Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА. СЕМИНАР ПО РАЗДЕЛАМ:
«ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ»,
«МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТИСТОЛОГИЯ»
Цель занятия:
Систематизировать знания по протистологии.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Повторить по учебникам и конспектам лекций разделы
«Введение в паразитологию», «Тип Простейшие».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология.– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003., т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант. – 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М. – 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете отве- тить на вопросы:
−
Что изучает медицинская паразитология?
134
−
Какие разделы выделяют в медицинской паразитологии и что они изучают?
−
Формы биотических связей.
−
Определение понятия «хищничество». Примеры.
−
Что такое симбиоз? Какие вы знаете формы симбиоза?
−
Что такое комменсализм? Какие вы знаете формы ком- менсализма и их характеристика? Примеры.
−
Определение понятия «паразитизм», «паразит».
−
Классификация паразитов по времени и месту паразити- рования.
−
Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кро- вепаразитов.
−
Определение понятия «хозяин». Какие типы хозяев вы знаете?
−
Принципы взаимодействия паразита и хозяина.
−
Определение понятия «переносчики». Виды переносчи- ков. Примеры.
−
Определение понятий паразитарных, инфекционных, ин- вазионных болезней.
−
Классификация паразитарных болезней по распростране- нию, их характеристика.
−
Классификация паразитарных болезней по способу пере- дачи возбудителя, их характеристика. Примеры.
−
Структура природного очага. Условия его существования и формирования.
−
Общая характеристика типа Простейшие. Деление на классы.
−
Общая характеристика класса Саркодовые. Паразитиче- ские амебы человека.
−
Дизентерийная амеба. Систематическое положение, мор- фология, цикл развития, пути заражения человека. Мето- ды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Жгутиковые. Паразитиче- ские виды.
−
Трипаносома. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора-
135 торной диагностики, профилактика.
−
Лямблия. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Трихомонада. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
−
Лейшмании. Виды лейшманий, паразитирующих у чело- века. Систематическое положение, морфология, цикл раз- вития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Споровики. Деление на отряды.
−
Токсоплазма. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
−
Малярийный плазмодий. Биологические виды. Система- тическое положение, морфология, цикл развития, пути за- ражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Инфузорий.
−
Балантидий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
Самоконтроль студентов путем компьютерного тестиро- вания по данному разделу (20 мин).
Устное собеседование со студентами. Каждому студенту предлагается ответить на 2 теоретических вопроса. На подго- товку к ответу дается 10 минут (100 мин).
136
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – PLATHELMINTHES
КЛАСС СОСАЛЬЩИКИ – TREMATODES
Цели занятия:
1.
Изучить основные характерные черты систематических групп: типа Плоские черви, класса Сосальщики.
2.
Научиться дифференциальной диагности- ке половозрелых форм сосальщиков и их яиц.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для профилактики трематодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип
Плоские черви, класс Сосальщики».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант. – 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
137
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете прочитать и написать по латыни названия типа
Плоские черви, класса Сосальщики и его представителей: кошачьего, печеночного и ланцетовидного сосальщиков.
2.
Знаете определения понятий:
−
хозяин,
−
типы хозяев: окончательный, промежуточный, дополни- тельный, резервуарный,
−
природный очаг,
−
синантропный очаг,
−
инвазионные болезни.
3. Сможете дать ответы на следующие вопросы:
−
Общая характеристика типа Плоские черви.
−
Из скольких зародышевых листков развиваются плоские черви?
−
Чем заполнено пространство между внутренними орга- нами у плоских червей?
−
Какую симметрию тела имеют плоские черви?
−
Особенности формы тела плоских червей?
−
Какое строение имеют системы органов плоских червей: мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая?
−
Систематическое положение типа Плоские черви и деле- ние его на классы?
−
Общая характеристика класса Сосальщики.
−
Чем представлены покровы тела и аппарат движения со- сальщиков?
−
Какое строение имеет пищеварительная система сосаль- щиков?
−
Тип нервной системы сосальщиков, ее строение?
−
Тип выделительной системы сосальщиков, ее строение?
−
Строение половой системы сосальщиков?
138
−
Какое строение имеют половозрелые формы ланцетовид- ного, кошачьего и печеночного сосальщиков?
−
Печеночный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Кошачий сосальщик. Систематическое положение, мор- фология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Какие отличительные особенности имеют половозрелые формы (мариты) и яйца печеночного, ланцетовидного и кошачьего сосальщиков?
−
Вклад академика К.И. Скрябина в гельминтологию?
−
Какие трематодозы встречаются у жителей Алтайского края?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Плоские черви – Plathelminthes
Класс Сосальщики – Trematodes»
Задание:
1.
Используя микро-и макропрепараты, выполните
работы № 1-3.
2.
Пользуясь учебниками и таблицами, выполните
работу № 4.
3.
Используя демонстрационные препараты,
выполните работы № 5 -7.
4.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Половозрелая форма кошачьего сосаль-
щика (Opisthorchis felineus) – 15 минут
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа тоталь-
139 ный микропрепарат кошачьего, или сибирского сосальщика, ок- рашенный в фиолетово-синий или розовый цвет.
Тело сосальщика постепенно расширяется от переднего конца к заднему, который тупо округлен.
Найдите каналы кишечника, расположенные параллельно боковым сторонам тела, обратите внимание, что просвет кана- лов постепенно расширяется. Слепо заканчивающиеся отделы кишечника хорошо видны. Половая система кошачьего сосаль- щика состоит из тех же элементов, что и половая система ланце- товидного сосальщика. Однако у кошачьего сосальщика, по сравнению с ланцетовидным, иное расположение половой сис- темы. Так, матка занимает переднюю половину тела, а семенни- ки и яичник – заднюю. Семенники имеют характерную слабо лопастную или розетковидную форму: передний – 4 лопасти, а задний – 5 лопастей.
Впереди семенников найдите яичник и семяприемник.
Яичник имеет меньшие размеры и округлую форму и располага- ется по средней линии тела. Более крупный, овальной формы семяприемник лежит ближе к боковой стороне тела.
Желточники расположены латерально от ветвей кишечни- ка, на уровне матки. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначь- те: ротовую и брюшную присоски, кишечник, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.
Работа № 2. Половозрелая форма ланцетовидного со-
сальщика (Dicrocoelium lanceatum) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат ланцетовидного сосаль- щика под малым увеличением микроскопа.
Паразит имеет небольшие размеры. Тело сужено с перед- него и заднего концов.
Найдите на переднем конце тела ротовую присоску.
Брюшная присоска находится немного сзади от ротовой присос- ки. Затем рассмотрите пищеварительную систему: ротовое от- верстие, расположенное в ротовой присоске; короткую глотку, переходящую в пищевод; две неразветвленные ветви кишечни- ка, отходящие от пищевода. Последние идут по бокам тела и оканчиваются слепо, не доходя до заднего конца тела. Затем
140 рассмотрите половую систему. Найдите в передней половине тела два крупных неправильной овальной формы семенника.
Немного сзади от второго семенника найдите маленький, округ- лой формы яичник, рядом находится семяприемник. Матка за- нимает заднюю половину тела. Она представлена неразветвлен- ной трубкой, образующей многочисленные петли. В средней части тела, латеральнее кишечных каналов, найдите гроздевид- ные желточники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, ветви кишечника, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.
Работа № 3. Половозрелая форма печеночного сосаль-
щика (Fasciola hepatica) – 15 минут
Рассмотрите под лупой тотальный препарат печеночного сосальщика. Обратите внимание на крупные размеры (3-5 см), уплощенность тела в дорзовентральном направлении и листо- видную форму тела. Хорошо видны ротовая и брюшная присос- ки, начальный отдел кишечника в виде подковы с отходящими слепо заканчивающимися ветвями. По краю тела хорошо видна зона расположения желточников в виде темной полосы. В пе- редней части тела у основания конусовидной выпуклости можно видеть контуры матки в виде петель желто-коричневого цвета.
За маткой располагается небольшой ветвистый яичник, а цен- тральную часть тела занимают ветвистые семенники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, кишечник, яичник, семенники, желточники, матку.
Работа № 4. Пользуясь учебниками и таблицами, изу-
чить и зарисовать цикл развития кошачьего сосальщика –
20 минут
В циклах развития укажите окончательного и промежу- точных хозяев, а также стадии яйца, личинок и мариты с указа- нием мест их локализации. На рисунке подпишите названия хо- зяев и личиночных стадий.
Работа № 5. Яйца кошачьего сосальщика – 10 минут
Яйца сибирского сосальщика являются самыми мелкими
141 из яиц группы трематод. Они имеют бледно-желтую окраску и тонкую двухконтурную оболочку. На одном из полюсов рас- смотрите крышечку, на противоположном полюсе яйцо кошачь- его сосальщика несколько утолщено. Зарисуйте одно яйцо.
Работа № 6. Яйца ланцетовидного сосальщика – 10
минут
Яйца овальные, с толстой оболочкой, с маленькой кры- шечкой на одном из полюсов, уплощенные с одной стороны.
Размеры яйца крупнее, чем яйца кошачьего сосальщика. Обра- тите внимание, что яйца могут быть разной окраски от светло- желтой до темно-коричневой. Различие в окраске яиц обуслов- лено неодинаковой степенью их зрелости. Зрелое яйцо имеет темно-коричневую окраску. Зарисуйте одно яйцо.
Работа № 7. Яйца печеночного сосальщика – 10 минут
Яйцо печеночного сосальщика по сравнению с яйцами других трематод имеет наиболее крупные размеры. Форма яиц овальная, окраска от бледно-желтоватой до желто-бурой. На верхнем полюсе найдите крышечку, через которую выходит ми- рацидий. На противоположном полюсе заметно утолщение обо- лочки – бугорок.
Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)
1.
Что общего в строении яиц сосальщиков?
2.
По каким признакам можно дифференцировать яйца со- сальщиков?
3.
По каким признакам можно отличить мариты ланцетовид- ного и кошачьего сосальщиков?
4.
Всегда ли нахождение яиц сосальщиков в фекалиях чело- века свидетельствует о его заболевании?
5.
Какие яйца называются транзитными?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
142
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – РLATHELMINTHES
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ – CESTOIDEA (1)
Цели занятия:
1.
Изучить общую характеристику класса
Ленточные черви.
2.
Изучить особенности морфологии и циклов развития паразитических цестод человека: бычьего цепня, свиного цепня, карликового цепня.
3.
Научиться дифференциальной диагностике цестодозов.
4.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для мер профилактики цестодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип
Плоские черви, класс Ленточные черви».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо-
«ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ»,
«МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТИСТОЛОГИЯ»
Цель занятия:
Систематизировать знания по протистологии.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Повторить по учебникам и конспектам лекций разделы
«Введение в паразитологию», «Тип Простейшие».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология.– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003., т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант. – 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М. – 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете отве- тить на вопросы:
−
Что изучает медицинская паразитология?
134
−
Какие разделы выделяют в медицинской паразитологии и что они изучают?
−
Формы биотических связей.
−
Определение понятия «хищничество». Примеры.
−
Что такое симбиоз? Какие вы знаете формы симбиоза?
−
Что такое комменсализм? Какие вы знаете формы ком- менсализма и их характеристика? Примеры.
−
Определение понятия «паразитизм», «паразит».
−
Классификация паразитов по времени и месту паразити- рования.
−
Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кро- вепаразитов.
−
Определение понятия «хозяин». Какие типы хозяев вы знаете?
−
Принципы взаимодействия паразита и хозяина.
−
Определение понятия «переносчики». Виды переносчи- ков. Примеры.
−
Определение понятий паразитарных, инфекционных, ин- вазионных болезней.
−
Классификация паразитарных болезней по распростране- нию, их характеристика.
−
Классификация паразитарных болезней по способу пере- дачи возбудителя, их характеристика. Примеры.
−
Структура природного очага. Условия его существования и формирования.
−
Общая характеристика типа Простейшие. Деление на классы.
−
Общая характеристика класса Саркодовые. Паразитиче- ские амебы человека.
−
Дизентерийная амеба. Систематическое положение, мор- фология, цикл развития, пути заражения человека. Мето- ды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Жгутиковые. Паразитиче- ские виды.
−
Трипаносома. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора-
135 торной диагностики, профилактика.
−
Лямблия. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Трихомонада. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
−
Лейшмании. Виды лейшманий, паразитирующих у чело- века. Систематическое положение, морфология, цикл раз- вития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Споровики. Деление на отряды.
−
Токсоплазма. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
−
Малярийный плазмодий. Биологические виды. Система- тическое положение, морфология, цикл развития, пути за- ражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Общая характеристика класса Инфузорий.
−
Балантидий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабора- торной диагностики, профилактика.
Самоконтроль студентов путем компьютерного тестиро- вания по данному разделу (20 мин).
Устное собеседование со студентами. Каждому студенту предлагается ответить на 2 теоретических вопроса. На подго- товку к ответу дается 10 минут (100 мин).
136
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – PLATHELMINTHES
КЛАСС СОСАЛЬЩИКИ – TREMATODES
Цели занятия:
1.
Изучить основные характерные черты систематических групп: типа Плоские черви, класса Сосальщики.
2.
Научиться дифференциальной диагности- ке половозрелых форм сосальщиков и их яиц.
3.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для профилактики трематодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип
Плоские черви, класс Сосальщики».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант. – 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
137
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете прочитать и написать по латыни названия типа
Плоские черви, класса Сосальщики и его представителей: кошачьего, печеночного и ланцетовидного сосальщиков.
2.
Знаете определения понятий:
−
хозяин,
−
типы хозяев: окончательный, промежуточный, дополни- тельный, резервуарный,
−
природный очаг,
−
синантропный очаг,
−
инвазионные болезни.
3. Сможете дать ответы на следующие вопросы:
−
Общая характеристика типа Плоские черви.
−
Из скольких зародышевых листков развиваются плоские черви?
−
Чем заполнено пространство между внутренними орга- нами у плоских червей?
−
Какую симметрию тела имеют плоские черви?
−
Особенности формы тела плоских червей?
−
Какое строение имеют системы органов плоских червей: мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая?
−
Систематическое положение типа Плоские черви и деле- ние его на классы?
−
Общая характеристика класса Сосальщики.
−
Чем представлены покровы тела и аппарат движения со- сальщиков?
−
Какое строение имеет пищеварительная система сосаль- щиков?
−
Тип нервной системы сосальщиков, ее строение?
−
Тип выделительной системы сосальщиков, ее строение?
−
Строение половой системы сосальщиков?
138
−
Какое строение имеют половозрелые формы ланцетовид- ного, кошачьего и печеночного сосальщиков?
−
Печеночный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, ме- тоды лабораторной диагностики, профилактика.
−
Кошачий сосальщик. Систематическое положение, мор- фология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.
−
Какие отличительные особенности имеют половозрелые формы (мариты) и яйца печеночного, ланцетовидного и кошачьего сосальщиков?
−
Вклад академика К.И. Скрябина в гельминтологию?
−
Какие трематодозы встречаются у жителей Алтайского края?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Плоские черви – Plathelminthes
Класс Сосальщики – Trematodes»
Задание:
1.
Используя микро-и макропрепараты, выполните
работы № 1-3.
2.
Пользуясь учебниками и таблицами, выполните
работу № 4.
3.
Используя демонстрационные препараты,
выполните работы № 5 -7.
4.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Половозрелая форма кошачьего сосаль-
щика (Opisthorchis felineus) – 15 минут
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа тоталь-
139 ный микропрепарат кошачьего, или сибирского сосальщика, ок- рашенный в фиолетово-синий или розовый цвет.
Тело сосальщика постепенно расширяется от переднего конца к заднему, который тупо округлен.
Найдите каналы кишечника, расположенные параллельно боковым сторонам тела, обратите внимание, что просвет кана- лов постепенно расширяется. Слепо заканчивающиеся отделы кишечника хорошо видны. Половая система кошачьего сосаль- щика состоит из тех же элементов, что и половая система ланце- товидного сосальщика. Однако у кошачьего сосальщика, по сравнению с ланцетовидным, иное расположение половой сис- темы. Так, матка занимает переднюю половину тела, а семенни- ки и яичник – заднюю. Семенники имеют характерную слабо лопастную или розетковидную форму: передний – 4 лопасти, а задний – 5 лопастей.
Впереди семенников найдите яичник и семяприемник.
Яичник имеет меньшие размеры и округлую форму и располага- ется по средней линии тела. Более крупный, овальной формы семяприемник лежит ближе к боковой стороне тела.
Желточники расположены латерально от ветвей кишечни- ка, на уровне матки. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначь- те: ротовую и брюшную присоски, кишечник, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.
Работа № 2. Половозрелая форма ланцетовидного со-
сальщика (Dicrocoelium lanceatum) – 15 минут
Рассмотрите тотальный препарат ланцетовидного сосаль- щика под малым увеличением микроскопа.
Паразит имеет небольшие размеры. Тело сужено с перед- него и заднего концов.
Найдите на переднем конце тела ротовую присоску.
Брюшная присоска находится немного сзади от ротовой присос- ки. Затем рассмотрите пищеварительную систему: ротовое от- верстие, расположенное в ротовой присоске; короткую глотку, переходящую в пищевод; две неразветвленные ветви кишечни- ка, отходящие от пищевода. Последние идут по бокам тела и оканчиваются слепо, не доходя до заднего конца тела. Затем
140 рассмотрите половую систему. Найдите в передней половине тела два крупных неправильной овальной формы семенника.
Немного сзади от второго семенника найдите маленький, округ- лой формы яичник, рядом находится семяприемник. Матка за- нимает заднюю половину тела. Она представлена неразветвлен- ной трубкой, образующей многочисленные петли. В средней части тела, латеральнее кишечных каналов, найдите гроздевид- ные желточники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, ветви кишечника, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.
Работа № 3. Половозрелая форма печеночного сосаль-
щика (Fasciola hepatica) – 15 минут
Рассмотрите под лупой тотальный препарат печеночного сосальщика. Обратите внимание на крупные размеры (3-5 см), уплощенность тела в дорзовентральном направлении и листо- видную форму тела. Хорошо видны ротовая и брюшная присос- ки, начальный отдел кишечника в виде подковы с отходящими слепо заканчивающимися ветвями. По краю тела хорошо видна зона расположения желточников в виде темной полосы. В пе- редней части тела у основания конусовидной выпуклости можно видеть контуры матки в виде петель желто-коричневого цвета.
За маткой располагается небольшой ветвистый яичник, а цен- тральную часть тела занимают ветвистые семенники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, кишечник, яичник, семенники, желточники, матку.
Работа № 4. Пользуясь учебниками и таблицами, изу-
чить и зарисовать цикл развития кошачьего сосальщика –
20 минут
В циклах развития укажите окончательного и промежу- точных хозяев, а также стадии яйца, личинок и мариты с указа- нием мест их локализации. На рисунке подпишите названия хо- зяев и личиночных стадий.
Работа № 5. Яйца кошачьего сосальщика – 10 минут
Яйца сибирского сосальщика являются самыми мелкими
141 из яиц группы трематод. Они имеют бледно-желтую окраску и тонкую двухконтурную оболочку. На одном из полюсов рас- смотрите крышечку, на противоположном полюсе яйцо кошачь- его сосальщика несколько утолщено. Зарисуйте одно яйцо.
Работа № 6. Яйца ланцетовидного сосальщика – 10
минут
Яйца овальные, с толстой оболочкой, с маленькой кры- шечкой на одном из полюсов, уплощенные с одной стороны.
Размеры яйца крупнее, чем яйца кошачьего сосальщика. Обра- тите внимание, что яйца могут быть разной окраски от светло- желтой до темно-коричневой. Различие в окраске яиц обуслов- лено неодинаковой степенью их зрелости. Зрелое яйцо имеет темно-коричневую окраску. Зарисуйте одно яйцо.
Работа № 7. Яйца печеночного сосальщика – 10 минут
Яйцо печеночного сосальщика по сравнению с яйцами других трематод имеет наиболее крупные размеры. Форма яиц овальная, окраска от бледно-желтоватой до желто-бурой. На верхнем полюсе найдите крышечку, через которую выходит ми- рацидий. На противоположном полюсе заметно утолщение обо- лочки – бугорок.
Вопросы конечного уровня знаний (13 мин)
1.
Что общего в строении яиц сосальщиков?
2.
По каким признакам можно дифференцировать яйца со- сальщиков?
3.
По каким признакам можно отличить мариты ланцетовид- ного и кошачьего сосальщиков?
4.
Всегда ли нахождение яиц сосальщиков в фекалиях чело- века свидетельствует о его заболевании?
5.
Какие яйца называются транзитными?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
142
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – РLATHELMINTHES
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ – CESTOIDEA (1)
Цели занятия:
1.
Изучить общую характеристику класса
Ленточные черви.
2.
Изучить особенности морфологии и циклов развития паразитических цестод человека: бычьего цепня, свиного цепня, карликового цепня.
3.
Научиться дифференциальной диагностике цестодозов.
4.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для мер профилактики цестодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучите по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип
Плоские черви, класс Ленточные черви».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо-