственной службе
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства и их деятельность
Федеральная государственная служба Российской Федерации
Федеральная
государственная
гражданская служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ
Иные виды государственной
службы РФ – служба в правоохранительных органах и т.п.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Нормативно-правовые основы управления персоналом на
государственной гражданской службе РФ:
Конституция РФ закрепляет исходные для государственной службы вообще и гражданской службы в частности основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы
Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации»
Федеральный закон от
26.07.2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской
Федерации»
Иные федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ
Акты представителя нанимателя
Существенные изменения, внесенные в
Конституцию
Российской Федерации в 2020 году, коснулись и вопросов государственной службы. Так, новая редакция конституции прямо устанавливает требования к лицам, замещающим должности руководителей государственных органов РФ (вне зависимости, относятся ли те должности к государственной службе или нет). Речь идет о требованиях к возрасту (не моложе 30 лет) и к гражданству.
Кроме того, уточнена исключительная компетенция Российской
Федерации в области правового регулирования отношений по государственной службе.
Пункт «т» ст. 71 Конституции РФ относит федеральную государственную службу к исключительному ведению федерального центра. Это значит, что общие принципы организации и функционирования государственной службы в России, система государственной службы, порядок ее прохождения, требования, предъявляемые к государственным служащим, определяются на федеральном уровне. Поправки 2020 года уточняют, что к компетенции федерального центра относится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы в части наличия иностранного гражданства (вида на жительство), счетов в иностранных банках либо хранением иных активов за пределами страны.
Изменения в ст. 78 Конституции РФ (п. 5) устанавливает систему требований к должности руководителя федерального государственного органа. Им может стать только гражданин РФ, не имеющий гражданства либо вида на жительство другого государства. Для данной должности установлен возрастной ценз – не моложе 30 лет.
Руководителю федерального государственного органа запрещается открывать или иметь счета (вклады), а также хранить какие-либо ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Конституция также предусматривает ответственность государственных служащих за некоторые деяния, связанные с исполнением их служебных обязанностей. Этому, в частности, посвящены п. 4 ст. 41 («сокрытие должностными лицами фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей»), ст. 52 и 53 (устанавливающая право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, злоупотреблением властью).
Федеральный закон «О системе государственной службы в
Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы, уровни и виды
Правовые и нормативные основы обеспечения управления
персоналом государственной службы
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Дать студентам представление о нормативно-правовых основах управления персоналом в системе государственной гражданской и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по государственной гражданской и муниципальной службе;
выяснить, каким образом специфика правового регулирования государственной и муниципальной службы влияет на систему управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
нормативно-правовые основы кадровой политики на федеральном, региональном и локальном (ведомственном) уровне;
различия в правовом статусе государственного гражданского либо муниципального служащего и работника государственной организации.
Уметь:
разрабатывать, применять и совершенствовать нормативные документы, определяющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (положения, административные и должностные регламенты);
сравнивать особенности правового регулирования управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Владеть:
• навыками поиска и применения профильных нормативно- правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы.
Учебные вопросы темы:
1.
Нормативные основы отношений на государственной гражданской службе как основа управления персоналом в органах государственной власти.
2.
Нормативные основы отношений на муниципальной службе как основа управления персоналом в органах местного самоуправления.
3.
Значение локальных нормативных актов в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Вопрос 1. Нормативные основы отношений на
государственной гражданской службе как основа управления
персоналом в органах государственной власти.
Основы действующего законодательства о государственной службе были заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В данной законе заложены основные принципы построения и функционирования государственной службы, сформулированы общие условия государственной службы, а также определены цели системы управления государственной службой.
Этим законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Принципы государственной службы Российской Федерации:
Система государственной службы Российской Федерации:
Законность
Федерализм
Приоритет прав и свобод человека и гражданина
Принципы
государственной
службы
Открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю
Единство организационных и правовых основ государственной службы
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы
Равный доступ граждан к государственной службе
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства и их деятельность
Федеральная государственная служба Российской Федерации
Федеральная
государственная
гражданская служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ
Иные виды государственной
службы РФ – служба в правоохранительных органах и т.п.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Нормативно-правовые основы управления персоналом на
государственной гражданской службе РФ:
Конституция РФ закрепляет исходные для государственной службы вообще и гражданской службы в частности основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы
Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации»
Федеральный закон от
26.07.2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской
Федерации»
Иные федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ
Акты представителя нанимателя
Существенные изменения, внесенные в
Конституцию
Российской Федерации в 2020 году, коснулись и вопросов государственной службы. Так, новая редакция конституции прямо устанавливает требования к лицам, замещающим должности руководителей государственных органов РФ (вне зависимости, относятся ли те должности к государственной службе или нет). Речь идет о требованиях к возрасту (не моложе 30 лет) и к гражданству.
Кроме того, уточнена исключительная компетенция Российской
Федерации в области правового регулирования отношений по государственной службе.
Пункт «т» ст. 71 Конституции РФ относит федеральную государственную службу к исключительному ведению федерального центра. Это значит, что общие принципы организации и функционирования государственной службы в России, система государственной службы, порядок ее прохождения, требования, предъявляемые к государственным служащим, определяются на федеральном уровне. Поправки 2020 года уточняют, что к компетенции федерального центра относится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы в части наличия иностранного гражданства (вида на жительство), счетов в иностранных банках либо хранением иных активов за пределами страны.
Изменения в ст. 78 Конституции РФ (п. 5) устанавливает систему требований к должности руководителя федерального государственного органа. Им может стать только гражданин РФ, не имеющий гражданства либо вида на жительство другого государства. Для данной должности установлен возрастной ценз – не моложе 30 лет.
Руководителю федерального государственного органа запрещается открывать или иметь счета (вклады), а также хранить какие-либо ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Конституция также предусматривает ответственность государственных служащих за некоторые деяния, связанные с исполнением их служебных обязанностей. Этому, в частности, посвящены п. 4 ст. 41 («сокрытие должностными лицами фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей»), ст. 52 и 53 (устанавливающая право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, злоупотреблением властью).
Федеральный закон «О системе государственной службы в
Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы, уровни и виды
государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» полностью посвящен вопросам организации данного вида государственной службы, ее прохождения, отношений между государством и гражданским служащим.
Дополняя положения Закона № 58-ФЗ, закон о гражданской службе в том числе конкретизирует принципы федерализма и единства организационных и правовых основ государственной службы, а также вводит принцип единства правовых и организационных основ
федеральной гражданской службы и гражданской службы
субъектов РФ. Это оправдано тем, что именно государственная гражданская служба существует и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, в каждой из трех ветвей государственной власти существует определенная специфика прохождения государственной власти. Но, несмотря на это, базовые принципы ее организации и прохождения должны быть едины для всех.
Закон устанавливает также принцип
стабильности
гражданской службы. Стабильность и устойчивость необходимы как госаппарату, так и государственным служащим, положение которых не должно ухудшаться в условиях изменений. Главной идеей данного принципа выступает независимость государственного аппарата от изменений политической ситуации в стране, в том числе от результатов выборов или уровня популярности того или иного политика. Таким образом, в законе фактически утверждается меритократический подход к государственной службе (уже упоминавшийся в предыдущих главах как merit system, или система заслуг). Безусловно, это не означает полной изоляции государственных гражданских служащих от политики: как будет показано ниже, на отдельных должностях прослеживается определенная зависимость карьеры чиновника от политической воли президента, депутата, министра и т.п.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями связан с тем, что сама по себе государственная служба политически нейтральна. Ни одна политическая партия или иное общественное объединение не должно получать от государственных служащих каких- либо привилегий или «особого отношения». В то же время цель этого принципа — оградить гражданских служащих от контроля со стороны политических партий, чтобы те могли эффективно работать независимо от того, кто приходит к власти в результате выборов, а также от потери государственных должностей по политическим мотивам.
Кроме того, в Законе № 79-ФЗ четко и подробно определены порядок поступления на государственную гражданскую службу, требования к различным категориям должностей гражданской службы, порядок прохождения гражданской службы, аттестации служащих, их
Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» полностью посвящен вопросам организации данного вида государственной службы, ее прохождения, отношений между государством и гражданским служащим.
Дополняя положения Закона № 58-ФЗ, закон о гражданской службе в том числе конкретизирует принципы федерализма и единства организационных и правовых основ государственной службы, а также вводит принцип единства правовых и организационных основ
федеральной гражданской службы и гражданской службы
субъектов РФ. Это оправдано тем, что именно государственная гражданская служба существует и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, в каждой из трех ветвей государственной власти существует определенная специфика прохождения государственной власти. Но, несмотря на это, базовые принципы ее организации и прохождения должны быть едины для всех.
Закон устанавливает также принцип
стабильности
гражданской службы. Стабильность и устойчивость необходимы как госаппарату, так и государственным служащим, положение которых не должно ухудшаться в условиях изменений. Главной идеей данного принципа выступает независимость государственного аппарата от изменений политической ситуации в стране, в том числе от результатов выборов или уровня популярности того или иного политика. Таким образом, в законе фактически утверждается меритократический подход к государственной службе (уже упоминавшийся в предыдущих главах как merit system, или система заслуг). Безусловно, это не означает полной изоляции государственных гражданских служащих от политики: как будет показано ниже, на отдельных должностях прослеживается определенная зависимость карьеры чиновника от политической воли президента, депутата, министра и т.п.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями связан с тем, что сама по себе государственная служба политически нейтральна. Ни одна политическая партия или иное общественное объединение не должно получать от государственных служащих каких- либо привилегий или «особого отношения». В то же время цель этого принципа — оградить гражданских служащих от контроля со стороны политических партий, чтобы те могли эффективно работать независимо от того, кто приходит к власти в результате выборов, а также от потери государственных должностей по политическим мотивам.
Кроме того, в Законе № 79-ФЗ четко и подробно определены порядок поступления на государственную гражданскую службу, требования к различным категориям должностей гражданской службы, порядок прохождения гражданской службы, аттестации служащих, их
права, обязанности, социальные гарантии, а также запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской службы.
Текущее правовое регулирование государственной службы осуществляется указами Президента РФ. В настоящее время действуют свыше
20 указов, регламентирующих, в частности, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядок проведения аттестации госслужащих, порядок сдачи квалификационного экзамена, соответствие должностей государственной службы и классных чинов и другие вопросы.
Некоторые вопросы, связанные с организацией государственной службы, регулируются Постановлениями Правительства РФ.
Например, Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 утвержден «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», который устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
Действующее законодательство о государственной гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о государственной гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному
(административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о государственной службе. Надо сказать, проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о государственной службе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.
Анализ норм Закона № 79-ФЗ позволяет сделать вывод об усилении роли правового регулирования в сфере государственной службы иными нормативными правовыми актами. Закон № 79-ФЗ содержит более 80 отсылок к вопросам, которые должны регулироваться нормативными правовыми актами федерального уровня, более 20 отсылок к указам Президента РФ. По сравнению с действовавшим ранее Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-
ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в
Законе № 79-ФЗ тенденция правового регулирования государственной службы указами Президента РФ2 и ведомственными нормативными правовыми актами возрастает. Закон № 79-ФЗ содержит более 20 отсылок к вопросам, которые должны быть урегулированы нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы о служебном распорядке в государственном органе; об утверждении положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров; о порядке выплаты
Текущее правовое регулирование государственной службы осуществляется указами Президента РФ. В настоящее время действуют свыше
20 указов, регламентирующих, в частности, порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядок проведения аттестации госслужащих, порядок сдачи квалификационного экзамена, соответствие должностей государственной службы и классных чинов и другие вопросы.
Некоторые вопросы, связанные с организацией государственной службы, регулируются Постановлениями Правительства РФ.
Например, Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 утвержден «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», который устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.
Действующее законодательство о государственной гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о государственной гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному
(административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о государственной службе. Надо сказать, проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о государственной службе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.
Анализ норм Закона № 79-ФЗ позволяет сделать вывод об усилении роли правового регулирования в сфере государственной службы иными нормативными правовыми актами. Закон № 79-ФЗ содержит более 80 отсылок к вопросам, которые должны регулироваться нормативными правовыми актами федерального уровня, более 20 отсылок к указам Президента РФ. По сравнению с действовавшим ранее Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-
ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» в
Законе № 79-ФЗ тенденция правового регулирования государственной службы указами Президента РФ2 и ведомственными нормативными правовыми актами возрастает. Закон № 79-ФЗ содержит более 20 отсылок к вопросам, которые должны быть урегулированы нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. К таким вопросам относятся, в частности, вопросы о служебном распорядке в государственном органе; об утверждении положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров; о порядке выплаты