Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 496

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143 лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1.
Прочитать и написать по латыни название типа Плоские черви, класса Ленточные черви и его представителей: бычьего цепня, свиного цепня, карликового цепня.
2.
Можете ответить на следующие вопросы:

Общая характеристика типа Плоские черви .

Общая характеристика класса Ленточные черви.

Какое строение имеют сколексы, шейка и стробила поло- возрелой формы ленточных червей?

Какое строение имеют покровы тела ленточных червей?

Как осуществляется питание ленточных червей?

Тип выделительной системы ленточных червей?

Тип нервной системы ленточных червей, её строение?

Какие финны различают у ленточных червей, какие осо- бенности строения они имеют?

Свиной цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.

Бычий цепень. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.

Карликовый цепень. Систематическое положение, морфо- логия, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

Какое строение имеют личиночные стадии бычьего и свиного цепней?

По какому признаку ленточных червей делят на цепней и лентецов?

Какие из цестодозов распространены среди населения Ал- тайского края?

144

Что означают понятия девастация и дегельминтизация?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема:
«Тип Плоские черви – Plathelminthes
Класс Ленточные черви – Cestoidea»
Задание:
1.
Используя муляжи и микропрепараты, вы-
полните работы № 1-4.
2.
Используя демонстрационные препараты, вы-
полните работу № 5.
3.
Пользуясь макропрепаратами, выполните ра-
боту № 6.
4.
Зарисовать финну карликового цепней, рабо-
та № 7.
5.
Используя таблицы, учебники, выполните ра-
боту № 8.
6.
Ответьте на вопросы конечного уровня зна-
ний.
Работа № 1. Сколексы свиного цепня, бычьего цепня –
15 минут
На муляжах изучите строение сколексов червей. Обратите внимание на форму и наличие органов фиксации. На сколексе бычьего цепня имеются 4 присоски, у свиного цепня между 4 присосками располагается венчик крючьев. На рисунке обо- значьте сколекс, присоски, венчик крючьев.
Работа № 2. Зрелая проглоттида свиного цепня (Taenia
solium) – 15 минут
Изучите препарат под штативной лупой.
Определите боковые стороны проглоттиды и правильно ориентируйте препарат. Обратите внимание, что у зрелой про- глоттиды длина больше ширины.


145
Внутри членика из органов половой системы можно видеть только матку, заполняющую весь членик, и семяпровод. Осталь- ные органы половой системы атрофируются. Найдите централь- ный ствол матки и сосчитайте количество пар боковых ветвей, от- ходящих от него (по 7-14 с каждой стороны), что является отли- чительным признаком проглоттиды свиного цепня.
Нарисуйте матку в контуре проглоттиды. На рисунке должны быть обозначены: центральный ствол матки, боковые ветви (указать количество, полученное при подсчете).
Работа № 3. Зрелая проглоттида бычьего цепня
(Taeniarhynchus saginatus) – 15 минут
Изучите препарат под штативной лупой.
Определите боковые стороны проглоттиды и правильно ориентируйте препарат. Обратите внимание, что у зрелой про- глоттиды длина значительно больше ширины.
По строению зрелая проглоттида бычьего цепня сходна с проглотидой свиного цепня, но имеет большее количество от- ветвлений матки (число их в зрелом членике варьирует от 15 до
35 с каждой стороны). Это является дифференциальным отличи- тельным признаком проглоттиды бычьего цепня. В зрелом чле- нике рассмотрите ствол матки, боковые ветви. Нарисуйте матку в контуре проглоттиды. На рисунке должны быть обозначены: центральный ствол матки, боковые ветви (указать количество, полученное при подсчете).
Работа № 4. Карликовый цепень (Hymenolepis nana) –
15 минут
На микропрепарате под малым увеличением микроскопа изучите тотального карликового цепня и зарисуйте в альбом.
Карликовый цепень при незначительных размерах тела (от
15 до 50 мм) имеет в стробиле большое количество члеников (до
200). Сколекс гельминта имеет характерную шаровидную фор- му. На голове расположены втяжной хоботок с крючьями и 4 присоски.
За головкой следует длинная и тонкая шейка, постепенно переходящая в стробилу. Первые членики очень узкие, в после-

146 дующих частях изменяется незначительно. В зрелых члениках, на конце стробилы, видна матка, наполненная яйцами.
На рисунке обозначьте сколекс, присоски и крючья, шей- ку, стробилу, матку.
Работа № 5. Яйца тениид – 10 минут
На постоянном микропрепарате под большим увеличени- ем микроскопа изучите и зарисуйте в альбом яйцо тениид. Яйца тениид средних размеров, округлой формы, имеют толстую оболочку коричневого цвета с радиальной исчерченностью.
Внутри яйца находится личинка – онкосфера. Личинку на пре- парате не видно, но хорошо заметны крючья онкосферы.
Работа № 6. Финны тениид – 10 минут
Финны бычьего и свиного цепней морфологически не от- личимы друг от друга. Они получили название финн тениид.
Рассмотрите макропрепарат: «финнозное мясо» – это мышцы животных, пораженные финнами тениид. Финна (цис- тицерк) имеет форму и величину рисового зерна и видна невоо- руженным глазом в виде белых образований на фоне мышечных волокон. Рассмотрите на таблице строение финн (цистицерков) бычьего и свиного цепней. Финна представляет собой пузырь, заполненный жидкостью, внутрь которого ввернута головка с присосками. Зарисуйте финну в альбом, используя таблицу.
Работа № 7. Финна карликового цепня – 10 минут
Рассмотрите на таблице строение финны (цистицеркоида) карликового цепня. Цистицеркоид представляет собой пузырь, имеющий переднюю вздутую часть с ввернутой головкой и задний конец с хвостовидным придатком. Зарисуйте финну в альбом.
Работа № 8. Цикл развития бычьего цепня – 20 минут
В циклах развития укажите окончательного и промежу- точного хозяев, а также стадии паразита с указанием мест их локализации. На рисунке подпишите названия хозяев и личи- ночных стадий.


147
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)
1.
Чем отличается сколекс бычьего, свиного цепней?
2.
Чем отличается гермафродитная проглоттида бычьего и свиного цепней?
3.
Чем отличаются зрелые членики бычьего и свиного цепней?
4.
Какое строение имеет финна тениид?
5.
Какое строение имеет яйцо тениид?
6.
На чём основана дифференциальная диагностика тениоза и тениаринхоза?
7.
На чём основана диагностика гименолепидоза?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – PLATHELMINTHES
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ – CESTOIDEA (2)
Цели занятия:
1.
Изучить особенности морфологии и циклов развития паразитических цестод человека: эхинококка, альвеококка, широкого лентеца.
2.
Научиться дифференциальной диагностике цестодозов.
3.
Научиться применять теоретические знания по данной теме для мер профилактики цес- тодозов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип
Плоские черви, класс Ленточные черви».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.

148
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос.Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1.
Прочитать и написать по латыни названия типа Плоские черви, класса Ленточные черви и его представителей: эхинококка, альвеококка, широкого лентеца.
2. Можете ответить на вопросы:
1.
Общая характеристика типа Плоские черви.
2.
Общая характеристика класса Ленточные черви.
3.
Какое строение имеют сколексы, шейка и стробила поло- возрелой формы ленточных червей?
4.
Какое строение имеют покровы тела ленточных червей?
5.
Как осуществляется питание ленточных червей?
6.
Тип выделительной системы ленточных червей, ее строение?
7.
Тип нервной системы ленточных червей, ее строение?
8.
Чем представлена половая система ленточных червей, какое она имеет строение?
9.
Какие финны различают у ленточных червей, какие осо- бенности строения они имеют?
10.
Эхинококк. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
11.
Альвеококк. Систематическое положение, морфология,


149 цикл развития, пути заражения человека, методы лабора- торной диагностики, профилактика.
12.
Широкий лентец. Систематическое положение, морфоло- гия, цикл развития, пути заражения человека, методы ла- бораторной диагностики, профилактика.
13.
Какое строение имеют личиночные стадии эхинококка, альвеококка, широкого лентеца?
14.
По какому признаку ленточные черви делятся на ленте- цов и цепней?
15.
Какие из цестодозов распространены среди населения Ал- тайского края?
16.
Что включают в себя понятия девастация и дегельминти- зация?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему занятия и задание.
Тема: Тип Плоские черви – Plathelminthes
Класс Ленточные черви – Cestoidea
Задание:
1.
Используя муляжи и микропрепараты, выполни-
те работы № 1-3.
2.
Используя демонстрационные препараты, вы-
полните работу № 4.
3.
Пользуясь макропрепаратами, выполните ра-
боты № 5, 6.
4.
Зарисовать финну широкого лентеца, работа № 7.
5.
Используя таблицы, учебники, выполнить ра-
боту № 8.
6.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Сколекс широкого лентеца (Diphyllo-
botrium latum) – 15 минут
Характерной особенностью сколекса широкого лентеца является удлиненная форма и наличие в качестве органов фик-

150 сации двух продольных щелей (ботрий) вместо присосок. Рас- смотрите сколекс широкого лентеца на муляже и зарисуйте его.
На рисунке обозначьте ботрии.
Работа № 2. Зрелая проглоттида широкого лентеца
(Diphyllobotrium latum) – 15 минут
Рассмотрите членик под ручной лупой, обратите внимание на соотношение его длины и ширины. У зрелого членика ленте- ца в отличие от тениид резко преобладает ширина. Матка рас- положена ближе к переднему краю проглоттиды. Матка у широ- кого лентеца розетковидная, образована неразветвленной труб- кой, свернутой в петли. Наиболее крупные петли находятся у переднего края членика. Она заполнена яйцами. Иногда на пре- парате можно видеть выходное отверстие матки (у лентеца мат- ка незамкнутая). Оно находится по средней линии членика.
Нарисуйте зрелый членик широкого лентеца. На рисунке обозначьте матку.
Работа № 3. Эхинококк (Echinococcus granulosus) –
15 минут
Рассмотрите тотальный микропрепарат эхинококка под малым увеличением микроскопа. Эхинококк имеет незначи- тельные размеры; его длина составляет 3-5 мм. Сколекс гель- минта имеет характерную удлиненную форму. На нем хорошо видны присоски и два ряда крючьев. Шейка длинная и тонкая.
Стробила состоит всего из трех или четырех проглоттид. Пер- вый членик – незрелый. Последующие 2 членика – гермафро- дитные, но органы половой системы различаются с трудом.
Границы между члениками также иногда видны плохо. Послед- ний членик стробилы – зрелый. Рассмотрите в нем матку, на- полненную яйцами. Обратите внимание на форму матки: её строение является одним из основных признаков, позволяющих отличить эхинококк от альвеококка. У эхинококка матка непра- вильной мешковидной формы с хорошо выраженными боковы- ми выпячиваниями. Зарисуйте эхинококка. На рисунке обо- значьте: сколекс, присоски, крючья, шейку, гермафродитные и зрелые членики, матку.