Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д.Ушинского»

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Специальность (направление) 44.03.01. Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Курсовая работа

На тему: Полоролевые особенности мышления младших школьников.

Выполнил:

Тумгоева Ася Османовна 2 курс

Научный руководитель:

Анастасия Игоревна Коротаева,

кандидат психологических наук, доцент

Ярославль

2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические аспекты полоролевых особенностей мышления младших школьников………….…........................................................................4

1.1. Теоретические особенности мышления……………………………………4

1.2. Полоролевые особенности мышления мальчиков и девочек младшего школьного возраста……………………………………………………………...12

Глава 2.Эмпирическое исследование​ полоролевых особенностей мышления​ младших школьников……………………………………………..…………..…16

2.1. Организация и методы исследования………………..……………………..16

2.2.Анализ полученных результатов ………………………………………...…18

2.3 Рекомендации по организации учебного процесса в младшем школьном

возрасте……………………………………………………...................................45

Заключение …………………………………………….……………...………..47

Библиографический список…………..………………………………….……50

Приложение………………………………………………………………..……53

Введение

Современное общество перед народным образованием особо значимой форме выделяет задачу воспитания активной сознательной личности. Младший школьный возраст- наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая чувствительность данного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.


Главная цель обучения в начальной школе – научить детей за небольшой промежуток времени осваивать, преобразовывать, а также использовать в практической деятельности большие массивы информации.

Мышление как познавательный процесс является одним из важных процессов развития личности. За короткий промежуток времени мышление проходит развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, позволяющего рассуждать и делать разумные умозаключения согласно с законами логики. Целью данной деятельности считается определение полоролевых особенностей мышления младших школьников.

Актуальность обусловливается тем, что в детской и педагогической психологии проблематика, которая непосредственно связана с развитием мышления, занимает одно из центральных мест и является наиболее важным аспектом в школьном обучении, поэтому мышление рассматривается многоаспектно. В работе рассмотрены такие операции мышления как классификация, обобщение, умозаключение, сравнение и так далее. Предоставленные операции являются наиболее изученными в психологической практике.

Для этого была определена цель исследования: изучить полоролевые особенности мышления младших школьников.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить сущность понятия самооценка,

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-Дать характеристику понятиям «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;

-Рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;

-Изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста;

-Подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.

Объект исследования – мышление младших школьников.

Предмет исследования – полоролевые особенности мышления младших школьников.

Гипотеза-полоролевые особенности мышления младших школьников не достигают статистической значимости.

Методы исследования: теоретические: анализ научной и психолого-педагогической литературы, эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, обработка и анализ полученных данных.

База исследования: учащиеся 2-го и 4-го класса МОУ Большесельской СОШ, Ярославская область, групп по 25 человек.

Практическая значимость исследования

: заключается в том, что учителя начальных классов могут использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, библиографического списка


Глава 1. Теоретические аспекты полоролевых особенностей мышления младших школьников.

1.1.Особенности мышления младших школьников.

Тривиальное содержание слова «мышление» заключается в том, что оно является процессом сознательного отражения действительности в объективных свойствах, связях, а также отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

В свою очередь, мышление, как познавательная теоретическая деятельность, тесно связано с действием. Первым видом мышления является мышление в действии, которое осуществляется и раскрывается в действии. Все мыслительные операции сначала возникли как практические операции, а только потом стали операциями теоретического мышления.

В известном смысле мышление проявляется как решение задач, вопросов, а также проблем, которые постоянно стоят перед жизнью человека. Решение задач всегда должно давать человеку что-то новое. Найти решение на самом деле часто бывает очень трудно, поэтому мыслительная деятельность обычно – активная деятельность, которая требует сосредоточенного внимания и терпения.

Руководствуясь некоторыми литературными и электронными источниками, можно сказать, что мышление является неразрывно связанным с речью, социально обусловленным целенаправленным психическим процессом, а также самостоятельным поиском и открытием принципиально нового, опосредованное и обобщенное отражение действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающее на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящее за его пределы.[19]

Если тщательно изучать гипотезы, то будет приемлема только одна - мышление всегда опережает речь, а язык отстает от достигнутой ступени развития мышления. Когда новое знание только формируется, оно еще не может быть вербализовано. Это содержание мысли закрепляется в зрительных образах. Элементы наглядности в мышлении освобождают от необходимости осуществлять все звенья цепи рассуждений, облегчая тем самым внутреннюю работу мысли.


Младший школьный возраст (а именно 7 - 11 лет) соответствует годам обучения в начальной школе. Дошкольное детство закончилось. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению физически и психологически, подготовлен к новому, а также важному периоду своей жизни, к выполнению многочисленных требований, предъявляемых непосредственно школой. Когда ребенок поступает в школу, кардинально меняется весь его образ жизни, его социальный статус, положение в обществе и семье. Его основной деятельностью в этом момент является обучение, самой важной обязанностью – обязанность учиться, приобретать новые знания, навыки, умения. Чтобы овладеть знаниями в начальной школе, младший школьник обязан иметь относительно высокий уровень развития наблюдательности, добровольного запоминания, организованного внимания, способности к анализу, обобщению и рассуждению.

Мышление младшего школьника в процессе обучения претерпевает очень большие изменения. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в произвольные, регулируемые процессы. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение ставит мышление в центр сознания ребенка. Исследования показали, что при разной организации учебного процесса, при разном содержании обучения, в зависимости от разных методов можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

В младших классах мышление ребенка вступает в новую фазу развития, то есть происходит не только увеличение круга представлений и расширение кругозора, однако и перестройка самой умственной деятельности.

При правильной организации учебно-воспитательной работы ученик начинает понимать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и рассуждать о них и если располагать этими сведениями он не впадает в различные противоречия. Развитие мышления не происходит изолированно, оно связано с общими изменениями в жизни ребенка и его отношении к окружающей действительности.

Известный швейцарский психолог Пиаже осмелился робело заявить, что мышление школьника 7-10 лет в основном находится на стадии конкретных операций, которые могут служить основой для систематизации свойств, которые даны в непосредственном наглядном опыте. Но к концу младшего школьного возраста при соответствующей подготовке ученики способны перейти к следующей стадии – стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению, а также абстрагированию.


Мышление ребенка развивается в следующих планах:

  • в плане действия;

  • в образном плане;

  • в речевом плане.

Перечисленные планы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в практическом и образном планах, все более разумное обращение с вещами является предпосылкой и результатом развития речевого мышления. Обуславливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка развивается в свою очередь под его влиянием.

В развитии мышления младших школьников можно выделить два основных этапа. На первом этапе (обучение в 1 и 2 классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает деятельность дошкольника. Тут анализ учебного материала осуществляется преимущественно в наглядно-действенном плане. Дети опираются на реальные предметы и их прямые ценители – образы.

Ученики 1-2 классов часто оценивают предметы и ситуации очень односторонне, охватывая лишь один внешний признак. Умозаключения основываются на зрительных предпосылках, данных в восприятии. Обоснование вывода строится не на логических аргументах, а на непосредственном соотнесении суждения с воспринимаемой информацией.

Главным критерием полноты обобщения знаний является способность ребенка привести конкретный пример либо же иллюстрацию, соответствующие полученным знаниям. Эти особенности мышления младших школьников служат основой для широкого применения принципа наглядности в начальном образовании.

На основе систематической учебной деятельности в 3-4 классах меняется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связан второй этап в его развитии. Уже в 1-2 классах особая забота учителя это показать детям связи, которые существуют между отдельными элементами усваиваемой информации. С каждым годом значительно увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей и отношений между понятиями. К 4 классу учащиеся овладевают родовыми отношениями между отдельными признаками понятий, иными словами дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они овладели той или иной классификацией.

К концу второго этапа большая часть учащихся делают обобщения по ранее накопленным понятиям путем мысленного анализа, а также синтеза. Расширенные объяснения учителя и рассказы учебника во многих случаях оказываются достаточными для усвоения понятий без непосредственного оперирования предметным материалом. Также растет число суждений, в которых зрительные моменты сведены к минимуму, а объекты характеризуются более либо менее существенными связями.