Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 2.Эмпирическое исследование полоролевых особенностей мышления младших школьников.

2.1. Организация и методы исследования.

Целью исследования является определение полоролевых особенностей мышления младших школьников 2 и 4 классов МОУ Большесельской СОШ Ярославской области и разработка комплекса занятий по ее формированию. Для того, чтобы достигнуть установленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:

-организовать и провести исследование на выявление полоролевых особенностей мышления у учеников 2 и 4 классов;

- проанализировать результаты исследования,

- интерпретировать полученные результаты

Исследование было проведено на базе МОУ Большесельской СОШ Ярославской области. Общее число участников: 50 учеников- 30 девочек и 20 мальчиков 2 «Б» и 4»Б» класса. Возраст участников: 8-10 лет. Проведение исследования осуществлялось в естественных условиях во время обучения.

Для того, чтобы достигнуть цели исследования и задач применялись следующие методики:

-для выявления уровня развития наглядно-образного мышления применялась методика А.Л.Венгера «Лабиринт».

-для выявления уровня способности к обобщению использовалась методика «Исключение лишнего»

Чтобы выявить уровень развития наглядно-образного мышления использовалась методика А.Л.Венгера «Лабиринт». В ходе ее проведения учащимся было предложено найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути. (Приложение 1)

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер 4задачи. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.

Методика «Исключение лишнего» предназначается для выявления уровня способности к обобщению.

В ходе ее проведения ученику выдается бланк, в котором необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит

, лишнее, и объяснить почему, ответы на которые оцениваются в баллах. (Приложение 2)

Ответы оцениваются по 4 параметрам:

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а остальное – еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ответ считается правильным, если он достаточно разумен.

Все методики проводились в обычное учебное время. После чего были подсчитаны результаты и выведены в таблицы.

2.2.Анализ полученных результатов

Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 и 4 классов использовалась методика А.Л.Венгера «Лабиринт». В ходе проведения данной методики учащимся было предложено найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. Результаты проведения методики учащимися 2 класса представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1.

Результаты проведения методик учащимися 2 класса.

N

ФИО

ребенка

Сумма баллов

Уровень

1

Иван

39

Высокий

2

Амина

25

Низкий

3

Мария

38

Высокий

4

Николай

44

Высокий

5

Александра

43

Высокий

6

Елизавета

42

Высокий

7

Андрей

39

Высокий

8

Михаил

25

Низкий

9

Сергей

38

Высокий

10

Екатерина

37

Средний

11

Кирилл

37

Средний

12

Полина

36

Средний

13

Ульяна

36

Средний

14

Сергей

36

Средний

15

Валерия

35

Средний

16

Ольга

35

Средний

17

Анастасия

35

Средний

18

Даниил

35

Средний

19

Виктория

34

Средний

20

Оксана

33

Средний

21

Иса

32

Средний

22

Алексей

29

Низкий

23

Елизавета

27

Низкий

24

Виктория

25

Низкий

25

София

20

Очень низкий


Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 52% учащихся, 20% высокого уровня, 20% низкого уровня и 8% очень низкого уровня- это происходит потому, что них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве, они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир.




Рис.1. Результат проведения методик учащимися 2 класса.
Результаты проведения методики отдельно девочек и мальчиков 2 класса представлены в таблицах 2 и 3, а также в рисунках 2 и 3.
Таблица 2.

Результаты проведения методики девочками 2 класса.


N

ФИО

ребенка (девочки)

Сумма баллов

Уровень

1

Александра

43

Высокий

2

Елизавета

42

Высокий

3

Мария

38

Высокий

4

Екатерина

37

Средний

5

Полина

36

Средний

6

Ульяна

36

Средний

7

Валерия

35

Средний

8

Ольга

35

Средний

9

Анастасия

35

Средний

10

Виктория

34

Средний

11

Оксана

33

Средний

12

Елизавета

27

Низкий

13

Виктория

25

Низкий

14

Амина

25

Низкий

15

София

20

Очень низкий


Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у девочек 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 53% учениц, 20% высокого уровня, 20% низкого уровня и 7%очень низкого уровня.




Рис. 2. Результат проведения методики девочками 2 класса.

Таблица 3.

Результаты проведения методики мальчиками 2 класса.

N

ФИО

ребенка (мальчики)

Сумма

Уровень

1

Николай

44

Высокий

2

Андрей

39

Высокий

3

Сергей

38

Высокий

4

Кирилл

37

Средний

5

Сергей

36

Средний

6

Даниил

35

Средний

7

Иса

32

Средний

8

Алексей

29

Низкий

9

Михаил

25

Низкий

10

Иван

19

Очень низкий

Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у мальчиков 2 класса, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- 50% учеников, 20% высокого, 20% низкого и 10% очень низкого уровня.



Рис.3. результаты проведения методики мальчиками 2 класса.

Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, можно сказать, что не отмечено сильной разницы в уровнях развития наглядно-образного мышления у мальчиков и девочек 2 класса

Выявим различия учеников с разными уровнями развития наглядно-образного мышления с помощью критерия Манна-Уитни.