Файл: Психологопедагогические основы метапредметного подохода к обучению 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможности реализации метапредметного подхода в преподавании физики.

Сценарий урока составляется таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию нестабильности, которая подтолкнет ребенка сделать первый шаг к открытию, и предоставить инструменты для анализа его шагов. Поэтому сегодня важно не только дать ребенку как можно больше знаний, но и обеспечить его общее культурное, личностное и когнитивное развитие, вооружиться таким важным навыком, как способность к обучению. По сути, это главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования [13]. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с образовательной деятельностью, где образовательная деятельность понимается как определенный вид деятельности, который отличается от других. Если результатом последнего является материал или идеальный продукт (перевернутая деталь, чертеж, решенная проблема и так далее). Образовательная деятельность должна заканчиваться образованными навыками, способностями или способностями.

Введение в обучение включает в себя:

а) создание образовательной мотивации у учеников («мотив» - мотиватор действия, «мотивация» - процесс мотивации, стимулирование мотивов);

б) осознание и принятие учащимися образовательной цели.

Советы по мотивации учеников:

• учитывать опыт учеников;

• использовать «жизненные» проблемные ситуации;

• объяснить, как полученные знания могут быть применены в жизни;

• поощряйте учеников, но помните, что поощрение только повышает мотивацию к обучению, когда учеников сам воспринимает свое решение как интересное и требующее значительных усилий;

• интересоваться собой;

• дать возможность ученикам общаться;

• дать возможность самим ученикам активно действовать, а не «натягивать одеяло на себя».

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться [41].

Вторая функция, которую вы должны предоставить при создании сценария учебной сессии, - создать учебную ситуацию, то есть действие, которое позволит достичь образовательных целей.

Для создания учебной ситуации учителю необходимы специальные задания, направленные на получение результата, содержащегося в состоянии самого задания.


Особенность образовательных задач заключается в том, что они направлены на овладение способом действия, при котором развивается их мышление, формируются когнитивные процессы. Следует помнить, что решение проблемы обучения является не продуктом, а средством достижения целей образовательной деятельности.

Желательно выбрать или сделать задачи:

  • отсутствие определенных условий;

  • с полным набором существенных условий;

  • с наличием всего необходимого, но с добавлением лишних, ненужных условий;

  • отсутствие определенных необходимых условий, с одной стороны, и

  • с избытком несущественных данных - с другой.

Задачи могут своей природой, и решаться на уроках теоретического обучения, так и практическими. Но к ним должно быть предъявлено важное требование, оно, безусловно, должно создавать трудности для учеников при их решении или практической реализации.

Третья функция, которая должна быть разработана для создания сценария учебной сессии, заключается в обеспечении образовательной рефлексии.

Примерные вопросы по организации образовательной рефлексии:

  • «Что ты сделал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий студента максимально воспроизвести свои действия на трудности);

  • «Что ты не можешь сделать?» (вопрос направлен на то, чтобы найти ученикам «место» трудности, ошибки);

  • «В чем причина вашей трудности или ошибки?» (Критический вопрос);

  • «Как выйти из затруднения?» (вопрос сосредоточен на том, чтобы ученик выстроил норму действия).

Если ученики не могут построить свою версию из текущей ситуации, тогда есть место для вашего «соло». Вы или повторяете демонстрацию снова, но с новым акцентом на тех местах, которые создавали трудности для студентов, или вы читаете лекцию (цикл лекций), которая дает информацию, необходимую для решения проблемы того типа, который был решен студентами. Важно подчеркнуть, что в такой ситуации проблема «отсутствия у студентов интереса к учебе» исчезает [4]. Лекция не читается, когда ученики еще не знают, где «положить это в голову» (потому что они часто теряют интерес), и «по необходимости» - замахиваясь с трудностями, выстраивая свои предположения, они готовы и хотят слушать учителя. Место теоретической лекции оправдано.

Четвертая функция - это функция контроля над деятельностью учеников. В образовательной деятельности вы должны отслеживать изменения, произошедшие в ученике. Эти изменения являются реальным продуктом образовательной деятельности. Для самого ученика контроль над точностью задания означает сосредоточение внимания на его собственной деятельности. Контроль ценен только тогда, когда он постепенно превращается в самоконтроль.



Чтобы научиться правильно организовывать и готовить урок, основываясь на метапредметном подходе, необходимо изучить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

  • понимание метапредметности в трактовке Ю. В. Громыко и А. В. Хуторского [42];

  • компоненты метапредметного содержания в обучении;

  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

  • смысл терминов «фундаментальные образовательные объекты» и «универсальные способы действий»;

  • понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

Tребования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования уметь:

  • передавать универсальный способ работы, выходя за рамки своего предмета в другие области знаний;

  • выбирать способ деятельности, которому вы будете учить школьников;

  • импровизировать, опираясь на сценарий, а не на план урока;

  • диагностировать базовую способность в ходе обучения школьников;

  • ясно представлять, какую базовую способность необходимо формировать у школьников во время учебного занятия;

  • показывать знание своего предмета, т.к. метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение вместе с учащимися в слое предметного материала.

Поэтому создание сценария учебной деятельности предполагает учет характеристик обучаемых. При разработке идеи современного учебного урока, вы должны думать о том, на что это будет похоже:

  • предоставить ученику позицию «ученик», то есть стимулировать его учебные мотивы (без них нет обучения), чтобы сделать обучение осознанным, например, помочь ученику достичь своей образовательной цели и принять ее (хочет достичь);

  • организовывать и управлять образовательной деятельностью;

  • дать представление об образовательной деятельности;

  • организовать мониторинг успеваемости и результатов ученика [8].

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что ученики будут развивать:

  • использование навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных аспектов реальности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и обобщение, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства достижения цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей общения и адресата.


В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, ученики приобретают навыки постановки целей и планирования.

Проблемная ситуация метапредмета - это состояние интеллектуальной трудности учащегося, спровоцированное (созданное) учителем, когда он обнаруживает, что ему не хватает доступных предметных знаний и навыков для решения своей задачи, и осознает необходимость в их предмете и метапредметная интеграция.

Проблемная ситуация устанавливает границу ученика между знаниями и незнанием.

Примеры метапредметных проблемных ситуаций включают в себя:

ситуации неопределенности; неожиданные ситуации; конфликтные ситуации; ситуации отказа; предположения ситуации. Рассмотрим классификацию метапредметных компетенций Хуторским А.В [43]:

  • образовательные и познавательные навыки;

  • ценностно-смысловые навыки;

  • общие культурные навыки;

  • социальные и трудовые навыки;

  • информационные навыки;

  • коммуникативные навыки;

  • личные навыки самосовершенствования.

Подчеркнем, что, ссылаясь на эту классификацию, формирование ключевых компетенций основано на метапредметном подходе.

Навыки метапредмета - назначенные метаметоды, общие педагогические навыки, междисциплинарные когнитивные навыки (подпредмет). Одной из областей применения таких навыков в физике является укрепление прикладного руководства, то есть появление целого слоя практические задания. Такие задачи появились в итоговом контроле и в измерительных материалах физики (ЕГЭ, ГИА), они представляют собой задачи о способности использовать знания, полученные в повседневной жизни. Эти задачи позволяют нам развить метапредметные навыки, показать связь между физикой и жизнью, что приводит к повышению мотивации к изучению самого предмета.

Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики. Этому способствует работа в группах и парами в классе. Работа в небольших группах позволяет решать практически все дидактические задачи, от изучения новых материалов до обобщения и подведения итогов прошлого. Очень важным условием при наборе группы является учет межличностных отношений между ее членами, а также уровня знаний всех членов группы. Эта работа требует, чтобы ученик был сконцентрирован и учитывал множество факторов. Работая в группе, вы должны работать в том же темпе, четко формулировать свои мысли, учитывать свои способности для решения всех проблем, с которыми сталкивается группа. Эта работа просто необходима для развития умения работать в команде, формирования коммуникативных навыков, обучения рациональному поведению в конфликтах, применения конструктивного решения проблемы, возникшей в процессе деятельности. Необходимо соединиться с тем же интеллектуальным уровнем, выполнить отдельные задачи и затем организовать взаимную проверку. Чтобы сформировать пару, желательно объединить более образованного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а также учит нас не смешивать личные отношения и деловые подходы. Развитие метанавыков и активных методов обучения также помогает. Одним из таких методов является конференция. Здесь студентам назначается основное задание от подготовки до реализации и резюме. Преподаватель также выступает в качестве консультанта и организатора. Ученики развивают способность работать с другими источниками информации в дополнение к учебникам. Это может быть научная и научно-популярная литература, а также источники из Интернета [19]. Конференции также вносят значительный вклад в развитие устного языка и пополнение словарного запаса, особенно со словами в определенной предметной области. Это довольно сложная форма работы для учеников средней школы. Лучше всего делать это с учениками старших классов. Проведение конференций сопряжено с большими временными и организационными затратами, как для учителя, так и для учеников, достаточно проводить их два-три раза в год. Семинары являются еще одной формой активных методов обучения. В технологии мастерских акцент делается на овладении знаниями посредством практической работы. Чтобы сформировать у ребенка ценные смысловые навыки, необходимо, чтобы он четко понимал, какие знания он получит на сегодняшнем уроке, на каких навыках основан этот предмет, каковы непосредственные перспективы применения полученных знаний и где эти знания понадобятся в будущем. Для обучения навыкам этого типа применимы определенные методы. На первом уроке изучения нового раздела вы должны рассмотреть весь предмет, дать представление о месте и роли понятий, изучаемых во всей системе знаний. Это может быть тезис любого теоретического материала по заданной теме или независимый подробный анализ примера. Все это позволяет в полной мере понять материал, научиться выбирать основные мысли, самое главное в теме. Для развития ценных семантических навыков подходят предметные олимпиады. В них всегда присутствуют нестандартные задачи, для решения которых
необходимо применять комплексный подход, полное знание как по физике, так и по другим дисциплинам, например по математике [44]. Можно также сказать, что эта компетенция связана с деятельностью по профессиональной ориентации, поскольку осознание своих сильных сторон в данной области и заинтересованность в будущем помогает выбрать профессию или хотя бы вектор самореализации. Общекультурная компетенция формируется при решении текстовых задач. Для развития лексического наследия терминологических слов, которые способствуют развитию устной речи у детей, целесообразно проводить физические предписания, в том числе, например, правильное написание и произношение физических терминов, приемов.

Когнитивный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни в целом и учебе в частности. Если у человека есть такой интерес, то он активно ищет ответы на вопросы, которые он задает. Кроме того, если ребенок страстный, создается ситуация успеха, ученик испытывает эмоциональный подъем, извлекает выгоду из своих собственных знаний и своего шанса решить проблему. Этот тип навыка особенно эффективно развивается, когда предлагается решить нестандартные задачи, подсказки, экспериментальные задачи, задачи исторического содержания. Навыки самосовершенствования можно обучить при решении проблем, которые влияют на самосознание детей. Например, когда необходимо выполнить проверку или если существует условие для выполнения задачи, противоположной данным.

Обучение метапредметным навыкам на уроках физики облегчается не только решением задач, но и следующими формами, методами и приемами:

  • деятельностный подход;

  • методики проектирования;

  • метод сотрудничества;

  • использование ИКТ;

  • интерактивные технологии;

  • работа по алгоритму и др.

Необходимо остановиться на методе проектов, связанном с личностно-ориентированными технологиями. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает исследовательские, рефлексивные, проблемные методы групповой работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объемными, требующими внеклассного обучения от учеников. Как показывает практика, авторы самых интересных, неординарных проектов обладают более высокой метапредметной компетенцией [21]. Как и другие методы, метод проекта создает сильную мотивацию для обучения, самообразования. Обязательное включение презентаций в данный вид деятельности способствует формированию информационных компетенций.