Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
59
мывать слова он вполне может сам – и печатать то, что сам захочет. У вас будут получаться вот такие разноцветные слова – см. рис.26:
рис.26
Правило только одно: рядом стоящие склады должны отличаться по цвету.
Покажите ребенку, как правильно писать печатным шрифтом различные буквы от руки.
Все вертикальные и линии пишутся сверху вниз, горизонтальные слева направо. Записывайте под диктовку слова печатными буквами. Подписывайте рисунки, творческие работы, рас- краски, пишите письма друг другу (см. рис.27).
рис.27
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
60
Играйте в сюжетные игры с использованием записи печатными буквами: доктор – выпи- сывает рецепт больному, продавец в магазине – чек, для приготовления игрушечного обеда –
нужен список продуктов, для игрушечной вечеринки – список гостей и т. п.
«Кубики Зайцева» – это замечательная система, которая позволяет без называния терми- нов предоставить ребенку возможности классификации звуков. С помощью кубиков наглядно можно увидеть фонетический состав слова: слоги-слияния и отдельные звуки, классифи- цировать согласные звуки на звонкие-глухие, а также твёрдые и мягкие. Каждый кубик –
как известно у куба шесть граней – содержит пять складов слогов-слияний и один склад из отдельно стоящего согласного звука. Любой большой кубик – это склады с твёрдым соглас- ным, любой маленький – склады с мягким согласным, то есть с мягким знаком. Напри- мер, большой кубик с гранями: бы-бэ-ба-бо-бу-б. Маленький кубик: би-бе-бя-бё-бю-бь. Также отдельно есть «золотые» кубики гласных: 5 больших – это гласные ы-э-а-о-у (на шестой грани изображение большой клубнички), и 5 маленьких кубиков с гласными и-е-я-ё-ю, которые смягчают согласные звуки, на шестой грани изображение маленькой клубнички. В свою оче- редь большие и маленькие кубики с согласными делятся по цвету и даже звуку (благодаря наполнителю). Коричневые – так называемые «деревянные» (что означает «глухие») и серые –
автор называет их «железные» (что означает «звонкие»). Составляя слова из кубиков, ребёнок невольно усваивает классификацию звуков, т.к. очень скоро начинает понимать какой кубик нужно искать – большой или маленький, «железный» или «деревянный». Подробное описание системы вы прочитаете в книгах самого Н. Зайцева.
Но необязательно покупать дорогостоящие наборы из кубиков. Вы вполне можете сделать самостоятельно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«складовые кассы» по типу касс слогов и букв, какие иногда используют учителя в первых классах начальной школы. Вам нужно будет подготовить и вырезать неболь- шие кусочки плотной бумаги с напечатанными на них складами. Можно держать под рукой чистые кусочки бумаги, чтобы при необходимости написать нужный склад, которого не хва- тило. Для игры на столе и собирания различных слов фраз и предложений, вам потребуются такие склады:
1) Склады слоги-слияния с каждым согласным: бы-бэ-ба-бо-бу – твёрдые, а также би- бе-бя-бё-бю – мягкие. Такие склады нужно сделать на каждую согласную: б, в, г, д, ж, з, к, л,
м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Обратите внимание, что некоторых складов не существует –
вспоминаем правило первого класса: «Жи-ши пиши через «и». Ча-ща – пиши через «а». Чу- щу-пиши через «у». У вас должно получиться по 10 складов с каждым согласным.
2) Склады с отдельным согласным – твёрдым и мягким (с мягким знаком) – б, в, г, …
и т.д., бь, вь, гь, … и т. д.
3) Склады с отдельным гласным: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и.
Чтобы у ребёнка была возможность собирать множество самых разных слов и фраз,
лучше заготовить не менее 5 штук каждого склада. Подготовить такую складовую кассу совсем не сложно: делаем в текстовом редакторе таблицу складов, распечатываем на принтере и выре- заем. Особо аккуратные родители могут сделать и папку с кармашками для складов.
Предлагайте ребёнку разнообразные игры, позволяющие ему почувствовать морфемный состав слова, а также его фонетический состав.
Возьмите лист А4, расположите его горизонтально и в середине листа на несколь- ких строчках напишите несколько раз корень слова (лучше брать слова, состоящие из одного корня: дом, гриб, цвет, свет, сон, бег, ход, лёт и т.п.). Пусть малыш при- думает новые слова с этим же корнем и запишет их с вашей помощью. Дом-домик- домище-домашний-домовитый… цвет-цветок-цветной-цветик…. Бег-побегать-убегать-выбе- гать-беготня-беглый… и т. п. Такие задания позволяют прочувствовать возможности образо- вания новых слов при помощи приставок, суффиксов.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
61
Или, например, такие задания в качестве небольшого фонетического анализа: «Измени в каждом слове букву, чтобы получилось новое слово». В этом задании нужно прочитать слова,
соединить их линией с подходящей картинкой и затем «превратить» в другие слова, изме- нив один звук. В качестве подсказки используются изображения справа. В пустые клеточки вписываются полученные слова и соединяются с соответствующими картинками. Таким обра- зом, выполняя одно-единственное задание, можно одновременно тренировать и навыки чте- ния, и навыки фонетического анализа, и навыки письма (см. рис.28).
рис.28
Задание «Определи, какими звуками отличаются слова бочка-дочка-точка-почка-кочка- мочка» также развивает фонематический слух, расширяет словарный запас. Выясните с ребён- ком значение каждого слова, послушайте звуки, дайте понятие о звонких и глухих согласных звуках.
Ещё задание для фонетического анализа: «Послушай слова и скажи, какими звуками они отличаются». В этом задании ребёнку даётся возможность дифференцировать звуки звон- кие-глухие (коза, коса), мягкие и твёрдые (лук-люк, мышка-мишка), а также звуки-л,р. В каче- стве письменного задания тут предлагается обводка слов. Такое задание подойдёт и для совсем маленьких детей, при условии, что взрослый будет писать рукою ребёнка и правильно произ- носить слова (лак-рак), так как ребёнок в силу возраста еще недостаточно хорошо проговари- вает некоторые звуки (см. рис.29).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
62
рис.29
Вот еще несколько примеров различных заданий, в которых акцент делается на части слова, деление слова на склады.
«Напиши недостающие слоги».
«Вклей нужные слоги» (см. рис.31).
«Раскрась склады» (см. рис.30).
Такие задания, подготавливают ребенка к выполнению фонетического анализа слова и построению схемы слова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
63
рис.30
рис.31
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
64
Вариантов работы со складами может быть множество: можно раскладывать слово на склады, анализировать одинаковые слоги-слияния в разных словах, можно каждый склад раскрасить в определенный цвет. А можно собирать слова из «кусочков» – складов. Этот вид работы на примере использования «складовой кассы» описан выше. А можно и так, как пока- зано на рисунках 32а и 32б: распечатываем слоги, вырезаем, затем составляем слова, которые видим на листе (рис.32б) и в рамочки вклеиваем части слова. Когда малыш будет составлять слова из складов, он неизбежно столкнется с членением слова на фонетические элементы, ведь он будет приклеивать каждый такой «кусочек» отдельно. Позже, рисуя фонетическую схему,
ему не составит никакого труда поделить слово на минимальные фонетические единицы –
склады и определить, какие звуки их составляют – гласные, ударные, безударные, согласные,
твёрдые, мягкие, звонкие-глухие.
рис.32а
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
65
рис.32б
Вот еще пример задания на развитие фонематического слуха: на листе бумаги – изобра- жения разных предметов. Подписывать эти картинки словами не обязательно, так как в данном случае задачей является именно слушание слова, работа со звуками. Под каждой картинкой нарисуйте кружок. А теперь дайте ребёнку задание: произнеси слово, изображённое на кар- тинке, послушай внимательно звук, с которого это слово начинается (заканчивается), и, если слово начинается с твёрдого согласного звука, то закрась кружок под картинкой синим цветом,
если с мягкого согласного, то зелёным, а если с гласного звука, то кружок пусть будет красным
(см. рис.33). Именно эти цвета-обозначения будут позже использоваться в фонетических схе- мах.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
66
рис.33
Сейчас в продаже есть огромное множество готовых красочных рабочих тетрадей, аль- бомов, журналов по развитию речи, которые содержат подобные игры-задания с буквами, зву- ками, слогами, складами. Морфемно-фонематический уровень обучения чтению как раз пред- полагает такую работу. На наш взгляд, если бы родители перед тем, как использовать эти пособия давали бы детям возможность научиться видеть и понимать целое слово, читать гло- бально, толку и удовольствия от этих заданий было бы гораздо больше. И это позволило бы избежать множества сложных моментов, например, таких, как деление слова на склады, деле- ние слова на слоги, а также фонетический разбор слова.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
67
рис.34
Обычно у детей не вызывает трудностей определить ударную гласную в слове (см. рис.34).
Достаточно произнести хорошо известное слово с неправильным ударением, и ребёнку сразу становится ясно, какой слог должен быть ударным. Есть несколько приёмов, позволяющих объ- яснить ребенку, что такое слог. Проговаривая слова, хлопайте в ладоши. Сколько получилось хлопков – столько и слогов. Или произносите слово, держа ладонь под подбородком: сколько раз за время произнесения слова рука опустится – столько и слогов в слове. Правда, на мой взгляд, такой способ определения слогов несколько сомнителен, но кому-то помогает. Когда объясняем ребёнку, что такое слог, то самое важное, что требуется сказать, это то, что слог всегда образуется вокруг гласной. Сколько в слове гласных, столько и слогов. И даже одна гласная сама по себе может являться отдельным слогом (как, например, в слове «о-сень»). Еще раз обращаю ваше внимание: слог и склад – это разные вещи. Слог всегда содержит гласную,
склад – может состоять из одного согласного звука (о/се/нь).
И вот мы подошли к самому «страшному» для многих родителей – моменту правильного составления фонетических схем. Эти схемы будут ежедневно сопровождать ребёнка в началь- ной школе, а в средней и старшей школе они сменятся фонетическим разбором слова с тран- скрипцией. Давайте разбираться, как устроена фонетическая схема, как её понимать и как её
составлять. Ничего сложного тут, на самом деле, нет.
Как известно, в русском языке десять гласных. Все они в паре с согласным звуком
(сначала идёт согласный, затем гласный) дают слог-слияние. Пять гласных – ы-э-а-о-у –
делают согласный звук твёрдым. Пять других – и-е-я-ё-ю – смягчают согласный звук. Соответ- ственно, на схеме слоги-слияния обозначатся в виде прямоугольника, поделенного по диаго- нали на согласный и гласный звук. Гласный звук обозначается квадратиком красного цвета,
согласный твёрдый – синий квадрат согласный мягкий – зелёный квадрат. Отдельно стоящие звуки обозначаются квадратиками соответствующего цвета. см. рис.35.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
68
рис.35
В фонетической схеме отображаются не буквы, а именно звуки разбираемого слова.
Чтобы правильно составить схему слова, нужно его послушать. И теперь – точно также как ребёнок записывал слово печатными буквами под диктовку – так же он зарисовывает под дик- товку (вашу или собственную) звуки данного слова в виде схемы. Где нужно – слог-слияние,
где нужно отдельно стоящий звук согласный или гласный (см. рис.36).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
69
рис.36
Если в слове встречается йотированная гласная, то она обозначается, как слог-слияние!
Причем, в таком слоге-слиянии согласный всегда мягкий, так как этот согласный звук [й] (см.
рис.37). Далее слово разбивается на слоги вертикальной чертой и на ударную гласную ставится ударение.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
70
рис.37
Пример схем слов «яма» и «ёжик» с йотированными гласными вы можете видеть слева на рисунке. Обратите внимание, что наличие буквы е, ё, ю, я в слове вовсе не означает, что звук обязательно является йотированным. В слове «мяч» нет йотированного звука, тут буква я обозначает гласный звук [а] и мягкость предыдущего согласного, а транскрипция такая: [м'ач].
И последнее очень интересное, на мой взгляд, любопытное и даже смешное упражне- ние, которое я предлагаю для тренировки навыка глобального чтения – это чтение «перепу-
танных» предложений и текстов. Такое задание-игру можно представить в двух вариантах.
Первый, более лёгкий вариант – это предложение или текст, состоящие из слов с перепутан- ными буквами, при этом первая и последняя буква в слове стоят на своём месте (см. рис.38).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
71
рис.38
Второй вариант более сложный. В этом тексте в словах перепутаны все буквы, включая и первую и последнюю. В этом случае у нас нет готовых четких границ слова. Поэтому для того чтобы угадать хотя бы одно слово, нам нужно воспринять всё предложение целиком, попы- таться уловить синтаксический смысл всего предложения. Когда мы, после прочтения первого предложения, начинаем вникать в контекст, чтение каждого следующего предложения стано- вится всё более лёгким (рис.39).
рис.39
Прочтение таких текстов возможно лишь в том случае, когда у человека сформирован полноценный навык чтения с пониманием структуры языка на всех трёх уровнях: лексическом,
синтаксическом и морфемно-фонематическом. Человек становится способен не только вос- принять графическое изображение слова, не только раскодировать в языковых знаковых объ- ектах заложенные смыслы, но и в случае необходимости додумать, исправить ошибки, достро- ить до правильного образа весь текст.
Научите вашего ребёнка читать! Научите его читать бегло, быстро схватывать основную идею текста – и тогда он будет не только грамотно писать, красиво говорить, но и глубоко мыслить.