Файл: Введение вокзал пассажир билет терминал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

, (3.1)
где Ат–число пассажиров, приобретающих билеты за расчетный период (в день отправления билеты приобретают 15% пассажиров из ежесуточно отправленных), чел.; tпрср–средняя затрата времени на приобретение билета, tпрср=2 мин; Тс–продолжительность работы билетной кассы, Тс=18,5 час; –коэффициент использования рабочего времени кассира, учитывающий затраты времени на выполнение подготовительно-заключительных операций (подготовка рабочего места, подсчет и сдача денег, составление отчета), =0,75. [3]

Однако поступление пассажиров к билетным кассам, как правило неравномерное, а среднее время обслуживания tпрср колеблется в значительных пределах.

Поэтому число билетных касс определяем с использованием законов теории массового обслуживания. Для этого, приобретение билета необходимо рассматривать в условиях функционирования двух последовательных систем массового обслуживания: первая система «пассажир–билетная касса» и вторая – «касса–вычислительный центр системы «Экспресс-2». Вторая система в целом может быть многоканальной, так как обслуживание пассажиров возможно не одним, а несколькими диспетчерами.

Работа билетных касс, может рассматриваться, как функционирование нескольких (по числу билетных касс) одноканальных систем массового обслуживания. При этом нужно учитывать выделение специализированных касс: для транзитных пассажиров-с работой круглосуточно; для участников войны инвалидов, железнодорожников и др.

Эти кассы должны рассчитываться дополнительно к кассам, обслуживающим основной, без преимуществ, поток пассажиров.

Интенсивность входящих потоков (пассажиров) в первую систему (билетные кассы) составит
, (3.2)
После принятия билетным кассиром у пассажира заявки на билеты, она поступает от кассира в ВЦ. Так как, заявки поступают от нескольких касс, то в общем случае они будут ожидать обслуживания.

Время обслуживания билетным пассажирам одного пассажира
, (3.3)
где tзак–время затрачиваемое билетным кассирам на прием заказа от пассажира, 0,3 мин;
tотк – время ожидания приема заказа от билетного пассажира ВЦ; tк– время затрачиваемое на прием и исполнение заказа ВЦ, tк = 0,2 мин; tоф – время затрачиваемое билетным пассажирам на оформление заказа, tоф =1,0 мин.

При показательном законе распределения время ожидания определяется:
, мин (3.4)
где – коэффициент загрузки системы, =0,7; интенсивность обслуживания, =5;

Загрузка билетного кассира составит .

Среднее время, затрачиваемое пассажиром на приобретение билета, складывается из времени ожидания в очереди и общего времени его обслуживания:
, мин (3.5)
где Vвх– коэффициент вариации интервалов между моментами появления пассажиров в очереди к данной кассе Vвх = 0,9; Vк - коэффициент вариации продолжительности обслуживания пассажиров билетными кассирам Vк = 0,8.

При определении числа билетных касс используем критерий приведенных затрат, в котором складываются следующие составляющие:

  • затраты, связанные с пассажиро–часами на приобретение билетов


, тенге (3.6)

где n – число периодов года, в каждом из которых пассажиропоток принимается равным (принимаем 2 периода – зима 122 дня) и лето (243 дня). Пассажиропоток зимнего периода составит 85%, от летнего, т.е. 1007 чел.); fi – число дней в I-ом периоде; Снг– стоимость 1 пасс. Час, ;

  • затраты на устройство и оборудование билетных касс и содержание этого оборудования


,тенге (3.7)
где

Ск – затраты на устройство одной кассы и ее оборудование, Ск = 205000 тг;

tок – нормативный срок окупаемости tок =10 лет; Эк – годовые затраты, связанные с содержанием оборудования и его амортизацией Эк =4000 тг;

  • затраты, связанные с оплатой труда билетных пассажиров


,тенге (3.8)
где KTi – число работающих билетных касс в I-ом периоде; Скм – месячный оклад билетного кассира Скм =6000 тг.

Суммарные годовые затраты составят:



Е=Евркбл, тенге (3.9)
При увеличении числа билетных касс будут снижаться затраты на приобретение билетов, но увеличиваться затраты, связанные с оборудованием и эксплуатацией билетных касс. Оптимальным считается вариант с минимальными суммарными затратами.

Используя все вышеприведенные формулы, приведем расчет числа билетных касс.

Ежесуточно отправление составляет 4250 пассажиров. Тогда число билетных касс будет:

.

Интенсивность входящего потока

.

Время ожидания приема заказа

.

Время обслуживания билетным кассиром будет равно

.

Загрузка билетного кассира составит

.

Время ожидания пассажира в очереди определяется

.

Тогда общие затраты времени пассажира на приобретение билета
.
При наличии 3 билетных касс годовые приведенные затраты будут равны:



При устройстве 4 билетных кассах годовые приведенные затраты составят



При устройстве 5 билетных касс годовые приведенные затраты составят:



Таким образом, согласно приведенным расчетам, оптимальным считается вариант при 3 билетных кассах, т.к. расходы в этом случае будут минимальными.
3.2 Организация работы билетных касс при ручной продаже и централизованном распределении мест через диспетчерский ЛБК
Наиболее важным звеном в технологическом процессе работы вокзала является организация продажи билетов.

Она должна обеспечивать:

  • повышение производительности труда работников, связанных с продажей билетов при высокой культуре обслуживания касс;

  • быстрейшую выдачу билетов и отсутствие очередей у билетных касс; недопущение случаев отправления поездов со свободными местами при наличии пассажиров;

  • широкое применение передовых методов труда билетными кассирами и форм обслуживания пассажиров, и в первую очередь предварительной продажи железнодорожных билетов, в том числе обратных и с прямой плацкартой;

  • полное поступление в доход железной дороги и сохранность денежных средств, выручек от продажи билетов;

  • правильное оформление проездных документов;

  • максимальную механизацию и автоматизацию билетно-кассовых операций;

  • умелое оборудование рабочего места кассира необходимыми руководствами, пособиями и др.;

  • централизацию всех имеющихся мест в одном пункте и организацию постоянного контроля за ходом продажи билетов.


Билетный кассир, вступающий на дежурство, является на работу заблаговременно. До начала смены знакомится со всеми изменениями в расписании движения поездов, вновь поступившими руководящими документами. После этого на своем рабочем месте он принимает необходимый ему рабочий материал. Далее, билетный кассир сличает наличие карточных и бланковых билетов, доплат, разменный фонд. Сверяя полученные данные с записью в книге продажи пассажирских билетов (ФЛУ-8), заверяя записи в книге продажи сдающего и принимающего билетных кассиров [4].

Билетный кассир, вступающий на дежурство, выставляет трафарет со своей фамилией и приступает к работе.

Билетный кассир, получив в устной форме заказ от пассажира на приобретение билета, выясняет станцию назначения, дату отправления, номер поезда, тип вагона – количество мест, при необходимости маршрут следования, имеет или нет этот поезд на станции назначения остановку при обслуживании транзитного пассажира, билетный кассир проверяет годность предъявляемого билета.

Затем билетный кассир подбирает необходимое количество бланковых или карточных проездных документов, располагает их так, чтобы было удобно написать на них номера вагонов, мест, подготовив компостер.

При необходимости оформления бланковых поездных документов, кассир определяет расстояние поездки (тарифный пояс), пункты пересадки, определяет и объявляет пассажиру стоимость проезда.

На бланковых проездных документах должны быть заранее проставлены штемпели станции отправления [5].

Билетный кассир с помощью прямой телефонной связи, вызывает диспетчера ЛБК и делает запрос на места в поезде. Запрос мест производится по регламенту, обязательному для билетного кассира и диспетчера.

Пример: кассир вызывает диспетчера. Диспетчер «41»

Кассир: «Поезд 10 Астана 10 декабря 2 купейных до Алматы.»

Диспетчер: «Поезд 10 Астана 10 декабря, купейный 5 места 9,10 до Алматы»

Кассир: «Поезд 10 А 10 декабря, купейный 5 места 9,10 до Алматы», 81 я

Диспетчер: «81-ый, правильно»

Получив места, билетный кассир разборчиво записывает в книгу регистрации мест по форме: дату дежурства, дату отправления поезда, номер и категорию вагона, места.

После оформления проездных документов, кассир рассчитывается с пассажиром, вручая ему документы, называя при этом номер поезда