Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение



Список

Уровень смысловой адекватности высказывания и возможности внутреннего программирования

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

3

3

Средний

Ирина Б.

2

2

Ниже среднего

Максим Ю.

3

2

Средний

Вера Б.

3

3

Средний


Данная методика проводилась индивидуально, в словесной форме с опорой на наглядности, в три этапа. По методике Л.В. Ясман выявлено, что средний уровень смысловой адекватности высказывания и возможности внутреннего программирования имеют трое испытуемых: Аня, Максим и Вера. Из четырех наборов слов в первом задании все смогла составить по 3 предложения, но с большими подсказками. Во втором задании у них возникли проблемы по составлению предложений по картинкам. Сами смогли составить по 2 предложения каждый. В третьем задании смогли также сами без подсказок составить по 2 предложения. Миша и Ирина выполняли задания с подсказками экспериментатора, не понимали задания – у них выявлен уровень ниже среднего.

Таким образом, отразим результаты по трем методикам языкового компонента в таблице 5.

Таблица 5. Выявление уровня языкового компонента по трем методикам

Список

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Общий балл


Уровень

Миша П.

3

2

2

7

Средний

Аня Т.

2

3

3

8

Средний

Ирина Б.

2

2

2

6

Ниже среднего

Максим Ю.

2

2

2

6

Ниже среднего

Вера Б.

2

3

3

8

Средний



Таким образом, исследуя уровень языкового компонента мы получили следующие результаты: средний уровень имеют три человека: Миша, Аня и Вера. Уровень ниже среднего – два человека: Ирина и Максим. Высокого и низкого уровней не наблюдается.

Далее исследовался когнитивный компонент диалога. Для изучения данного компонента были использованы методики Р.С. Немова. В таблице 6 представлено состояние мышления ребенка по пятибалльной шкале. Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ результатов.

Таблица 6. Методика 1 – Состояние мышления по методике Р.С. Немова

Список

Состояние мышления

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

3

3

Средний

Ирина Б.

2

2

Ниже среднего

Максим Ю.

3

2

Средний

Вера Б.

3

3

Средний

По методике состояния мышления Р.С. Немова выявлено, что средний уровень имеют трое испытуемых: Аня, Максим и Вера. Они смогли справиться с пробой с помощью подсказок. Миша и Ирина выполняли задания с подсказками экспериментатора, не понимали задания – у них выявлен уровень ниже среднего.

Затем был исследован уровень памяти дошкольника с помощью пробы которой можно узнать о состоянии зрительной, а также слухоречевой памяти дошкольника.

Таблица 7. Методика 2 – Состояние памяти по методике Р.С. Немова

Список

Состояние памяти

Общий балл


Уровень

Миша П.

3

3

Средний

Аня Т.

2

2

Ниже среднего

Ирина Б.

2

2

Ниже среднего

Максим Ю.

2

2

Ниже среднего

Вера Б.

3

3

Средний


Исследование памяти показало, что средний уровень имеют два испытуемых: Миша и Вера. У остальных – выявлен уровень ниже среднего. У всех дошкольников слабо развита слухоречевая память: у каждого возникли проблемы с восприниманием задания на слух.

Таким образом, отразим результаты по двум методикам когнитивного компонента в таблице 8.

Таблица 8. Выявление уровня когнитивного компонента по двум методикам Р.С. Немова

Список

Методика 1

Методика 2

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

3

5

Средний

Аня Т.

3

2

5

Средний

Ирина Б.

2

2

4

Ниже среднего

Максим Ю.

2

2

4

Ниже среднего

Вера Б.

3

3

6

Средний

Таким образом, исследуя уровень когнитивного компонента диалога по методикам Р.С. Немова мы получили следующие результаты: средний уровень имеют три человека: Миша, Аня и Вера. Уровень ниже среднего – два человека: Ирина и Максим. Высокого и низкого уровней не наблюдается.

Следующим исследовался коммуникативный компонент диалога. Для изучения уровня умения взаимодействовать с партнером была использована методика «Рукавички», авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Оценка производилась по пятибалльной шкале и отражена в таблице 9.
Таблица 9. Методика 1 – Уровень умения взаимодействовать с партнером по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

Список

Взаимодействие с партнером

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

2

2

Ниже среднего

Ирина Б.

3

3

Средний

Максим Ю.

2

2

Ниже среднего

Вера Б.

2

2

Ниже среднего


Исследование умения взаимодействовать с партнером показало, что показало, что средний уровень только у Ирины. У Миши, Ани, Максима и Веры – выявлен уровень ниже среднего. Дошкольникам сложно найти друг с другом коммуникацию, отказываются общаться.

С целью выявить умение дошкольника понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых, была использована методика О.В. Дыбиной «Отражение чувств». Оценка производится по пятибалльной шкале. В таблице 10 отражены результаты.

Таблица 10. Методика 2 – Уровень умения понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых по методике О.В. Дыбиной «Отражение чувств»

Список

Понимание эмоционального состояния

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

2

2

Ниже среднего

Ирина Б.

2

2

Ниже среднего

Максим Ю.

2

2

Ниже среднего

Вера Б.

2

2

Ниже среднего

Исследование по данной методике выявило, что у всех дошкольников уровень понимания эмоционального состояния ниже среднего. Дошкольникам сложно найти друг с другом коммуникацию, отказываются общаться, начинают взаимодействовать в негативном ключе. Идет отказ от выполнения задания.
С целью выявления умения задавать вопросы, использована методика О.В. Дыбиной «Интервью». Методы оценивания: наблюдение, беседа, анализ результатов. Результаты отражены в таблице 11.

Таблица 11. Методика 3 – Уровень умения
понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых по методике О.В. Дыбиной «Отражение чувств»

Список

Умение задавать вопросы

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

3

3

Средний

Ирина Б.

3

3

Средний

Максим Ю.

2

2

Ниже среднего

Вера Б.

3

3

Средний

Как показало данное исследование, средний уровень выявлен у трех дошкольников: Аня, Ирина, Вера. Дошкольники стесняются задавать вопросы, но все же смогли справиться с заданием. Миша и Максим проявили большую стеснительность, а также эмоциональную неустойчивость – у них отмечен уровень ниже среднего. Высокий и низкий уровни не выявлены.

Далее проводилась адаптированная методика по диагностике речевого этикета А.В. Чулковой. Предлагалось шесть ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт, обращение к взрослому. Результаты отражены в таблице 12.

Таблица 12. Методика 4 – Диагностика речевого этикета по методике А.В. Чулковой

Список

Речевой этикет

Общий балл


Уровень

Миша П.

2

2

Ниже среднего

Аня Т.

3

3

Средний

Ирина Б.

3

3

Средний

Максим Ю.

2

2

Ниже среднего

Вера Б.

3

3

Средний

Как и в предыдущем исследовании, средний уровень выявлен у трех дошкольников: Аня, Ирина, Вера. У Миши и Максима отмечается уровень ниже среднего. Высокий и низкий уровни не выявлены. Как показала методика дошкольникам сложно обратиться с просьбой, а также сложности возникают с решением конфликта и обращением ко взрослому человеку.