Файл: Литература Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин, Методика обучения химии, 1970 г. Н. Е. Кузнецова, Методика преподаваний химии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 случае учащийся сам ставит вопрос, проблему и сам же её решает. От учащихся требуется максимальная самостоятельность. Метод требует больших затрат времени.
II. Частные методы.
Словесные методы:
1. Монологические (объяснение, описание, рассказ, лекция} конкретные
методы).
2. Диалогические (беседа, семинар, диспут} конкретные методы).
1. Монологические методы.
Описание знакомит с фактами, добытыми путем эксперимента и наблюдений
(ход химического процесса, описание прибора, описание круговорота какого-нибудь элемента).
Объяснение. Применяется для изучения сущности явления, для ознакомления учащихся с теоретическими обобщениями (потому что, вследствие того, что, так как).
Здесь необходима четкость, строгая логическая последовательность изложения, установление связи с уже известными знаниями, доступность терминов, правильная запись в тетради и на доске, приведение доступных примеров, расчленения объяснения на логически законченные части с поэтапным обобщением после каждой части.
Запись на доске: число(по усмотрению учителя), тема без сокращений, запись на доске располагается последовательно, все новые термины, даты, фамилии полностью на доске прописывать, на доске не должны быть никаких сокращений, кроме общепринятых или заранее оговоренных с детьми, у доски работать в пол- оборота, вопросы задавать, повернувшись к классу, обязательно домашнее задание записывать на доске.
Лекция. Более длительное монологическое изложение, включает в себя и описание, и объяснение, и рассказ, и использование средств наглядности. Главная особенность школьной лекции – не более 30 минут, использовать лучше в старших классах. Во время лекции учащиеся должны обязательно конспектировать. Речь учителя вообще, а во время лекции особенно должна быть четкой, не очень громкой и не очень тихой. Все химические вещества должны называться полным названием, а не только формулой.
Рассказ. Применяется в младших классах, значительно короче и эмоциональнее лекции, обычно всегда содержит занимательные факты.
2. Диалогические методы.
Беседа – это диалог учителя с учащимися, учитель в ходе объяснения задает вопросы, на которые отвечают ученики. Если в ходе объяснения у ученика возникает вопрос, то учитель отвечает на него.
Семинар. Применяется в основном в старших классах. Семинар предполагает использование знаний для решения каких-то проблем. Задание дается заранее.
Учащиеся готовятся к семинару при изучении всей темы. Семинар проводится по достаточно большому разделу в форме обсуждения той или иной проблемы.
Особенность школьного семинара – 2,3 сообщения учащихся.


18
Словесно-наглядные методы.
Это использование средств наглядности совместно со словами учителя. Для химиков одним из основных средств наглядности является опыт. Опыт, показанный без объяснения не только не полезен, но часто может быть вреден.
Типичные ошибки: Zn + NaCl, фенолфталеин с NaOH.
Кроме показа опытов используются схем, чертежи, таблицы, графики.
Демонстрационный эксперимент – это важнейший из словесно-наглядных методов.
Демонстрационный эксперимент – это опыт, который проводи учитель по ходу объяснения материала. Демонстрационные опыты указаны в программе. Учитель имеет право заменить один демонстрационный опыт на другой аналогичный, но в идеале все опыты должны быть показаны. Демонстрационные опыты должны быть показаны в начале изучения курса, когда у учащихся еще нет достаточных навыков для самостоятельного проведения опытов. Затем по возможности демонстрационные опыты заменяются на лабораторные. Демонстрационный эксперимент используется тогда, когда a) опыт слишком сложен для ребенка; b) требует громоздкого оборудования и большого количества реактивов; c) длительный во времени; d) требует техники безопасности.
Основные правила демонстрации:
1. Опыт должен быть проделан предварительно и удаваться наверняка.
2. На демонстрационном столе не должно быть ничего лишнего, детали прибора не должны загораживать друг друга. Прибор должен быть компактный и размещен так, чтобы с ним было удобно работать.
3. Следует использовать все доступные средства для того, чтобы учащиеся лучше видели и понимали происходящее. Пробирки лучше использовать демонстрационные. На фоне белого экрана пробирки с газами, растворами, осадками. На черном фоне показывают бесцветные жидкости. Капли воды на стенках пробирки лучше проецировать на экран, активно использовать подсветку и использовать кодескоп.
4. Демонстрация всегда должна сопровождаться пояснениями.
5. Опыт должен быть безопасным для учащихся и для учителя.
6. Обязательная отработанная грамотная техника проведения опыта. Даже случайная ошибка или небрежность затем многократно повторяться учащимися, а переучивать всегда труднее, чем учить.
Лекция №8
Рекомендуется следующая методика демонстрации:
1. Постановка цели опыта или проблему, которую нужно решить.
2. Описание прибора, условий, реактивов.
3. Организация наблюдения: за какой частью следить и чего ожидать.
4. Вывод, теоретическое обоснование.


19
Развивающая функция эксперимента может быть усилена сочетанием словом с учителем.
Способы сочетания речи и эксперимента:
• Слово учителя предшествует эксперименту, который является демонстрацией.
• Объяснения учителя сопровождают опыт (неприменимо при демонстрации эффектных опытов).
• Слово учителя дополняет наблюдения.
• Дается словесное объяснение – расшифровка эксперимента, а затем демонстрируется сам эксперимент, но результат заранее не сообщается.
Словесно-наглядно-прктические методы обучения.
Самостоятельная деятельность, но под руководством учителя самостоятельная работа осуществляется в разных формах:
• Коллективная.
• Групповая.
• Индивидуальная.
Виды самостоятельной деятельности:
• Ученический эксперимент (лабораторный опыт и практическое занятие).
• Решение задач.
• Работа с литературой.
• Письменная работа контрольного характера.
Ученический эксперимент делится на две группы:
1. Цель лабораторного опыта – приобретение знаний. Это опыт, который проводят учащиеся по ходу объяснения нового материала. Лабораторные опыты указаны в учебнике, дано их описание, они указаны в программе.
2. Практическое занятие проводят обычно в конце изучения темы, служит для закрепления и совершенствования знаний. Обязательны для выполнения.
Делятся на две группы:
1. Проводятся по инструкции (дана в учебнике).
2. Экспериментальные задачи.
За урок до проведения практического занятия необходимо ознакомить учащихся с приборами, приёмами лабораторной техники, увязать цели
На практическом занятии в начале урока проводится очень краткая беседа по технике безопасности и узловых моментов работы. На демонстрационном столе учителя размещены все необходимые для работы приборы. Отчет о работе составляется в специальных тетрадях, которые хранятся в лаборантский или в кабинете, являются формой отчетности и могут быть проконтролированы администрацией школы, района, городской и т.д. Нет жесткой формы к оформлению работ.
Цель опыта Порядок выполнения
Рисунок прибора и наблюдение
Уравнения и выводы

20
Подготовка учащихся к решению экспериментальных задач.
1. Мысленный эксперимент, задача решается всем классом теоретически (Сюда включается анализ задачи, предложение вариантов решения, выбор оптимального варианта, можно делать в виде таблицы).
2. Учащийся у доски делает эксперимент.
3. Весь класс приступает к решению аналогичных задач на местах.
Развивающая функция ученического эксперимента: школьный химический – основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся.
Обучение, которое формирует навыки учебной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию практической деятельности принято считать развивающим обучением.
Роль химического эксперимента особенно велика, если он используется не как иллюстрация, а как средство познания.
Возникла необходимость совершенствования школьного химического эксперимента. Повышение эффективности школьного химического эксперимента предполагает:
1. Активное включение эксперимента в установление новых знаний.
2. Определение трудностей в усвоении теоретического материала, исправление ошибок, коррекция экспериментальных навыков.
3. Формирование обобщенных знаний и общих экспериментальных навыков.
4. Развитие исследовательских навыков.
Методика использования в обучении химических задач: решение задач у учащихся вызывает у ребенка определенные трудности. Роль задач очень велика, при решении задач учебный материал связывается с жизнью, решение задач дисциплинирует и развивает мышление, развивает самостоятельность. Устраняет формализм знаний. Решение задач – это не самоцель, а цель обуч6ния.
Химические задачи можно разделить на две группы:
1. Экспериментальные (разделить смесь, объяснить явление и .д.).
2. Расчетные (избыток, недостаток, примесь и т.д.).
Необходимо учитывать межпредметные связи. Ведущая роль при решении задач принадлежит учителю. Если цель – закрепление материала, то ребенку должен быть известен метод решения задачи. Если изучается новый тип задачи по методу решения, то учащиеся свободно должны владеть учебным материалам. Отрабатывается всегда что-то одно. Учитель при подготовке должен задачи обязательно прорешивать и обязательно иметь ответ к данной задачи. Химическая задача – это задача по химии, которая решается средствами математики, а не математическая задача с химическим содержанием, особенно это касается олимпиадных задач. Химические задачи играют


21 огромную роль, т.к. способствуют формированию рационального и логического мышления, развитию самостоятельности суждений.
Образовательная функция решения задач – закрепляются полученные теоретические знания, совершенствуются химические понятия. Задача – одно из средств прочного усвоения материала. При обучении решению очередного типа задач, вначале дается алгоритм решения, затем разбирается задача строго по алгоритму.
Затем у учеников вырабатывается навык решения задач данного типа. Алгоритмы хороши тем, что есть определенные правила, с помощью которых можно дойти до конца, но человек вызубрив правила, перестает думать головой. Поэтому, как только выработался навык, необходимо давать задачи смешанных типов.
Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким способом учащиеся знакомятся с основными методами исследования химии. Привлечение опорных знаний для решения опорных ситуаций предполагает формирование у учащихся как общеучебных, так и специальных свойственных только методам химии умений (проведение химических опытов, соотносить наблюдаемые явления с состоянием молекул, атомов или ионов, проводить мысленно химический процесс, моделировать сущность процесса). Исследование может проводится с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умения применять полученные знания. Исследовательская деятельность требует гораздо больше времени, но это компенсируется тем, что учащиеся могут самостоятельно могут изучать новый материал, повышается осознанность обучения и прочность знаний.
В данный момент современное российское образование находится в состоянии реформирования. В практике школы всё чаще наблюдается стремление сделать учащегося активным соучастником процесса приобретения знаний, т.е. это означает, что объяснительно-иллюстративные заменяются на эврестические, демонстрация заменяется на лабораторный опыт.
1. Образование должно быть направлено на развитие личности ученика.
2. Развитие личности связано с развитием креативности, следовательно, необходимо создание условий для развития креативного потенциала.
3. Для эффективного обучения и воспитания требуется активность самих учащихся, т.е. ученик должен быть активным участником процесса обучения, т.е. учитель из информатора превращается в организатора обучения.
4. Обучение – это сотрудничество.
5. Наиболее эффективны методы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.
Важнейший принцип – ориентация школы на обновление методов обучения; замена монологических способов диалоговыми формами общения учителя с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности школьников в учебной деятельности.
Лекция №9
Научная организация труда учителя


22
Планирование и организация личной деятельности учителя включает:
1. Планирование работы.
2. Организация кабинета химии.
3. Оптимизация условий труда.
4. Использование технических средств обучения (ТСО).
5. Планирование учебной деятельности.
• Долговременное (на год). Пользоваться можно утвержденной программой, указаны темы, часы на изучение каждой темы, резервное время, план изучения темы.
Тема №
Название
Время
Резервное время
Урок

Тема урока
Новые термины
Эксперимент
Материальное обеспечение
Примечания
1/20 2/20
Только термин
Пробирки, штативы, держатели (или указать номер карточки).
Каждый год лучше делать разным цветом.
Взять программу и посмотреть, сколько часов отводится на тему, затем есть или нет практические занятия. Из общего количества времени вычесть практические занятия. На демонстрационные опыты время не выделяют.
Минус часы на изучение новых типов задач. Если большая тема, минус урок-обобщение. Минус часы на контрольные работы. Дальше часы, которые остались. разделить на темы. Если тема меньше 7 часов, то пишем столько часов, сколько есть, если больше, то писать только часть темы.
• Поурочное планирование.
Урок № (тема).
Тип урока:
Планируемый результат:
Момент урока
(с указанием времени)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
Здравствуйте дети, кто сегодня дежурный, кто отсутствует.
II. Опрос.
Номера вопросов, карточек.
┌ 1
┌ 2
┌ 3
↓ 4
↕ 5
Очень краткий ответ.

23
III. Объяснение материала.
Подробно с описанием опытов.
Чем заняты дети, смотрят на доску, подсказывают.
IV. Закрепление.
V. Домашнее задание.
Конспект – это ваша рабочая тетрадь, писать необходимо крупным почерком, должен быть написан так, чтобы его было хорошо видно, конспектом необходимо пользоваться, чтобы рассказать всё. Уравнения писать без конспектов. Определения и законы вначале формулируем и затем даем точное определение по конспекту. Условия задачи – по конспекту, ответы – по конспекту. Основные мысли, уравнения выделять разным цветом.
Система средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – это система материальных объектов, используемых с целью образования, воспитания и развития личности учащегося.
Можно разделить на три группы:
1. Пособия для учителей.
• Методическая литература.
• Научная литература.
• Учебная литература.
• Научно-популярная литература.
• Справочная литература.
2. Оборудование школьного химического кабинета. В систему средств обучения входит химический кабинет, в условиях экологизации школьного химического образования характер обучения меняется, он становится интегрированным. Это влечет за собой изменение взгляда на кабинет. Причем, школьный кабинет меняется не только внешне, но и функционально. В кабинете выделяются три зоны:
• Природа. Элемент природа – создание натурально действующей экосистемы, рекомендуются даже аквариумы, живые цветы – не только украшение, но и биоиндикаторы (традесканция, бегония, аспарагус), детаксиканты (хлорофитум – очищает воздух лучше, чем промышленные установки, папоротники, мирт обыкновенный).
• Производство (таблицы конкретных производств, схема идеальной безотходной технологии, отражена информация о месте предприятия и информация).
• Человек. Элемент человек раскрывается через познание достижений химической науки, техники и технологии в области защиты природной среды.
Современное учебное оборудование кабинета химии должно соответствовать содержанию курса химии, предоставлять учителю возможность на высоком научном уровне с помощью современных образовательных технологий преподавать программный материал, затрачивая на это минимум сил и времени.
Состав учебного оборудования отражен в «Перечнях учебного оборудования по