Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Задание № 2. Доказательства роли ядра. Изучите опыты по доказательству роли
ядра в клетке (Н.В. Немцева с соавт. Биология клетки: учебное пособие. –
Оренбург: ОрГМА [электронный ресурс]), составьте в тетради схему
выполнения опытов и сделайте вывод:
Задание № 3. Структурные компоненты ядра и их характеристика. Изучите
предложенную на рисунке схему строения ядра. Найдите все компоненты ядра
на рисунке, сделайте их обозначения и укажите названия в предложенной
таблице 3.2 в соответствии с описанием.
Задание №4. Опыты по доказательству роли ДНК в передаче наследственной информации.
Используя учебное пособие «Биология клетки», изучите опыты по
доказательству роли ДНК в передаче наследственной информации в опытах
Гриффита, Ледерберга и Циндера. Заполните схему:
Задание №5. Нуклеосомная модель хромосомы. Уровни укладки ДНК в хромосомах. Изучите организацию генома, используя учебник В.Н. Ярыгин
«Биология» и учебное пособие «Биология клетки».
Задание №6. Морфологические типы хромосом. Укажите названия типов
хромосом.
Задание №7. Изучение принципа метода кариотипирования
Ознакомьтесь с принципом выполнения кариотипирования, и составьте алгоритм действий.
Задание №8. Классификация хромосом человека. Используя учебник В.Н. Ярыгин
«Биология» и учебное пособие «Биология клетки» укажите основные принципы
соответствующих классификаций.
Задание№ 9. Способы бесполого размножения. Заполните таблицу.
Задание № 10. Эволюция форм полового размножения
Задание №11. Отличие полового размножения от бесполого. Дайте
сравнительную характеристику бесполового и полового размножения.
Задание №9. Основные процессы, характеризующие этапы митотического цикла.
Внесите недостающие обозначения, характеризующие динамику хромосом.
4. Форма текущего контроля успеваемости:
контроль выполнения практического задания
Работа № 1. Хромосомы лейкоцитов человека. Рассмотрите демонстрационные
микропрепараты метафазной пластинки хромосом человека. Зарисуйте
метафазные хромосомы согласно, указанного их морфологического типа.
Сделайте обозначения.
Работа №2. Содержание ДНК и РНК в клетке. Приготовьте временный
окрашенный микропрепарат пленки чешуи лука. Рассмотрите ядро и цитоплазму
клеток.
Работа №3. Составление нормальной кариограммы хромосом человека. Из
предложенного набора хромосом составьте кариограмму мужского или женского
пола.
Работа №4. Митотический цикл клетки. Дайте определение. Условно разделите митотический цикл на периоды и укажите основные процессы, протекающие в его периоды. Обозначьте соответствующие циклины и циклинзависимые киназы,


20 обеспечивающие механизм фазового перехода.
Работа №5. Митоз растительной клетки (корешок лука).
Тема 4. Организация генома человека. Реализация наследственной
информации. Регуляция активности генов.
Форма(ы) текущего контроляуспеваемости:
1. тестирование
2. устный опрос
3. контроль выполнения заданий в рабочей тетради
4. контроль выполнения практических заданий
5. реферат
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости:
1. Форма текущего контроля успеваемости: тестирование
Выберите один или несколько вариантов ответов
1. Мономером РНК является
1) нуклеосома
2) нуклеотид
3) рибоза
2. Репаративную функцию ДНК обеспечивают
1) геликаза
2) ДНК-полимераза
3) эндонуклеазы
3. Назовите специфическую форму вторичной структуры транспортных РНК
1) линейная цепочка из мономеров
2) цепочка с тремя большими петлями
3) кольцо
4. Укажите фермент, участвующий в синтезе РНК-затравки, во время инициации процесса репликации
1) ДНК-топоизомераза
2) праймаза
3) ДНК-зависимая РНК-полимераза
5. Материальные носители наследственности на клеточном уровне
1) ДНК
2) белок
3) хроматин
6. ДНК – это полимер, мономером которого является
1) нуклеомер
2) нуклеотид
3) хромомер
7. Укажите верные утверждения касающиеся репарации
1) происходит во время деления клетки

21 2) происходит в точке рестрикции G1/S
3) происходит только в присутствии света
8. Определите направление прямой транскрипции
1) РНК -ДНК- белок
2) РНК - белок -ДНК
3) ДНК - РНК - белок
9. Этапы реализации генетической информации
1) транскрипция
2) трансформация
3) посттранскрипционные процессы
4) процессинг иРНК
5) сплайсинг иРНК
6) трансляция
7) трансдукция
8) сборка полипептидной цепи
9) посттрансляционная модификация
10. Соединение двух нуклеотидов одной цепи ДНК осуществляется _____ связью
1) ковалентной
2) водородной
3) фосфодиэфирной
11. В структуре гена ДНК, имеются участки, не несущие информации о структуре белка, такие участки называются
1) интроны
2) экзоны
3) донорные сайты сплайсинга
12. Выберите верные утверждения, касающиеся оперона
1) единица транскрипции и эукариот
2) несет информацию о нескольких, функционально объединенных полипептидах
3) имеет протяженные интронные участки
13. Процесс репликации идет по принципу(ам)
1) причинности
2) комплементарности
3) генетической триплетности
14. Процесс транскрипции происходит
1) у эукариот в цитоплазме
2) у эукариот в ядре
3) у прокариот не происходит
15. Вид РНК, несущей информацию о структуре белка
1) транспортная
2) рибосомальная
3) матричная
16. 5 'ATЦAГЦГЦTГГЦTTTATЦ 3'. Данная последовательность ДНК является частью гена. Сколько аминокислот кодируется этим сегментом?
1) 4


22 2) 8 3) 12 4) 6 17. 5 'Г T A _ _ _ A A 3'
3 'Ц A T ГЦ A T T 5'.Данный сегмент ДНК подвергся мутации, при которой три нуклеотида были удалены. Фермент репарации заменит ихна:
1) ЦГT.
2) ГЦA.
3) ГTЦ.
4) ГTA.
18. Нуклеотидная последовательность: AЦAГТГЦ.из какой последовательности нуклеотидов будет состоять иРНК?
1) TГTЦAЦГ
2) ГУГAЦAУ
3) УГУЦAЦГ
4) ЦAЦУГУA
19. 5 'ATCAGCGCTGGC 3'. Данная последовательность ДНК является частью гена. Сколько аминокислот кодируется этим сегментом?
1) 4 2) 8 3) 12 4) 20 20. Белок состоит из 220 аминокислот. Определите число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот в место синтеза.
1) 660 2) 110 3) 220 4) 73
Эталоны ответов на тестовые задания
№ п/п
Ответы
№ п/п
Ответы
1
2
11
1
2
2, 3
12
2
3
2
13
2
4
2
14
2
5
3
15
3
6
2
16
4
7
2
17
1
8
3
18
3
9
1, 4, 5, 6
19
1
10
1, 3
20
3
2. Форма текущего контроля успеваемости: устный опрос
Вопросы для самоконтроля обучающимся:

23 1. Химическая организация генетического материала.
Современные представления о строении и функции генов (цистрон, рекон, мутон).
2. Реализация генетической информации и ее регуляция. Поток информации в клетке. Репликация ДНК.
3. Биосинтез белка и его регуляция.
4. Цитоплазматическая наследственность.
5. Взаимосвязь между геном и признаком. Сущность правила Бидла-Татума: ген – фермент.
6. Геном человека. Характеристика генома. Организация генома.
3. Форма текущего контроля успеваемости:
контроль выполнения заданий в рабочей тетради
Задание № 1. Ключевые понятия темы
Используя учебные пособия «Биосинтез нуклеиновых кислот и белков» /Под ред.
Соловых Г.Н. 2008 год и «Цитология» распределите термины соответственно
определениям предложенным в таблице.
Задание №1. Схема строения ДНК. Изучите строение нуклеиновых кислот.
Задание №2. Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот. Используя
учебник В.Н. Ярыгин «Биология» и учебные пособия «Биология клетки»,
заполните таблицу.
Задание №3. Механизмы передачи генетической информации. Изучите основные
механизмы передачи генетической информации (учебник Ярыгина В.Н.
«Биология» и учебное пособие «Биология клетки» и допишите предложения,
используя предложенные термины.
Задание№ 4. Синтез нуклеиновых кислот. Репликация ДНК. Изучите процесс
репликации (учебное пособие «Биология клетки» и заполните таблицу.
Задание № 5. Синтез нуклеиновых кислот. Транскрипция РНК. Изучите процесс
транскрипции (учебное пособие «Биология клетки» и допишите текст.
Звдвние №6. Генетический код и его свойства. Изучите понятие генетический
код и основные его характеристики и укажите их в таблице.
Задание №7. Трансляция. Биосинтез белка. Изучите процесс биосинтеза белка по
учебнику В.Н. Ярыгина «Биология» и учебное пособие «Биология клетки»
Немцевой Н.В. с соавт.-Оренбург:ОрГМУ. Заполните таблицу.
Задание №8. Условия, необходимые для трансляции и этапы трансляции.
Используя учебное пособие «Биология клетки» изучите процесс трансляции.
Обратите внимание на предложенные в пособии схемы и заполните таблицу.
Задание № 9. Тонкое строение гена, его характеристика. Изучите строение
единиц транскрипции у про- и эукариот (учебник В.Н. Ярыгин «Биология» и
учебное пособие «Биология клетки». Сделайте обозначение на схеме строения
транскриптона. Обратите внимание на особенности строения:
А. Транскриптон – моноцистронная модель
Б. Оперон – полицистронная модель
Задание № 10. Характеристика генома. Используя учебное пособие «Биология
клетки», изучите особенности организации и характеристику генома и
заполните таблицу.
Задание № 11. Организация генома. Изучите организацию генома, используя


24
учебник В.Н. Ярыгин «Биология» и учебное пособие «Биология клетки».
Задание № 12. Программа «Геном человека».
Решение задач по молекулярной генетике.
Задача1.
Используя таблицу кодонов и-РНК для различных аминокислот, решите задачу.
Кодогены
ДНК
ТАЦ
АТГ
ГГА ЦЦЦ АЦЦ ГАТ
ТАЦ
ААА
АГГ
Кодоны и-РНК
АУГ УАЦ ЦЦУ ГГГ
УГГ ЦУА АУГ УУУ УЦЦ
Антикодоны т-РНК
УАЦ АУГ
ГГА ЦЦЦ АЦЦ ГАУ УАЦ ААА
АГГ
Аминокислот ы в белке
мет
тир
про
гли
три
лей
мет
фен
сер
Задача 2.
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК матрице. Фрагмент молекулы
ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данной фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК.
Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
(
Задача 3.
Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин - аланин - глицин - лизин
- триптофан - валин - серин - глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.
Задача 4.
Средняя молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида – около 300, определите, что тяжелее и во сколько раз?
Задача 5.
Нуклеиновая кислота бактериофага имеет молекулярную массу 10 7
. Сколько, примерно, белков закодировано в ней, если принять, что типичный белок состоит в среднем из 400 мономеров, а молекулярная масса нуклеотида около 300?
Задача 6.
Сколько молекул рибозы и фосфорной кислоты содержится в молекуле иРНК, если количество цитозина – 1000, урацила – 500, гуанина – 600, адениловых – 400.
Задача 7.
Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями.
Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями, и 20 нуклеотидов – тремя.
4 Форма текущего контроля успеваемости: контроль выполнения
практических заданий


25
Работа № 1. Синтез нуклеиновых кислот. Транскрипция РНК и постранскрипционные процессы. Изучите обобщенную схему транскрипции и
постранскрипционных процессов и сделайте соответствующие подписи.
Работа №2. Разобрать схему работы лактозного оперона у прокариот.Изучите
работу лактозного оперона в учебнике Ярыгина В.Н. «Биология» и учебном
пособии «Цитология» и зарисуйте схему процессов транскрипции и трансляции.
5. Форма текущего контроля успеваемости: реферат
С использованием основной и дополнительной литературы и методических указаний по самостоятельной работе учащихся напишите реферат по теме
«Программа Геном человека» по следующему плану:
1. Кем и когда была создана эта программа;
2.
Цель программы;
3.
Основные направления программы;
4.
Типы карт хромосом;
5.
Где и когда впервые был разработан аппарат для секвенирования ДНК и его название;
6.
Участие России в работе программы.
Рекомендуемая литература:
− Баев А. А. Геном человека: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек. – 1995. – № 2.
− М. Сингер, П. Берг. Гены и геномы. В 2х томах, Москва, Мир, 1998
− B.C. Баранов, Е.В. Баранова, Т.Э. Иващенко, М.В. Асеев. Геном человека и гены «предрасположенности». Введение в предиктивную медицину.
СПб, «Интермедика»,2000.
− Тарантул В. З. Геном человека. Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. — Языки славянской культуры, 2003. — 396 с. — ISBN 5-94457-
108-X.
− Ридли Мэтт. Геном: автобиография вида в 23 главах. — М.: Эксмо, 2008.
— 432 с. — ISBN 5-699-30682-4
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13