Файл: Дипломная работа правовое регулирование компенсационных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основной закон, регулирующий права жертв от политических репрессий, № 1761-I – ФЗ29, изданный в 1990 году. Согласно этому закону данная категория граждан имеет право на льготы, однако они выделяются с государственного бюджета, и могут терпеть изменения в размерах и объеме финансирования. Данный закон раскрывает понятие жертвы репрессий, это лицо, которое пострадало по причине принудительных мер со стороны государственной власти с связи с политическими мотивами.

Федеральный закон РФ № 1761–1 повествует об одной из предоставляемых льгот в виде ежемесячной компенсации ЕДВ.

По уровням законодательная система о государственных пособиях гражданам, подразделяется на: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ система законодательства государственных пособиях гражданам, состоит из законов; подзаконных правовых актов (иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

Законодательство РФ о государственных пособиях ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий, основывается на Конституции РФ. Данное положение - основополагающий принцип построения системы законодательства о государственных пособиях выше перечисленным категориям граждан 30.

Конституция РФ формирует основы государственной социальной политики. В Конституции РФ определяется необходимость и формы государственной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий и формулируется компетенция органов государственной власти и должностных лиц в сфере социального обеспечения населения, распределение полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня.

Конституция РФ закрепляет положение о том, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи в РФ обеспечивается государственная поддержка ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 31

Правовой формой установления социальных пособий определен закон (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 39 Конституции РФ добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения поощряются государством.


Компетенция органов государственной власти и должностных лиц в сфере социального обеспечения населения сформулирована в Конституции РФ следующим образом: 1) в ведении РФ находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ч. 1 ст. 71); установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития РФ (п. «е» ч. 1 ст. 71); 2) в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ч. 1 ст. 72);

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ данный правовой акт имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, изданным по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Таким образом, принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.

Организационные основы социальной защиты населения – это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий и др.

Управление социальной защитой населения - целенаправленное воздействие со стороны специально созданных органов (государственных, общественных, муниципальных) на общественные отношения по поводу реализации социальной функции государства. Управление социальной защитой населения состоит из подсистем:

подсистемы государственного управления, подсистемы муниципального управления, подсистемы общественного управления.

К органам государственного управления относится Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с Положением, Минтруд РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.32

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с задачами
, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются, по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении - подчиняются администрации области, края, Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Основными задачами органов являются:

Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.

Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию.

Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.

Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.

Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Участие в формировании и проведение финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.

Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.

Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.


Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.

Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.

Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.

Районные (городские) органы социальной защиты населения - муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края. Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.

Последнюю группу составляют учреждения, предоставляющие социальные услуги населению. Их условно можно разделить на две группы: учреждения социального обслуживания населения (центры и комплексные центры социального обслуживания населения, центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры и др.) и учреждения, предоставляющие услуги в сфере социальной защиты и занятости населения (многофункциональные центры, центры занятости населения, центры профориентации и психологической поддержки населения и др.).

Таким образом, управление социальной защитой населения осуществляется на всех уровнях, за каждым органом закреплены свои полномочия, задачи, функции, от выполнения которых во многом зависит как состояние системы социальной защиты населения, так и социальное положение региона, города, отдельного гражданина.