Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 501
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
125
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать по латыни название типа, классов, изучаемых представителей.
2.
Сможете дать:
Общую характеристику типа Простейшие.
Общую характеристику классов Саркодовые, Жгутиковые.
Морфологическую характеристику дизентерийной амебы, лямблии, лейшмании, трипаносомы, трихомонады.
Характеристику циклов развития вышеперечисленных представителей.
3.
Сможете ответить на следующие вопросы:
1.
Какой признак положен в основу деления типа Простей- шие на классы?
2.
Какой тип и способ питания характерен для простейших?
3.
Как происходит выделение продуктов обмена?
4.
Формы раздражимости у простейших?
5.
Какие формы бесполого и полового размножения харак- терны для простейших?
6.
Чем характеризуется процесс инцистирования?
7.
Чем отличается у простейших циста от вегетативной формы?
8.
Каково биологическое и медицинское значение инцисти- рования?
9.
Какие процессы происходят в клетке простейших при экс- цистировании?
10.
Какие пути заражения человека паразитическими про- стейшими существуют?
11.
Какие методы лабораторной диагностики антропозооно- зов вы знаете?
12.
Какая форма дизентерийной амебы является патогенной и почему?
13.
На чем основана дифференциальная диагностика амебиаза?
14.
Чем морфологически отличается тканевая и клеточная форма лейшманий и почему?
15.
Чем объясняется наличие ундулирующей мембраны у три- паносомы и трихомонады?
16.
В чем заключается личная и общественная профилактика
126 амебиаза, трипаносомоза, лейшманиоза, лямблиоза, три- хомонадоза?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Простейшие – Protozoa
Класс Саркодовые – Sarcodina
Класс Жгутиковые – Flagellata»
Задание:
1.
Зарисуйте цикл развития дизентерийной аме-
бы, лейшмании. На рисунке подпишите ста-
дии развития паразита и где они локализуют-
ся (30 мин).
2.
Используя демонстрационные микропрепа-
раты, таблицы, выполните работы № 1-6.
3.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Дизентерийная амеба (Entamoeba
histolytica) – 10 минут
Рассмотрите под микроскопом мазок фекалий больного амебиазом. На препарате в поле зрения видны остатки непереварен- ной пищи, клетки кишечного эпителия, среди которых находятся амебы, отличающиеся от них более крупными размерами.
Дизентерийная амеба имеет округлую или овальную фор- му, так как при обработке препарата псевдоподии втягиваются.
Бесцветная и прозрачная эктоплазма видна только с одной сто- роны. Эндоплазма имеет серую окраску. В эндоплазме некото- рых амеб видны темные точки – фагоцитированные эритроциты в пищеварительных вакуолях. Это является важным диагности- ческим признаком, позволяющим отличить эту амебу от кишеч- ной амебы. Зарисуйте амебу в альбом, на рисунке обозначьте пищеварительные вакуоли с фагоцитированными эритроцитами.
127
Работа № 2. Трипаносома (Trypanosoma gambiense) –
15 минут
В мазке крови лошади рассмотрите строение трипаносомы
– возбудителя трипаносомоза. Все поле зрения занято округлы- ми эритроцитами. Между ними найдите удлиненные тельца, ок- рашенные в сине-фиолетовый цвет. Это и есть трипаносомы.
Рассмотрите отдельную трипаносому, в средней части те- ла видно крупное, продолговатое, красно-фиолетового цвета ядро. На заднем конце тела найдите блефаропласт, характерный для жгутиковых, в виде точки фиолетового цвета, от него отхо- дит жгутик, который идет вдоль тела и свободно выступает на переднем конце тела. Между жгутиком и телом у некоторых бо- лее крупных экземпляров можно увидеть ундулирующую мем- брану. Зарисуйте одну трипаносому. На рисунке обозначьте: ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующую мембрану.
Работа № 3. Лейшмании – лептомонадная форма
(Leishmania tropica) – 15 минут
Рассмотрите препарат под микроскопом. В поле зрения видны лептомонадные формы лейшманий, лежащие группами или обособленно.
Рассмотрите форму их тела. Передний конец тела лейш- мании расширен и округлен, задний заострен. Цитоплазма ок- рашена в сине-фиолетовый цвет. Крупное ядро расположено ближе к заднему концу тела, окрашено в красно-фиолетовый цвет. На переднем конце тела виден точкообразный блефаро- пласт, от которого отходит жгутик.
Зарисуйте одну лейшманию и обозначьте: ядро, блефаро- пласт, жгутик.
Работа № 4. Лейшмании – внутриклеточная форма
(Leishmania donovani) – 10 минут
На готовых препаратах с отпечатками или срезами орга- нов зараженных животных увидите крупные клетки тканей хо- зяина с большими ядрами. Цитоплазма отдельных клеток запол- нена мелкими тельцами круглой или овальной формы. Это лейшмании. Количество лейшманий в клетке может быть раз- личным. Иногда лейшманий обнаруживают между клетками
128 после гибели пораженных тканевых элементов. Зарисуйте не- сколько лейшманий в клетке-хозяине.
Работа № 5. Лямблия (Lamblia intestinalis) – 15 минут
Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внима- ние на характерную грушевидную форму тела лямблии и пар- ность всех структур. Найдите проходящие по середине два опорных стержня – аксостиля. Два ядра расположены в широкой части грушевидного тела и проецируются на светлый присасы- вательный диск, расположенный на поверхности тела лямблии.
Органоидами движения являются четыре пары жгутиков. Орга- ноидов питания и пульсирующих вакуолей нет. Питание проис- ходит осмотически – путем всасывания пищи через пелликулу.
Зарисуйте лямблию в альбом. На рисунке обозначьте: ядро, ак- состиль, жгутики, присасывательные диски.
Работа № 6. Трихомонада влагалищная (Trichomonos
vaginalis) – 15 минут
Рассмотрите на таблице строение трихомонады. Она име- ет грушевидную форму, на переднем конце 4 жгутика и ундули- рующую мембрану. В расширенной части клетки расположено крупное ядро, хорошо виден аксостиль, заканчивающийся ши- пом. Зарисуйте в альбом одну трихомонаду. Подпишите все структуры клетки.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).
1.
Какие виды амеб паразитируют у человека?
2.
Какие функции выполняют псевдоподии?
3.
Какое осложнение может вызвать амебиаз?
4.
Кто является «цистоносителем»?
5.
Какой материал используется для диагностики трихомо- надоза, трипаносомоза, висцерального и кожного лейш- маниоза?
6.
Какие органы поражаются при висцеральном лейшманиозе?
7.
Какие заболевания, вызываемые жгутиковыми, относятся к природно-очаговым?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
129
ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA
КЛАСС СПОРОВИКИ – SPOROZOA
КЛАСС ИНФУЗОРИИ – INFUSORIA
Цели занятия:
1.
Изучить общую характеристику классов
Споровики и Инфузории, морфологию и жизненные циклы паразитических споро- виков и инфузорий.
2.
Научиться применять теоретические зна- ния по данной теме для лабораторной ди- агностики антропозоонозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторить по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.
2.
Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы:
«Тип Простейшие. Классы Споровики, Инфузории».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР – Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
130 4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать по латыни название типа, классов, изучаемых представителей.
2.
Сможете дать:
–
Общую характеристику типа Простейшие.
–
Общую характеристику классов Споровики, Инфузории.
–
Морфологическую характеристику малярийного плазмо- дия, токсоплазмы, балантидия.
3. Сможете ответить на следующие вопросы:
−
Какие пути заражения человека малярией, токсоплазмо- зом, балантидиазом?
−
Какие виды малярийных плазмодиев паразитируют у человека?
−
К каким группам болезней по распространенности отно- сятся малярия, токсоплазмоз, балантидиаз?
−
К каким группам паразитов по локализации относятся плазмодий, токсоплазма, балантидий.
−
Кто является окончательным и промежуточным хозяином для малярийного плазмодия, токсоплазмы.
−
Методы лабораторной диагностики малярии, токсоплаз- моза, балантидиаза?
−
Какие меры личной профилактики малярии, токсоплазмо- за, балантидиаза?
−
Какие мероприятия включает общественная профилактика вышеназванных заболеваний.
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Простейшие – Protozoa
Класс Споровики – Sporozoa
Класс Инфузории – Infusoria»
131
Задание:
1.
Пользуясь учебниками и таблицами, зарисуйте
цикл развития Plasmodium vivax, Toxoplasma
gondii. Подпишите стадии развития паразитов и
где они локализуются (60 мин).
2.
Используя демонстрационные микропрепара-
ты, выполните работы № 1-4.
3.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Малярийный плазмодий (Plasmodium
vivax) – шизонт в стадии кольца – 10 минут
Рассмотрите мазок крови больного под большим увеличе- нием микроскопа. В поле зрения видны клетки крови. Найдите эритроциты, пораженные плазмодием. Они несколько увеличе- ны. Внутри пораженного эритроцита находятся шизонты на раз- ных стадиях развития. Найдите раннюю стадию развития – ста- дию кольца. На этой стадии паразиты имеют округлую форму и небольшие размеры. Цитоплазма шизонта видна в виде узкого ободка голубой окраски. Ядро, лежащее на периферии ободка, окрашено в фиолетово-красный цвет. Вакуоль, находящаяся внутри цитоплазмы шизонта, не окрашивается, и создается впе- чатление пустоты в центре тела паразита. Зарисуйте эритроцит, в котором находится малярийный плазмодий. На рисунке обо- значьте: ядро, цитоплазму, вакуоль, эритроцит.
Работа № 2. Малярийный плазмодий (Plasmodium
vivax) – стадия амебовидного шизонта – 10 минут
На том же препарате найдите стадию амебовидного ши- зонта. На этой стадии паразит достигает значительно больших размеров и занимает почти весь эритроцит. Вакуоль уменьшает- ся, цитоплазма образует псевдоподии, и форма тела становится амебовидной. Одновременно увеличивается ядро, расположен- ное на периферии и окрашенное в ярко-розовый цвет. Цито- плазма сохраняет сине-голубую окраску. В ней видны зерна темно-бурого пигмента – продукты распада гемоглобина, ис- пользуемого паразитом для питания.
Зарисуйте эритроцит, содержащий амебовидный шизонт. На
132 рисунке обозначьте: ядро, цитоплазму, псевдоподии, эритроцит.
Работа № 3. Токсоплазма (Toxoplasma gondii) – 10 минут
На препарате под большим увеличением микроскопа вы увидите токсоплазмы, расположенные вне клетки, а некоторые – внутри клетки. Обратите внимание на характерную полулунную форму тела, один конец которого округлен, другой – заострен.
Цитоплазма окрашена в фиолетовый цвет, а крупное зернистое ядро в центре тела – в красный.
Зарисуйте токсоплазму, на рисунке обозначьте: ядро, ци- топлазму.
Работа № 4. Балантидий (Balantidium coli) – 15 минут
Рассмотрите препарат под малым увеличением микроско- па. Обратите внимание на крупные размеры паразита. Найдите на переднем конце тела ротовое отверстие (цитостом) и в виде треугольной щели – цитофарингс. Большое ядро бобовидной формы темно-коричневого цвета (макронуклеус) расположено в средней части тела, а рядом округлой формы – микронуклеус.
Зарисуйте вегетативную форму балантидия. На рисунке обо- значьте: цитостом, цитофарингс, макронуклеус, микронуклеус.
Вопросы конечного уровня знаний (23 мин)
1.
Какие органоиды утрачены у споровиков и почему?
2.
Каким путем проникает в организм человека возбудитель малярии, токсоплазмоза, балантидиаза?
3.
Какой материал используют для диагностики токсоплаз- моза?
4.
Назовите простейших, которые относятся к кровепарази- там?
5.
Назовите основные направления противомалярийных ме- роприятий?
6.
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
133
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14