Файл: Методические указания по изучению курса и подготовке к практическим занятиям для студентов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- понятие и виды международных перевозок;
- особенности субъектного состава трансграничных перевозок;
- особенности источников правового регулирования международных автомобильных перевозок;
- особенности источников правового регулирования международных воздушных перевозок;
- особенности источников правового регулирования международных морских перевозок;
- особенности источников правового регулирования международных железнодорожных перевозок;
- особенности источников правового регулирования смешанных международных перевозок
будет уметь:
- анализироватьнормативные правовые акты регулирующие отдельные виды международных перевозок;
- анализировать особенности структуры международных договоров в части субъектов, предмета, условий и ответственности;
- анализировать историческое развитие международного правового регулирования перевозок и имплементацию норм международного права в национальные законодательство;
будет владеть:
- навыкамиприменения нормативных международных договоров для определения условий договоров перевозки;
- навыками применения международных договоров для определения ответственности перевозчика при международных автомобильных, морских, железнодорожных и смешанных перевозках;
- навыками определения объемов компенсационных выплат пассажирам при нарушении условий перевозок и причинении вреда жизни и здоровью пассажира.
Понятие международной перевозки
Международная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между
двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые
установлены заключенными этими государствами международными
соглашениями.
Предметом международных перевозок является обязательства в сфере перевозок грузов и пассажиров, связанные с правопорядком двух или более государств.
Особенностью правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм
внутригосударственного законодательства. Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок и пассажиров.
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий.
Виды международных перевозок
Международные перевозки можно разделить на 4 вида:
1. Международные железнодорожные перевозки.
2. Международные автомобильные перевозки.
3. Международные воздушные перевозки.
4. Международные морские перевозки.
Международные железнодорожные перевозки.
Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения имеют национально-правовой характер. Такая перевозка оформляется несколькими договорами: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства.
Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при отсылке к нему в самой конвенции либо по вопросам, не урегулированным в конвенции.
Международные железнодорожные перевозки включают прямое международное сообщение; непрямое или ломаное сообщение; соседские, транзитные, сквозные перевозки; бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки; перевозки груза с переотправкой.
Международные автомобильные перевозки.
Международная автомобильная перевозка- это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения- на территории другого, а также перевозки транзитом.
Соглашения о международной автомобильной перевозки- это особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение: автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозчика.
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий.
Виды международных перевозок
Международные перевозки можно разделить на 4 вида:
1. Международные железнодорожные перевозки.
2. Международные автомобильные перевозки.
3. Международные воздушные перевозки.
4. Международные морские перевозки.
Международные железнодорожные перевозки.
Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения имеют национально-правовой характер. Такая перевозка оформляется несколькими договорами: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства.
Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при отсылке к нему в самой конвенции либо по вопросам, не урегулированным в конвенции.
Международные железнодорожные перевозки включают прямое международное сообщение; непрямое или ломаное сообщение; соседские, транзитные, сквозные перевозки; бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки; перевозки груза с переотправкой.
Международные автомобильные перевозки.
Международная автомобильная перевозка- это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения- на территории другого, а также перевозки транзитом.
Соглашения о международной автомобильной перевозки- это особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение: автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозчика.
Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения, которыми устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (например, Российско- австрийское соглашение о международном автомобильном сообщении).
Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой
Россия является с 1997 г.
Международные воздушные перевозки.
Правовой режим воздушной транспортной среды – это сфера действия публичного права (национального и международного). Воздушная транспортная среда поделена на суверенное воздушное пространство конкретных государств и международное воздушное пространство.
В России действует Воздушный Кодекс. Его нормы учитывают основные положения Варшавской конвенции 1929 г. Воздушный Кодекс определяет: понятие международной воздушной перевозки; права и обязанности перевозчика, его ответственность; ответственность владельца воздушного судна; обязательное страхование ответственности перед третьими лицами; размеры страховых сумм.
Россия является участницей большого количества двусторонних международных договоров о воздушном сообщении (более 130). Их основа – правила Чикагской конвенции 1944 г. В таких договорах предусмотрен «пакет» коммерческих прав договаривающихся государств, их права и обязанности (см., например,
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о воздушном сообщении 1995 г. и Приложение к Соглашению).
Международные морские перевозки.
Правовой режим морской транспортной среды установлен в «Конвенции
Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994). Конвенция закрепляет четкую делимитацию морских пространств, их международно-правовой статус.
Положения Конвенции ООН 1982 г. затрагивают и проблемы международного частного права — право мирного прохода; гражданскую юрисдикцию в отношении иностранных судов; иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях; национальность судов; «удобные флаги»; клаузулу о наиболее благоприятствуемой нации. Конвенция по морскому праву 1982 г. представляет собой основу правового регулирования использования морских пространств.
Правовое регулирование перевозок грузов морем включает в себя нормы морского судоходства и торгового мореплавания и является подсистемой международного частного права. В доктрине уже довольно давно установились понятия «международное частное морское право» и «торговое мореплавание».
Группы отношений в этой сфере: вещные права на морские суда, договоры морской перевозки, отношения, связанные с риском мореплавания.
Коллизионное регулирование правоотношений в этой сфере характеризуется обилием разнообразных коллизионных норм, их развернутой системой. Кроме общих коллизионных привязок, действует большое количество специальных (закон флага и т. д.). Характерно видоизменение общих коллизионных начал, их трансформация в специальные: закон порта отправления
- вместо закона места заключения договора, закон места столкновения судов вместо закона совершения правонарушения и др. Наиболее важными коллизионными принципами для международных морских перевозок являются автономия воли и закон суда. Судебная и арбитражная практики большинства государств демонстрируют широкое применение иностранного права.
Таблица международных актов в сфере перевозок.
Международные железнодорожные перевозки
- Бернская конвенция о железнодорожных перевозках 1890 года
- О железных перевозках пассажиров и багажа 1923 года
- Соглашение о международном грузовом сообщении
+ соглашение о международном пассажирском сообщении
1951 года
Международные автомобильные перевозки
- Конвенция о дорожном движении 1949 г.
(действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.
- Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г.
- Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г
Международные воздушные перевозки
- Чикагской конвенции: "Режим права собственности в отношении самолетов и других воздушных судов, включенных в национальный реестр, как это определено в статье 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7
декабря 1944 г., регулируются законами государства, в котором воздушное судно зарегистрировано" (ст. 127.3 кн. 10 ГК
Нидерландов).
- Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948)
- Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (1933)
- Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1929)
Международные морские перевозки - Конвенция 1982 г. ООН по морскому праву.
- Кодекс
Бустаманте,
Соглашение
Монтевидео о торговом судоходстве 1940 г.
- Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, 1961 г.
- Конвенция
ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г.
Нидерландов).
- Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948)
- Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (1933)
- Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1929)
Международные морские перевозки - Конвенция 1982 г. ООН по морскому праву.
- Кодекс
Бустаманте,
Соглашение
Монтевидео о торговом судоходстве 1940 г.
- Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, 1961 г.
- Конвенция
ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Тема 10. Международные унифицированные Конвенции: международная
купля-продажа, финансовый лизинг, факторинг
В результате изучения данной темы студент:
будет знать:
- понятие унифицированных международных договоров;
- Принципы международных коммерческих контрактов;
- Конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров;
- Конвенцию о международном финансовом лизинге;
- Конвенцию о международном факторинге;
- регулирование международных расчетов.
будет уметь:
- определять общие принципы, основные начала, применяемые к международным договорам;
- определять требования к сторонам унифицированных международных договоров;
- определять особенности объектов (предметов) международных договоров;
- определять наиболее оптимальные формы международных расчетов.
будет владеть:
- приемами использования Принципов УНИДРУА в переговорах при заключении договоров;
- приемами использования Принципов УНИДРУА в судебных процедурах;
- приемами использования Принципов УНИДРУА при толковании актов права международной торговли;
- навыками применения международной Конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров;
- навыками применения международной Конвенцию о международном финансовом лизинге;
- навыками применения международной Конвенцию о международном факторинге.
Международные
унифицированные
источники
международного
частного права
Международные унифицированные источники международного частного права (МЧП):
1. О принципах международных коммерческих контрактов (Принципы
УНИДРУА) 1994 года.
2. Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года.
3. Конвенция о финансовом лизинге 1996 года.
4. Конвенция о международном факторинге 1998 года.
Основная цель унификации – разработка норм, не содержащих коллизионных привязок. Это упрощает правоприменение в международных отношениях, в частности, в международной торговле.
Международные организации по унификации норм международного
частного права
К организациям, которые унифицируют нормы МЧП относятся:
1.
Гаагская конференция по международному частному праву
(международная организация).
2. Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА).
3. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
4. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
5. Международная морская организация (ИМО).
6. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
7. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
О принципах международных коммерческих контрактов (Принципы
УНИДРУА)
Принципы УНИДРУА – это неофициальная кодификация правил международной торговли.Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих контактов.
Документ основан на общих принципах права, а также принципах, наиболее приспособленных для потребностей в международной торговле. Это набор гибких правил, учитывающих все разнообразие внешнеторговой практики.
Аспекты применения УНИДРУА:
1) регулирование торговых сделок;
2) применение правил, как доказательств всудебной практике;
3) применения правил, как основы для толкования и восполнения пробелов в международных многосторонних соглашениях.
Принципы УНИДРУА закрепляют свободу договора, его добросовестность и обязательность. Они формируют специфические условия международных коммерческих контрактов, разрешают противоречия между стандартными и неожиданными условиями, а также устанавливают возможность обнаружения подразумеваемых обязательств.
Целью принципов является установление сбалансированного свода норм, предназначенных для использования во всем мире независимо от прав, традиций, а также экономических и политических условий отдельных государств, где они будут применяться.
Принципы включают:
Преамбула. Цели Принципов.
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Заключение договора.
Глава 3. Действительность.
Глава 4. Толкование.
Глава 5. Содержание.
Глава 6. Исполнение.
Глава 7. Неисполнение.
Раздел 1. Общие положения.
Раздел 2. Право на исполнение.
Раздел 3. Прекращение.
Раздел 4. Убытки.
К общим положениям относятся:
1) свобода сторон вступать в договор и определять его условия;
2) необязательность письменной формы заключения договора и возможность доказывания акта его заключения любым способом, включая свидетельские показания;
3) обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;
4) преимущество императивных норм применимого права (национального, международного) перед положениями Принципов УНИДРУА;
5) стороны могут исключать применение настоящих принципов, отступать от них или изменять содержание любого из их положений, если иное не предусмотрено в Принципах УНИДРУА;
6) учет при толковании Принципов УНИДРУА, их международного характера и целей, включая достижение единообразия в применении;
7) решение вопросов, прямо не разрешенных в принципах, в соответствии с выраженными в них общими началами;
8) обязательность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;
9) порядок извещения сторонами друг друга, когда такие извещения требуются.
Конвенция
Организации
Объединенных
Наций
о
договорах
международной купли-продажи товаров" (Заключена в г. Вене 11.04.1980)
Об истории разработки Конвенции
Подготовка единообразного правового текста Конвенции была начата в
1930 году Международным институтом унификации частного права (МИУЧП) в
Риме. Впервые проект был представлен в Гааге в 1964 году на международной дипломатической конференции, которая приняла две конвенции: о международной купли - продаже товаров и о заключении договоров международной купли - продажи товаров.
После принятия двух конвенций представители многих стран высказывали замечания к содержанию документов, считая, что оно ориентировано на правовые системы стран Западной Европы. Поэтому одной из основных задач Комиссии
Организации Объединенных Наций по праву международной торговли
(ЮНСИТРАЛ) после ее создания в 1968 году являлось выяснение у государств того, какие изменения должны быть внесены в конвенции, чтобы обеспечить присоединение большинства государств к конвенциям.
Результатом работы Комиссии (УНИДРУА) была разработка и принятие дипломатической конвенции 11 апреля 1980 года Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в которой были объединены основные положения двух предыдущих конвенций.
С 1 января 1988 года для следующих 11 государств Конвенция вступила в силу: Аргентина, Венгрия, Египет, Замбия, Китай, Италия, Лясото, Сирия, США,