Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2.Эмпирическое исследование полоролевых особенностей мышления младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
Целью исследования является определение полоролевых особенностей мышления младших школьников 2 и 4 классов МОУ Большесельской СОШ Ярославской области и разработка комплекса занятий по ее формированию. Для того, чтобы достигнуть установленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
-организовать и провести исследование на выявление полоролевых особенностей мышления у учеников 2 и 4 классов;
- проанализировать результаты исследования,
- интерпретировать полученные результаты
Исследование было проведено на базе МОУ Большесельской СОШ Ярославской области. Общее число участников: 50 учеников- 30 девочек и 20 мальчиков 2 «Б» и 4»Б» класса. Возраст участников: 8-10 лет. Проведение исследования осуществлялось в естественных условиях во время обучения.
Для того, чтобы достигнуть цели исследования и задач применялись следующие методики:
-для выявления уровня развития наглядно-образного мышления применялась методика А.Л.Венгера «Лабиринт».
-для выявления уровня способности к обобщению использовалась методика «Исключение лишнего»
Чтобы выявить уровень развития наглядно-образного мышления использовалась методика А.Л.Венгера «Лабиринт». В ходе ее проведения учащимся было предложено найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути. (Приложение 1)
При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер 4задачи. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.
Методика «Исключение лишнего» предназначается для выявления уровня способности к обобщению.
В ходе ее проведения ученику выдается бланк, в котором необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит
, лишнее, и объяснить почему, ответы на которые оцениваются в баллах. (Приложение 2)
Ответы оцениваются по 4 параметрам:
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а остальное – еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ответ считается правильным, если он достаточно разумен.
Все методики проводились в обычное учебное время. После чего были подсчитаны результаты и выведены в таблицы.
2.2.Анализ полученных результатов
Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 и 4 классов использовалась методика А.Л.Венгера «Лабиринт». В ходе проведения данной методики учащимся было предложено найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. Результаты проведения методики учащимися 2 класса представлены в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1.
Результаты проведения методик учащимися 2 класса.
N | ФИО ребенка | Сумма баллов | Уровень |
1 | Иван | 39 | Высокий |
2 | Амина | 25 | Низкий |
3 | Мария | 38 | Высокий |
4 | Николай | 44 | Высокий |
5 | Александра | 43 | Высокий |
6 | Елизавета | 42 | Высокий |
7 | Андрей | 39 | Высокий |
8 | Михаил | 25 | Низкий |
9 | Сергей | 38 | Высокий |
10 | Екатерина | 37 | Средний |
11 | Кирилл | 37 | Средний |
12 | Полина | 36 | Средний |
13 | Ульяна | 36 | Средний |
14 | Сергей | 36 | Средний |
15 | Валерия | 35 | Средний |
16 | Ольга | 35 | Средний |
17 | Анастасия | 35 | Средний |
18 | Даниил | 35 | Средний |
19 | Виктория | 34 | Средний |
20 | Оксана | 33 | Средний |
21 | Иса | 32 | Средний |
22 | Алексей | 29 | Низкий |
23 | Елизавета | 27 | Низкий |
24 | Виктория | 25 | Низкий |
25 | София | 20 | Очень низкий |
Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 52% учащихся, 20% высокого уровня, 20% низкого уровня и 8% очень низкого уровня- это происходит потому, что них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве, они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир.
Рис.1. Результат проведения методик учащимися 2 класса.
Результаты проведения методики отдельно девочек и мальчиков 2 класса представлены в таблицах 2 и 3, а также в рисунках 2 и 3.
Таблица 2.
Результаты проведения методики девочками 2 класса.
N | ФИО ребенка (девочки) | Сумма баллов | Уровень |
1 | Александра | 43 | Высокий |
2 | Елизавета | 42 | Высокий |
3 | Мария | 38 | Высокий |
4 | Екатерина | 37 | Средний |
5 | Полина | 36 | Средний |
6 | Ульяна | 36 | Средний |
7 | Валерия | 35 | Средний |
8 | Ольга | 35 | Средний |
9 | Анастасия | 35 | Средний |
10 | Виктория | 34 | Средний |
11 | Оксана | 33 | Средний |
12 | Елизавета | 27 | Низкий |
13 | Виктория | 25 | Низкий |
14 | Амина | 25 | Низкий |
15 | София | 20 | Очень низкий |
Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у девочек 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 53% учениц, 20% высокого уровня, 20% низкого уровня и 7%очень низкого уровня.
Рис. 2. Результат проведения методики девочками 2 класса.
Таблица 3.
Результаты проведения методики мальчиками 2 класса.
N | ФИО ребенка (мальчики) | Сумма | Уровень |
1 | Николай | 44 | Высокий |
2 | Андрей | 39 | Высокий |
3 | Сергей | 38 | Высокий |
4 | Кирилл | 37 | Средний |
5 | Сергей | 36 | Средний |
6 | Даниил | 35 | Средний |
7 | Иса | 32 | Средний |
8 | Алексей | 29 | Низкий |
9 | Михаил | 25 | Низкий |
10 | Иван | 19 | Очень низкий |
Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у мальчиков 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 50% учеников, 20% высокого, 20% низкого и 10% очень низкого уровня.
Рис.3. результаты проведения методики мальчиками 2 класса.
Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, можно сказать, что не отмечено сильной разницы в уровнях развития наглядно-образного мышления у мальчиков и девочек 2 класса
Выявим различия учеников с разными уровнями развития наглядно-образного мышления с помощью критерия Манна-Уитни.