Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение

речи гласные произносятся редуцированно, т.е. сокращенно. Звуки а и у недостаточно четкие, звуки -и и -ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох , Ротовой выдох ослаблен. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается непонятной, лишенной интонационно-выразительной окраски.

Дети не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – анартрия – характеризуется глубоким поражением мышц и полным отсутствием произвольной моторики в речевом аппарате. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, рот постоянно открыт. Язык толстый и неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Членораздельная речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи или в специальных школах Y1 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При псевдобульбарной дизартрии проявляется неречевая симптоматика: могут нарушаться функции сосания, глотания, жевания. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных). Нередки нарушения физиологического дыхания. В ряде случаев отмечается стридорозное дыхание (стридор – хриплое дыхание). Дизартрия проявляется в сочетании с нару­шениями общей моторики и особенно тонкой дифферен­цированной моторики пальцев рук.

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии


По мнению А.А Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать рядом диалогических умений: ориентироваться в условиях общения; правильно планировать свою речь, выбирать содержание акта общения и соответствующие ему средства. В общении всегда имеет место обратная связь. Нарушение одного из звеньев акта общения не позволит достичь определенных результатов общения [5, с. 35 – 46.].

У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются свои особенности, с помощью которых их можно отличить от детей с нормальной речью. Речь таких детей нечеткая, наблюдается смазанность речи [11, 168 с.].

При псевдобульбарной дизартрии отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык напряжен, оттянут кзади, кончик языка не выражен, спинка его округлена и закрывает вход в глотку. Губы спастически напряжены. Непроизвольные движения языка обычно сохранны. Произвольные движения языка ограничены.

Также отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях – почти полное отсутствие движений. Подвижность артикуляционных мышц зависит от измененного мышечного тонуса, параличей, парезов, оральной апраксии. В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта [9, с. 68-81.].

Описательная речь детей с псевдобульбарной дизартрией отличается образной невыразительностью, что проявляется в использовании наиболее простых и общих прилагательных, малом количестве прилагательных в речи (описательный ряд содержит 1-2 прилагательных, затруднениях при подборе антонимов, трудности называния предмета по его описанию). Безусловно, на развитии диалога детей с дизартрией отрицательным образом сказывается и патологическое состояние центральной нервной системы [3, с. 141]

О.Г. Приходько выделяет у детей с дизартрией такие особенности высших психических функций как недостаточная устойчивость и ограниченные возможности распределения внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии зрительного восприятия; расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах; недоразвитие двигательной сферы, что в целом

препятствует формированию прочных речевых навыков, затрудняя тем самым формирование диалогической речи [9, с. 68-81.].

В структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Так же отрицательно эти нарушения влияют на развитие фонематического слуха [10, с. 103-118.].

Таким образом, можно прийти к выводу, что способность детей старшего дошкольного возраста с дизартрией к коммуникации посредством диалога характеризуется невысоким уровнем владения навыками диалогического общения. Инициативные высказывания чаще всего связаны с запросом информации. На высказывания такие дети предпочитают отвечать действием, а не развитием диалога. Дети могут действовать молча, или комментировать свои действия, ни к кому не обращаясь. Отмечаются затруднения лексикограмматического характера при продуцировании высказываний. Также могут возникнуть трудности понимания, связанные с фонетическим оформлением речи.

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии



Состояние диалогической речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и дошкольников с нормативным ее развитием в значительной степени отличается друг от друга. В своих работах эту тему освещали такие исследователи как О. В. Правдина, М. Е. Хватцев [11], Л. В. Лопатина [14], Е. Ф. Архипова, Н. В. Серебрякова. Большая часть из них рассматривает диалогическую речь, как ступень к переходу к монологической речи, что побуждает нас сильнее углубиться в научную литературу, с целью обозначить особенности диалогической речи дошкольников с дизартрией.

Рассматривая диалог как способ в первую очередь межличностного общения между ребенком и окружающими его взрослыми и детьми, мы понимаем, что дизартрический компонент несомненно оказывает влияние в общем на речевое развитие и развитие связной речи и ее коммуникативной функции, в частности.

С самого начало речевое развитие таких детей будет замедлено. Проходя теми же путями, оно, в зависимости от тяжести речевого дефекта, запаздывает на определенное время. Так, первые слова появляются в полтора-два года, фраза к трем годам, иногда к четырем. При этом речь детей остается фонетически не сформированной (Р. И. Мартынова [5], Г. В. Гуровец и С. И. Маевская [12]).


Беседа – это обмен репликами для передачи информации, донесении того, что хотел передать. Наиболее часто диалог протекает именно в форме беседы, для чего необходимо знание основных правил ее построения. Сюда можно отнести понимание поступающей информации от собеседника, заинтересованность в общении, знание норм и правил этикета. Рассмотрим каждый из аспектов.

Карл Дункер рассматривал понимание как одномоментный акт установления отношений между элементами проблемной ситуации. «Само понимание не имеет протяженности во времени, не является цепью аналитических ходов мышления, а реализуется как «синтетическое обнаружение» того, что в структуре проблемной ситуации содержало элемент неопределенности» [13]. Согласно словам психолога, в момент понимания, испытывающий его человек ощущает субъективную ясность, понятность – как правило это чувство трудно определить словами, чтобы доступно объяснить другому. Именно оно позволяет произвести переструктурирование ситуации, результатом которого будет выделение ее новых функций. Так, подражая логопеду, ребенок может повторять определенную комбинацию действий, извлекая отсутствующий в речи звук, и в определенный момент понять, каким образом действует один или несколько его органов артикуляции. Это позволит ему в последующем самостоятельно порождать звук, так как представление о том, каким образом это происходит (в контексте данной ситуации – новая функция органов артикуляции) уже было сформировано.

Американский нейропсихолог Дэвид Бом придерживался похожего мнения, он говорил: «понимание означает восприятие новой цельной структуры, в свете которой все прежние крупинки знания встают на свои места и обнаруживают естественную связь друг с другом, причем внезапно обнаруживаются новые многочисленные, прежде не ожидавшиеся, взаимосвязи» [5].

Дизартрия, безусловно, является тяжелым речевым нарушением, и чем более сложны этиология и патогенез, тем ярче проявляются недостатки дилогической речи. Здесь мы ясно можем увидеть связь мыслительных и речевых процессов.

Несмотря на то, что ведущим дефектом при дизартрии всегда будет нарушение фонетической речи, зачастую это приводит к нарушению фонематических процессов, плохому усвоению новых слов и грамматических конструкций. Таким образом, ребенок, по той или иной причине, не понимает инструкций или даже определенных слов.


Бедность словаря дошкольников с дизартрией не позволяет им понимать речь окружающих и в полной мере самим описывать свои чувства, делиться переживаниями. Они с трудом запоминают и подбирают обобщающие слова, сложность представляет использование в речи абстрактных глаголов. Дети с дизартрией и ОНР прикладывают значительные усилия, чтобы словесно выразить то, что они хотят сказать.

Как говорил В. П. Зинченко: «Способность объяснить что-либо – это один из критериев понимания» [14, с. 29]. Однако он подчеркивал, что этот критерий не является самым главным, и объяснить – еще не означает понять. Для дошкольников с дизартрией трудными могут быть как одна, так и обе эти стороны. Примером же объяснения без глубинного понимания могут служить суждения незрячих людей о каких-либо качествах предмета, представить которые им не позволяет ограниченность опыта зрительного восприятия.

Диалог предполагает участие двух человек. В его процесс включены тот, кто говорит, и тот, кто слушает [14]. Участвуя в диалоге как слушатель, ребенок с дизартрией может испытывать трудности в понимании, однако поставив ребенка в роль говорящего, мы можем увидеть не только нарушения звукопроизношения, обусловленные первичным нарушением фонетической стороны речи при дизартрии, но и другие особенности, причины которых носят скорее социальный характер.

Многочисленные речевые недостатки варьируются у дошкольников с дизартрией в зависимости от ее формы и тяжести дефекта. Малоразборчивая речь, замены, пропуски и смешения звуков идут на фоне нарушения речевого дыхания, что приводит к асинхронии работы мышц, осуществляющих вдох и выдох – ребенок из раза в раз начинает говорить на вдохе, а не на выдохе. Нарушения тонуса приводят к гипотонии, гипертонии, дистонии, гиперкинезам, тремору. Изменение тонуса мышц органов артикуляционного аппарата ограничивают их подвижность и объем движений. Возможна саливация. Голос у таких детей имеет тенденцию быть слабым, истощаемым, но, исходя из формы дизартрии, голосовые нарушения могут быть крайне разнообразны.

Все эти признаки сказываются на поведении ребенка, его общении с окружающими, способах решения коммуникативных задач, отношении к себе и своему дефекту. Характерные тревожность, мнительность и неуверенность мешают детям в полной мере общаться со сверстниками и взрослыми, ведь трудно построить диалог, если один из его потенциальных участников в нем не заинтересован.