Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 11 Результат проведения методики девочками 4 класса.
Таблица 12.
Результаты проведения методики мальчиками 4 класса.
N | ФИО ученика (мальчики) | Сумма баллов | Уровень |
1 | Олег | 12 | Высокий |
2 | Ибрагим | 12 | Высокий |
3 | Даниил | 10 | Высокий |
4 | Илья | 9 | Высокий |
5 | Петр | 9 | Высокий |
6 | Алексей | 6 | Хороший |
7 | Олег | 6 | Хороший |
8 | Даниил | 6 | Хороший |
9 | Роман | 7 | Средний |
10 | Сергей | 5 | Низкий |
Анализируя результаты уровня развития способности к обобщению у мальчиков 4 класса, можно сказать, что среди них преобладает высокий уровень обобщать и исключать лишнее- 50% учеников и хороший-30%, 10% среднего и 10% низкого
Рис. 12. Результат проведения методики мальчиками 4 класса.
Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ | Выборка 1 (девочки) | Ранг 1 | Выборка 2 (мальчики) | Ранг 2 |
1 | 12 | 23 | 12 | 23 |
2 | 12 | 23 | 12 | 23 |
3 | 12 | 23 | 10 | 18 |
4 | 11 | 20 | 9 | 15.5 |
5 | 10 | 18 | 9 | 15.5 |
6 | 10 | 18 | 6 | 9.5 |
7 | 6 | 9.5 | 6 | 9.5 |
8 | 6 | 9.5 | 6 | 9.5 |
9 | 6 | 9.5 | 7 | 13.5 |
10 | 5 | 3.5 | 5 | 3.5 |
11 | 5 | 3.5 | | |
12 | 5 | 3.5 | | |
13 | 5 | 3.5 | | |
14 | 7 | 13.5 | | |
15 | 5 | 3.5 | | |
Суммы | | 184.5 | | 140.5 |
Формула для вычислений:
U= n1 ⁎ n2 + nх (nх + 1)/ 2 – Tх
n1= 15
n2=10
nх=15
Tх=184.5
Uэмп= (15+ 10) + 15 ⁎ (15+1)/2- 184.5 =
Начало формы
Результат: Uэмп= 85.5
Критические значения
U кр | |
p≤ 0.01 | р≤ 0.05 |
29 | 39 |
Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 39
85.5 > 39, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05)
Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, можно сказать, что у мальчиков преобладает процент высокого уровня умения обобщать и исключать лишнее, чем у девочек, у которых хороший и высокий уровни в схожих процентах.
Сравнив результаты проведения методики в обоих классах, мы видим, что в 4 классе уже выше показатели хорошего и высокого уровней.
Проанализировав материал, представленный в таблицах и диаграммах выше, по первой методике можно сказать, что не отмечено значительной разницы в уровнях развития наглядно-образного мышления между мальчиками и девочками 2 и 4 классов. Также сравнив полученные сведения проведения методики в обоих классах, мы видим, что в 4 классе уже выше процент среднего и высокого уровней. По результатам проведения второй методики можно отметить, что во 2 классе у мальчиков преобладает хороший уровень умения обобщать и исключать лишнее, а у девочек хороший и средний уровень почти в одинаковых процентах, в 4 классе у мальчиков уже выше процент высокого уровня, а у девочек высокого и хорошего.
Подводя итог, мы пришли к тому, что значительные различия между разными видами мышления у мальчиков и девочек нами не были обнаружены по причине того, что в школе осуществляется одинаковое обучение девочек и мальчиков. В этой связи важен переход от одинакового обучения школьников к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей.
Конец формы
2.3 Составление рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном возрасте.
Уточняя ряд деталей, можно сказать, что Я.А.Коменский был первым настойчивым человеком по поводу серьезного учета учебно-воспитательной работы возрастных, индивидуальных психолого-педагогических, а также физиологических особенностей детей.
Эффективный процесс обучения строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей, а самое главное на реализации принципов организации обучения. Без учета психологических свойств личности учащегося не может быть полного обучения и воспитания.
При этом, если знать индивидуальные черты учеников, педагог вполне может по отношению к ним применять специальные приемы, которые непосредственно облегчают их учебное занятие.
Руководствуясь исключительно психолого-педагогической литературой нами была предпринята попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшей школе при учете индивидуальных проявлений качеств ума в младшем школьном возрасте.
При организации учебного процесса используются такие правила:
- фокус внимания у девочек наиболее активен именно в начале урока. У мальчиков, напротив, ближе к концу. Педагоги должны использовать эти знания, чтобы более продуктивно подавать материал и организовывать работу на уроке. Иными словами, мальчикам сложные задания сразу не дают. Девочки же способны выполнять трудные упражнения сразу, но к концу урока они быстрее утомляются.
- не ставить ребенка с такими особенностями мышления как ригидность и торопливость ума в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
- нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
- нельзя давать для усвоения всего класса в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, а также довольно сложный материал;
- нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски различные по сложности и давать их постепенно, по мере усвоения;
- нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях.
Хочется подметить, что нужно разделять группу на несколько подгрупп и давать им задания, на решение которых влияет преобладание той или другой особенности мышления, не сочетать в этих подгруппах детей с преобладанием различных видов мышления. Но не все можно принимать безоговорочно на веру, поскольку наиболее эффективным путем воспитания является помощь самому учащемуся в поиске наиболее подходящих для него приемов и способов организации учебы
, то есть показать, как ему самому преодолеть собственные трудности и развить преимущества, а именно дарования. Необходимо помнить о том, что надо по минимуму использовать и развивать выявленные у детей положительные особенности и за счет этого изыскивать пути компенсации тех качеств, препятствующих успешной учебе.
При организации учебного процесса учителю также необходимо использовать компенсаторные приемы, которые учитывают положительные особенности учащихся с преобладанием различных видов мышления и индивидуальными проявлениями мыслительной деятельности.
Индивидуальные варианты данных приемов могут быть совершенно разными.
К примеру, учитель имеет право давать индивидуальные задания детям с разнообразными видами мышления для постановки их в ситуацию успеха (доклады, вызовы к доске для решения задач с различной сложность и путями решения, работа по карточкам).
Важным аспектом работы учителя с учащимися является обучение знанию преимущества и недостатка их индивидуальных особенностей. Это несомненно позволяет направить усилия, с одной стороны, на закрепление их адекватных проявлений, а с другой - на преодоление или же компенсацию нежелательных проявлений. И если ученик научится строить собственную работу с учетом своего психофизиологического потенциала, он сможет избежать нежелательных состояний, как переутомление, перегрузка и так далее.
Хочется подметить, что в работе при организации эмпирического изучения особенностей мышления в младшем школьном возрасте были использованы следующие методики:
-«Лабиринт»;
-«Исключение лишнего.
При обработке полученных результатов по всем использованным методикам получилось следующее:
Анализируя результаты уровня развития наглядно-образного мышления у учеников 2 и 4 классов, можно сказать, что среди них преобладает средний уровень наглядно-образного мышления- у 52% учащихся 2 класса и 72% у учащихся 4 класса, однако результаты уровня способности к обобщению учащихся этих классов показывают, что среди них преобладает хороший уровень умения обобщать и исключать лишнее, процент которого составляет 40% во 2 классе и 44% в 4 классе.
В данной главе была воплощена попытка составления рекомендаций по организации учебного процесса в младшем школьном звене с учетом индивидуальных качеств мышления.
Заключение
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности человека. В данном возрасте идет становление и развитие всех познавательных процессов.