Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение



Данный комплекс мероприятий освещает основные этапы по формированию диалогической речи с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Итак, в процессе сюжетно-ролевых игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний происходит активнее, в том числе с отрицанием).

Используя данные мероприятия в логопедической работе, увеличится уровень сформированности диалогической речи.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2


Был предложен диагностический инструментарий по изучению состояния развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Диалог включает в себя три компонента: языковой, когнитивный и коммуникативный. Которые в свою очередь содержат в себе несколько подкомпонентов.

Изучив методики таких авторов как М.Ф. Фомичева, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Л.В. Яссман, Р.С. Немов, И.А. Смирнова, И.С. Назаметдинова, А.В. Чулкова и других авторов, нами была составлена балльно - уровневая характеристика диалогической речи в целом:

Высокий уровень - 43-50 баллов;

Выше среднего - 33-42 балла;

Средний уровень - 23-32 баллов;

Ниже среднего - 13-22 баллов;

Низкий уровень - 21 и менее баллов.

Также было предложено содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией. Состояние диалогической речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией свидетельствует о необходимости специально организованной, целостной, системной коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие диалогической речи, которая может успешно осуществляться в процессе индивидуальных занятий.

Предложено разработать систему логопедических, педагогических мероприятий, направленных на коррекцию языкового, когнитивного и коммуникативного компонентов диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной.

Заключение



Воспитателям и родителям следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д.,

когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

В настоящее время в отечественной литературе псевдобульбарная форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой , наряду с нарушениями звуко-произносительной стороны речи, наблюдаются нередко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально – волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

У детей с псевдобульбарной формой дизартрии, как правило, имеют место нарушения звукопроизношения.

Нами была предложена диагностика состояния диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. После проведения диагностических мероприятий выявляется уровень сформированности диалогической речи (подсчитываются баллы). После выявления уровня сформированности проводится коррекционная работа по формированию диалогической речи у дошкольников.

На iформирующем этапе экспериментального исследования должен проводиться комплекс мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Предлагается к проведению комплекс мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией посредством использования дифференцированного массажа, артикуляционной гимнастики, упражнений и сюжетно-ролевых игр. Комплексная коррекционно-логопедическая работа посредством использования в работе сюжетно-ролевых игр будет положительно влиять на конечный результат.

Список литературы





  1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2018. - 137 c.

  2. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст]/ Е.Ф. Архипова. - М.: Белония М ООО, 2017. - 128 c.

  3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.

  4. Блудов, А. А. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых (+ DVD-ROM) [Текст] / А.А. Блудов, Н.В. Белова. - М.: Наука и техника, 2017. - 160 c.

  5. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2018. - 281 c.

  6. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Медицина, 2020. - 718 c.

  7. Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Н.Н. Волоскова. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 288 c.

  8. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных видах дизартрии. Учебное пособие [Текст] / Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 2017. - 152 c.

  9. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии [Текст] / Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 2018. - 136 c.

  10. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие [Текст] / Е.А. Дьякова. - М.: Секачев В. Ю., 2019. - 144 c.

  11. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие для студентов [Текст] / Е.А. Дьякова. - М.: Секачев В., 2019. - 378 c.

  12. Дьякова, Елена Александровна Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие [Текст] / Дьякова Елена Александровна. - М.: Секачев В., 2017. - 136 c.

  13. Рассел, Джесси Дизартрия [Текст] / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2018. - 103 c.

  14. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И.А. Смирнова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 320 c.

  15. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Сюжетно-ролевые игры
Игра «В магазине».

Цель: упражнять детей в выделении и правильном произношении слов с заданным звуком; продолжить работу по развитию диалогической речи детей.

Задачи по развитию игры:

  • Совершенствовать умение детей обращаться к продавцу; развивать ролевой диалог.

  • Развивать речь, обогащать словарный запас.

Оборудование: мебель (стол для продавца, полка-стеллаж для игрушек, стол для кассира), игрушки и сувениры, изготовленные из разных материалов (резины, ткани, пластмассы, дерева), атрибуты («деньги» из бумаги, кошельки, пакеты для игрушек, руль, касса), одежда для продавца (фартук), ножницы.

Оборудование: разнообразные предметы, игрушки («товары»), стол. Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в «магазин». На «прилавке» магазина раскладываются разнообразные предметы. Логопед – продавец. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только те товары, в названиях которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями, могут по разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

Другой вариант.

На прилавке «магазина» были разложены различные предметы, в соответствии с выбранным отделом: продукты, хозяйственные товары, канцелярские товары, строительные материалы. Покупатель, не показывая на предмет, который хотел купить, описывал его, рассказывал, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен был понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Телевизор» – дети выбирали «ведущего телепередачи», остальные делились на две команды. Педагог предлагал ведущему показать какую-либо передачу, например, «Новости». Задача детей состояла в том, чтобы угадать передачу, назвать ее, не перебивая команду соперников, и обосновать свой ответ. Ребенок, давший полный правильный ответ, становился следующим ведущим.

Или фрагмент сюжетно - ролевой игры « Библиотека»

Воспитатель: Скажите, для чего созданы библиотеки? Люди, какой специальности работают в библиотеке? Чем они занимаются? Каждый ли человек может работать библиотекарем?

Воспитатель выставляет «волшебный экран», на котором закреплены картинки из набора «Библиотека», «Часть объекта».

Может ли такое случиться: есть библиотека, а библиотекаря нет. (Ночью библиотека закрыта, библиотекарь уходит домой)

Есть книги, но нет библиотеки. (Книги могут находиться в книжном магазине, на складе, в типографии.)

Какие книги находятся в библиотеке? Сколько их? Где они стоят? (Предположения детей)

Как библиотекарь среди множества книг находит нужную? Можно ли держать у себя библиотечную книгу долгое время? Почему? (ответы детей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Дифференцированный массаж при дизартрии


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



исследование состояния языкового компонента диалогической речи
1. Выявление состояния фонетико-фонематического оформления речи, по адаптированной методике М.Ф. Фомичевой.

Инструкция: Повтори за мной следующие предложения:

Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке.

Галин черный щенок резвится около дома.
2. Определение уровня неправильного произношения звуков.

Инструкция: Повтори звуки в слогах, словах и фразах, с помощью предметных картинок, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, середине, конце слова.






























































[с – ч – щ]

В лесу темно, все спят давно,

Одна сова не спит, на суку сидит.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

[с], [з], [ш],[ж], [т], [д]

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложиться.

[р], [к], [л]

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

[л`], [к], [р]

У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

[г], [с`], [х]

Гуси, гуси!

Га – га – га.

Есть хотите?

Да – да – да.

3. Определение умения дифференцировать на слух следующие группы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - г, г - к), твердые - мягкие (т - т’ н-н’ д - д’). Инструкция: воспроизведи по три слога, различая звуки только на слух

са - ша - са (сы - сы - ши; шо - со - шо; шу - шу - су).

4. Исследование состояния лексико-грамматического оформления речи. Инструкция: предлагаю в точности повторить следующие предложения:

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

5. Возможность грамматического структурирования.

Инструкция: По 4 картинкам, составь предложения:

Мальчик моет руки.

Девочка режет колбасу.

Кошка лакает молоко.

Дети лепят снеговика.

6. Верификация предложений.

Инструкция: Прослушай предложение и исправь его, если в нем есть ошибки.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

7. Выявление уровня смысловой адекватности высказывания и возможности внутреннего программирования по методике Л.В. Яссман.

Инструкция: Предлагаются 4 набора слов, из которых необходимо составить предложения. Свои слова употреблять нельзя.

Шить, сын, мама, рубашка.

Тащить, муравей, иголка, ель.

Пускать, кораблик, бумага, дети.

Стоять, ведро, колодец, край.

Инструкция: составь предложения из опорных слов с одновременным предъявлением сюжетной картинки. Свои слова употреблять нельзя.

Солдат, бинтовать, ранение, бой.

Семья, подарок, мама, дарит.

Дерево, кот, на, забраться.

Мальчик, набрать, ведро, поганки.

8. Составь по предложенной картинке рассказ до четырех предложений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



исследование состояния когнитивного компонента диалога
1. Методика «Чем залатать ковер?»

Материал: картинки из теста Равена в количестве 4 штук.

Инструкция: Подбери недостающие детали у рисунка

2. Методика «Нелепецы».

Материал: картинка с изображением ситуаций, которых в реальной жизни быть не может.

Инструкция: Посмотри на картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Объясни, почему не так, как на самом деле должно быть. Время выполнения задания – три минуты.

3. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?».

Материал: серия рисунков, на каждой из картинок не хватает какой-то существенной детали.

Инструкция: Как можно быстрее определи и назови отсутствующую деталь.

4. Методика «Запомни рисунки».

Материал: картинки.

Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок. Время экспозиции стимульной картинки 30 сек.

5. Десять предметных картинок. Картинки предъявляются по одной и выкладываются в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как была выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал.

Материал: картинки – Мяч, Яблоко, Гриб, Морковь, Бабочка, Шапка, Матрешка, Цыпленок, Мак, Грузовик.

Инструкция: Воспроизведи весь набор картинок.

6. Методика «Выучи слова».

Инструкция: Попытайся выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 10 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина.

7. Методика «Найди отличия».

Материал: две пары картинок.

Инструкция: Внимательно посмотри на две пары картинок и отметь, чем они отличаются. Время выполнения 4 минуты.

8. Методика «Найди пару».

Материал: комплект рисунков, которые дублируются.

Инструкция: найди два совершенно одинаковых рисунка

9. Методика Пьерона-Рузера

Инструкция: Расставь необходимые знаки по образцу за отведенное время.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Обследование коммуникативного компонента
1. Методика «Рукавички», авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички, одинаковые наборы разноцветных карандашей

Инструкция: Возьми изображение рукавичек и укрась их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару.

2. Методика О.В. Дыбиной «Отражение чувств».

Инструкция: рассмотри сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответь на вопросы: Кто изображен на картинке? Что они делают? Как они себя чувствуют? Какое у них настроение? Как ты догадался об этом? Как ты думаешь, что произойдет дальше?

3. Методика О.В. Дыбиной «Интервью».

Материал: картинки с изображением представителей различных профессий, атрибуты репортера: микрофон, диктофон.

Инструкция: Ты сегодня будешь репортером. Представь, что тебе поручили взять интервью у представителя той или иной профессии. Посмотри, здесь несколько картинок, на которых нарисованы люди разных профессий. Выбери, у кого из них ты хотел бы взять интервью.

4. Методика И.С. Назаметдиновой, И.А. Смирновой.

Инструкция: подойди к своему сверстнику и вызови его на разговор о любимых играх.

5. Методика по диагностике речевого этикета А.В. Чулковой.

Ребенку предлагается шесть ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт, обращение к взрослому. Исследуемый вводится в ситуацию, в которой должен назвать подходящий речевой штамп.