Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116
Вопросы для самоконтроля:
−
Какие особенности характерны для каждого периода постэмбрионального развития?
−
Периодизация постнатального периода онтогенеза у человека.
−
Возрастная классификация постнатального периода он- тогенеза у человека.
−
Какие факторы внешней среды влияют на рост и развитие организмов?
−
Каковы механизмы внутренней регуляции роста и раз- вития?
−
Как происходит гормональная регуляция процессов роста и развития?
−
Какие особенности характерны для клеток злокачест- венной опухоли?
−
Какие факторы обладают бластомогенными свойствами?
−
Какие признаки характеризуют процесс старения?
−
Какие взгляды лежат в основе теории ортобиоза?
−
В чем заключается основная концепция теории В. Ружечки?
−
Какой системе отводил преобладающую роль в старении
И.П. Павлов? Основная концепция его теории.
−
На чем основана теория старения Л.А. Богомольца?
−
Чем объясняет процесс старения мутационная теория?
−
В чем суть эндокринной теории старения? Кто ее автор?
−
Как объясняет процессы старения организмов М. Рубнер?
−
В чем заключается концепция теории старения А.В. На- горного?
−
Как объясняет старение адаптационно-регуляторная теория?
−
Что понимают под клинической смертью?
−
Что включает в себя понятие биологической смерти?
−
Чем занимается наука реанимация? Значение реанимации для медицины.
Методические указания по выполнению
практической работы
Тема: «Постэмбриональное развитие».
117
Задание:
1.
Выполнить работы № 1-2 – 35 минут.
2.
Познакомиться с основными закономерно-
стями онтогенеза и отклонениями нормально-
го развития человека, влиянием факторов
внешней и внутренней среды на процессы ин-
дивидуального развития, рассмотреть воз-
можные механизмы старения: заслушать ре-
фераты, представленные с презентациями (в
форме конференции) – 150 минут
Работа № 1. Прямое развитие – 20 минут
Используя влажные макропрепараты, изучите прямое раз- витие рептилии, птиц, млекопитающих.
Работа № 2. Развитие с полным метаморфозом – 15 минут
На макропрепарате изучите и зарисуйте в альбом стадии развития комнатной мухи.
Рекомендуемые темы рефератов:
1.
Гормональная регуляция в онтогенезе (влияние гормонов гипофиза, щитовидной железы, половых желез на рост и дифференцировку).
2.
Отклонения в течении эмбрионального развития (терато- генные факторы и вызванные ими аномалии, пороки, уродства).
3.
Продолжительность жизни разных видов животных и рас- тений.
4.
Продолжительность жизни человека. Долгожительство
(продолжительность жизни в разных странах, в разные эпохи; влияние различных факторов на продолжитель- ность жизни).
5.
Теории старения: эндокринная, нейрогенная, ортобиоза
(когда и кем были сформулированы, суть теорий; доказа- тельства в пользу этих теорий).
6.
Теории старения: энергетическая, А.А. Богомольца, В.
Ружечки.
118 7.
Теории старения: мутационная; митотического лимита.
8.
Теории старения: А.В. Нагорного, адаптационно- регуляторная.
9.
Геронтология и гериатрия (определение понятий; задачи, стоящие перед этими науками; разделы и достижения).
10.
Биологические аспекты здорового образа жизни (труд и отдых, питание, оздоровление организма, отказ от вред- ных привычек). Питание и долголетие.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
ТЕМА. РЕГЕНЕРАЦИЯ. ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
Цель занятия:
Знать:
1.
Характеристику процессов регенерации и гомеостаза в организме.
2.
Основные понятия трансплантологии.
3.
Значение трансплантологии для медицины.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и лекциям следующую информа- цию: понятие о росте и дифференцировке; влияние внеш- них и внутренних факторов на рост развитие; злокачест- венный рост; продолжительность жизни человека.
2.
Изучите по учебникам и лекциям следующую информацию: регенерация, ее формы, способы; регенерация органов у млекопитающих; стимуляция регенерации; виды транс- плантации; трансплантология как наука; проблема ткане- вой несовместимости.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов
1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. Гла- зунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
119 4.
Сайт кафедры.
Дополнительная:
1.
Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.:
учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Василье- ва, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Яры- гина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн.
1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).
2.
Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.:
учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Василье- ва, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Яры- гина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн.
2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.
3.
Биология / под ред. Ярыгина В.Н. – М. : Высшая школа,
2003, т. 1, 2.
4.
Петров Р. «Я или не я», серия «Эврика». – М., 1983.
5.
Кнышев В. «Иммунитет. За и против». – М., 1986.
6.
Белоусов К.Г., Газарян Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М., «Высшая школа», 1983.
7.
Виленчик М.М. Биологические основы старения и долго- летия. – М., «Знание», 1987.
8.
Мэттсон П. Регенерация – настоящее и будущее. – М. :
«Мир», 1980.
9.
Лопухин Ю.М. Экспериментальная хирургия. – М. : «Ме- дицина», 1971.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Дать определение следующих понятий:
- регенерация
- трансфузия
- трансплантация
- толерантность
- донор
- эксплантация
- реципиент
- гомеостаз
- трансплантат
2. Ответить на следующие вопросы:
−
Какие формы регенерации выделяют?
−
Что называют физиологической регенерацией? В чем со-
120 стоит ее биологическое значение?
−
Каким образом проявление регенерационной способности в филогенезе связано с повышением организации?
−
Что понимают под явлением соматического эмбриогенеза?
−
Как проявляется способность к регенерации при аутотомии?
−
Что называют репаративной регенерацией?
−
Какие формы репаративной регенерации различают?
−
Как происходит восстановление путем эпиморфоза?
−
Каким путем осуществляется морфаллаксис?
−
Как происходит восстановление путем эндоморфоза?
−
Как проявляется регенерационная способность у человека?
−
Какие виды патологической регенерации различают?
−
Что включает регенерация на молекулярном уровне?
−
Какие факторы влияют на регенерацию?
−
Чем занимается трансплантология? Ее значение как ме- дико-биологической дисциплины?
−
Какие виды трансплантации различают?
−
Как называют трансплантации в зависимости от места пере- садки?
−
Какие проблемы связаны с трансплантацией жизненно важных органов?
−
Каким путем возможно преодоление тканевой несовме- стимости?
−
Какое значение имеет культивирование изолированных органов вне организма?
−
Какое значение имеет метод культуры тканей в биологии и медицине?
−
Что понимают под гомеостазом живых систем?
−
Какова роль эндокринной и нервной систем в обеспечении постоянства внутренней среды и адаптивных изменений?
Записать в альбоме тему и задание.
Тема: «Регенерация. Трансплантология».
121
Задание:
1.
Познакомиться с биологическими и меди-
цинскими основами трансплантологии:
рассмотреть основные понятия трансплан-
тологии, познакомиться с историей транс-
плантологии, познакомиться с основными
методами трансплантологии и направле-
ниями ее развития: заслушать рефераты,
представленные с презентациями (в форме
конференции) – 150 минут.
Рекомендуемые темы рефератов.
1.
История развития трансплантологии. Успехи современной трансплантологии.
2.
Вклад русских и советских ученых в развитие трансплан- тологии.
3.
Проявление регенерационной способности у различных видов животных.
4.
Регенерация у млекопитающих животных и человека.
5.
Методы эксплантации органов.
6.
Методы современной трансплантологии.
7.
Трансплантация сердца.
8.
Создание искусственных органов и тканей, проблемы при их трансплантации.
122
IV. ЭКОЛОГИЯ ПАРАЗИТОВ
ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ
Цель занятия:
1.
Изучить основные понятия паразитологии.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы:
«Биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней», «Паразитизм как биологический феномен».
Литература:
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Ярыгин В.Н. (ред.) Биология. М. Высшая школа. 2003, т. 2.
3.
Конспекты лекций.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
1.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете отве- тить на вопросы:
−
Что изучает наука паразитология, на какие разделы она делится?
−
Что изучает медицинская паразитология?
−
Какие разделы выделены в медицинской паразитологии и что они изучают?
−
Назовите формы биотических связей.
−
Дайте определение понятия «хищничество».
−
Что такое симбиоз? Его формы.
−
Определение понятия «мутуализм». Примеры.
−
Определение понятия «форез». Примеры.
−
Определение понятия «комменсализм». Его формы и их характеристика. Примеры.
−
Определение понятия «паразитизм», «паразит».
−
На какие группы делят паразитов по их действию на орга- низм хозяина?
123
−
Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кро- вепаразитов.
−
Классификация паразитов по месту паразитирования.
−
Классификация паразитов по времени паразитирования.
−
Определение понятия «хозяин».
−
Какие типы хозяев вы знаете?
−
Какие действия оказывает паразит на организм хозяина?
−
Как реагирует организм хозяина на присутствие паразита?
−
Определение понятия «переносчики». Виды переносчи- ков. Примеры.
−
Классификация паразитарных болезней по природе возбу- дителя. Примеры.
−
Классификация паразитарных болезней по распростране- нию и их характеристика. Примеры.
−
Структура природного очага заболевания.
−
Классификация паразитарных болезней по способу пере- дачи возбудителя. Примеры.
−
Факторы передачи возбудителя при алиментарном пути заражения.
−
Определение понятий «факультативно-» и «облигатно- трансмиссивных» заболеваний. Примеры.
−
Классификация паразитарных болезней в зависимости вида хозяев.
−
Понятия девастации и дегельминтизации.
−
В чем заключается личная и общественная профилактика антропозоонозов?
−
Роль отечественных ученых и врачей в развитии общей и медицинской паразитологии.
1.
Собеседование по вопросам общей и медицинской пара- зитологии (90 мин)
2.
Письменная контрольная работа по данной теме (20 мин).
124
ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA
КЛАСС САРКОДОВЫЕ – SARCODINA
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ – FLAGELLATA
Цели занятия:
1.
Изучить общую характеристику типа Про- стейшие, классов Саркодовые, Жгутико- вые; морфологию и жизненные циклы па- разитических простейших.
2.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для лабораторной ди- агностики антропозоонозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.
2.
Выучите по учебникам и конспектам лекций разделы:
«Тип Простейшие. Классы Саркодовые, Жгутиковые».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов
1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. Гла- зунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. –М. : Вла- дос. Пресс, 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.