Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
77
клеем, то принесите тряпку, пусть вытрет стол тряпкой – и вы похвалите его за трудолюбие и помощь.
Не надо бояться «перехвалить» ребёнка. Для того, чтобы ребенок снова и снова с удо- вольствием возвращался к занятиям, нужно, чтобы у него закрепились положительные ассо- циативные связи с процессом учения.
Взрослые, предлагая ребенку какое-либо задание или урок, должны для него всякий раз создавать ситуацию успеха. Это не означает, что ребенку нельзя давать трудных заданий.
Важно правильно реагировать на «недостаточный» результат. Я убеждена, что создавать для ребенка ситуацию успеха – это ключевое требование вообще к родительско-детским отноше- ниям.
Создать ситуацию успеха – означает, что вы должны создать такие условия, чтобы жизненный эпизод, который в данный момент проживает ребёнок, завершился его победой.
В процессе обучения – предложить такое задание, которое – вы уверены в этом – ребё- нок обязательно сможет хорошо выполнить. Вы также можете воспользоваться уже сложив- шейся любой ситуацией, чтобы превратить её в «ситуацию успеха», просто акцентируя внима- ние ребёнка на удачных моментах деятельности и на хорошем результате. Создать ситуацию успеха – значит ввести ребёнка в какую-либо деятельность, в которой он сможет проявить свои способности, удачно выступить, показать свои знания, продемонстрировать свои навыки,
и в которой он сможет почувствовать свой успех.
Ребенок не может сознательно контролировать и планировать свою учебную деятель- ность. Стремление к новой информации подталкивается исключительно интересом и любо- знательностью, свойственной от природы всем людям. Наша с вами задача – поддерживать эту любознательность, всячески поощрять её, демонстрировать своё положительное. И не бойтесь демонстрировать своё восхищение ребёнком, который так хорошо занимается.
В психологии есть такое понятие, введенное русским советским психологом Львом Семе- новичем Выготским, – зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между суще- ствующим на данный момент уровнем развития навыка у ребенка и следующим потенци- альным уровнем развития данного навыка. Существующий уровень – это такой, в котором ребенком выполняется задача самостоятельно. Потенциальный – это тот, которого ребенок может достичь под руководством наставника, взрослого, учителя, более опытного сверстника.
Согласно этой модели, Выготский справедливо полагал, что то, что ребенок сегодня делает с педагогом, завтра он сможет сделать самостоятельно. При таком подходе обучение неизбежно ведет за собой развитие. Необходимо предлагать малышу такие задачи, которые он, с одной стороны, в состоянии выполнить, и которые, с другой стороны, содержат каждый раз чуть более высокие требования к выполнению.
Помогите ему незаметно. Позвольте ему завершить задание собственноручно. Напри- мер, собирая сложную картинку из паззлов вместе, помогите в некоторых трудных местах,
но последний паззл путь малыш положит сам. Похвалите его обязательно, воскликните вме- сте: «Ура!». Позвольте ребенку почувствовать свою силу. Создавайте у него уверенность, что при определенном упорстве у него обязательно всё получится! Не фиксируйте его внимание на неудачах, избегайте слов «ты не смог», «у тебя не получилось», «ты не выполнишь это зада- ние». Наоборот, всячески стимулируйте его азарт: «Это задание очень сложное! Но, я уверена,
что ты его можешь выполнить!» Помогите малышу и дайте возможность закончить задание самому. Пусть он застегнёт последнюю пуговицу сам, пусть приклеит последнюю картинку на странице, поставит последний кубик в башне, вставит последнюю деталь в рамочках-вкла- дышах, прочитает последнее слово, поставит точку. Последнее действие в выполненном зада- нии пусть сделает ребёнок – и тогда психологически у него будет ощущение, что он лично сде- лал всё дело. С небольшой вашей помощью. Обнимите малыша, порадуйтесь вместе, похвалите
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
78
его, дайте почувствовать успех, вашу радость и гордость. И в следующий раз он обязательно попытается сделать всё задание от начала до конца самостоятельно.
Нужно сказать еще о такой важной вещи, как преемственность между ранним
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
и последующим обучением. Иногда я слышу от родителей опасения такого рода: «Зачем учить ребёнка читать, и уже тем более выполнять фонетический анализ слова? Что тогда делать ему в школе? Ему же будет неинтересно учиться!».
Во-первых, на мой взгляд, не заниматься с ребёнком только для того, чтобы учительнице в школе «было, что с ним делать» – это, по меньшей мере, странно и глупо. Не дети существуют для учительниц, а учителя для детей. И нужно выбирать учителей, прежде чем отдавать своего ребёнка на какое-то обучение.
Любой учебный процесс требует обязательного дифференцированного и индивидуаль- ного подхода. Это принципы дидактики, которые провозгласил основатель науки педагогики
Ян Амос Коменский в XVII веке и которые изложены в любом учебнике по педагогике. Учи- тывать индивидуальные особенности и подбирать учебный материал дифференцированно –
это прямая обязанность любого учителя. Я знаю учителей, которые прекрасно справляются с такой задачей. И, пока одни дети в классе знакомятся с буквами и читают вслух букварь,
другим дают для самостоятельного прочтения книги с небольшими рассказами, или карточки с индивидуальными заданиями.
Во-вторых, «интересно или неинтересно учиться» – это зависит не только от содержа- ния учебного материала, но и от способов его преподнесения. Любая, даже хорошо извест- ная информация, может быть очень интересно преподнесена. От такого повтора вреда ника- кого не будет. Но если учебный материал преподносится вяло, скучно и монотонно, то какой бы новой и неизвестной ни была эта информация, она будет неинтересной. Один учи- тель, сидя за своим столом, пересказывает учебник, а другой – увлеченно рассказывает, двига- ясь по классу и жестикулируя, делая зарисовки на доске, показывая какой-то наглядный мате- риал, демонстрируя презентацию и т. п. Говорить они могут об одном и том же, но, согласитесь,
интерес учеников к предмету в данных случаях мало зависит от темы. Не заботьтесь о нера- дивом учителе, которому будет неудобно учить вашего умного ребёнка. Позаботьтесь лучше о своём ребёнке и о его развитии.
Кратко сформулируем еще раз 7 правил, соблюдение которых способствует успеш-
ному обучению:
1. Занимаемся только в хорошем настроении.
2. Заканчиваем до того, как малышу надоело.
3. Не форсируем события, настраиваемся не на результат, а на процесс.
4. Не экзаменуем.
5. Хвалим ребёнка.
6. Создаём ситуацию успеха.
7. Заботимся о последовательности и преемственности обучения.
Конечно, существуют определенные сложности в обеспечении дальнейших адекватных умственных нагрузок для продвинутых в интеллектуальном плане детей. Очень важно не оста- навливаться на достигнутом, а так организовать деятельность ребёнка, чтобы он продолжал развиваться, не теряя темпа. Да и мозг уже привык к определенным интеллектуальным нагруз- кам и требует постоянной подпитки. Поэтому родителям нужно не только тщательно подби- рать школу и первого учителя для своего первоклассника, но и организовывать дополнитель- ные серьёзные творческие и интеллектуальные нагрузки.
Во-первых, на мой взгляд, не заниматься с ребёнком только для того, чтобы учительнице в школе «было, что с ним делать» – это, по меньшей мере, странно и глупо. Не дети существуют для учительниц, а учителя для детей. И нужно выбирать учителей, прежде чем отдавать своего ребёнка на какое-то обучение.
Любой учебный процесс требует обязательного дифференцированного и индивидуаль- ного подхода. Это принципы дидактики, которые провозгласил основатель науки педагогики
Ян Амос Коменский в XVII веке и которые изложены в любом учебнике по педагогике. Учи- тывать индивидуальные особенности и подбирать учебный материал дифференцированно –
это прямая обязанность любого учителя. Я знаю учителей, которые прекрасно справляются с такой задачей. И, пока одни дети в классе знакомятся с буквами и читают вслух букварь,
другим дают для самостоятельного прочтения книги с небольшими рассказами, или карточки с индивидуальными заданиями.
Во-вторых, «интересно или неинтересно учиться» – это зависит не только от содержа- ния учебного материала, но и от способов его преподнесения. Любая, даже хорошо извест- ная информация, может быть очень интересно преподнесена. От такого повтора вреда ника- кого не будет. Но если учебный материал преподносится вяло, скучно и монотонно, то какой бы новой и неизвестной ни была эта информация, она будет неинтересной. Один учи- тель, сидя за своим столом, пересказывает учебник, а другой – увлеченно рассказывает, двига- ясь по классу и жестикулируя, делая зарисовки на доске, показывая какой-то наглядный мате- риал, демонстрируя презентацию и т. п. Говорить они могут об одном и том же, но, согласитесь,
интерес учеников к предмету в данных случаях мало зависит от темы. Не заботьтесь о нера- дивом учителе, которому будет неудобно учить вашего умного ребёнка. Позаботьтесь лучше о своём ребёнке и о его развитии.
Кратко сформулируем еще раз 7 правил, соблюдение которых способствует успеш-
ному обучению:
1. Занимаемся только в хорошем настроении.
2. Заканчиваем до того, как малышу надоело.
3. Не форсируем события, настраиваемся не на результат, а на процесс.
4. Не экзаменуем.
5. Хвалим ребёнка.
6. Создаём ситуацию успеха.
7. Заботимся о последовательности и преемственности обучения.
Конечно, существуют определенные сложности в обеспечении дальнейших адекватных умственных нагрузок для продвинутых в интеллектуальном плане детей. Очень важно не оста- навливаться на достигнутом, а так организовать деятельность ребёнка, чтобы он продолжал развиваться, не теряя темпа. Да и мозг уже привык к определенным интеллектуальным нагруз- кам и требует постоянной подпитки. Поэтому родителям нужно не только тщательно подби- рать школу и первого учителя для своего первоклассника, но и организовывать дополнитель- ные серьёзные творческие и интеллектуальные нагрузки.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
79
Заключение
Занятия чтением не должны становиться самоцелью. Нет никакой жизненной необходи- мости в том, чтобы в два, в три или даже в четыре года ребёнок обязательно умел бы читать.
Наша цель – не просто научить читать. Цель – активизация интеллектуальных процессов,
развитие мозга, с учётом ведущей функции правого полушария. Чешский психолог Мерили
Зденек, специалист по развитию творческого потенциала человека, убеждена: «Обучая левое полушарие, мы обучаем левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг!»
Глобальное чтение – это потрясающая тренировка мозга! Такая система обучения даёт возмож- ность родителям не дожидаться, когда ребёнку исполнится 5—6—7лет, а начинать обучение с самого младенчества. Глобальная технология, как никакая другая, позволяет использовать ведущие функции правого полушария, развивать межполушарные взаимодействия, «констру- ировать» мозг. Но самое главное – то, что она позволяет процесс учения сделать лёгким и при- ятным для ребёнка и родителей. Система глобального обучения даёт возможность безопасно и с пользой для всего организма научить ребёнка бегло читать, понимать прочитанное и что очень важно – получать удовольствие от чтения!
Нет ничего драгоценнее этого общения, этого совместно проведенного времени в игре и обучении, в познании мира. Мы дарим маленькому человеку своё внимание, свои знания и свой опыт. Мы дарим любовь и нежность самому драгоценному существу на свете! Мы отдаём ему время своей жизни, наполненное любовью и мудростью. А это значит, что мы не зря проживаем свою жизнь.