Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 540

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11. В отсутствие соответствующих руководителей поощрения могут применяться должностными лицами, исполняющими их обязанности.

12. Если к работнику необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

13. Руководителю органа управления речного флота союзной республики принадлежит право применения всех поощрений, предусмотренных настоящим Уставом.

Правила технической эксплуатации речного транспорта.

1.1. Правила технической эксплуатации речного транспорта разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие Министерством морского флота обязательны для всех подразделений и работников морского транспорта.

1.2. Правила технической эксплуатации морского транспорта предусматривают строгое соблюдение всех требований, установленных заводами - изготовителями технических средств в правилах, инструкциях, руководствах и наставлениях по их эксплуатации.

1.3. Водные пути, гидротехнические сооружения, флот, судоремонтные и промышленные предприятия, порты-пристани, средства связи и электро радионавигации и другие технические средства морского транспорта по своим важнейшим технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам должны соответствовать друг другу и обеспечивать ритмичное выполнение плана грузовых и пассажирских перевозок, сохранность и своевременную доставку грузов, рациональное использование флота, безопасность движения судов и максимальное сокращение транспортных издержек.

1.4. Выполнение требований настоящих Правил обязательно при эксплуатации всех находящихся в действии технических средств морского транспорта. Требования Правил распространяются также на вновь проектируемые, строящиеся и переоборудуемые средства морского транс порта.

1.5. Эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.

1.6. Ввод в эксплуатацию технических средств морского транспорта после их постройки или ремонта должен производиться комиссией, создаваемой в установленном порядке.

1.7. При эксплуатации технических средств морского транспорта должны строго соблюдаться требования правил, норм, инструкций и указаний по технике безопасности и производственной санитарии, изложенные в соответствующих ведомственных, отраслевых и межотраслевых документах.


1.8. Во всех подразделениях Министерства морского флота должен изучаться, обобщаться и распространяться передовой опыт технической эксплуатации морскоготранспорта соответственно профилю данного подразделения.

1.9. Правила могут быть изменены только приказом министра морского флота.

1.10. За нарушение настоящих Правил виновные несут ответственность в зависимости от степени и характера нарушений и вызванных ими последствий. Незнание Правил не освобождает виновных от ответственности.

1.11. Правила технической эксплуатации морского транспорта должны находиться на каждом судне, земснаряде, шлюзе, а также во всех организациях и подразделениях, занимающихся технической эксплуатацией морского транспорта.

1.12. На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1960 г. N 647, в целях улучшения технического состояния флота, принадлежащего организациям, не подведомственным Министерству морского флота, повышения ответственности экипажей судов за техническое состояние флота и безопасность плавания по внутренним водным путям действие Правил технической эксплуатации морского транспорта распространяется на эти организации в отношении технического состояния, содержания, оснащения и использования судов.


4.2. Устройство судна
Основные элементы корпуса судна.

Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки. Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса — днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на маломерных судах, например, на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) — конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.


Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы.  Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска(транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек —ахтерпиком.

Мореходные качества судна.

Мореходность — совокупность качеств, определяющих способность ходить и использовать механизмы и оборудование до определённых условий моря: высоты волны и силы ветра. Мореходность судна определяется, в первую очередь, характером его качки. Включает в себя:

Всхожесть на волну — способность преодолевать волну (особенно штормовую) без опасных последствий (например, без зарывания). Зависит от обводов и высоты борта в носовой части.

Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

Забрызгиваемость — количество брызг, принимаемых на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.

Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра.

Остойчивость — способность судна, отклоненного внешними силами от положения равновесия и предоставленного самому себе, вновь возвращаться к положению равновесия. 

Плавучесть — способность судна ходить при заданной нагрузке, имея заданную осадку. Мерой плавучести служит водоизмещение.

Ходкость— способность судна поддерживать скорость хода и маневренность на заданных курсах относительно морского волнения и ветра, при условии удовлетворительной обитаемости для экипажа и пассажиров, сохранности грузов и должной работоспособности всех бортовых устройств и механизмов


Качка— регулярные поступательные (вертикальная, поперечная и поступательная) и вращательные (бортовая, килевая и рыскание) колебания корпуса судна под внешним силовым воздействием со стороны морского волнения и зыби.

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой.

Управляемость — способность судна изменять или сохранять курс, по мере необходимост.

Позиционирование судна в заданной точке — способность судна сохранять позицию без применения маршевой двигательной системы;
Основные части и элементы набора корпуса.

Набор корпуса судна являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установленный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева.

Продольными элементами (балками) судна являются: Киль - продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна; Стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;
Карлингсы - продольные подпалубные балки;
Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.
Расположение жилых и служебных помещений.

Требованиями к размещению экипажа предусматривается выделение защищенных от непогоды помещений, расположенных выше ватерлиний в средней или кормовой частях судна. К ним должен быть обеспечен свободный доступ, располагать их следует так, чтобы исключить соседство с ними помещений, в которых находятся вредные для здоровья человека грузы, запасы и топливо.Комсоставу предоставляются одноместные каюты или блок-каюты, состоящие из салона, спальни, кабинета, душа и туалета. Команда размещается в одно- или двухместных каютах. На судне обязательно предусматриваются помещения для практикантов - обычно двух- или четырехместные каюты.Жилые и общественные помещения следует располагать с учетом того, чтобы в них как можно