Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 1. Функция бимолекулярного слоя фосфолипидов, составляющего структурную основу мембраны:
1) рецепторная
2) ферментативная
3) трофическая
4) барьерная
5) образует цитоскелет клетки
2. По расположению в мембране белки могут быть:
1) только поверхностными
2) поверхностными и интегральными
3) только интегральными
4) только периферическими
5) только сквозными
3.Микротрубочки и микрофиламенты входят в состав:
1) надмембранного слоя биологической мембраны
2) собственно биологической мембраны
3) белков-переносчиков
4) подмембранного слоя биологической мембраны
5) гликокаликса
4. Транспорт веществ через плазматическую мембрану обеспечивает:
1) поддержание гомеостаза
2) рецепторную функцию
3) поступление веществ в клетку (эндоцитоз)
4) ферментативную функцию
5) выведение веществ из клетки (экзоцитоз)
5. К видам пассивного транспорта относятся:
1) эндоцитоз
2) осмос
3) экзоцитоз
4) везикулярный транспорт

10 5) натрий-калиевый насос
6.Путём облегчённой диффузии в клетку проникают:
1) аминокислоты
2) кислород
3) нуклеотиды
4) эфиры
5) анионы солей
7. Фильтрация представляет собой:
1) транспорт веществ через мембрану с помощью белков-переносчиков
2) транспорт веществ через мембрану без белков-переносчиков
3) одностороннюю диффузию молекул растворителя через мембрану
4) транспорт простых ионов через специальные ионные каналы, образованные интегральными белками
5) избирательный транспорт веществ через мембрану
8. Раствор, концентрация солей в котором ниже концентрации солей в клетке, называется:
1) физиологическим
2) пересыщенным
3) гипертоническим
4) гипотоническим
5) изотоническим
9. Гемолизом называется:
1) дегидратация растительных клеток
2) дегидратация животных клеток
3) разрушение клеток крови в гипотоническом растворе
4) разрушение клеток крови в гипертоническом растворе
5) явление сохранения тургора клетки
10. Внутриклеточным катионом участвующим в работе натрий-калиевого насоса является:
1) катион аммония
2) катион натрия
3) катион кальция

11 4) катион калия
5) катион магния
11. При «выключении» натрий-калиевого ионного насоса клетка начинает терять ионы:
1) натрия
2) магния
3) калия
4) аммония
5) хлора
12. В состав плазмалеммы не входит:
1) гликокаликс
2) белок
3) ядрышко
4) подмембранный комплекс
5) липид
13. В мембранах растительных клеток холестерин отсутствует, его функцию выполняют:
1) аминокислоты
2) белки
3) фитостерины
4) целлюлозные волокна
5) углеводы
14. Углеводы в составе мембраны образуют:
1) подвижный бимолекулярный слой
2) надмембранный слой – гликокаликс
3) подмембранный слой
4) неподвижный бимолекулярный слой
5) слой, придающий мембране жесткость
15. К общим свойствам биологических мембран относятся:
1) избирательная проницаемость
2) образование межклеточных контактов
3) подвижность
4) замкнутость
5) обмен веществ между клеткой и окружающей средой


12 16. У больного панариций (гнойное воспаление) пальца руки. После хирургического вмешательства повязку, с каким раствором надо сделать для уменьшения отека?
1) с гипертоническим
2) с гипотоническим
3) с изотоническим
4) с физиологическим
5) с дистиллированной водой
17.
При передозировке гликозидов – сердечных препаратов (например, строфантина) нарушается один из механизмов активного пути проникновения веществ в клетку. Какой?
1) ионный насос
2) осмос
3) фагоцитоз
4) пиноцитоз
5) диффузия
18. У больного отек мозга. Какой раствор надо ввести, чтобы снять отек?
1) изотонический
2) физиологический
3) гипертонический
4) гипотонический
19. Больному в гнойной хирургии наложили повязку. Какой раствор был выбран для смачивания повязки:
1) гипотонический
2) гипертонический
3) изотонический
4) физиологический
20. Двое студентов оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться. Заглянув в учебник, студенты обнаружили, что концентрация солевого раствора взята неверно: 9% вместо 0,9%.
Какой процесс имел здесь место?
1) деплазмолиз
2) гемолиз
3) цитолиз
4) плазмолиз
Эталоны ответов на тестовые задания

вопроса
Правильный ответ

вопроса
Правильный ответ
1
4
11
3
2
2
12
3
3
4
13
3

13
4
1,3,5
14
2
5
2
15
1,3,4
6
1,3,5
16
1
7
4
17
1
8
4
18
3
9
3
19
2
10
4
20
4
2. Форма текущего контроля успеваемости: устный опрос
Вопросы для самоконтроля обучающимся:
1. Элементарная биологическая мембрана: строение и свойства. Особенности молекулярной организации надмембранного комплекса бактерий, обеспечивающие их устойчивость к лизоциму слюны, фагоцитам и антибиотикам.
2. Пассивный путь поступления веществ в клетку. Осмос. Осмотическое давление, тургор, плазмолиз, гемолиз – медицинское значение.
3. Активный путь проникновения веществ. Значение фагоцитоза для одноклеточных и многоклеточных организмов.
4. Межклеточные соединения, типы и структурно-функциональная характеристика.
5. Ионные каналы поверхностного аппарата и их роль в обезболивающем эффекте при местной анестезии в хирургической стоматологии.
3. Форма текущего контроля успеваемости:
решение проблемно-ситуационных задач:
1. При передозировке гликозидов – сердечных препаратов (например, строфантина) нарушается один из механизмов активного пути проникновения веществ в клетку. Какой и как? Объясните.
2. У больного неукротимая рвота и расстройство стула. В каком состоянии клетки тканей организма? Что необходимо предпринять, чтобы вернуть тургор клеток в нормальное физиологическое состояние?
3. Почему при обезвоживании организма нельзя вводить гипертонический раствор?
4. У больного отек мозга. В каком состоянии находится тургор клеток? Какой раствор надо ввести, чтобы снять отек?
5. Больному в гнойной хирургии наложили повязку. Какой раствор был выбран для смачивания повязки: а) гипотонический, б) гипертонический, в) изотонический. Ответ обосновать.
6. Двое студентов оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором, тем не менее, через


14 некоторое время эти органы начинают сморщиваться. Заглянув в учебник, студенты обнаружили, что концентрация солевого раствора взята неверно: 9% вместо 0,9%. Какой процесс имел здесь место? Почему погибла лягушка во время операции?
Эталоны ответов на ПСЗ:
№ задачи
правильный ответ
1.
К-Na насос
2. клетки в состоянии дегидратации
3. гипертонический растовр вызовет еще большее обезвоживание
4. клетки находятся в состоянии ипергидратации, необходимо ввести гипертонический раствор
5. гипертонический
6. студенты применили гипертонический раствор
4. Форма текущего контроля успеваемости:
контроль выполнения заданий в рабочей тетради
Задание №1.Ключевые понятия темы. Опираясь на материал учебного пособия
«Цитология», распределите термины соответственно определениям
Задание № 2. Строение биологической мембраны (схема). Изучите схему
плазматической мембраны и сделайте все необходимые обозначения.
Задание №3. Свойства и функции мембран. Выпишите из учебного пособия свойства, а затем функции мембран
Задание №4. Виды транспорта веществ через биологическую мембрану (схема)
Изучите виды транспорта веществ через мембрану и запишите отличия между
активным и пассивным транспортом.
Задание №5. Поведение клеток в растворах с различной концентрацией веществ.
Заполните таблицу 2.2, указав процесс и явление характерные для клеток
растений и животных в растворах с разным осмотическим давлением.
Задание № 6. Активный транспорт через мембрану (ионный насос). Изучите
работу ионного насоса на примере переноса ионов натрия и калия через
мембрану эритроцита. Заполните схему и опишите принцип работы насоса
Задание № 8. Фагоцитоз как защитная реакция организма. Изучите описание
этапов процесса фагоцитоза и по предложенным схематическим рисункам,
подпишите под каждым рисунком название стадии фагоцитоза.
Задание № 9. Типы межклеточных контактов. Изучите типы межклеточных
контактов, заполните схему, и укажите соответствующие номера рисунков в
предложенной таблице - характеристике.

Тема 3. Наследственный аппарат клетки. Митоз. Жизненный цикл.
Форма(ы) текущего контроляуспеваемости:
1. тестирование
2. устный опрос
3. контроль выполнения заданий в рабочей тетради

15 4. контроль выполнения практического задания
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости:
1. Форма текущего контроля успеваемости: тестирование
1. Назовите фазу клеточного (жизненного) цикла, во время которой происходит редупликация ДНК, в результате чего каждая хромосома состоит из двух хроматид — одинаковых копий материнской хромосомы.
1) профаза
4) метафаза
5) телофаза
2) анафаза
3) интерфаза
2. Назовите фазу митоза, в которой происходит уплотнение (конденсация) хромосом, исчезновение ядрышка и разрушение ядерной оболочки.
1) профаза
2) телофаза
3) интерфаза
4) анафаза
5) метафаза
3. Сколько молекул ДНК находится в каждой хромосоме во время телофазы митоза?
1)1 2)2 3)4 4) 5 5) 6 4. Утверждения, касающиеся митоза
1) биологическое значение митоза состоит в образовании генетически равноценных дочерних клеток
2) митоз сохраняет диплоидный набор хромосом
3) во время митоза в клетке идет интенсивный синтез РНК
4) в результате митоза образуются клетки с гаплоидным набором хромосом
5. Гомологичные хромосомы коньюгируют, утолщаются и образуют биваленты в
1) профазу мейоза 1 2) метафазу мейоза 1 3) анафазу мейоза 1 4) телофазу мейоза 1 6. Клетки эпидермиса относятся
1) стабильные клеточные популяции
2) слабо обновляющиеся (растущие) клеточные популяции
3) обновляющиеся клеточные популяции

16 7. Утверждение, относящееся к мужским половым клеткам
1) сперматозоиды и сперматогонии имеют гаплоидный набор хромосом
2) сперматоциты первого порядка и сперматогонии имеют гаплоидный набор хромосом
3) сперматоциты второго порядка и сперматиды имеют гаплоидный набор хромосом
4) сперматиды превращаются в сперматозоиды в зоне формирования
8. Хромосомный набор и число нитей ДНК в хромосомах у оогоний и сперматогоний на стадии размножения имеет формулу...
1) 2n2с
2) 1n4с
3) 1n2с
4) 2n4с
9. Коньюгация происходит во время профазы i на стадии…
1) лептотены
2) диплотены
3) диакинеза
4) зиготены
10. Оогоний впервые формируется в период…
1) эмбрионального развития
2) постэмбрионального развития
3) полового созревания
4) половозрелости
11. Назовите вид деления клеток, благодаря которому при гаметогенезе происходит увеличение количества клеток в зоне размножения.
1) митоз 2) мейоз 3) амитоз
12. Где у млекопитающих в норме происходит оплодотворение?
1) яичник
2) маточные трубы
3) матка
4) брюшная полость
5) влагалище
13. Назовите стадию овогенеза, во время которой происходит образование гаплоидных клеток из диплоидных.
1) стадия роста
2) стадия формирования
3) стадия размножения
4) стадия созревания
14.назовите форму размножения организмов, когда при временном сближении двух одноклеточных особей они обмениваются между собой частью своей наследственной информации без полного слияния клеток.


17 1)копуляция
2) конъюгация
3) вегетативное размножение
4)оплодотворение
5) партеногенез
6) шизогония
15. Назовите способ бесполого размножения, к которому относят рождение у женщины нескольких монозиготных (однояйцевых) близнецов.
1) почкование
2) полиэмбриония
3) фрагментация
4) шизогония
16. После воздействия колхицином в метафазной пластинке человека выявлено на двадцать три хромосомы больше нормы. Указанную мутацию относят к:
1) полиплоидии
2) анеуплоидии
3) политении
4) полисомии
5) гетероплоидии
17. Во время постсинтетического периода митотического цикла был нарушен синтез белко-тубулинов, которые принимают участие в построении веретена деления. К нарушению какого процесса это может привести?
1) деспирализации хромосом
2) спирализации хромосом
3) расходения дочерних хромосом
4) формирования субъединиц рибосом
5) формирования ядрышек
18. Ванафаземитозакполюсамклеткирасходятсяоднохроматидныехромосомы.
Сколькохромосомимеетклеткачеловекаванафаземитоза?
1) 46 2) 69 3) 92 4) 23 5) 96 19.
ВооцитеІпорядкапоявились
3 новыхмутантныхгена.
Назовитемаксимальноеколичествозигот, которыемогутполучитьэтигены:
1) одна
2) две
3) три
4) четыре
5) ни одной
20. На протяжении суток в фазу синтеза ДНК митотического цикла вошло на 20% меньше клеток, чем в предыдущий митоз. Куда подевались клетки?
1) остались в митозе
2) погибли в процессе апоптоза

18 3) остались в пресинтетическом периоде или вошли в G0-фазу
4) вошли в G2-фазу
5) погибли вследствие некроза
Эталоны ответов на тестовые задания

вопроса
правильный ответ

вопроса
правильный ответ
1.
3
2.
1
3.
1
4.
2
5.
1
6.
4
7.
1,2
8.
2
9.
1
10.
2
11.
3
12.
1
13.
3,4
14.
3
15.
1
16.
3
17.
4
18.
1
19.
1
20.
3
2. Форма текущего контроля успеваемости: устный опрос
Вопросы для самоконтроля обучающимся:
1. Ядерный аппарат - система управления клетки. Основные компоненты ядра, их структурно-функциональная характеристика.
2. Хроматин как форма существования хромосом (гетеро- и эухроматин): строение, химический состав.
3. Современные представления о строении хромосом. Нуклеосомная модель хромосом, уровни организации ДНК в хромосомах.
4. Кариотип. Классификация хромосом. Типы хромосом
5. Размножение организмов - универсальное свойство живого. Молекулярные и клеточные основы размножения организмов. Эволюция форм размножения.
6. Клеточный цикл, его периодизация и регуляция Особенности клеточных циклов тканей и органов ротовой полости человека.
7. Митоз и его биологическое значение. Митотическая активность тканей органов ротовой полости человека.
3. Форма текущего контроля успеваемости:
контроль выполнения заданий в рабочей тетради
Задание № 1. Ключевые понятия темы
Используя учебные пособия «Биосинтез нуклеиновых кислот и белков» /Под ред.
Соловых Г.Н. и «Биология клетки» распределите термины соответственно
определениям предложенным в таблице.