Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безусловно мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях.
Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каждого человека свои индивидуальные особенности. У одних лучше функционирует наглядно-действенное мышление, направленное на решение практических задач, в связи с чем у них проявляется практический тип мышления. У других ведущую роль играет образное мышление и соответственно проявляется образный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логическое мышление и имеет место логический тип мышления.
Учет этих индивидуальных особенностей мыслительной деятельности в организации эффективного учебного процесса необходим для тех педагогов, целью которых является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.
Именно этой актуальной проблеме посвящена данная работа, целью которой было изучить индивидуальные особенности мышления .
Данная цель достигалась с помощью решения следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
дать определение понятий «мышление», «виды мышления», «младший школьный возраст»;
рассмотреть особенности организации учебного процесса в младшей школе;
изучить индивидуальные проявления качеств мышления у детей младшего школьного возраста; подобрать рекомендации для педагогов по организации учебного процесса с учетом индивидуальных проявлений качеств ума.
Гипотезой работы являлось следующее предположение: предполагались возрастные различия мышления младших школьников в операциях умение обобщать и исключать лишнее.
В работе был кратко охарактеризован младший школьный возраст, особенности личности и мыслительной деятельности детей этого возраста, раскрыто содержание понятий «мышление», «виды мышления», «учебный процесс».
Для выявления особенностей мышления были проведены методики «Лабиринт», «Исключение лишнего». В исследовании участвовало 50 школьников младшего школьного возраста (2 «Б» и 4 «Б»).
Подводя итог, мы пришли к тому, что значительные различия между разными видами мышления у мальчиков и девочек нами не были обнаружены по причине того, что в школе осуществляется одинаковое обучение девочек и мальчиков. В этой связи важен переход от одинакового обучения школьников к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей.
Выяснилось, что дети к концу младшего школьного возраста подходят не с одновременным развитием всех видо мышления. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности мыслительной деятельности, влияющие на уровень усвоения школьной программы, и если учитывать эти индивидуальные проявления педагогом при организации учебного процесса, то школьная адаптация будет наиболее эффективной, а значит и всестороннее развитие личности.
Гипотеза подтверждена, цель и задачи работы достигнуты.
Библиографический список
1.Абдулинэ, О.А. Педагогика.[Текст] -М.: Просвещение, 2009.
2.Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие [Текст] – М.: ЦГЛ, 2010. – 208 с.
3.Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей [Текст]- Москва. Наука 2009 г.
4.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]– М.: Ось – 89, 2010. – 272 с.
5.Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]-М.: Просвещение, 2008.
6.Баранов С.П. Педагогика [Текст] -М.: Просвещение, 2007
7.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2. / Под ред. А.В. Петровского [Текст] – М.: Педагогика, 2009.
8.Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст]// Начальная школа - 2010 - №11
9.Гурьева О.Т. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки. Информационно-методический сборник для руководителей образовательных учреждений [Текст]– Архангельск: 2011.
10.Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников [Текст]// Начальная школа. - 2010. - №3
11.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления[Текст] // Начальная школа. 2008. №5
12.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 2008 г.
13.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей[Текст] -М.: Линка-пресс, 2008
14.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды[Текст] -М.: Просвещение, 2009.
15.Мухина В.С. “Детская психология”[Текст] - М: Просвещение, 2009 г.
16.Немов Р.С. “ Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования[Текст] - М: Просвещение: Владос. 2009 г.
17.Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы[Текст] - М: Тривола, 2010
18.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов[Текст] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
19. Петровский, А.В. Общая психология [Текст]— М. : Изд-во Моек, ун-та, 1991. — 108 с.
20.Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания[Текст] / А. И. Савенков; худ. Л. И. Левина. — Ярославль : Академия Холдинг, 2002. — 208 с.
21.Скалеренко А.Б. Общая педагогика [Текст] – М.: Юнити-Дана, 2006.
22.Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. [Текст] — М. : Наука, 1984. — 280 с.
23.Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная[Текст] — М., 1997. — 391 с.
24.Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]- М.: Гардарики, 2000
25.Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова [Текст] — М. : АО «Столетие», 1995. — 190 с
26.Щедровицкий, Г. П. Процессы и структуры в мышлении : курс лекций / Г. П. Щедровицкий [Текст] — М. : Путь, 2003. — 412 с.
27.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя[Текст] – М.: Просвещение, 2009.
28.Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна [Текст]- М: Международная педагогическая академия, 2005
29.Элъконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин [Текст] — М. : Знание, 1979. — 64 с.
Приложение
1. Методика. "Лабиринт А. Л. Венгера.
Цель:диагностика развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, а так же моторика и ориентация на листе бумаги. (Умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.
Материал: Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков.
Вводные задачи состоят из двух задач – задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1–2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3–4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5–6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1–2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3–6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1–2 направления поворотов, в задачах 3–4 – характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5–6 – сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 – одновременно ориентиры и направления поворотов.
Порядок выполнения и инструкция: детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.
«Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
«Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».
Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1–2:
«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его»
К задаче 3:
«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».
К задаче 4:
«Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом – стульчика. Отметьте дома».
К задачам 5–6:
«Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».
К задачам 7-10:
«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Оценка и интерпретация результатов: при оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков – 44.
38–44 балла – дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полное и расчлененное пространственное представление.
31–38 – дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24–31 – дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18–24 – для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов – дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Вводные задачи
Задачи 1–2
а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»