Файл: Методические указания по изучению курса и подготовке к практическим занятиям для студентов всех форм обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории
Российской Федерации; лицо без гражданства , которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации , гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской
Федерации ; международная организация , которая вправе в соответствии с международным договором Российской
Федерации осуществлять инвестиции на территории
Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком ,определяемым федеральными законами.
Федеральный закон от
10.12.2003 №173-ФЗ
(ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»
Нерезиденты:
1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской
Федерации;
2. Организации, не являющие юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
3. Аккредитованные в
Российской
Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
4. Межгосударственные или межправительственные организации, или филиалы и постоянные представительства в
Российской Федерации;
5. Находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пункте 1 и 2;
6. Иные лица.
Национальность юридического лица и «теория контроля»
«Теория контроля» возникла в начале ХХ века. Согласно этой теории при определении национальности юридического лица следует выяснять все обстоятельства, характеризующие иностранных юридических лиц; национальность акционеров ,директоров, служащих, национальность патентов, товарных знаков, которые используются для лицензии; место нахождения
головного предприятия, где формируется стратегия и тактика деятельности юридического лица, государство для выплаты налогов и т д.
Все эти обстоятельства, согласно «теории контроля» должны выявить, кем контролируются и в интересах какого государства осуществляется в целом, деятельность такого юридического лица.
Прежде всего «Теория контроля» находит отражение с позиции контроля за совершением гражданско-правовых сделок в целях выявления признаков сделок, направленных на легализация (отмывание) денежных средств и иных доходов полученных преступным путем.
Обратимся к Федеральному закону РФ от 07.08.2012 № 115- ФЗ (ред. от
17.07.2009) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Согласно указанному закону, в целях противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств и иных доходов полученных преступным путем организации Российской Федерации, осуществляющие деятельность:
1) банковскую (кредитных организаций);
2) страховую;
3) в сфере рынка ценных бумаг;
4) в области управления инвестиционными фондами;
5) в области купли-продажи драгоценных металлов;
6) факторинговые и другие, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом. Целью такого контроля, является выявление необычных сделок, то есть сделок, дающих основание предположить незаконность доходов юридических или физических лиц.
Правительством Российской Федерации Распоряжением от 17.02.2002
№ 983-р утверждены «Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Проблема легализации и отмывания денежных средств, добытых преступным путем, чрезвычайно актуальна во всех развитых странах мира. С целью борьбы с этим явлением создан и функционирует специальный международный орган – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов – «ФАТФ». Группа разработки финансовых мер борьбы с «отмыванием денег» - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия получению преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценку соответствия национальных систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, этим стандартам. Россия является участником ФАТФ.


В России создан специальный федеральный орган исполнительной власти –
Росфинмониторинг. Несмотря на наличие денежно-имущественных отношений и подконтрольных этому органу юридических лиц, компетенция этого органа относится к публичному праву.
Важное значение имеет допуск иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности.
Допуск
иностранного
юридического
лица
к
хозяйственной
деятельности
«Допуск» связан с признанием правоспособности иностранных
юридических лиц т.е. с признанием их правосубьектности, например, Россия
признает законность учреждения иностранных юридических лиц в своем
государстве или законность документов, предоставляемых для регистрации
таких иностранных юридических лиц.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве доказательства статуса юридического лица – учредителя при регистрации создаваемого юридического лица в России предоставляется «выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц , соответствующих стране происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя»
Анализируя положения Гражданского и Торгового кодексов Японии,
Франции, Германии, Гражданского и торгового уложения Германии и других государств, следует отметить, что универсального подхода к процедуре допуска не существует. Например, во Франции признается допуск иностранного юридического лица в форме приказа компетентного государственного органа. В
Германии для признания иностранного юридического лица в торговой сфере не требуется никакого акта, а для осуществления деятельности в неторговой сфере требуется специальный административный акт. В Англии суды признают любое законное создание иностранного юридического лица.
В России нет общих правовых норм о допуске иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности, но они есть в федеральных законах, регулирующих отдельные виды деятельности юридических лиц.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» устанавливает, что банк России выдает разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями, осуществляет аккредитацию представительств и филиалов. Ограничения прав иностранных инвесторов и иностранных юридических лиц предусмотрены в
Федеральном законе «Об организации страхового дела в РФ», Земельном кодексе
РФ, например иностранцы не могут обладать земельными участками в

приграничных районах. Перечень таких территорий устанавливает Президент РФ в соответствии с Федеральным законом «О государственной границе РФ».
Примером «допуска» к хозяйственной деятельности иностранных юридических лиц является аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иностранных граждан, работающих в них.
Законодательство об аккредитации иностранных юридических лиц
Законодательство РФ об аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц обновлено Федеральным законом от 05.05.2014
№106 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации». Ранее действовало только Положение, утвержденное
Постановлением Правительства СССР от 30.10.1989г.
№ Федеральное законодательство: нормы об аккредитации
Компетенция (сфера деятельности) органа.
1
Федеральный закон от
10.07.2012 №86-ФЗ «О
Центральном банке
Российской Федерации
(Банке России)»;
Федеральный Закон от
02.12.1990 № 395 – ФЗ
«О банках и банковской деятельности»
В части аккредитации иностранных кредитных организаций и их филиалов представительств , контроля за их деятельностью , аккредитации иностранных граждан , которые будут осуществлять трудовую деятельность
(персональная аккредитация) в этих структурах на территории Российской Федерации.
2
Федеральный закон от
05.05.2014 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Выдача разрешения на открытие в РФ представительства и филиалов, осуществление персональной аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками филиалов
, представительств иностранных юридических лиц , деятельность которых имеет коммерческих характер ( за исключением иностранных граждан ,которые являются работниками филиалов , представительств иностранных юридических лиц в области гражданской авиаций и банковской деятельности), осуществляет Федеральная налоговая служба. Изменения внесены в том числе в
Федеральный Закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в
Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от
30.09.2004 № 506. Документом, подтверждающей аккредитацию, является «Свидетельство об аккредитации». Приказом ФНС от 26.12.2014 установлена процедура аккредитации. ФНС ведет реестр аккредитованных филиалов и представительств, а также сведений об их регистрации (Реестр).
3
Федеральный закон от
09.07.1999 № 160-ФЗ
(ред. от 31.05.2018) «Об
Закон предусматривает, что иностранные юридические лица, ведут на территории РФ коммерческую деятельность через филиалы, представительства со дня их

иностранных инвестициях в
Российской Федерации» аккредитации. Днем аккредитации филиала, представительства иностранных юридических лиц является день внесения сведений в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств.
Осуществление федерального государственного контроля ФНС за созданием, регистрацией, прекращением деятельности филиалов, представительств на территории РФ осуществляется посредством аккредитации.
Процедура аккредитации
1)
Принятие решения об образовании филиала, представительства иностранным юридическим лицом.
2)
В течении 12 месяцев после принятия решения данные юридические лица представляют сведения о численности работников и документы для аккредитации филиала, представительства в соответствующий, орган по аккредитации России.
3)
Возможен отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по основаниям: угрозы; суверенитету государства территориальной неприкосновенности, национальным интересам
Российской Федерации.
4)
Срок принятия решения об аккредитации филиала, представительства-25 рабочих дней.
5)
Деятельность аккредитованного филиала, представительства может быть прекращена по инициативе органа по аккредитации.
6)
Установлены требования к содержанию Положения о филиале, представительстве иностранных юридических лиц.
Личный закон юридического лица
Хозяйственная деятельность юридических лиц всѐ чаще выходит за пределы одного государства, что порождает множество спорных ситуаций. Преодолеть спорные ситуации, связанные с коллизией права, позволяют нормы международного частного права. Коллизионная привязка «личный закон»
юридического лица содержит отсылку к применимому праву.
В разных государствах национальное право формирует свои критерии
(отсылки) определения применимого права к правовому статусу юридического лица: его правоспособности, порядку приобретения гражданских прав и обязанностей, корпоративным отношениям, ответственности по обязательствам и др.
В разных государствах выработаны несколько критериев (коллизионных привязок) для определения применимого права к правовому положению юридического лица в трансграничных отношениях (отношениях МЧП):
а) «Закон места учреждения» юридического лица(инкорпорации) - означает применение права того государства, в котором было учреждено и зарегистрировано юридическое лицо (Россия, Бразилия, Великобритания, Италия,
Канада, Кипр, Сингапур, США и др.) б) «Закон местонахождения (оседлости)» центрального органа управления юридического лица – означает, что применимое право - право той страны, где находится орган управления (Австрия, Франция, Греция, Египет, Польша,
Турция, Франция и др.) в) «Закон места деятельности» юридического лица означает, что к юридическому лицу будет применяться право той страны, где юридическое лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Статья 1202 ГК РФ определяет личный закон юридического лица: «Личным законом юридического
лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не
предусмотрено федеральным законом».
В некоторых странах хозяйственная деятельность осуществляется организациями, которые не являются юридическими лицами по иностранному праву. По общим правилам определения личного закона в международном частном праве еѐ личным законом считается право страны, где эта организация учреждена (ст.1203 ГК РФ).
Если такая организация будет осуществлять деятельность в Российской
Федерации, и применимым, правом к конкретным правоотношениям будет российское право то, соответственно, применяются нормы Гражданского кодекса
РФ к деятельности такой организации (ст.1203ГКРФ).
В целях оказания помощи арбитражным судам и обеспечения единообразия практики применения законодательства к отношениям с участием иностранных юридических и физических лиц Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №23 от 27 июня
2017 года «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом».
Сфера применения личного закона
На основании личного закона юридического лица определяется, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
5) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
6) внутренние отношения, в т.ч. отношения юридического лица с его участниками;
7) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;


8) вопросы ответственности учредителей(участников) юридического лица по его обязательствам (ст.1202ГК РФ).
Правовые режимы хозяйственной деятельности
Хозяйственная деятельность иностранных юридических лиц во многом определяется правовым режимом т.е. правами и обязанностями. Правовой режим устанавливается для иностранных юридических лиц принимающим государством.
В России, как в других странах, применяются два основных правовых режимы: национальный и режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим
Основы национального режима устанавливаются Конституцией РФ, как для граждан Российской Федерации, так и для иностранных граждан, если иное не установлено федеральным законом и международным договором .Такой режим может быть предоставлен международными договорами, соглашениями о торговом, экономическом сотрудничестве, а также нормами национального законодательства, регулирующими гражданско-правовые отношения, таможенные, налоговые и др. Иностранные юридические лица осуществляют в пределах российской юрисдикции хозяйственную деятельность по тем же правилам, которые установлены для российских юридических лиц. Исключение из этих правил могут быть установлены федеральным законом.
Изъятия из национального режима:
1) прямые ограничения прав иностранных юридических лиц;
2) допускается установление дополнительных условий пользования правами на территории Российской Федерации;
3) возможность предоставления определенных льгот и преимуществ.
Режим наибольшего благоприятствования
Режим наибольшего благоприятствования, как привило, оговаривается сторонами в региональных международных договорах или двухсторонних. Такой режим предусматривается и двусторонними торговыми соглашениями об экономическом сотрудничестве и торговле между сторонами. Предоставляя друг другу режим набольшего благоприятствования , стороны соглашения конкретизируют вопросы , которые будут решаться на основе этого режима:
таможенные пошлины, сборы относительно ввозимых товаров; налоги и
методы их взимания; правила и формальности таможенного оформления;
льготы по арендной плате за пользование объектами недвижимости и т д.
Российское законодательство не исключает возможность предоставления иностранным компаниям преимущество в создаваемых территориях социально –
экономического развития, зонах свободной торговли, специальных административных районах.
Перечислим несколько федеральных законов Российской Федерации, направленных на привлечение иностранных инвесторов.

Федеральный закон от 09.07.1999 № 1 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и
Приморского края»;

Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте
Владивосток»;

Федеральный закон от 29.12.2014 № 473- ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях»;

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.
Извлечение из Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской
Федерации» (далее – ФЗ «О ТОСЭР»)
Органы управления ТОСЭР
Управляющая компания ТОСЭР- акционерное общество, которое
определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией социально-экономического развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и( или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее –дочернее общество управляющей компании) (ст. 2 ФЗ «О
ТОСЭР).
Установление резидентам территории опережающего социально-
экономического развития льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащим управляющей компании на праве собственности или аренды и расположением на территории социально- экономического развития (п. 2 ст.17 ФЗ «О ТОСЭР).
Условия представления резидентам территории опережающего
социально- экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на
имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки
предоставления этих льгот (ст. 3 ФЗ «О ТОСЭР).
Для организаций, получивший статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом о