Файл: Реформирование национальной экономики России основные цели и направления.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современной России существует множество объектов в экономике, которые требуют государственного вмешательства, что соответственно обуславливает множество целей государственного регулирования.
Основной целью государственного регулирования национальной экономики является стабильность экономической и социальной сфер общества, а также укрепление существующего государственного строя и его приспособление к новым экономическим условиям[15].
Так же как и в случае с целями экономических преобразований, побочные цели государственного регулирования составляют «дерево целей». В данном случае оно представлено с некоторыми дополнениями.
Рисунок 2.1 показывает взаимообусловленность главной и побочных целей. Они взаимосвязаны и каждая из них дополняет другую.
Эти цели связаны с каким–нибудь объектом государственного регулирования. Так, например выравнивание экономического цикла направлена, соответственно, на экономический цикл и т. д.
Цели регулирования экономики можно разделить на несколько уровней по характеру. Они направлены на:
Каждая из вышесказанных целей может как дополнять другую цель, так и препятствовать ее достижению. Так, если в стране господствует кризис, то главной целью ГРЭ является выход из кризисного положения. Другие цели отходят на второй план. Или при росте внешних задолженностей и т. п. на первый план выходит оздоровление платежного баланса и появляются второстепенные такие цели, как привлечение зарубежного капитала и повышение влияния национальной экономики на мировом рынке.
В последнее время стало актуальным такое понятие, как конфликт целей ГРЭ. Это означает, что достижение одной цели может привести к не достижению других целей. Ярким примером является борьба государства с инфляцией. Это может привести к росту безработицы. Но эти показатели зависят не только друг от друга, но также и от роли национальной экономики в мире, а также от социальной политики государства.
Любая цель ГРЭ может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Принимаемые государством решения могут быть противоречивы по своим эффектам. Так, после распада СССР были введены жесткие денежные ограничения. Результатом стало резкое снижение в первой трети 1992 года[17]. Но возникла серьезная проблема сбыта продукции, появились огромные долги предприятий, из-за чего стало серьезно сокращаться производство. Застой в промышленности заставил изменить финансовую политику.
Летом того же года государство совместно с Центральным банком РФ реализовали политику льготного кредитования промышленности. После этого производство приобрело некую стабильность. Но обычно такие меры не проходят без последствий. Как и ожидалось, снова увеличились темпы роста инфляции.
Из каждого экономического преобразования государство обязано вычленить максимум эффективности и минимум отрицательных последствий реформы. Это будет являться признаками грамотно проводимой государственной экономической политики.
Динамика целей и задач ГРЭ обусловлена изменениями хозяйственной ситуации в стране. В условиях спада производства ведущим является оживление инвестиционной активности при одновременном соблюдении требований денежно-кредитного регулирования. При чрезмерной занятости ресурсов на первый план выдвигается задача обуздания инфляции, что требует постановки и достижения таких промежуточных целей, как сжатие денежной массы, сдерживание инвестиционной активности, сокращение государственных расходов и т. д. Достижение названных целей связано с использованием различных инструментов или средств государственного регулирования экономики[16].
Сегодня едва ли кто-нибудь сомневается в объективной необходимости участия государства в хозяйственном процессе. Обсуждению лишь подлежит степень государственного вмешательства в экономику.
Существует множество причин, почему экономика России периода 90-х годов ХХ века нуждалась в государственном регулировании: во-первых, считалось, что в тех условиях роль государства в рыночных экономических системах ослабевает; во-вторых, существует некоторое предубеждение, что экономические регуляторы лучше административных методов хозяйствования; в-третьих, роль государства в экономической сфере часто трактуется как внешняя.
Экономические преобразования в России не должны заключаться в формировании смешанной экономики
, где государство вырабатывает условия функционирования экономических субъектов. Специфика отечественной экономики такова, что стратегическая функция проводимых преобразований должна состоять в поэтапном формировании социально ориентированной экономики, где государству отводится важная роль.
2.2 Функции и инструментарий государственного регулирования экономики России
ГЭП предполагает наличие основных функций. Среди них можно выделить следующие:
Но помимо вышесказанных функций у государства присутствуют и классические функции. Такие, как защита прав собственности, гарантия свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, борьба с монополизмом, принятие законодательных актов, которые диктуют так называемые «правила игры» для участников рыночных отношений и обеспечивают правопорядок и законность в хозяйственной сфере, контроль денежного обращения[1, 2]. Обеспечение устойчивости национальной валюты, регулирование отношений между трудом и капиталом, поддержание стабильной внешнеэкономической деятельности также являются немаловажными функциями государства.
Ни одна из этих функций не утрачивает силу даже в период экономических преобразований. Могут поменяться механизмы контроля, методы осуществления государством этих функций.
Для эффективного осуществления этих функций государство:
Функции ГЭП часто делят на две большие группы. Для первой группы функций характерно создание условий для создания условий нормального функционирования рынка. Для второй группы функций – дополнение к действиям рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, функция стимулирования и защиты конкуренции.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики.
Осуществление целей государственного регулирования подразумевает использование определенных инструментов, объединение которых образует механизм государственного регулирования. Главными составляющими данного механизма выступают финансовая и денежно-кредитная политика.
Эффект регулирования подразумевает минимальное нарушение рыночных основ экономики.
Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер.
Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования механизма регулирования предполагает четкое знание его структуры. Принято выделять в системе государственного регулирования экономическую и административную формы[8].
К экономическому инструментарию относят те действия инструменты, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер.
Совокупность административных инструментов охватывает те действия, которые связаны с обеспечением правового поля. Задача осуществляемых мер при этом – создание правовых условий для частного сектора. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.
Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают воздействие со стороны государства, при котором поведение участников экономики основано на предписаниях государства.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Основной целью государственного регулирования национальной экономики является стабильность экономической и социальной сфер общества, а также укрепление существующего государственного строя и его приспособление к новым экономическим условиям[15].
Так же как и в случае с целями экономических преобразований, побочные цели государственного регулирования составляют «дерево целей». В данном случае оно представлено с некоторыми дополнениями.
Рисунок 2.1 показывает взаимообусловленность главной и побочных целей. Они взаимосвязаны и каждая из них дополняет другую.
Эти цели связаны с каким–нибудь объектом государственного регулирования. Так, например выравнивание экономического цикла направлена, соответственно, на экономический цикл и т. д.
Цели регулирования экономики можно разделить на несколько уровней по характеру. Они направлены на:
-
народно-хозяйственный уровень – поддержание стабильности денежного обращения -
региональный и отраслевой уровни – поддержка экономически неразвитых территорий страны, а также поддержка слаборазвитых отраслей экономики и градообразующих предприятий -
стимулирование процессов, направленных на усовершенствование экономики, а также их ускорение -
немаловажным является внедрение новых форм собственности и деятельности
Каждая из вышесказанных целей может как дополнять другую цель, так и препятствовать ее достижению. Так, если в стране господствует кризис, то главной целью ГРЭ является выход из кризисного положения. Другие цели отходят на второй план. Или при росте внешних задолженностей и т. п. на первый план выходит оздоровление платежного баланса и появляются второстепенные такие цели, как привлечение зарубежного капитала и повышение влияния национальной экономики на мировом рынке.
В последнее время стало актуальным такое понятие, как конфликт целей ГРЭ. Это означает, что достижение одной цели может привести к не достижению других целей. Ярким примером является борьба государства с инфляцией. Это может привести к росту безработицы. Но эти показатели зависят не только друг от друга, но также и от роли национальной экономики в мире, а также от социальной политики государства.
Любая цель ГРЭ может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Принимаемые государством решения могут быть противоречивы по своим эффектам. Так, после распада СССР были введены жесткие денежные ограничения. Результатом стало резкое снижение в первой трети 1992 года[17]. Но возникла серьезная проблема сбыта продукции, появились огромные долги предприятий, из-за чего стало серьезно сокращаться производство. Застой в промышленности заставил изменить финансовую политику.
Летом того же года государство совместно с Центральным банком РФ реализовали политику льготного кредитования промышленности. После этого производство приобрело некую стабильность. Но обычно такие меры не проходят без последствий. Как и ожидалось, снова увеличились темпы роста инфляции.
Из каждого экономического преобразования государство обязано вычленить максимум эффективности и минимум отрицательных последствий реформы. Это будет являться признаками грамотно проводимой государственной экономической политики.
Динамика целей и задач ГРЭ обусловлена изменениями хозяйственной ситуации в стране. В условиях спада производства ведущим является оживление инвестиционной активности при одновременном соблюдении требований денежно-кредитного регулирования. При чрезмерной занятости ресурсов на первый план выдвигается задача обуздания инфляции, что требует постановки и достижения таких промежуточных целей, как сжатие денежной массы, сдерживание инвестиционной активности, сокращение государственных расходов и т. д. Достижение названных целей связано с использованием различных инструментов или средств государственного регулирования экономики[16].
Сегодня едва ли кто-нибудь сомневается в объективной необходимости участия государства в хозяйственном процессе. Обсуждению лишь подлежит степень государственного вмешательства в экономику.
Существует множество причин, почему экономика России периода 90-х годов ХХ века нуждалась в государственном регулировании: во-первых, считалось, что в тех условиях роль государства в рыночных экономических системах ослабевает; во-вторых, существует некоторое предубеждение, что экономические регуляторы лучше административных методов хозяйствования; в-третьих, роль государства в экономической сфере часто трактуется как внешняя.
Экономические преобразования в России не должны заключаться в формировании смешанной экономики
, где государство вырабатывает условия функционирования экономических субъектов. Специфика отечественной экономики такова, что стратегическая функция проводимых преобразований должна состоять в поэтапном формировании социально ориентированной экономики, где государству отводится важная роль.
2.2 Функции и инструментарий государственного регулирования экономики России
ГЭП предполагает наличие основных функций. Среди них можно выделить следующие:
-
создание правовой основы для принятия экономических решений, регулирующих деятельность хозяйственных субъектов, определяющих права и обязанности граждан; -
стабилизация экономики, т. е. правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для развития производства, уменьшения действие инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен; -
социально-ориентированное распределение ресурсов, т. е. государство создает условия для развития отраслей экономики, создания современной инфраструктуры, определяет расходы на оборону, науку, образование, здравоохранение; -
обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Но помимо вышесказанных функций у государства присутствуют и классические функции. Такие, как защита прав собственности, гарантия свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности, борьба с монополизмом, принятие законодательных актов, которые диктуют так называемые «правила игры» для участников рыночных отношений и обеспечивают правопорядок и законность в хозяйственной сфере, контроль денежного обращения[1, 2]. Обеспечение устойчивости национальной валюты, регулирование отношений между трудом и капиталом, поддержание стабильной внешнеэкономической деятельности также являются немаловажными функциями государства.
Ни одна из этих функций не утрачивает силу даже в период экономических преобразований. Могут поменяться механизмы контроля, методы осуществления государством этих функций.
Для эффективного осуществления этих функций государство:
-
создает инфраструктуру и среду для деятельности экономики; -
формирует структуру, содержащую и обеспечивающую основные нормы и правила деятельности экономики; -
создают необходимую социальную среду; -
разрабатывает свою экономическую политику, которая определяет приоритетные направления экономики; -
осуществляет свою независимую экономическую деятельность в качестве субъекта экономики; -
осуществляет закупки товаров из-за границы.
Функции ГЭП часто делят на две большие группы. Для первой группы функций характерно создание условий для создания условий нормального функционирования рынка. Для второй группы функций – дополнение к действиям рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, функция стимулирования и защиты конкуренции.
Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики.
Осуществление целей государственного регулирования подразумевает использование определенных инструментов, объединение которых образует механизм государственного регулирования. Главными составляющими данного механизма выступают финансовая и денежно-кредитная политика.
Эффект регулирования подразумевает минимальное нарушение рыночных основ экономики.
Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер.
Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования механизма регулирования предполагает четкое знание его структуры. Принято выделять в системе государственного регулирования экономическую и административную формы[8].
К экономическому инструментарию относят те действия инструменты, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер.
Совокупность административных инструментов охватывает те действия, которые связаны с обеспечением правового поля. Задача осуществляемых мер при этом – создание правовых условий для частного сектора. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.
Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают воздействие со стороны государства, при котором поведение участников экономики основано на предписаниях государства.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.