Файл: Особенности формирования диалога у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. проблема формирования диалога при дизартрии в дошкольной логопедии

1.1 Психолингвистические основы формирования диалога. Онтогенез дилогической формы речи

1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников

1.3 Механизмы нарушения речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

1.4 Особенности диалога старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Вывод по ПЕРВОЙ главе

Глава II. изучение диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Диагностический инструментарий по изучению диалога у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.3 Содержание логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Заключение



У детей после 2-х месяцев, возможно выработать условные рефлексы, используя воздействие взрослого (его вид, улыбку, разговор) в качестве особого рода подкрепления.

В исследованиях Н. И. Лепской, развитие форм коммуникации проходит поэтапно:

  • от рождения-2,6 месяца;

  • от 2–2,6 до 5–6 месяцев;

  • от 5–6 до 10–11 месяцев;

  • от 8–9 до 12–14 месяцев.

Первый этап представлен в виде монолога матери и характеризуется эмоциональным характером. По мнению Винарской, единственная реакция ребенка в этот период — вокализации крика, обусловленная двумя биологическими потребностями: пищевой и оборонительной. Это всего лишь предпосылки для коммуникации.

На втором этапе формы общения матери с маленьким ребенком — это ее «обращенный» монолог. Монолог обладает положительным эмоциональным воздействием — ребенок успокаивается. Монолог выступает в виде звуко-жестово-мимической структуры. Главным является мимика, особенно улыбка — сильный стимул для ответной реакции ребенка [2, с. 46]. Таким образом, форма общения приближается к диалогу.

На третьем этапе мать и ребенок попеременно, а иногда одновременно выражают свое эмоциональное состояние. Это синкретическое единство монолога и диалога называют дуэтом. По мнению Носикова, эту форму коммуникативной деятельности ребенка называют «лепетными» монологами, поскольку осуществляются невербальными звуковыми средствами и не передают какую-либо информацию, а выражают увлеченность чем-либо, игровую активность ребенка.

Четвертый этап вокализации, жесты, мимика и матери, и ребенка приобретают коммуникативную значимость. Некоторые исследователи отмечают раннее восприятие детьми основных интонационно-коммуникативных контуров (утверждения, вопроса и побуждения) в речи взрослых.

Л. Качмарек, А. Р. Лурия, и К. Онесорг, Р. В. Тонкова-Ямпольская, А. М. Шахнарович так же утверждали, что ребенок реагирует на движение тона голоса значительно раньше, чем на другие языковые аспекты высказывания. Ребенок теперь отвечает на реплики взрослых адекватными предметными действиями. Это уже диалог в полном смысле слова.

Исследований по развитию диалога у дошкольников представлено намного меньше, чем у детей преддошкольного возраста. История исследования диалога у дошкольников берет свое начало в работах Ж. Пиаже. Рассматривая высказывания дошкольников
, автор выделил две группы высказываний: эгоцентрическую речь и социализированную речь. Эгоцентрическая речь — речь, произносимая наедине или в присутствии других людей, не учитывающая собеседника. К данной группе речи, автор относит:

  • эхолалии (повторение слов или слогов);

  • монолог, когда «ребенок говорит сам с собой»;

  • «коллективный монолог», когда ребенок присоединяет другого собеседника, но не содействует тому, чтобы быть услышанным.

При наличии трудностей в построении диалога необходима педагогическая помощь в овладении диалогической формы речи.


1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников


Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает рас­стройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.

В одной из первых классификаций речевой патологии Kussmaul, все расстройства артикуляции выделил в отдельную группу и обозначил термином «дизартрия».

М.С.Маргулис описал дифференциальную диагностику различных форм дизартрии с неворлогических позиций. Л.Б.Литвак раскрыл структуру дефекта при дизартрических расстройствах речи. В учебнике «Логопедия» О.В.Правдиной представлены отдельные синдромы произносительных расстройств при дизартрии. В учебнике «Основы логопедии» Г.В.Чиркиной рассматриваются психолого-педагогические аспекты дизартрии. В учебнике «Логопедия» Е.М. Мастюковой освещено клинико-психолого-педагогическое обоснование содержания коррекционной работы при дизартрии у разных категорий детей, в том числе и при ДЦП. Большинство специалистов, занимающихся изучением структуры дефекта речи при дизартрии, понимают под этим дефектом невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную очаговыми поражениями мозга. Основные проявления дизартрии: нарушения артикуляции звуков; речевого дыхания; нарушение голосообразования и, как следствие, нарушение качества голоса; нарушения темпа, ритма и интонации речи. Все нарушения могут проявляться в различной степени.

Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier.

  1. Легкая (стертая дизартрия) – минимальные дизартрические расстройства (МДР).

  2. Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики.

  3. Выраженная – когда речь понятна только матери.

  4. Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.


Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.

Псевдобульбарная дизартрия является одной из форм дизартрии.

Очаг поражения: двустороннее поражение корково-ядерных путей группы нервов: 9, 10, 12 (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов), а также 7 (лицевого) и 5 (тройничного). Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов.

Механизм нарушения:двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани.

В результате возникает огра­ничение объема активных движений мышц мягкого неба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпа­дение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остается сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако, возможно их значительное преобладание с одной стороны.

Симптоматика: Тонус мышц языка напряжен – гипертонус. Нарушена подвижность органов артикуляции. Выражено нарушение фонации (голос осиплый, плохо модулированный с закрытой назализацией). Наблюдается усиление саливации.

Произносительная сторона речи: нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи. Отмечается гиперназальность. Согласные и гласные теряют свои диффе­ренциальные признаки. Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка ([р], [л], [ш], [ж], [ц], [ч]). Из-за напряженности губ страдают лабиализация гласных и губных согласных. Многие глухие озвончаются, а звонкие – оглушаются в ре­зультате пареза голосовых складок. Отмечается избыточная палатализация, т.к. спинка языка на­пряжена и приподнята.

По клиническим проявлениям псевдобульбарный парез похож на бульбарный, но возможности коррекции звуко-произносительной стороны речи значительно выше. Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется нарушением тонуса мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов.

Центральный характер пареза при псевдобульбарной дизартрии проявляется в избирательности нарушения произвольных движений и проявляется разными вариантами:


  1. Высокий тонус в мышцах речевого аппарата.

  2. Низкий тонус в мышцах речевого аппарата.

  3. Смешанный тонус в мышцах речевого аппарата.

  4. Гиперкинезы (насильственные движения) на фоне повышенного тонуса.

  5. Мозаичные проявления минимальных дизартрических расстройств.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции проявляются в замедленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Особую трудность представляют свистящие звуки. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, т.к. необходимы дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и более передняя артикуляция.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на формирование фонематического слуха и обучение звуковому анализу, что является причиной дисграфии. Слоговая структура слов, грамматический строй и лексика относительно сформированы. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи и просодии.

Средняя степень. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Характерна амимия (отсутствие движений лицевых мышц). Ребенок не может надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы, не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое небо может быть малоподвижным, а голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Артикуляция гласных произносится с носовым оттенком, в