Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры.

Благодаря изобретению, совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различных тестов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколение при помощи продуманной системы обучения и воспитания детей.

Самым, пожалуй, значимым изобретением человечества, оказавшими ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже больше, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической; мышление – словесным, абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.


Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования. Оно же выступило как главный фактор воспитания и обучения. Благодаря слову человек-индивид стал человеком – личностью.

2.3. Сравнение психики человека и животных
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественно разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVIIXVIII вв.).

В прошлом столетии под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В начале XX столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.



У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и животное обладают врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие – осмысленностью, память – произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами. У человека данная способность проявляется с двух – трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.


По мнению Хомского, человек – единственное существо, наделенное механизмом овладения речью, у других видов появление речи невозможно.

К понятию языка относят следующие признаки (Хоккет):

семантичность: слова или иные единицы должны обладать смыслом.

Произвольность: связь между звучанием слова и его значением должна быть произвольной.

Смещение: речь возможна и в отсутствие объекта или объектов, которые описываются ею.

Отход от прямого смысла: в речи заложена возможность шутить и лгать.

Продуктивность: существует бесчисленное множество разных мыслей, которые могут быть сообщены посредством речи.

Попытки научить шимпанзе речи привели к следующим выводам.

Шимпанзе оказались способны освоить несколько дюжин слов в виде знаков и демонстрируют некоторое понимание знаков, которыми они пользуются. У них имеется некоторая способность комбинировать знаки с целью передать более сложные смысловые конструкции. Продуктивность речи шимпанзе относительно мала. Спонтанные высказывания шимпанзе значительно более редки, чем спонтанные высказывания детей, и, кроме того, очень коротки.

Шимпанзе можно обучить некоторым аспектам языка, например, создать у них немалый словарный запас, но пока нет свидетельств, что они способны овладеть речью в полной мере.

Довольно сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. Наряду с чисто органическими потребностями у тех и других имеются потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.


У человека есть и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у кого из животных. Это – духовные потребности, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании и т.п.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
Материалы к практическому занятию
Занятие 2. Развитие психики человека и животных

1. Становление низших форм поведения и психики.

2. Развитие высших психических функций у человека.

3. Сравнение психики человека и животных.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте стадии элементарной сенсорной психики.

2. Какие уровни включает в себя стадия перцептивной психики. Опишите отличительные особенности поведения животных на каждом уровне.

3. Назовите особенности (по Р. Йерксу), которые характеризуют интеллектуальное поведение животных.

4. Что способствовало ускоренному психическому развитию людей?

5. В чем заключаются преимущества второй сигнальной системы, которую получил человек?

6. В чем заключается разница между опытом человека и животного?

7. Чем отличаются восприятие и память развитого человека от аналогичных функций у животных?

8. Назовите различия в мышлении человека и животных.

9. Можно ли утверждать, что животные владеют речью? Почему?

10. Назовите основные признаки, относимые к понятию языка.

11. Приведите примеры общения животных.

12. Можете ли Вы привести примеры проявления эмоций у животных?

13. Чем отличается эмоциональная сфера человека от аналогичной у животных?

14. Назовите потребности общие и специфические для человека и животных.
Темы рефератов
1. Что такое поведение?

2. Общественно-историческая природа психики человека и ее фор­мирование в онтогенезе.
Б л о к 2. Механизмы психического отражения