Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
72
Факторы успеха
В этой главе я хочу рассказать, какие ошибки часто делают родители в процессе обуче- ния своего ребёнка, а также о том, как этих ошибок избежать и как их исправить. Я глубоко убеждена в том, что самое важное в раннем обучении – сформировать у ребенка положитель- ное отношение к процессу учения, создать позитивный настрой и мотивировать на узнавание новой информации. Это залог успешного дальнейшего обучения чему угодно на протяжении всей последующей жизни! Думаю, что никого не надо убеждать в том, что люди с высокой степенью мотивации добиваются выдающихся успехов в жизни. Как же добиться того, чтобы у ребенка было желание учиться?
Дети с рождения любят учиться. В самой человеческой природе заложено стремление к постоянному обучению. Именно так человек приспосабливается к выживанию, к новым изменяющимся условиям. Только обучаясь человек способен создать себе и своим близким необходимый жизненный уровень.
Когда ребенок рождается на свет, он начинает учиться всему с удовольствием. Однако последующее обучение часто убивает эти радостные эмоции. Почему так происходит? На наш взгляд, к сожалению, часто родители и педагоги просто даже не задумываются о том, чтобы процесс обучения доставлял ребенку удовольствие. Многие представляют этот процесс, как трудную кропотливую, хоть и важную, но изматывающую работу. Требовательные родители часто говорят: «В первую очередь педагог должен заинтересовать ребенка!». Но, поверьте, этот интерес изначально присутствует! Как этот интерес не убить – вот задача!
Первый фактор, мешающий детям полноценно учиться – это неправильный настрой родителей. Самое главное – это самим взрослым воспринимать процесс занятий с детьми, как интересное и увлекательное занятие, как игру. Заниматься нужно только в хорошем настро- ении, при здоровом и бодром самочувствии. Если взрослый относится к учёбе, как к тяжё- лой и нудной работе, то так будет воспринимать учение и ребёнок. Дети всегда готовы к игре,
с удовольствием воспринимают новую информацию. От взрослых требуется лишь поддержать этот интерес. Всегда отвечайте на детские вопросы, внимательно прислушивайтесь к рассуж- дениям ребёнка. Участвуйте в его размышлениях. Даже если вы заняты или не знаете, как то или иное явление объяснить ребёнку (или не хотите в данный момент), пообещайте ему вер- нуться к этому разговору позже и обязательно выполните своё обещание.
Мы в течение всей своей жизни постоянно учимся. И те люди, которые получают удо- вольствие не только от результата, но и от самого процесса учения, – это люди, которые посто- янно совершенствуют свои навыки, постоянно развиваются. Сделайте так, чтобы учение есте- ственно вписывалось в обычную жизнь ребёнка, чтобы это стало его ежедневной потребностью,
необходимостью для его ума. Не нужно ставить границ и барьеров: вот тут у нас жизнь, вот тут мы развлекаемся и играем, а вот тут мы учимся. Жизнь – это всегда и учение, и игра. К какой жизни вы готовите своего ребёнка, такой она для него и будет! Готовим к «тяжёлой жизни»,
«нудному учению» и «игре по чужим правилам» – будет так. Готовим человека к насыщенной жизни, прилежному учению, учим трудолюбию и активизируем его творческую активность,
которая позволит создавать и устанавливать свои собственные правила – будет так! Подумайте,
что полезнее говорить своему маленькому сыну по утрам: «Жизнь, детка, это не кусок сахару!»
или «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Какой настрой, какой заряд вы даёте своему ребёнку?
Ранний возраст – самый драгоценный, самый чувствительный период – время закладки всех фундаментальных качеств личности, время проявления генетических предрасположен- ностей, время, когда вы, как родитель, имеете неограниченные возможности влиять на судьбу вашего ребёнка. Настрой должен быть только позитивным. Получайте радость от общения
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
73
со своим малышом, учите и его получать радость от жизни – замечайте всё вокруг и учитесь с удовольствием! Всегда заканчивайте занятие до того, как малышу надоело.
Вторая часто встречающаяся ошибка – это непоследовательные или форсированные дей- ствия родителей. Погоня за результатом, за красивой вывеской, за желанием «обогнать и пере- гнать». Всё это – следствия неверных изначальных родительских установок в принципе. Нет смысла сравнивать успехи своего ребёнка с успехами других детей. У каждой личности есть свои сильные и слабые стороны (в любом возрасте). Для чего мы занимаемся с ребёнком и раз- виваем его? Для того, чтобы на детской площадке похвастаться тем, что двухлетка читает?
Для того, чтобы убедить всех окружающих в «особенности» вашего ребенка? Или его самого убедить в том, что он «круче всех»? Да окружающим все равно, в каком возрасте ваш ребе- нок начнет читать! И неужели вы готовы тратить свои силы и время, энергию, любовь – ради того, чтобы тётя Фрося из соседнего подъезда похвалила вас или высказала одобрение вашему умному ребёнку?
Вы у̀чите ребёнка не для того, чтобы «все увидели», не для того, «чтоб все знали!», или чтобы он «был первым!», чтоб привыкал быть «круче всех»! Всегда найдется кто-то, кто «пер- вее» и кто «круче». Да и незачем двухлетнему непременно уметь читать, и четырехлетнему решать дифференциальные уравнения. Не это цель! Целью является сам процесс получения знаний! Целью является формирование интеллектуальных привычек, создание опреде-
ленного образа жизни мозга. Это процесс развития умственных и духовных качеств,
позитивных сторон личности.
Важно – двигаться вперёд. Темпы этого движения могут меняться в зависимости от обстоятельств, настроения и приоритетов в данный момент времени. Любое обучение, и осо- бенно в раннем возрасте, должно быть индивидуально и личностно ориентированным. Не огля- дывайтесь на других. Не форсируйте события. Не превращайте хорошее дело в безумную гонку и постоянный стресс.
Мне хотелось бы немного рассказать о таком явлении, как функциональное заикание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Функциональное заикание – это очень частое явление, которое возникает у детей, как пра- вило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Проявляется оно в виде задер- жек, запинок, сбивки дыхания, а также повторов одного или нескольких слогов, чаще первого или последнего слога. Иногда даже повторы бывают только на определенные слоги или даже отдельные звуки. Часто такие «издержки» довольно незначительны и бывают заметны только специалисту. А иногда – настолько сильны, появляются резко и так напоминают настоящий логоневроз, что вызывают у родителей испуг и растерянность. Разумеется, причины у Ф.З. все- гда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повы- шенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф. З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.
Часто функциональное заикание возникает у «продвинутых» в интеллектуальном плане детей, у детей с хорошо развитой (опережающей возрастные нормы) речью, у двуязычных детей. Т.е., если можно так выразиться, мышление опережает физиологические возможности ребенка, физиология как бы «не догоняет».
Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинаю- щегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра.
В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реаги- ровать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
74
Причиной заикания может являться насильственное угнетение «слабого» полушария мозга. Например, при переучивании левши или амбидекстра и вообще при насильственном обучении.
Также причинами возникновения функционального заикания могут быть:
– неправильная речь окружающих взрослых (ребёнок слышит заикание);
– неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномо- ментная речь нескольких взрослых, множество вопросов;
– стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и положительно окрашенным).
Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функ- циональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логонев- роз). Наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патоло- гиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в резуль- тате других серьезных заболеваний.
Что делать, если в речи ребёнка стали появляться запинки и повторы?
1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается – может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!). Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.
2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает «да», «нет». Всегда выслу- шивайте его ответ, не перебивая. Смотрите ребёнку в глаза, когда разговариваете с ним. Когда ребёнок говорит – ваши губы должны быть плотно сомкнуты. Это будет свидетельство того,
что вы внимательно слушаете и молчите, – ребёнку не нужно переживать, что он не успеет высказать свою мысль.
3. Речь взрослого должна быть безукоризненной – четкой, ясной, достаточно громкой.
Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите медленно. Делайте паузы.
4. Как минимум две недели следует избегать различных зрелищ, повышенных эмоций и впечатлений. Мультфильмы – только такие, где мало разговаривают и ни в коем случае не «экшн». Побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками: даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек,
цветы и т. п. – это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то благоприятное воздействие на мозг будет еще сильнее.
5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами. Любые мигающие световые эффекты,
повторяющиеся сигналы – убрать.
6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества и амбидекстрии ни в коем слу- чае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за «леворукость». Ситуа- ция угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.
7. Все занятия, связанные с активной речевой деятельностью – приостановить.
Чтобы вернуть необходимый баланс в работе мозга, нужно создать для ребёнка нейтраль- ную спокойную обстановку, максимально сократив новые впечатления и ситуации для эмоци- ональных переживаний. Важно не концентрировать ребенка на этой проблеме. Очень хорошо,
если он сам не придает большого значения этому заиканию. И вы старайтесь не делать из этого трагедии! Функциональное заикание встречается довольно часто. Многие родители, к слову,
вообще не замечают у своих детей функционального заикания – и это гораздо лучше лишней суеты.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
75
Функциональное заикание проходит при своевременном и аккуратном вмешательстве родителей. Если вы сразу заметили запинки и ненавязчиво и спокойно начали предприни- мать верные действия, то заикание пройдет через две недели – именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение функционального заикания может уйти от 3—4 недель до 3—4 меся- цев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей функциональное заикание проходит само. Иногда, если ситуация, которая спровоцировала функциональное заикание,
не исчезает, оно закрепляется, и тогда потребуется помощь специалистов (нейропсихолога,
логопеда).
Чёткий спокойный размеренный режим дня, отсутствие новых впечатлений (положи- тельные впечатления тоже могут быть сильным эмоциональным стрессом) – и всё войдет в норму. Особое внимание уделите слушанию музыки. Музыка положительно воздействует на функции дыхания (в том числе и речевого), успокаивает нервную систему, снимает стресс.
Музыкальное интонирование помогает сделать речь более плавной. Подробный рассказ о вли- янии музыки на мозг ребенка, а также о том, как научиться ориентироваться в музыкальном многообразии и выбирать самое красивое и полезное вы сможете прочитать в отдельной книге,
посвященной именно данной теме. Применительно к решению проблемы функционального заикания родителям нужно знать, что восприятие хорошей музыки способствует синхрониза- ции полушарий в работе мозга.
Вернёмся к факторам, определяющим успех или неуспех раннего обучения чтению.
Очень распространённой ошибкой не только родителей, но и некоторых учителей являются постоянные экзаменовки и «проверки знаний». Запомните: прежде чем что-то требовать от ребёнка, нужное ему что-то дать. Не начинайте ваш урок с вопросов, не «загадывайте ему загадки», если не уверены, что ребёнок знает ответ. Сначала расскажите, научите, покажите,
объясните, и только потом проверяйте. Вот гуляете вы по улице, видите вывеску «Аптека».
Вместо того, чтобы спрашивать: «Ну-ка, что тут написано?», медленно произнесите: «Тут написано…» – если ребёнок знает ответ и хочет сказать, то он продолжит и произнесёт «…
аптека», а если не хочет или не знает, или не уверен, то вы сами договорите. Возьмите себе за правило: поменьше вопросов и побольше ответов. Вопросы пусть задаёт ребёнок! Чем меньше будете вы задавать ему вопросов, тем больше он будет задавать их вам. А наличие множества вопросов – свидетельство познавательной активности ребёнка.
Не нужно постоянно проверять ребенка, нет смысла расстраиваться и переживать, если ребенок «не запомнил» какого-то слова или не может ответить на ваш вопрос. Важно, чтобы ребенок играл и получал удовольствие от процесса. Нужно помнить, что формируемые навыки носят накопительный характер. Не ждите мгновенного результата любой ценой.
Но если вам уж так не терпится узнать, чему малыш научился за это время, вы должны помнить, что экзаменационные действия должны проводиться ненавязчиво, в игровой форме.
Следует помнить, что любой, в том числе хорошо продуманный с игровой точки зрения «про- верочный приём» главной своей целью имеет не вычисление результата, а его формирова- ние. Экзамен – это тоже процесс обучения! Да еще какой! Когда пришли гости, или бабушка с дедушкой, или где-то в чужих местах от ребёнка требуют «публичного выступления» – это не что иное, как самый настоящий экзамен! Такая ситуация обязательно сопряжена с неболь- шим стрессом, она особенно эмоциональна. Поэтому результат этого экзамена будет долго сидеть в памяти. Если всё прошло удачно, это придаст силы ребёнку, воодушевит его. Если же
«экзамен» оказался «не сдан», то это может спровоцировать «уход в себя», расстройство, неже- лание дальше что-то делать, учиться.
Иногда нам очень хочется узнать, чему же малыш научился. Особенно, когда уже пока- зали большое количество карточек слов, занимались несколько месяцев, родителям не тер- пится узнать результат. А вдруг он уже читает? Как это узнать, если не устраивать проверки?
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
76
Ну, во-первых, уверяю вас, что ребенок сам начнет демонстрировать вам свои знания,
как только у него будет что показать. А если вы будете проявлять свою радость и восхище- ние, то эти демонстрации будут устраиваться для вас с завидной регулярностью. Однако, если малыш не горит желанием поделиться с вами своими умениями и навыками, то можно акку- ратно и ненавязчиво выяснить, на каком результативном этапе он в данный момент находится.
Например, можно поиграть в «угадайку». Положите перед малышом несколько карто- чек с разными знакомыми словами. Сначала желательно предлагать слова, сильно отличаю- щиеся графически: те, которые начинаются с разных букв, слова разной длины, слова с «ред- кими» буквами (ф, ц, ю, ш, ъ и т.д.) Не спрашивайте: «Что тут написано?». Предлагайте ему не прочитать слово, а угадать его. Спросите его: «Покажи, где написано «булка»? Или: «Возьми карточку, где написано «сыр». Сначала можно предлагать выбрать из трех слов, сильно раз- личающихся по написанию графически, затем из большего количества. Затем уже можно пред- ложить угадывать слова, начинающие с одной и той же буквы, графически похожие слова или даже слова, различающиеся всего одной буквой (сор-сыр, кот-кит, бабушка-дедушка, бабушка- бабочка, бабочка – бочка и др.) Причем в эту игру можно играть даже, если ваш малыш еще не разговаривает. Мы не спрашиваем у малыша: «Что тут написано?», мы даём ему несколько карточек с разными словами, среди которых ему нужно найти заказанное вами.
Предположим, вы положили перед малышом три карточки: булка, вода, сыр, и попросили его среди этих слов найти слово «булка». Если вы внимательно последите за малышом в то время, как он выбирает из предложенных слов нужное, «заказанное вами», то вы заметите, что он сначала поочередно посмотрит на каждое слово, затем подумает, может быть даже вслух произнесет несколько раз слово «булка» и затем совершенно уверенно покажет вам на кар- точку со словом «булка». Можно сказать, что ребенок как бы подбирает звучащее «булка»
к каждому написанному слову на карточке. Смотрит на «булка» – «вроде бы похоже», смотрит на «вода» – «не похоже», смотрит на «сыр» – «совсем не то». Затем возвращается взглядом к «булка» и убеждается, что это – «самое подходящее». В тот момент, когда он сопоставляет написанное слово с звучащим словом «булка» и происходит самое важное. И, если ребенок делает это безошибочно, то вы можете быть уверены, что самое главное уже сделано: у ребенка сформированы базовые звуко-буквенные ассоциации.
Устраивая проверку таким образом, вы не просто убеждаетесь, запомнил ли ребенок написание слова «булка», вы его продолжаете обучать. Очень многие родители и учителя недо- оценивают этот этап, не видя ничего особенно ценного в том, что ребенок с легкостью угады- вает знакомые слова. А ведь это говорит о том, что ребенок освоил звуко-буквенные связи,
он научился идентифицировать длину слова, фонемный состав слова, у него сформировались и закрепились конкретные графические образы. Это очень ценный момент! Порадуйтесь и дви- гайтесь дальше!
Мы обсудили наиболее часто встречающиеся ошибки, и выяснили, чего не нужно делать,
а сейчас поговорим о том, что делать необходимо, чтобы достичь успеха в обучении маленького ребёнка. Пожалуй, самое главное правило, которому должны следовать родители и педагоги:
ребёнка нужно постоянно хвалить. Хвалите малыша всегда, при любых обстоятельствах,
за что угодно. Говорите, какой он смышленый, какой он весёлый, какой он милый и любозна- тельный. Восхищайтесь им. Демонстрируйте свою радость. Обнимите его, погладьте по голове.
Если что-то не получается – похвалите его за упорство. Всегда есть, за что похвалить ребёнка!
За хорошее настроение, за внимательность, за интерес, за фантазию… Предположим, вы вме- сте делаете аппликацию для новой книжки – похвалите за то, как он держит ножницы, как вырезает, а если не получается – похвалите за старания! Просто за то, что он с удовольствием что-то делает, пытается решить какую-то задачу. Похвалите его сначала не за результат, а за сам процесс! Похвалите за аккуратность. А если аккуратно не получилось, и весь стол заляпан