Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 607
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии
1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи
1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией
2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией
С целью диагностировать умение отвечать на вопросы, мы предлагаем адаптированную методику И.С. Назаметдиновой, И.А. Смирновой. Ребенку предлагается ответить на поставленные экспериментатором вопросы. Методы: беседа и анализ результатов. Критерии оценки:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – выше среднего;
3 балла – средний уровень;
2 балла – ниже среднего;
1 балл – низкий уровень;
0 баллов – очень низкий уровень.
Балльно - уровневая характеристика коммуникативного компонента:
21-25 баллов – высокий уровень;
16-20 баллов – выше среднего;
11-15 баллов – средний уровень;
6-10 балла – ниже среднего;
0-5 баллов – низкий уровень.
Изучив работы авторов, нами была составлена балльно - уровневая характеристика диалогической речи в целом (таблица 1).
2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией
При коррекции диалогической речи важное место должна занимать такая подача материала, которая, во-первых, будет соответствовать интересам и возможностям детей, во-вторых, включать речевой материал в виде вопросов, сообщений, отрицаний и, в-третьих, где будет иметь место многократное его повторение в разных ситуациях во взаимосвязи с различными видами деятельности старших дошкольников.
На формирующем этапе экспериментального исследования проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В ходе коррекции диалогической формы речи предусматривается коррекция языкового, когнитивного и коммуникативного компонентов диалога.
Этапы формирующего эксперимента:
-
Подготовительный.
Цель подготовить материал.
-
Основной. -
Заключительный.
На первом – подготовительном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции языкового компонента.
Проводится дифференцированный массаж при дизартрии (приложение 2). Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Проводится гимнастика, направленная на развитие органов речи. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. За основу взята методика Анищенковой Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».
Упражнение №1 «Зарядка для язычка» (тренировка артикуляционного аппарата)
Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия.
Ученики сначала смотрят, затем повторяют.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Упражнение №2 «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнение №3 «Слон»
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение № 4 «Лягушка-слон».
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение №5 «Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение №6 «Качели».
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение №7 «Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Упражнение №8 «Лопаточка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться,
можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение №9 «Иголочка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение №10 «Лопаточка-иголочка».
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
На втором – основном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции когнитивного компонента. Проводится работа по обучению пересказыванию, опросно-ответной формы речи. За основу взята методика, разработанная Войтюк Л. М.
Упражнение «Деление сплошного текста на отдельные предложения»
№1
Скоро весна. Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лёд прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветёт на опушке черёмуха.
№2
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
№3
Наступило чудесное тёплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше.
№4
Ненастье. Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льёт дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг.
№5
Весна в лесу. Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поёт соловей.
Упражнение «Составление связного текста по вопросам»
№1
1. Как твоя фамилия и имя?
2. В каком классе ты учишься?
3. Как зовут твою учительницу?
№2
1. В каком городе ты живёшь?
2. Как называется улица, на которой ты живёшь?
3. Какая река протекает по близости?
№3
Моя семья.
1. Какая твоя семья?
2. Как зовут маму, папу, брата, сестру?
3. Как ты помогаешь своим родителям?
№4
Моя любимая сказка.
1. Как называется твоя любимая сказка?
2. Кто главный герой?
3. Чем она тебе нравится?
На третьем – заключительном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции коммуникативного компонента.
Проводятся подвижные игры, рассказывание сказок, сюжетной-ролевые игры, направленные на формирование диалогической речи. В основе данного этапа предлагается к использованию методика Гавриленко О.И. «Развитие диалогической речи у детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр».
Очень нравится детям инсценировать сказки, где они выполняют свою роль под музыкальное сопровождение, имитируя движения своего героя, его характер.
К примеру, в игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать платье из шелка», получив «готовое» платье (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковое платье».
Игры на бытовые сюжеты: Семья, Дочки-матери, Праздник, Магазин одежды, Магазин продуктов, Поездка на автобусе. Игры, в которых отражается труд людей: Детский сад, Больница, Школа, Строители и т.п.
«Скорая помощь»
Дети находятся в разных частях комнаты или площадки. Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону «скорую помощь». Через три минуты появляется «доктор» с игрушечными медикаментами и оказывает «больному» первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы. При необходимости, «больного» направляют на лечение в «больницу».
Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближнем с нежностью и любовью, общительность.
Медикаментами могут временно стать конфеты, вафли, разные сиропы или просто вода.
Перевязочным материалом служат марля, бинты, ленты, обычные лоскутки. Дети в этом плане очень находчивы.
Взрослые могут предложить детям в процессе игры выучить такие строчки: Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва. Он в горло зверюшке заглянет сперва и выпишет срочно рецепт для больного: «Ни капли соленого, острого, злого». Без самого доброго, нежного слова, без лучшего слова не лечат больного. Постарайтесь сделать так, чтобы ребята подумали над смыслом этих строчек.
Все проведенные сюжетно-ролевые игры предполагают присутствие логопеда и помощь воспитателя.
Также на заключительном этапе проводятся диагностические мероприятия с целью оценки проведенной логопедической работы. Это необходимо для того, чтобы оценить положительную динамику комплекса мероприятий.