Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязанности вахтенной службы:

Вахтенный моторист (машинист) обязан:

при приеме вахты проверить состояние работающих механизмов и ознакомиться с распоряжениями по вахте о режиме их работы;

неотлучно находиться на своем посту и обеспечивать заданный режим работы механизмов в соответствии с правилами их эксплуатации, инструкциями и указаниями вахтенного механика;

уметь пользоваться системами внутрисудовой связи, противопожарным оборудованием и инвентарем машинного отделения, знать аварийные сигналы и пути эвакуации из машинного отделения;

докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы механизмов и принимать меры по их устранению, а при угрозе аварии - отключить (остановить) работающие механизмы, немедленно доложив об этом вахтенному механику;

при отсутствии на судне вахт электриков обеспечить работу электрооборудования.

Вахтенный машинист котельной установки обязан:

при приеме вахты проверять уровень воды в котельной установке, состояние топок и по возможности работу автоматики, контрольно-измерительных приборов и клапанов системы питания, получать от сдающего вахту сведения о заданном режиме работы котельной установки и очередности расходования топлива из цистерн;

неотлучно находиться у котельной установки и обеспечивать поддержание заданного давления пара, режима горения топлива и питания котла водой;

докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы котельной установки и принимать меры к их устранению, а при угрозе аварии - останавливать работу котельной установки, немедленно доложив об этом вахтенному механику;

поддерживать чистоту и порядок в котельном помещении.

Правила движения по судну, трапам и сходням

Для безопасности членам судового экипажа не разрешается бежать по коридору и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать по поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При движении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви, заходить в пищеблок, служебные помещения, а также спускаться в трюмы, шахты и танки.

При передвижении по трапу не допускается скопление людей, причем, уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему вверх.


Особое внимание следует обратить на умение пользоваться металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открыть двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрайки. Переступать порог нужно тогда, когда под влиянием кре6на дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.

Командный состав судна обязан следить за тем, чтобы все помещения в темное время суток и не освещенные в светлое время суток, а также проходы, коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения были постоянно обеспечены искусственным светом.

ТБ при работе в МКО.

Помещения МКО, решетки, трапы и плиты настила необходимо содержать в чистоте: пролитое масло и топ­ливо необходимо немедленно убирать. Плиты настила должны быть обязательно закреплены, а вырезы в них— закрыты. Должны быть прочно закреплены прутки реше­ток, стойки и поручни. Незакрепленные детали ограждения, создающие лишь видимость защиты или опоры, могут стать причиной травмы.

Открывание клапанов пусковых баллонов, паровых и воздушных магистралей следует производить медленно, во избежание гидравлических ударов.

Перед разборкой трубопровода, вскрытием горловин и при работах с оборудованием, ранее находящимся под давлением, необходимо принять меры, исключающие воз­можность подачи к месту работ рабочей среды (пара, воз­духа, жидкости и т. п.), для чего установить заглушки; на закрытом секущем клапане вывесить табличку с надписью, запрещающей открывать клапан, и т. д. После этого на разбираемом участке необходимо сбросить давление и уда­лить рабочую жидкость. После окончания ремонта, перед сборкой, необходимо убедиться, что внутри разбираемого трубопровода, механизма и т. п. нет посторонних предметов (ключей, болтов, гаек, ветоши и др.).

Если осуществляют сборку или разборку топливного трубопровода (или шлангов), то применяют инструмент, не дающий искры.

При работе в помещениях машинно-котельного отде­ления обслуживающий персонал должен носить хорошо подогнанную спецодежду без свободных концов и завя­зок и обувь на кожаной подошве без стальных гвоздей.

Двигатели внутреннего сгорания. При пуске главного двигателя во избежание ожогов запрещено находиться у стравливающих клапанов ресивера, а также на верх­них решетках, расположенных на уровне цилиндровых крышек.



Браться руками за спицы маховика валоповоротного устройства главного двигателя при ручном проворачива­нии маховика запрещается.

При выходе из строя одного из водоуказательных устройств, работа котла более 20 мин запрещается. В слу­чае выхода из строя двух водоуказательных устройств эксплуатацию котла надо немедленно прекратить. Это же следует сделать при спуске воды из котла.

При включении котла в магистраль разобщительный клапан следует открывать постепенно, чтобы прогреть магистраль, так как быстрое открытие клапана может привести к гидравлическому удару и разрыву трубопро­вода. Поэтому сначала клапан приоткрывают, выдержи­вают 5—10 мин, в зависимости от длины магистрали, и затем медленно открывают на полную величину.

Работа в цистернах и танках. Перед началом ремонта в цистернах и междудонных отсеках их следует тщатель­но очистить от грязи, остатков нефтепродуктов, предвари­тельно замерив воздушную среду на отсутствие взрыво­опасной концентрации паров нефтепродуктов и на пригод­ность воздуха для дыхания. Водяные цистерны и балласт­ные танки должны быть предварительно хорошо провенти­лированы. Применять для освещения следует фонари и све­тильники взрывобезопасного исполнения. Если полный ана­лиз воздушной среды в цистерне или танке (кроме водя­ных) выполнить невозможно, то следует применять защитную одежду и шланговый противогаз. Использование предохранительного пояса с закрепленным страховочным линем, второй конец которого должен находиться у на­блюдающего — дежурного у горловины танка, — обяза­тельно.

Время пребывания в цистерне или в танке не должно превышать 45 мин, после чего необходим отдых на све­жем воздухе в течение 15 мин.

Если тяжелую деталь поднимают с помощью рым-болтов, то необходимо проверить, чтобы болт имел ис­правную резьбу и был плотно ввернут в деталь на всю длину резьбы.

ТБ при спуске и подъеме шлюпок, посадка в них людей.

Перед подъемом шлюпки на борт первыми закладывают гаки талей, обращенные в сторону движения корабля. При подъеме шлюпки в свежую погоду обязательно пользуются носовым фалинем или концом, который заводится за рым носового фалиня. Подает фалинь на корабль или принимает конец и крепит его шлюпочным узлом за мачтовую банку левый баковый гребец. При необходимости (если корабль имеет задний ход) на корму шлюпки подают второй конец. На этих концах или поданных на борт корабля собственных фалинях шлюпка подводится под тали для подъема на борт. Поднимать шлюпку нужно с гребня волны и как можно быстрее, чтобы очередная волна не ударила ее. 


ТБ при работе с люковыми закрытиями и в грузовых помещениях.

Открытие и закрытие люков, снятие постановка бимсов и другие работы с люком закрытием, производится как команды судна, так рабочими порта, должны выполняться под руководством вахтенного помощника. Все открытия люковые крышки после передвижение должны немедленно закреплены стопорами. Запрещается спуск людей в трюм, производство других работ и ремонт легкого закрытия до закрепления крышек: При открытии и закрытии запрещается. 1. находиться в трюме, 2. снимать и ставить бимсы при помощи строп не предназначенных для этих целей.

ТБ при работе на высоте и за бортом.

Забортный работы или работы на высоте могут производиться только с разрешения капитана, ответственность за безопасность выполнение каких работ возлагается на старпома капитана или вахтенного помощника капитана. Запрещается выполнять заборные работы и работы на высоте во время движения, за исключением аварийной ситуации вместо выполнения заборных работ должны находиться спасательный круг с линем не менее 25 метров. На воду спущена шлюпка, члена экипажа выполняющие заборные работы и работы на высоте пользоваться спасательным жилетом, предохранительными поясами с заключенными лямками и страховочным тросами.

ТБ в условиях ледового и штормового плавания, низких температур.

Выходить и передвигаться на открытых палубах в штормовую погоду допускается с разрешения капитана группами, состоящими не менее чем из двух человек. Выход группы на открытую палубу должен производиться под общим руководством старшего помощника капитана после проведения инструктажа по особенностям работы на палубе в штормовых условиях, проверки знания сигналов, указания наиболее близких мест для укрытия от заходящей на палубу волны, назначения старшего группы. Для непосредственного руководства работами на месте в группах численностью более двух человек старшим группы должно назначаться лицо командного состава, имеющее стаж работы на судах морского флота не менее 3 лет.
Члены экипажа, выходящие на открытую палубу во время шторма для производства работ, должны надевать защитные каски, рабочие спасательные жилеты и предохранительные пояса со страховочным растительным канатом окружностью не менее 50 мм и такой длины, которая страхует человека от падения за борт. Второй конец каната крепится к прочному устройству или страховочному лееру, натянутому в районе, близком к диаметральной плоскости судна.


ТБ при работах в замкнутых помещениях и при обработке судовых помещений.

При работе в тесном помещении следует оставлять одного рабочего для наблюдения и оказания помощи в случае возникновения опасности. Запрещается резка деталей в закрытых помещениях судов в том случае, если она может быть выполнена в других условиях. При газовой резке необходимо защищать глаза очками с темными стеклами. В процессе резки газорезчик должен следить за тем, чтобы не было утечки газа из оборудования, инструмента и шлангов. В помещениях и отсеках, где проводились работы с вредными красками, а также токсичными и пожароопасными растворителями последующие операции разрешается выполнять только после интенсивной вентиляции и анализа воздушной среды.

Санитарные правила по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене.

Санитарные правила содержат требования к системам водоснабжения, отопления, вентиляции, хозяйственно - бытовым и сточным.

Санитарные правила регламентируют нормы освещенности рабочих мест отдуха, устанавливают допустимые значения шума и вибрации. Санитарными правилами предусмотрены жесткие требования к помещениям и оборудованию пищеблока, хранению и реализации продуктов, мытью посуды и т.п. Личная гигиена - это комплекс мер, которые должен самостоятельно принимать каждый член экипажа для сохранения и укрепления здоровья. На судах имеются в достаточном числе умывальные и душевые, бассейны.

Обеспечение сварочных работ. ТБ при выполнении ремонтных работ.

При выполнении сварочных работ используют электрический ток силой свыше 1000 А при напряжении от 24 до 380 В, а также кислород и горючие газы в сжатом состоянии, как правило, под высоким давлением. Серьезная опасность возникает при получении ацетилена в специальных генераторах на месте производства работ. Резка металлов сопровождается выбросом из места разреза большого количества расплавленного металла и шлака. Все это делает место выполнения сварочных работ зоной повышенного риска. Опасность отравления. Поскольку сварочные работы