Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 589

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение


С целью диагностировать умение отвечать на вопросы, мы предлагаем адаптированную методику И.С. Назаметдиновой, И.А. Смирновой. Ребенку предлагается ответить на поставленные экспериментатором вопросы. Методы: беседа и анализ результатов. Критерии оценки:

5 баллов – высокий уровень;

4 балла – выше среднего;

3 балла – средний уровень;

2 балла – ниже среднего;

1 балл – низкий уровень;

0 баллов – очень низкий уровень.

Балльно - уровневая характеристика коммуникативного компонента:

21-25 баллов – высокий уровень;

16-20 баллов – выше среднего;

11-15 баллов – средний уровень;

6-10 балла – ниже среднего;

0-5 баллов – низкий уровень.

Изучив работы авторов, нами была составлена балльно - уровневая характеристика диалогической речи в целом (таблица 1).



2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией


При коррекции диалогической речи важное место должна занимать такая подача материала, которая, во-первых, будет соответствовать интересам и возможностям детей, во-вторых, включать речевой материал в виде вопросов, сообщений, отрицаний и, в-третьих, где будет иметь место многократное его повторение в разных ситуациях во взаимосвязи с различными видами деятельности старших дошкольников.

На формирующем этапе экспериментального исследования проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

В ходе коррекции диалогической формы речи предусматривается коррекция языкового, когнитивного и коммуникативного компонентов диалога.

Этапы формирующего эксперимента:

  1. Подготовительный.

Цель подготовить материал.

  1. Основной.

  2. Заключительный.

На первом – подготовительном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции языкового компонента.

Проводится дифференцированный массаж при дизартрии (приложение 2). Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Проводится гимнастика, направленная на развитие органов речи. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. За основу взята методика Анищенковой Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».

Упражнение №1 «Зарядка для язычка» (тренировка артикуляционного аппарата)

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия.

Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Упражнение №2 «Лягушка».

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение №3 «Слон»

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение № 4 «Лягушка-слон».

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение №5 «Рыбка».

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение №6 «Качели».

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение №7 «Часики».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение №8 «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться,
можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение №9 «Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение №10 «Лопаточка-иголочка».

Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

На втором – основном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции когнитивного компонента. Проводится работа по обучению пересказыванию, опросно-ответной формы речи. За основу взята методика, разработанная Войтюк Л. М.

Упражнение «Деление сплошного текста на отдельные предложения»

№1

Скоро весна. Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лёд прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветёт на опушке черёмуха.

№2

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

№3

Наступило чудесное тёплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше.

№4

Ненастье. Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льёт дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг.

№5

Весна в лесу. Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поёт соловей.

Упражнение «Составление связного текста по вопросам»

№1

1. Как твоя фамилия и имя?

2. В каком классе ты учишься?

3. Как зовут твою учительницу?

№2

1. В каком городе ты живёшь?

2. Как называется улица, на которой ты живёшь?

3. Какая река протекает по близости?

№3

Моя семья.

1. Какая твоя семья?

2. Как зовут маму, папу, брата, сестру?

3. Как ты помогаешь своим родителям?

№4

Моя любимая сказка.

1. Как называется твоя любимая сказка?

2. Кто главный герой?

3. Чем она тебе нравится?

На третьем – заключительном этапе формирования диалогической речи внимание уделяется коррекции коммуникативного компонента.


Проводятся подвижные игры, рассказывание сказок, сюжетной-ролевые игры, направленные на формирование диалогической речи. В основе данного этапа предлагается к использованию методика Гавриленко О.И. «Развитие диалогической речи у детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр».

Очень нравится детям инсценировать сказки, где они выполняют свою роль под музыкальное сопровождение, имитируя движения своего героя, его характер.

К примеру, в игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать платье из шелка», получив «готовое» платье (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковое платье».

Игры на бытовые сюжеты: Семья, Дочки-матери, Праздник, Магазин одежды, Магазин продуктов, Поездка на автобусе. Игры, в которых отражается труд людей: Детский сад, Больница, Школа, Строители и т.п.

«Скорая помощь»

Дети находятся в разных частях комнаты или площадки. Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону «скорую помощь». Через три минуты появляется «доктор» с игрушечными медикаментами и оказывает «больному» первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы. При необходимости, «больного» направляют на лечение в «больницу».

Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближнем с нежностью и любовью, общительность.

Медикаментами могут временно стать конфеты, вафли, разные сиропы или просто вода.

Перевязочным материалом служат марля, бинты, ленты, обычные лоскутки. Дети в этом плане очень находчивы.

Взрослые могут предложить детям в процессе игры выучить такие строчки: Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва. Он в горло зверюшке заглянет сперва и выпишет срочно рецепт для больного: «Ни капли соленого, острого, злого». Без самого доброго, нежного слова, без лучшего слова не лечат больного. Постарайтесь сделать так, чтобы ребята подумали над смыслом этих строчек.

Все проведенные сюжетно-ролевые игры предполагают присутствие логопеда и помощь воспитателя.

Также на заключительном этапе проводятся диагностические мероприятия с целью оценки проведенной логопедической работы. Это необходимо для того, чтобы оценить положительную динамику комплекса мероприятий.