Файл: Реформирование национальной экономики России основные цели и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т.ТРУБИЛИНА
Факультет управления
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Направленность «Государственное и муниципальное управление»
На тему: «Реформирование национальной экономики России: основные цели и направления»
Выполнил: Тундас Леонид Витальевич

группа УП2204

Руководитель: Гончарова Наталья Александровна

к.э.н., доцент

Дата защиты ___________

___________

Оценка

___________

______________Ф. И. О.

подпись
Краснодар 2023

Содержание
Введение 3

  1. Теоретические основы экономических преобразований в России 4

    1. Причины и цели преобразований экономики в России 4

    2. Объекты современных экономических преобразований 6

    3. Средства экономических преобразований 7

  2. Характеристика государственного регулирования в период экономических преобразований 9

    1. Сущность государственного регулирования экономики РФ 9

    2. Функции и инструментарий государственного регулирования экономики РФ 12

    3. Основные сферы экономики и методы государственного регулирования РФ 15

  3. Основные направления и условия совершенствования структуры национальной экономики России 20

    1. Причины неэффективного развития экономики Российской Федерации 20

    2. Возможности для реализации эффективной рыночной системы 21

    3. Направления для модернизации экономики Российской Федерации 24

Заключение 28

Индивидуальное творческое задание 30

Список использованных источников 32

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованиям в сфере экономики, в частности, государственному регулированию экономики России, а также кризису, как части экономического цикла. Актуальность данной темы заключается в том, что экономика нашей страны находится не в лучшем состоянии и нуждается в масштабных экономических преобразованиях, а они в свою очередь нуждаются в государственном регулировании. На словах подобные преобразования кажутся эффективными, но на практике не всегда бывают реализованы в нужной степени. Поэтому необходимость государственного регулирования экономики выходит на первый план.


Целью данной работы является изучение особенностей государственного регулирования в период кризиса и застоя экономики и методов его осуществления на практике.

Задачи, служащие для осуществления поставленной цели:

  1. Дать теоретическое обоснование проводимым экономическим реформам

  2. Определить сущность и методы государственного регулирования экономики

  3. Понять роль кризиса как части экономического цикла

Объектом исследования является государственное регулирование экономики России.

Предмет исследования – государственный инструментарий, который применяется при регулировании процессов экономических преобразований.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных экономистов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые экономическим реформам.

1 Теоретические основы экономических преобразований в Российской Федерации
1.1 Причины и цели экономических преобразований в России
Проблема экономических преобразований в России является актуальной в условиях создания демократии с более эффективной, чем плановая, рыночной экономикой и гражданским обществом.

Реформы, которые начались в 90-х годах ХХ века, были попыткой быстрого перехода от социалистической направленности экономики к рыночной[6]. Но последствия этих реформ оказались вопреки ожиданиям и целям тех реформ. Последствия тех реформ отражаются и в современной экономики нашей страны.

В 80-х годах ХХ века вся система экономики СССР находилась в предкризисном состоянии из-за расходов на армию. Война в Афганистане серьезно ударила по бюджету государства и создала бюджетный дефицит[11]. На экономическое развитие уделялось все меньше и меньше средств.

Технологический потенциал также был исчерпан. Решающее воздействие на него оказывала конкуренция как внутри страны, что было не свойственно тому периоду, так и между государствами на мировом рынке.

Серьезно ударил по бюджету страны и экспорт оружия в неразвитые страны[12]. Но поставки осуществлялись можно сказать бесплатно, так как эти страны были не в состоянии оплатить это оружие. А на производство оружия СССР тратил очень большие средства, так как окончательно не завершилась «холодная война».



Стоит отметить, что отсталость СССР наблюдалась и в социальной сфере. Среднегодовой доход на душу населения отставал от многих европейских стран на 50% и от США на 70%[12]. Темпы развития экономики были худшими за всю историю существования Советов. Многие задачи, устанавливаемые правительством, не выполнялись.

Лучшие умы нашего государства выезжали из него по причине бесперспективности развития экономики и науки. Критическое отставание в развитии вынудило руководство страны приступить к поиску более эффективных альтернатив развития страны, что в итоге и привело к перестройке, а впоследствии и к развалу СССР.

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель — полный передел старой плановой системы и командных методов руководства экономикой. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы Президента РФ Б. Н. Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации[3,4]. Главным приверженцем нового правительственного курса стал 35-летний доктор экономических наук Егор Тимурович Гайдар, не имевший опыта в государственных делах, назначенный исполняющим обязанности главы правительства.

Он собрал команду приверженцев так называемой «шоковой терапии» — политики, с помощью которой и стала решаться задача быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной. Основное положение «шоковой терапии» сводилось к свободным рыночным отношениям, способным к саморегуляции. Отвергалось не только государственное экономическое регулирование, но и регулируемый рынок. Сейчас РФ – одна из крупнейших экономик мира. Она входит в десятку мировых лидеров по объему ВВП. Основной экономической специализацией нашей страны является сырьевая промышленность.

За 2013 г. ВВП России составил более 2 трлн долл[7]. Хотя в мире за этот год было произведено товаров и услуг на сумму более 40 трлн долл., из которых на США пришлось около 17 трлн, на страны ЕС столько же (9 трлн долл.), Китай – более 9 трлн долл., Япония – 5 трлн долл., Индия – 1,5 трлн долл. Россия – не самый активный участник мирового рынка. Роль России сведена к поставщику сырья. К тому же, в условиях сурового климата и огромных расстояний конкурентные преимущества наших компаний могут быть уничтожены под напором соперников. По признанию многих экспертов, в 21 веке главными производителями стали станут Китай и Бразилия.


Наряду с причинами экономических преобразований также существуют и цели, которые подлежат достижению. Множество объектов воздействия экономических преобразований объясняют множество целей.

Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную, конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей», которое состоит из обеспечения экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний, обеспечения рамочных условий функционирования народного хозяйства, координации хозяйственной деятельности, поддержки конкурентной среды и управления государственным сектором экономики.
1.2 Объекты современных экономических преобразований
«Объекты экономических преобразований – это первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики»[13].

То есть объекты государственного регулирования – это условия, элементы и секторы национальной экономики, функционирование которых недостаточно обеспечивается рыночным механизмом. Это общехозяйственные процессы, крупные секторы экономики, отдельные крупные корпорации, комплексное развитие регионов страны.

В качестве объектов выступают такие явления, как стабилизация экономического развития, борьба с инфляцией и т. д.

Основными объектами, которые подвергнуты экономическим преобразованиям, являются[9]:

  • структура форм собственности;

  • социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства;

  • процесс воспроизводства;

  • государственный сектор экономики;

  • условия и источники накопления капитала;

  • денежное обращение;

  • цены;

  • конкуренция;

  • предпринимательство.

Перечень объектов экономических преобразований свидетельствует о том, международные экономические отношения.

1.3 Средства экономических преобразований
Говоря о средствах экономических преобразований и модернизации экономики, многие ученые подразделяют их на правовые и неправовые средства. Стоит начать со вторых. К ним относятся политические, организационно-технические и экономические. Необходимо отметить, что к неправовым способам экономических преобразований относят денежное обращение и эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии, кредиты, экономические нормативы, то есть размеры налогов и сборов, регулирование тарифов и цен, ставка рефинансирования по кредитам Центрального банка РФ и т.д.


Экономические средства экономических преобразований представляются в правовых формах. К ним относятся деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и др. есть экономико-правовые средства. Сказанное в равной степени относится к политическим и организационно-техническим средствам.

Что касается правовых средств, то данное понятие имеет несколько уровней: первый охватывает нормы права, некоторые правовые акты; второй связан со стадией реализации права; третий выражается во всех средствах, которые непосредственно связаны с реализацией и применением права. Совокупность правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам этого механизма относятся: юридические нормы, нормативные правовые акты, правоотношения, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Также к инструментам экономических преобразований можно отнести[9]:

  • разработка технических, технологических, производственных стандартов и контроль над их соблюдением всеми участниками экономической системы;

  • обеспечение антимонопольного контроля над деятельностью естественных монополий, ужесточение контроля над издержками в процессе их реструктуризации;

  • защита и поддержка интересов общественных промышленных компаний в системе мирохозяйственных связей;

  • регулирование побочных эффектов структурных преобразований промышленности, связанных с увеличением безработицы, ростом социальной напряженности и возникновением региональных кризисов;

  • разработка и реализация программ структурной перестройки промышленности, в том числе технического перевооружения научно-производственной базы оборонно-промышленного комплекса.



2. Характеристика государственного регулирования в период экономических преобразований
2.1 Сущность и цели государственного регулирования экономики Российской Федерации
«Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине». [14]