Файл: Полоролевые особенности мышления младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, предъявляющая новые требования к мышлению школьника. В нем формируются основные психологические новообразования этого периода - теоретические формы мышления, познавательные интересы, умение контролировать свое поведение, чувство ответственности и иные качества ума, а также характера школьника, которые отличаются его от детей дошкольного возраста.

На первых этапах мыслительные процессы носят характер вспомогательных операций, непосредственно включенных в практическую деятельность.

Они еще не выделяются в самостоятельную интеллектуальную деятельность, которая направляется на решение познавательных задач.

Если к началу дошкольного возраста мышление ребенка неразрывно связано с его практической деятельностью и игрой, то на следующем этапе развития начинают выделяться особые познавательные задачи и интеллектуальные действия, которые направлены на их решение. Бесконечные «почему?» дошкольника – характерное выражение нового направления детской деятельности.

Развитие мышления связано с развитием других познавательных процессов. Если описывать общий ход умственного развития ребенка, русский физиолог Сеченов говорил, что корни мысли у ребенка лежат в ощущениях. Это следует из того, что все умственные интересы раннего детства исключительно направлены на предметы внешнего мира, а последние познаются главным образом через органы зрения, осязания и слуха». Далее Сеченов показал, как на основе элементарных сенсорных процессов возникают сложные пространственные восприятия, как формируется причинное понимание и абстрактные понятия. Именно Сеченов подчеркнул важность предметной деятельности ребенка для формирования его мышления.

В дошкольном детстве происходит переход от наглядно-действенного мышления, (для детей 3-4 лет), к наглядно-образному мышлению (для детей 5-6 лет), и вербальное мышление, (для детей 6-7 лет).

Специальные исследования Г. Минской показали, что опыт, накопленный ребенком при решении наглядно-действенных задач, может оказать решающее влияние на переход к наглядно-образному, а также словесному мышлению.

Образное мышление играет важную роль в познании. Многие виды интеллектуальных задач решаются образно. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем и контроль за осуществимостью решения.

Наглядно-образное мышление переходит на более высокую ступень, к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок 6-7 лет
оперирует не только конкретными образами, но и может нарисовать простую схему и использовать ее при работе с конструктором. Его представления о привычном уже достаточно гибкие, он способен понимать связи между отдельными объектами, их пространственным положением, сочетанием, а также соотношением. Однако ему еще трудно решить задачу мысленно, без действия и схемы, иными словами условно-логическое мышление в этом возрасте находится в самом начале своего формирования.

Этот вид мышления в своем развитом виде окончательно формируется только в подростковом возрасте и является ведущим мышлением взрослого человека.

Развитое словесно-логическое мышление предполагает способность к абстрактным рассуждениям, которые построены по законам логики.

Вне всякого сомнения, что принципы логического мышления заложены в человеческой речи. Их освоение происходит через усвоение ребенком системы значений, которые зафиксированы в словах. Слово обобщает объективные свойства и отношения предметов, с которыми ребенок сталкивается в определенных условиях, дает возможность перенести найденный способ действия на другие, существенно сходные условия, однако слово еще не используется им как самостоятельное средство мышления. Ребенок 6-7 лет уже на элементарном уровне может овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, а также конкретизация.

Тривиальным определением «сравнение» является сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними. Психологи уже замечают, что выявление различий происходит гораздо раньше, чем сходств. К 6 годам ребенок обычно способен сравнивать различные объекты между собой, однако делает это на основе лишь некоторых признаков. Кроме того, выделение данных признаков часто носит случайный характер и не опирается на всесторонний анализ объекта.

Важно обучать детей умению находить существенные признаки объекта, поскольку это является одной из важных предпосылок для овладения техникой обобщения.

Тривиальным определением «Обобщение» является мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Оно осуществляется на основе анализа и сравнения. Если сравнивать предметы и явления, то мы сначала находим только их общие и различные свойства, а только потом объединяем эти предметы, явления по их общим и существенным свойствам.

В зависимости от того, какой признак выделяется, объекты могут попадать в разные группы. В этом случае обобщение происходит в форме классификации. Классификация – это мысленное распределение объектов на классы по наиболее существенным признакам. Для того чтобы провести классификацию, надо уметь анализировать материал, сравнивать между собой отдельные его элементы, находить в них общие признаки,

делать на этой основе обобщение, классифицировать объекты на группы на основе выделенных в них общих признаков и отраженных в слове. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов обобщения, а также сравнения.

Младшие школьники еще не владеют приемами обобщения и классификации в полном объеме, однако у них формируются умения соотносить конкретный объект с данным классом и наоборот, конкретизировать данное общее понятие через единичные понятия; группировать объекты на основе найденных общих признаков и обозначать группу, образованную обобщающим словом. При построении классификации формируется также способность соотносить понятия различной степени общности.

Обобщение протекает в единстве с конкретизацией. Конкретизация в свою очередь – это представление о частном, которое соответствует определенному общему и проявляется в иллюстрации общего отдельными, частными фактами и примерами. Конкретизация имеет большое значение в усвоении знаний. Чем больше частных конкретных случаев рассматривается, тем глубже усвоение общего положения, правила, закона. Умение приводить примеры, факты – показатель понимания определенных закономерностей.

Однако, важно подчеркнуть, что логическое мышление, начиная развиваться в дошкольном возрасте, не обеспечивает всех необходимых условий для усвоения детьми знаний об окружающем мире. В этом возрасте гораздо важнее развитие образного мышления. Оно позволяет ребенку создавать обобщенные представления, лежащие в основе абстрактных понятий. Благодаря образному мышлению, он значительно точнее решает конкретные задачи, поэтому возможности логического мышления следует использовать при его ознакомлении с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы оно стало преобладающим в структуре мышления школьника.

1.2 Полоролевые особенности мышления мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

В известном смысле, что между мальчиками и девочками существуют не только физические и половые, но и психические различия. Они хорошо заметны уже в дошкольном возрасте. А затем, в начале школьного обучения, они становятся еще более выраженными. Особенности мышления обусловлены генетически и связаны с работой центральной нервной системы, в частности головного мозга.


С самого рождения у детей начинают быстро развиваться органы чувств. Ребёнок реагирует на голос, затем приобретает способность распознавать лица людей и узнавать близких. Родители любят своих детей независимо от пола, но интуитивно начинают относиться к ним по-разному практически с первых дней жизни. Это непосредственно связано с тем, что они мысленно ассоциируют ребенка с определенным полом – будущего мужчины или женщины. Родители любят своих разнополых детей, по-разному выражают свое отношение к ним в голосе и жестах. Эта разница в отношении и общении помогает мальчикам и девочкам развиваться, усваивать поведение, присущее их полу, данное от природы.

Стоит заметить, что мальчики с первых месяцев жизни более активны, чем девочки, что также вызывает разную, но оправданную реакцию родителей.

Последовательность и порядок созревания психических функций у девочек и мальчиков различны. Ведь как известно, мозг человека разделен на правое и левое полушарие. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки раньше начинают говорить, что влияет на их дальнейшее умственное развитие. Мальчики развиваются умственно совсем иначе. Впоследствии это отражается на формировании мышления мальчиков и девочек. Поэтому различия в воспитании мальчиков и девочек обязательно должны быть, и родители интуитивно чувствуют это с первых дней жизни ребенка, помогая ему развиваться в соответствии с его полом.

К примеру, наукой доказано, что девочки и мальчики слышат по-разному. Девочки лучше воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому, став взрослыми, матери всегда просыпаются, если их ребенок заплакал. А мужчина в это время будет спать спокойно и не будет реагировать на плач. Мальчики лучше ориентируются в пространстве и понимают, откуда идет звук. Вероятно, это сформировалось у них очень давно, когда все мужчины занимались охотой, чтобы добыть пищу, и отложилось на генетическом уровне.

Обычно, если плачет девочка, ее жалеют и гладят по голове. Если плачет мальчик, его просят успокоиться, проявить мужскую сдержанность. Все это – результат воспитания. В результате девочки становятся более эмоциональными, а мальчики – сдержанными.

У девочек очень хорошее периферическое зрение. С детства они могут видеть вокруг себя пространство под углом 45 градусов. Мальчики же хорошо видят в основном только то, что находится впереди. Девочки имеют сходство периферического зрения с животными.


Исторически сложилось так, что между мальчиками и девочками существуют различия в речи. У девочек она контролируется обоими полушариями мозга, поэтому более развита. У мальчиков за речь отвечает одно полушарие, они не отличаются болтливостью и склонны к молчанию. Такое поведение помогает на охоте. Все восходит к далеким предкам – первобытным людям.

В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность и выбирать соответствующие игрушки и игры. Таким образом, они готовят себя к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные различия, а также особенности мышления приводят к тому, что в младших классах девочки учатся лучше, а в средних уровень успеваемости среди учеников выравнивается. В старших классах мальчики превосходят девочек.

Различия между мальчиками и девочками заметны также в быту и повседневной деятельности.

В частности, у девочек выше, чем у мальчиков, показатели гибкости, пластичности мышления, уровень процессов обобщения, у девочек более развита способность к выделению сложных, абстрактных логических связей

Мальчики

Девочки

Мальчики поступают проще – они поднимают ногу, согнутую в колене, и смотрят на пятку.

Чтобы посмотреть на свои пятки, девочки поворачиваются за спину.

Пояс на одежде мальчики завязывают ниже талии.

Пояс на одежде завязывают девочки строго на талии или чуть выше.


При громком шуме мальчики закрывают уши ладонями.

При громком шуме девочки закрывают уши пальцами

-Удобно расположившись на стуле, мальчики широко расставляют ноги или кладут одну лодыжку на колено другой ноги.

Удобно расположившись на стуле, девочки сидят немного боком или подворачивают одну ногу под себя.


Мальчики могут слегка почесывать шею или подбородок, когда думают.

Девочки часто наматывают прядь волос на палец, когда думают.


Обычно, желая поправить прическу, мальчики проводят ладонью по голове ото лба к затылку.

Обычно, желая поправить прическу, девочки начинают убирать боковую прядь за ухо или взбивать волосы

Когда чистят зубы, мальчики широко расставляют ноги и упираются ладонью в край раковины.

Когда чистят зубы, девочки упираются ладонью в бок на уровне талии.


Мальчики часто спят на спине, широко расставив ноги.

Девочки часто спят на боку,

Если мальчик хочет понравиться девочке, он старается казаться более умным.

Девочки, если хотят понравиться мальчику, стараются показать беспомощность.

Мальчики предпочитают удобную одежду.

Девочки ради красоты могут надеть что-то неудобное.


Мальчики всегда думают молча.

Девочки могут разговаривать сами с собой, когда думают.

Когда делятся секретом, мальчики понижают голос и слегка наклоняются к уху собеседника.

Когда делятся секретом, девочки прикрывают рот и ухо собеседника ладонью.


Мальчики сначала надевают верхнюю одежду, а после брюки.

Девочки сначала надевают юбку или брюки, а затем верхнюю одежду.

Мальчики часто снимают рубашки, подхватывая их сзади обеими руками и стягивая через голову.


Девочки хватают блузку скрещенными по бокам руками, а затем стягивают ее через голову.

При зевании мальчики обычно закрывают рот кулаком.

Девочки при зевании закрывают рот ладонью.

У мальчиков менее гибкая шея. При призыве они часто поворачивают всю верхнюю часть тела.

При призыве девочки поворачивают только голову.


У мальчиков брюшное дыхание,

У девочек грудное дыхание.


Поднимаясь или спускаясь с горы, мальчики идут широким шагом.

Поднимаясь или спускаясь с горы, девочки часто передвигаются боком.