Файл: Реформирование национальной экономики России основные цели и направления.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интересный вопрос, а когда, собственно, виртуальный общественный интерес свойственный переходной экономике перестанет быть виртуальным и будет учитывать реальные интересы общественного производства? Напрашивается легкий ответ: когда восстановиться докризисные объемы производства, уровень жизни[26]. Но он не совсем точен. Дело в том, что общественное производство должно реализовываться не только в объемах ВВП или показателях потребления тех или иных продуктов, сколько в том, что большинство населения данной страны начнет жить богаче, лучше и уже воспринят рыночную экономику как более эффективную. На наш взгляд, именно этот показатель и является завершением перехода административно-командной экономики к рыночной.
Следует ли до этого момента стремиться к признанию статуса страны с рыночной экономикой? Следует, т.к. на протяжении длительного по времени перехода к рыночной экономики, доля ее рыночного сектора растет, и производство на предприятиях данного сектора становится все более эффективным, и напротив – доля нерыночного сектора сокращается. Для ускорения этого процесса и повышения эффективности рыночного сектора необходимо создать ему условия наибольшего благоприятствования. Присвоение статуса страны с рыночной экономикой дает возможность предприятиям рыночного сектора проникать на внешние рынки, ранее недоступные, или доступные только через посредников[25]. В результате самостоятельного выхода на рынок эти предприятия сокращают свои издержки и соответственно увеличивают свои доходы, а это, в свою очередь, соответствует общественным интересам.
Оценить ситуацию в российской экономике, определить систему целей и приоритетов ее будущего развития возможно только с учетом современных общемировых социально-экономических тенденций, а также с учетом специфики страны, ее положения в мире, традиций и менталитета[22].
Развитие общества в последние полвека протекала в условиях нарастания противоречий и углубления кризиса индустриализма, поворота к формированию основ новой постиндустриальной цивилизации.
Главной характеристикой формирующегося технологического уклада постиндустриального общества выступает информатизация, которая изменяет не только производство, но и все остальные стороны жизни общества. Системообразующими факторами «информационного» общества являются наука и научно-технический прогресс. В связи с этим особую роль приобретает образование, как фундамент дальнейшей научной деятельности. О проблемах образования в России достаточно широко отражено в работе.
Развитие информатики, биотехнологий, наукоёмких технологий и производств дали мощный импульс структурной перестройке экономики: опережающему развитию наукоёмких отраслей, высоких технологий, сферы услуг; реорганизации традиционных базовых отраслей, особенно лёгкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.
Приоритетное значение приобретает экологическая составляющая экономического роста: гармоничное сочетание естественных и производственных процессов, жёсткое ресурсосбережение, переход к мало- или безотходным технологиям.
3.3 Направления для модернизации экономики Российской Федерации
Важнейшей чертой нового типа экономического роста выступает сокращение доли материального производства в общественном продукте при стабилизации и даже абсолютном уменьшении численности занятых в этой сфере, но при опережающем росте производительности труда. Тем самым открываются принципиально новые возможности для создания нематериальных форм богатства информационных, коммунальных, научно-исследовательских, культурных, образовательных и других социальных услуг, ускорения общественного прогресса. Экономика, основанная на новом технологическом укладе, способствует гуманизации и социализации общества[28].
Гуманизация экономики и общества предъявляет в свою очередь новые требования к структуре национальной экономики, к экономическим, социальным и политическим институтам. Всё больше средств расходуется на развитие человеческого потенциала и социальной инфраструктуры на уровне отдельных субъектов экономики, регионов, всего общества.
Социальная переориентация экономики и общества неразрывно связана с упрочнением «социально-трансфертной» роли государства.
Трансформация мировой экономики обусловила эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм. В процессе движения и взаимодействия интересов - частных, коллективных и общественных – в неодинаковых экономических и организационно-технологических условиях формируются различные модели смешанных, многоукладных экономических систем. Каждая форма собственности, основанный на ней тип хозяйствования, сектор экономики занимают свою нишу в удовлетворении потребностей в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.
Эволюция частной собственности, составляющей каркас классического рыночного хозяйства, выразилась в усилении её корпоратизации и институционализации, превращении в различные формы собственности, прежде всего в акционерную. Расширяется практика перекрёстного владения акциями, на этой основе создаются финансово-промышленные группы, отраслевые и региональные сети сотрудничества.
Технологическая и организационная перестройка, диверсификация производства, индивидуализация потребительского спроса способствуют деконцентрации производства, обусловливают изменение размерности предприятий. Наблюдается оптимальное сочетание мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг.
В процессе трансформации происходит усложнение экономического регулирования на основе сочетания конкурентно-рыночной, корпоративной и государственной его форм[27].
Экономические функции государства становятся более сложными, изменяются методы и формы государственного регулирования.
Важнейшей составной частью трансформации современной экономики является усиление международных интеграционных процессов.
Тенденции региональных интеграционных процессов наиболее явно проявляются в Западной Европе, но становятся все заметнее и на других континентах.
Новая ступень интернационализации мирового сообщества связана с превращением многонациональных хозяйствующих субъектов – транснациональных корпораций в один из основных агентов развития.
В настоящее время в сознании российского общества достаточно широкое признание получило мнение о том, что перспективы выживания страны и возможного процветания в будущем неразрывно связаны с общемировыми процессами становления новой постиндустриальной цивилизации. Однако отправная точка движения в этом направлении у нас оказалась существенно иной, чем на Западе.
В этой связи необходимость сопоставить инструменты регулирования в административно-командной и рыночной социально-экономической системе обосновывается рядом объективных причин, определяемых сложившейся в обществе экономической формацией. Так, важность государственного регулирования связана с наличием «провалов» рынка, а в экономике государственное регулирование заменяет рыночное. Реформы переходного периода в России должны были решить, по крайней мере, три задачи.
Во-первых, обеспечение идеологического плюрализма, условий для свободы научной мысли, слова и художественного творчества.
Во-вторых, демонтаж тоталитарной политической системы, обеспечение действительной выборности, разделение властей, демократического контроля за государственными органами, свободы деятельности политических сил и партий.
В-третьих, переход от командной, директивно
управляемой государством экономики к современному, социально ориентированному рыночному хозяйству с определенными регулирующими функциями государства.
деленными регулирующими функциями государства. Выявление основных направлений совершенствования структуры национальной экономики является необходимой методологической предпосылкой решения этой важнейшей проблемы. На наш взгляд, такими направлениями являются следующие. Первое. Развитие реального сектора экономики. К нему должны быть отнесены отрасли материального производства, создающие прибавочный продукт – основу накоплений и решения задач социально-экономического развития общества.
Второе. Сокращения лишних промежуточных структурных звеньев между производителем и потребителем продукции, работ, услуг. Эти звенья затрудняют сбыт продукции, устанавливая высокие цены, сокращают инвестиционные и иные возможности производителя, присваивая значительную часть дохода.
Третье. Развитие перерабатывающих отраслей, прежде всего минеральных ресурсов и сельскохозяйственной продукции. Эти отрасли должны работать в тесном контакте с добывающими предприятиями, являясь для них надлежащей базой устойчивого спроса. Оправдывает объединение в единые организационноэкономические формы сырьевых и перерабатывающих предприятий. Развитие перерабатывающих отраслей позволяет нацелить производство на конечные результаты. Это особенно важно в отношении экспортируемой продукции, поскольку страна несёт большие убытки из-за преобладания необработанного, недоведённого до конечных кондиций сырья.
Четвёртое. Развитие и структурная перестройка промышленности [17, 18]. Одной из определяющих позиций в этом направлении является рост и повышение производственно-технического уровня машиностроения, что в свою очередь обеспечит техническое перевооружение всех других отраслей. Особый разговор о сельскохозяйственном машиностроении. Здесь требуется наладить выпуск техники, отвечающей лучшим зарубежным образцам. В топливно-энергетическом комплексе насущное дело – реструктуризация угольной отрасли.
Пятое. Развитие оборонной промышленности при непременном сохранении и постоянных прогрессивных изменениях в оборонной отрасли, обеспечивающих достаточную безопасность государства. Имеющийся научно-производственный потенциал, высокие технологии также должны быть использованы для выпуска технически сложной потребительской продукции.