Файл: Реформирование национальной экономики России основные цели и направления.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оба метода воздействия на экономику не разделены жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов, которое несет ответственность за реализацию финансовой политики, всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата[5]. Центральный банк, наоборот, имеет относительно самостоятельный статус.
С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:
• воздействие с направленностью на использование государственных финансов;
• воздействие с направленностью на использование кредитно-денежных аспектов.
В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения основы регулирования с прямых методов на косвенные. Финансово-бюджетные процессы нарастали уже с середины XIX в. Стоит отметить, что финансовая политика стояла в основе кейнсианской системы регулирования. Установка наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма.
2.3 Основные экономические объекты и методы государственного регулирования
«Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время, как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности».
Основными направлениями экономики, подверженными государственному регулированию, являются:
-
экономический цикл, процесс воспроизводства; -
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; -
структура форм собственности; -
инвестиции; -
занятость и безработица; -
обращение и эмиссия денег; -
уровни цен; -
научно-исследовательские сферы -
поддержка конкуренции -
малый бизнес -
отношения между работником и работодателем -
подготовка и поддержка квалификации кадров; -
окружающая среда; -
внешняя экономика.
Например, регулирование процесса воспроизводства состоит в том, чтобы стимулировать внутренний спрос на товары и услуги, занятость и т. д.
Важнейшей частью государственного регулирования экономики является условия накопления, которые должно соответствовать экономическим интересам хозяйствующих субъектов.
В частности экономические объекты государственного регулирования многие ученые делят на три блока. К первому блоку можно отнести макроэкономические объекты, ко второму – денежно-финансовые объекты, к третьему – социальные или экологические объекты.
Первый блок:
-
экономический цикл; -
структура национального хозяйства; -
региональная политика; -
инвестиционный климат; -
цены и ценообразование.
Второй блок:
-
денежно-финансовое обращение; -
условия сохранения и накопления капитала; -
налоги и налогообложение; -
государственный внешний и внутренний долг; -
платежно-торговый баланс страны.
Третий блок:
-
занятость, безработица, миграционные процессы; -
социальная защита и социальное обеспечение; -
образование, в том числе для государственной службы; -
здравоохранение; -
охрана окружающей среды.
В период существования в России переходной экономики стояла и даже сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому на первый план выходят такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, и эти процессы должны находиться под пристальным вниманием государства[10].
Методы государственного регулирования можно разбить на следующие группы: административное и экономическое регулирование. В свою очередь экономические методы ГЭП можно разделить на прямые и косвенные. К административным методам относятся меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками и т. д. Эти меры относятся к административным, потому что в их основе лежат не экономические интересы. Они осуществляются на основе законодательства через систему норм и правил.
К прямому экономическому регулированию относятся различные формы финансирования регионов, предприятий, отраслей — это прямые субсидии, которые включают дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней. Сюда относятся льготные кредиты. Связывая интересы субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. Но они в известной мере формируют структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность отдельных секторов экономики.
К косвенным методам экономического регулирования относится государственная политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических отношений, налоговых систем и т. д. Государство влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно[19].
По словам Ю. В. Кузнецова, регулирующую деятельность государства в экономике России в настоящее время можно свести к нескольким основным методам. Во-первых, это составление макроэкономических планов. Их назначение – определение основных направлений, относящихся к масштабам и целям развития производства. Вместе с тем появляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ оповещает общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.
Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, которые затрагивают структуру хозяйства. Это, во-первых, распределение инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры[18].
Третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого государственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития[20]. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.
Соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой колеблется в зависимости от конкретных условий.
Государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народно-хозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. В разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.
Приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое переоснащение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на территории бывшего СССР.
3. Основные направления и условия совершенствования структуры национальной экономики России
3.1 Определение причин неэффективного развития экономики Российской Федерации
Экономический рост может начинаться после того, как отношения производства в старых структурах уже не оказывают на экономику определяющего влияния.
Определяя позицию в отношении структурной перестройки экономики, очень важно понять, в какой мере она необходима, чем она вызывается, и какие последствия ее реализации можно прогнозировать. В этой связи Г.Э. Слезингер отмечает: «Сейчас, например, выясняется, что в результате поспешной массовой приватизации и связанной с ней криминализации экономики целые отрасли почти полностью остались за бортом на том основании, что производимая ими продукция не может конкурировать с аналогичными зарубежными образцами».
По логике наименьшего сопротивления выходит, что если отрасль не умеет делать хорошие автомобили, лекарства, продукты питания, то эти товары надо импортировать, а не производить.
Такой подход приводит к невосполнимым экономическим и социальным потерям: спаду производства, безработице, заполнение потребительского рынка импортной продукцией. Между тем, по мнению Г.Э. Слезингера необходимо осознать ту истину «…что настоящая (реальная или физическая) экономика создается только товаропроизводственными структурами (предприятиями, фирмами, корпорациями), т.е. на микроуровне в тесном взаимодействии и поддержке со стороны территориальных или отраслевых структур, т.е. на мезоуровне»[23].
Посредством выделения мезоуровня «…может быть достигнуто соединение интересов товаропроизводителей с интересами экономического и социального развития регионов, а для наиболее крупных товаропроизводителей по их влиянию на макропоказатели с интересами Федерации».
В реальной экономической действительности экономические интересы выступают связующим звеном между материальными потребностями и производственно-хозяйственной деятельностью людей, между системой отношений собственности, составной частью которых они являются, и организационноэкономическими отношениями, экономической политикой[24]. Спецификой переходной экономики является то, что экономические интересы, особенно классифицированные по субъектам собственности, т. е. общественные, коллективные и личные не находятся в тесной связи.
По мнению того же Слезингера: «Основным камнем преткновения является сложившиеся в теории и практике очевидное отсутствие общих интересов у субъектов микро- и макроэкономики».
Происходит это вследствие того, что общественный интерес в переходной экономике по нынешним показателям осуществляет интересы виртуальной экономики, т.е. сферы статистики, анализа и прогнозирования макроэкономических показателей, дающих весьма приближенное, а часто и искаженное представление о реальных процессах в экономике и ее отраслях. А личные и коллективные интересы отражают реальную сферу производства конкурентоспособной продукции, пользующейся потребительским спросом на национальном и мировом рынках. Виртуальное отражение общественных интересов приводит к виртуальной их реализации в реальной жизни. Общество в целом, имея достаточно высокий уровень производительных сил, не имеет право пользоваться и распоряжаться производительными силами в интересах общества.
3.2 Возможности для реализации эффективной рыночной системы
Для того чтобы изменить подобную ситуацию, необходимо иметь представление о том, кто должен представлять общественный интерес, к которому следует стремиться. Для этого прежде необходимо дать анализ коллективному и личному интересу на микро- и мезоуровне. В результате данного анализа наряду с оценкой платежеспособности каждой территории определяются возможности и условия их усиленного функционирования на основе рационального использования имеющихся производительных мощностей и ресурсов[21]. Макроэкономические факторы среды, влияющей на фирмы, хорошо отражены в работе.
Располагая таким анализом можно определить фактические структуры экономики территории, а с учетом мер по устранению имеющегося конъюнктурного дисбаланса вносить необходимые изменения. При таком подходе, снизу-вверх могут быть созданы условия для обоснованного решения общественных проблем в экономике, с учетом конкретных условий каждого субъекта собственности.