Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Рис. 11 Результат проведения методики девочками 4 класса.

Таблица 12.

Результаты проведения методики мальчиками 4 класса.

N

ФИО ученика (мальчики)

Сумма баллов

Уровень

1

Олег

12

Высокий

2

Ибрагим

12

Высокий

3

Даниил

10

Высокий

4

Илья

9

Высокий

5

Петр

9

Высокий

6

Алексей

6

Хороший

7

Олег

6

Хороший

8

Даниил

6

Хороший

9

Роман

7

Средний

10

Сергей

5

Низкий

Анализируя результаты уровня развития способности к обобщению у мальчиков 4 класса, можно сказать, что среди них преобладает высокий уровень обобщать и исключать лишнее- 50% учеников и хороший-30%, 10% среднего и 10% низкого




Рис. 12. Результат проведения методики мальчиками 4 класса.

Расчет U-критерия Манна-Уитни



Выборка 1 (девочки)

Ранг 1

Выборка 2 (мальчики)

Ранг 2

1

12

23

12

23

2

12

23

12

23

3

12

23

10

18

4

11

20

9

15.5

5

10

18

9

15.5

6

10

18

6

9.5

7

6

9.5

6

9.5

8

6

9.5

6

9.5

9

6

9.5

7

13.5

10

5

3.5

5

3.5

11

5

3.5







12

5

3.5







13

5

3.5







14

7

13.5







15

5

3.5







Суммы




184.5




140.5


Формула для вычислений:

U= n1 ⁎ n2 + nх (nх + 1)/ 2 – Tх

n1= 15

n2=10

nх=15

Tх=184.5


Uэмп= (15+ 10) + 15 (15+1)/2- 184.5 =

Начало формы

Результат: Uэмп= 85.5

Критические значения

U кр

p≤ 0.01

р≤ 0.05

29

39

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 39

85.5 > 39, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05)
Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, можно сказать, что у мальчиков преобладает процент высокого уровня умения обобщать и исключать лишнее, чем у девочек, у которых хороший и высокий уровни в схожих процентах.

Сравнив результаты проведения методики в обоих классах, мы видим, что в 4 классе уже выше показатели хорошего и высокого уровней.
Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, по первой методике можно сказать, что не отмечено значительной разницы в уровнях развития наглядно-образного мышления между мальчиками и девочками 2 и 4 классов. Также сравнив полученные сведения проведения методики в обоих классах, мы видим, что в 4 классе уже выше процент среднего и высокого уровней. По результатам проведения второй методики можно отметить, что во 2 классе у мальчиков преобладает хороший уровень умения обобщать и исключать лишнее, а у девочек хороший и средний уровень почти в одинаковых процентах, в 4 классе у мальчиков уже выше процент высокого уровня, а у девочек высокого и хорошего.

Подводя итог, мы пришли к тому, что значительные различия между разными видами мышления у мальчиков и девочек нами не были обнаружены по причине того, что в школе осуществляется одинаковое обучение девочек и мальчиков. В этой связи важен переход от одинакового обучения школьников к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей.


Конец формы

2.3 Составление рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном возрасте.

Уточняя ряд деталей, можно сказать, что Я.А.Коменский был первым настойчивым человеком по поводу серьезного учета учебно-воспитательной работы возрастных, индивидуальных психолого-педагогических, а также физиологических особенностей детей.


Эффективный процесс обучения строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей, а самое главное на реализации принципов организации обучения. Без учета психологических свойств личности учащегося не может быть полного обучения и воспитания.

При этом, если знать индивидуальные черты учеников, педагог вполне может по отношению к ним применять специальные приемы, которые непосредственно облегчают их учебное занятие.

Руководствуясь исключительно психолого-педагогической литературой нами была предпринята попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшей школе при учете индивидуальных проявлений качеств ума в младшем школьном возрасте.

При организации учебного процесса используются такие правила:

- фокус внимания у девочек наиболее активен именно в начале урока. У мальчиков, напротив, ближе к концу. Педагоги должны использовать эти знания, чтобы более продуктивно подавать материал и организовывать работу на уроке. Иными словами, мальчикам сложные задания сразу не дают. Девочки же способны выполнять трудные упражнения сразу, но к концу урока они быстрее утомляются.

- не ставить ребенка с такими особенностями мышления как ригидность и торопливость ума в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

- нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

- нельзя давать для усвоения всего класса в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, а также довольно сложный материал;

- нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски различные по сложности и давать их постепенно, по мере усвоения;

- нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях.

Хочется подметить, что нужно разделять группу на несколько подгрупп и давать им задания, на решение которых влияет преобладание той или другой особенности мышления, не сочетать в этих подгруппах детей с преобладанием различных видов мышления. Но не все можно принимать безоговорочно на веру, поскольку наиболее эффективным путем воспитания является помощь самому учащемуся в поиске наиболее подходящих для него приемов и способов организации учебы
, то есть показать, как ему самому преодолеть собственные трудности и развить преимущества, а именно дарования. Необходимо помнить о том, что надо по минимуму использовать и развивать выявленные у детей положительные особенности и за счет этого изыскивать пути компенсации тех качеств, препятствующих успешной учебе.

При организации учебного процесса учителю также необходимо использовать компенсаторные приемы, которые учитывают положительные особенности учащихся с преобладанием различных видов мышления и индивидуальными проявлениями мыслительной деятельности.

Индивидуальные варианты данных приемов могут быть совершенно разными.

К примеру, учитель имеет право давать индивидуальные задания детям с разнообразными видами мышления для постановки их в ситуацию успеха (доклады, вызовы к доске для решения задач с различной сложность и путями решения, работа по карточкам).

Важным аспектом работы учителя с учащимися является обучение знанию преимущества и недостатка их индивидуальных особенностей. Это несомненно позволяет направить усилия, с одной стороны, на закрепление их адекватных проявлений, а с другой - на преодоление или же компенсацию нежелательных проявлений. И если ученик научится строить собственную работу с учетом своего психофизиологического потенциала, он сможет избежать нежелательных состояний, как переутомление, перегрузка и так далее.

Хочется подметить, что в работе при организации эмпирического изучения особенностей мышления в младшем школьном возрасте были использованы следующие методики:

-«Лабиринт»;

-«Исключение лишнего.

При обработке полученных результатов по всем использованным методикам получилось следующее:

Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 и 4 классов, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- у 52% учащихся 2 класса и 72% у учащихся 4 класса, однако результаты уровня способности к обобщению учащихся этих классов показывают, что среди них преобладает хороший уровень умения обобщать и исключать лишнее, процент которого составляет 40% во 2 классе и 44% в 4 классе.

В данной главе была воплощена попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном звене с учетом индивидуальных качеств мышления.


Заключение

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности человека. В данном возрасте идет становление и развитие всех познавательных процессов.