Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116
Вопросы для самоконтроля:

Какие особенности характерны для каждого периода постэмбрионального развития?

Периодизация постнатального периода онтогенеза у человека.

Возрастная классификация постнатального периода он- тогенеза у человека.

Какие факторы внешней среды влияют на рост и развитие организмов?

Каковы механизмы внутренней регуляции роста и раз- вития?

Как происходит гормональная регуляция процессов роста и развития?

Какие особенности характерны для клеток злокачест- венной опухоли?

Какие факторы обладают бластомогенными свойствами?

Какие признаки характеризуют процесс старения?

Какие взгляды лежат в основе теории ортобиоза?

В чем заключается основная концепция теории В. Ружечки?

Какой системе отводил преобладающую роль в старении
И.П. Павлов? Основная концепция его теории.

На чем основана теория старения Л.А. Богомольца?

Чем объясняет процесс старения мутационная теория?

В чем суть эндокринной теории старения? Кто ее автор?

Как объясняет процессы старения организмов М. Рубнер?

В чем заключается концепция теории старения А.В. На- горного?

Как объясняет старение адаптационно-регуляторная теория?

Что понимают под клинической смертью?

Что включает в себя понятие биологической смерти?

Чем занимается наука реанимация? Значение реанимации для медицины.
Методические указания по выполнению
практической работы
Тема: «Постэмбриональное развитие».

117
Задание:
1.
Выполнить работы № 1-2 – 35 минут.
2.
Познакомиться с основными закономерно-
стями онтогенеза и отклонениями нормально-
го развития человека, влиянием факторов
внешней и внутренней среды на процессы ин-
дивидуального развития, рассмотреть воз-
можные механизмы старения: заслушать ре-
фераты, представленные с презентациями (в
форме конференции) – 150 минут
Работа № 1. Прямое развитие – 20 минут
Используя влажные макропрепараты, изучите прямое раз- витие рептилии, птиц, млекопитающих.
Работа № 2. Развитие с полным метаморфозом – 15 минут
На макропрепарате изучите и зарисуйте в альбом стадии развития комнатной мухи.
Рекомендуемые темы рефератов:
1.
Гормональная регуляция в онтогенезе (влияние гормонов гипофиза, щитовидной железы, половых желез на рост и дифференцировку).
2.
Отклонения в течении эмбрионального развития (терато- генные факторы и вызванные ими аномалии, пороки, уродства).
3.
Продолжительность жизни разных видов животных и рас- тений.
4.
Продолжительность жизни человека. Долгожительство
(продолжительность жизни в разных странах, в разные эпохи; влияние различных факторов на продолжитель- ность жизни).
5.
Теории старения: эндокринная, нейрогенная, ортобиоза
(когда и кем были сформулированы, суть теорий; доказа- тельства в пользу этих теорий).
6.
Теории старения: энергетическая, А.А. Богомольца, В.
Ружечки.


118 7.
Теории старения: мутационная; митотического лимита.
8.
Теории старения: А.В. Нагорного, адаптационно- регуляторная.
9.
Геронтология и гериатрия (определение понятий; задачи, стоящие перед этими науками; разделы и достижения).
10.
Биологические аспекты здорового образа жизни (труд и отдых, питание, оздоровление организма, отказ от вред- ных привычек). Питание и долголетие.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

ТЕМА. РЕГЕНЕРАЦИЯ. ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
Цель занятия:
Знать:
1.
Характеристику процессов регенерации и гомеостаза в организме.
2.
Основные понятия трансплантологии.
3.
Значение трансплантологии для медицины.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и лекциям следующую информа- цию: понятие о росте и дифференцировке; влияние внеш- них и внутренних факторов на рост развитие; злокачест- венный рост; продолжительность жизни человека.
2.
Изучите по учебникам и лекциям следующую информацию: регенерация, ее формы, способы; регенерация органов у млекопитающих; стимуляция регенерации; виды транс- плантации; трансплантология как наука; проблема ткане- вой несовместимости.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов
1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. Гла- зунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

119 4.
Сайт кафедры.
Дополнительная:
1.
Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.:
учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Василье- ва, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Яры- гина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн.
1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с. : ил. всего 745 : АМК (745).
2.
Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек : в 2 кн.:
учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Василье- ва, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Яры- гина. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2003 – Кн.
2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с.
3.
Биология / под ред. Ярыгина В.Н. – М. : Высшая школа,
2003, т. 1, 2.
4.
Петров Р. «Я или не я», серия «Эврика». – М., 1983.
5.
Кнышев В. «Иммунитет. За и против». – М., 1986.
6.
Белоусов К.Г., Газарян Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М., «Высшая школа», 1983.
7.
Виленчик М.М. Биологические основы старения и долго- летия. – М., «Знание», 1987.
8.
Мэттсон П. Регенерация – настоящее и будущее. – М. :
«Мир», 1980.
9.
Лопухин Ю.М. Экспериментальная хирургия. – М. : «Ме- дицина», 1971.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Дать определение следующих понятий:
- регенерация
- трансфузия
- трансплантация
- толерантность
- донор
- эксплантация
- реципиент
- гомеостаз
- трансплантат
2. Ответить на следующие вопросы:

Какие формы регенерации выделяют?

Что называют физиологической регенерацией? В чем со-


120 стоит ее биологическое значение?

Каким образом проявление регенерационной способности в филогенезе связано с повышением организации?

Что понимают под явлением соматического эмбриогенеза?

Как проявляется способность к регенерации при аутотомии?

Что называют репаративной регенерацией?

Какие формы репаративной регенерации различают?

Как происходит восстановление путем эпиморфоза?

Каким путем осуществляется морфаллаксис?

Как происходит восстановление путем эндоморфоза?

Как проявляется регенерационная способность у человека?

Какие виды патологической регенерации различают?

Что включает регенерация на молекулярном уровне?

Какие факторы влияют на регенерацию?

Чем занимается трансплантология? Ее значение как ме- дико-биологической дисциплины?

Какие виды трансплантации различают?

Как называют трансплантации в зависимости от места пере- садки?

Какие проблемы связаны с трансплантацией жизненно важных органов?

Каким путем возможно преодоление тканевой несовме- стимости?

Какое значение имеет культивирование изолированных органов вне организма?

Какое значение имеет метод культуры тканей в биологии и медицине?

Что понимают под гомеостазом живых систем?

Какова роль эндокринной и нервной систем в обеспечении постоянства внутренней среды и адаптивных изменений?
Записать в альбоме тему и задание.
Тема: «Регенерация. Трансплантология».

121
Задание:
1.
Познакомиться с биологическими и меди-
цинскими основами трансплантологии:
рассмотреть основные понятия трансплан-
тологии, познакомиться с историей транс-
плантологии, познакомиться с основными
методами трансплантологии и направле-
ниями ее развития: заслушать рефераты,
представленные с презентациями (в форме
конференции) – 150 минут.
Рекомендуемые темы рефератов.
1.
История развития трансплантологии. Успехи современной трансплантологии.
2.
Вклад русских и советских ученых в развитие трансплан- тологии.
3.
Проявление регенерационной способности у различных видов животных.
4.
Регенерация у млекопитающих животных и человека.
5.
Методы эксплантации органов.
6.
Методы современной трансплантологии.
7.
Трансплантация сердца.
8.
Создание искусственных органов и тканей, проблемы при их трансплантации.

122
IV. ЭКОЛОГИЯ ПАРАЗИТОВ
ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ
Цель занятия:
1.
Изучить основные понятия паразитологии.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы:
«Биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней», «Паразитизм как биологический феномен».
Литература:
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Ярыгин В.Н. (ред.) Биология. М. Высшая школа. 2003, т. 2.
3.
Конспекты лекций.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
1.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете отве- тить на вопросы:

Что изучает наука паразитология, на какие разделы она делится?

Что изучает медицинская паразитология?

Какие разделы выделены в медицинской паразитологии и что они изучают?

Назовите формы биотических связей.

Дайте определение понятия «хищничество».

Что такое симбиоз? Его формы.

Определение понятия «мутуализм». Примеры.

Определение понятия «форез». Примеры.

Определение понятия «комменсализм». Его формы и их характеристика. Примеры.

Определение понятия «паразитизм», «паразит».

На какие группы делят паразитов по их действию на орга- низм хозяина?


123

Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кро- вепаразитов.

Классификация паразитов по месту паразитирования.

Классификация паразитов по времени паразитирования.

Определение понятия «хозяин».

Какие типы хозяев вы знаете?

Какие действия оказывает паразит на организм хозяина?

Как реагирует организм хозяина на присутствие паразита?

Определение понятия «переносчики». Виды переносчи- ков. Примеры.

Классификация паразитарных болезней по природе возбу- дителя. Примеры.

Классификация паразитарных болезней по распростране- нию и их характеристика. Примеры.

Структура природного очага заболевания.

Классификация паразитарных болезней по способу пере- дачи возбудителя. Примеры.

Факторы передачи возбудителя при алиментарном пути заражения.

Определение понятий «факультативно-» и «облигатно- трансмиссивных» заболеваний. Примеры.

Классификация паразитарных болезней в зависимости вида хозяев.

Понятия девастации и дегельминтизации.

В чем заключается личная и общественная профилактика антропозоонозов?

Роль отечественных ученых и врачей в развитии общей и медицинской паразитологии.
1.
Собеседование по вопросам общей и медицинской пара- зитологии (90 мин)
2.
Письменная контрольная работа по данной теме (20 мин).

124
ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA
КЛАСС САРКОДОВЫЕ – SARCODINA
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ – FLAGELLATA
Цели занятия:
1.
Изучить общую характеристику типа Про- стейшие, классов Саркодовые, Жгутико- вые; морфологию и жизненные циклы па- разитических простейших.
2.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для лабораторной ди- агностики антропозоонозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.
2.
Выучите по учебникам и конспектам лекций разделы:
«Тип Простейшие. Классы Саркодовые, Жгутиковые».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов
1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. Гла- зунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. –М. : Вла- дос. Пресс, 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.