Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курганский государственный университет (КГУ)
Кафедра: Дефектологии

Тема: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Логопедия»

Студент: Калинина Татьяна Викторовна /_____________/

Группа: ПФЗ-4430120уА

Направленность: 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» «Образование лиц с нарушением речи»

Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Киселева Мария Михайловна /_____________/
Комиссия: 1_________________________ /_____________/

2_________________________ /_____________/

3_________________________ /_____________/
Дата защиты «_________» ________________________ 2023 г.

Оценка «______________»
Курган, 2023
Содержание

Введение 3

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии 6

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи 6

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников 10

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 15

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 17

Вывод по ПЕРВОЙ главе 24

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией 25

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией 25

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 32

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией 40

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 49

Заключение 50

Список литературы 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66


Введение


Актуальность исследования. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.


Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Проблеме изучения диалога посвящены исследования М.М. Бахтина [12], В.В. Виноградова [10], Л.В. Щербы [15].

Именно они выявили основные позиции теории диалога: диалог – это форма существования языка, связанная с его социальной природой и коммуникацией; диалогическое общение – это сфера проявления речевой деятельности человека; речевое общение в форме диалога – это конкретное воплощение языка в его специфических средствах, определенная речевая структура.

Одной из сложных проблем школьной логопедии является проблема псевдобульбарной дизартрии – патологии речи, обусловленной расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Проблема формирования связной диалогической речи детей с псевдобульбарной формой дизартрии остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.



Объект исследования – диалогическая речь у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Предмет исследования – процесс формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Целью курсовой работы является теоретически обосновать, экспериментально изучить и предложить содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной формой дизартрии посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературные данные для теоретического обоснования формирования готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

  2. Подобрать диагностический инструментарий по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией.

  3. Экспериментально изучить уровень формирования диалога у старших дошкольников с дизартрией и предложить содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией.

Методологической базой исследования являются работы таких специалистов как:

  • М.Ф. Фомичева «Технология звукопроизношения у дошкольников с ОНР» (адаптированная методика);

  • Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»;

  • Л.В. Яссман «Психолингвистический метод исследования речи детей»;

  • Р.С. Немов «Диагностика психического развития детей»;

  • И.А. Смирнова и И.С. Назаметдинова «Формирование диалогической речи у дошкольников»;

  • А.В. Чулкова «Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» и др.

Методы исследования – библиографический.

Практическая значимость состоит в выявлении и использовании комплекса методик по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией. Теоретические данные могут быть использованы логопедами для разработки коррекционной работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией. Так же полученные результаты могут применяться в разработке рекомендаций для родителей.

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии



1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи


Исследование онтогенеза диалогической речи представляют одно из главных направлений выявления особенностей речевой деятельности. Формированием речи в онтогенезе изучались многими исследователями — психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.

В исследованиях А. Н. Гвоздева, В. П. Глухова, Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, Н. И. Лепской, С. Н. Цейтлина, А. М. Шахнаровича, А. А. Леонтьева, по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет. Среди трудов отечественных ученых отмечаются исследования психологов и педагогов Р. М. Боскис, Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. И. Лисиной, А. Н. Лурия, С. Ю. Мещеряковой, Г. Л. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубенштейна, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина, Г. Г. Филиповой, M. Ribble, J. Dunn, J. Gibson и др. Авторы считают, что последовательное формирование диалогической речи обеспечивается в процессе общения и коммуникативной деятельности.

В последние десятилетия диалогическая речь находится в сфере исследований А. Г. Арушанова, В. В. Казаковская, Е. Ю. Протасова, С. Н. Цейтлин, Н. М. Юрьева, В. И. Яшина и др. До этого исследования речевого развития ребенка посвящены были монологической форме речи.

В свою очередь, Л. В. Щерба отмечал, что свое бытие язык находит в диалоге, потому как монолог есть искусственная языковая форма [15, с. 25].

Ж. Пиаже утверждал, что именно в споре происходит осмысливание логических правил и значение дедуктивных рассуждений, потому диалоги дошкольников необходимо углубленно изучать [10, с. 43].

Ф. А. Сохин считал, что диалог есть первая школа овладения речью. У дошкольников активизируется и развивается речь; через диалог ребенок осваивает синтаксис родного языка, его словарь, фонетику, морфологию. [8, с. 11].

Ранний возраст необыкновенный, интересный в становлении речи. Исследования в доречевой и ранне-речевой периоды составляют важную информацию об онтогенезе диалогической речи. Становление диалога у детей психологи рассматривают параллельно с развитием у них общения, в том числе и речевого.


Этап довербального общения охватывает 1-ый год жизни детей. Потому как появляется общение можно отчетливо увидеть специфические черты коммуникативной деятельности. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.

По мнению М. Риблл, основой коммуникативной потребности является органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле). Дж. Данн, Дж. Гибсон утверждают, что младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях и добивается их устранения. Его беспокойство и крики являются сигналами, и очень точными только объективно, субъективно он никому не адресует. Именно для взрослого такой крик приобретает условно-коммуникативную функцию, так как у только родившегося ребенка нет, и не может быть установки на выражение своих чувств. Это сигнал, составляющий предпосылку для дальнейшего общения, а не акт общения [7, с. 27].

Исследователи Л. Фигурин, М. П. Денисова отмечают, что в первые 2 недели при появлении взрослого у младенца не вызывает изменения поведения. В процессе длительного, ласкового разговора и поглаживания со стороны взрослого, младенец начинает сосредотачиваться: он замирает и напрягается. С 3-й недели дети пристально вглядываются во взрослого, а позднее начинают следить за ним, рассматривают лицо. В начале 4-й недели жизни у ребенка наблюдается улыбка в ответ на улыбку. На 2-м месяце жизни при появлении взрослого в поведении младенца наблюдается короткое гукание, певучее гуление и возбужденные вскрики.

В период гуления первыми аспектами коммуникации являются эмоциональный и фактический. В работах исследователей отмечено, что в первые месяцы жизни происходит постепенное оформление потребности в общении и рассматриваются в четырех критериях: интерес ребенка ко взрослому; эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь интерес взрослого; чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки. Важность контакта ребенка с матерью заключается в попеременном, а иногда и в одновременном эмоциональном состоянии. Это особая форма коммуникации, содержащая будущий диалог. Так, процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2 месяцев.