Файл: Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Топливная система содержит: насос высокого давления (ТНВД), форсунки, трубопроводы высокого давления, топливоподкачивающий насос, топливные фильтры и др.

Система смазывания содержит: циркуляционный масляный насос, масляные фильтры грубой и тонкой отчистки, масляный холодильник, термостат, ручной масло подкачивающий насос, редукционные (перепускные) клапаны и др.

Система охлаждения содержит: водяные насосы пресной и забортной воды, водо-водяной холодильник, термостат, расширительный бачок и др.

Система пуска (воздушная) содержит: главный пусковой клапан, воздухораспределитель, пусковые клапаны, пусковые баллоны, воздушный компрессор и др.

Система впуска и выпуска содержит: впускной (наддувочный) ресивер, выпускные коллекторы, турбокомпрессор, холодильник воздуха, глушители шума впуска и выпуска, воздушный фильтр и др.

Система автоматического регулирования скорости (САРС)содержит центробежный регулятор частоты вращения коленчатого вала и др.
Техническая эксплуатация судовых двигателей. Техника безопасного обслуживания двигателей.

Правила технической эксплуатации судовых механизмов в основном предусматривают и требования техники безопасности. Поэтому весь состав машинной команды судна обязан знать не только руководства по эксплуатации тех или иных машин и механизмов, но и правила техники безопасности. Ответственность за состояние силовой установки судна и за безопасность машинной команды возлагается на механика судна. Механик и все члены машинной команды, выполняя те или иные работы на судне, долж­ны строго выполнять при этом все правила техники безопасности. Наиболее сложные и опасные работы должны выполняться под непосредственным ру­ководством механика судна. При возникновении аварии с каким-либо меха­низмом вахтенный помощник механика должен вызывать в машинное от­деление механика судна. Механик, установив причину аварии, обязан при­нять меры, исключающие повторение ее в будущем.

Наружные поверхности трубопровода выпускных газов дизелей, га­зоходы котлов и паропроводы покрываются тепловой изоляцией для пре­дупреждения Ожегов при соприкосновении с ними и для уменьшения нагре­ва воздуха в машинном отделении.


Двигатели должны иметь исправное валоповоротное устройство.

Все контрольно-измерительные приборы и средства связи между машин­ным отделением и рубкой должны быть исправными.

Освещенность и вентиляция машинного отделения должны соответст­вовать действующим нормам.

Необходимый для работы инструмент должен быть исправным и хра­ниться в отведенных ему местах в специальных инструментальных сумках, ящиках или стеллажах. Монтажные приспособления, грузоподъемные средства, запасные и сменные части должны храниться на своих местах в исправном состоянии и прочно закрепленными. Используемые при ремонтных работах переносные лампы разрешается питать только током низкого напряжения (6—12 в). Окраска бортов, переборок, механизмов, цистерн и трубопроводов в приятные светлые тона способствует не только лучшей освещенности рабо­чих мест, но и позволяет скорее обнаружить образование трещин и утечки масла, топлива и воды.

Подробный перечень операций, которые надлежит выполнять при экс­плуатации судовых дизелей, приведен в «Правилах обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними», а по конкретным типам двигателям — в заводских инструкциях к ним и в специальных инструкциях на рабочих местах. Поэтому здесь ограничимся изложением основных положений, выпол­нение которых гарантирует безопасность работающему. Регулировать форсунки, приводы клапанов и производить какие-либо ремонтные работы на работающем дизеле категорически воспрещается. Также воспрещается ощупывать или протирать ветошью, или тканью дви­жущиеся детали работающего механизма.

Валопровод такого двигателя должен быть застропорен тормозом, ва-лоповоротным устройством или заклинен каким-либо приспособлением. Подвод топлива и пускового сжатого воздуха к двигателю на время ремонта должен быть перекрыт, индикаторные краны открыты. При электростартер-ном пуске двигателя провод питания стартера должен быть отключен от аккумуляторной батареи. Рекомендуется избегать одновременного производства работ на разных уровнях одной вертикали.

Категорически воспрещается перемещать грузы над людьми и оставлять поднятую деталь на весу без надзора. Демонтаж жестких пружин, находящихся под нагрузкой, должен про­изводиться только с использованием специальных приспособлений. При механической очистке от нагара, накипи, краски и коррозии дета­лей и трубопроводов работающий должен надевать защитные очки.



При проверке и регулировке форсунок нельзя подносить руки к ра­ботающим сопловым отверстиям. Следует избегать насыщения распылен­ным топливом воздуха, особенно при плохой вентиляции. На ходу судна значительно снизить обороты вала двигателя или не­медленно остановить двигатель без соответствующей команды из ходовой рубки разрешается только в следующих случаях:

а) если дальнейшая работа двигателя угрожает жизни человека;

б) когда двигатель идет вразнос;

в) при появлении стуков и ненормальных шумов, свидетельствующих об аварийном состоянии основных подвижных деталей.

Устройство вспомогательных механизмов.

Вспомогательныминазывают такиемеханизмы, которые предназначены для удовлетворения ее собственных энергетических потребностей и общесудовых нужд, не связанных непосредственно с движением судна. В составе вспомогательных механизмов может быть котельная установка, обеспечивающая потребности судна в паре и горячей воде. Для пополнения запасов пресной воды применяют также испарительные или опреснительные установки, использующие теплоту, отводимую с охлаждающей водой ГД, или работающие на паре вспомогательных паровых котлов. Вспомогательные двигатели служат для привода генераторов судовой электростанции. Судовые вспомогательные механизмы можно подразделять на четыре группы:

-насосы, вентиляторы, компрессоры и гидроприводы;

-рулевые устройства, палубные механизмы, якорные, швартовные и грузоподъёмные механизмы;

-теплообменные аппараты (конденсационные установки; испарительные и опреснительные установки; подогреватели, охладители и деаэраторы).

Техническая эксплуатация вспомогательных механизмов. Техника безопасного обслуживания вспомогательных механизмов

2.2. Подготовка к действию и пуск

2.2.1. Перед каждым пуском вахтенный механик должен провести наружный осмотр механизма, чтобы убедиться в следующем:

- на корпусе механизма, его подвижных, открытых частях (приводном вале, муфте) нет посторонних предметов; внешние трубопроводы систем (воды, масла, воздуха) надежно закреплены;

- контрольно - измерительные приборы находятся на штатных местах и исправны;

- колпачковые масленки (штауферницы) заполнены смазкой;

- в ванне для смазывания подшипников качения (у консольных насосов) масло находится на рабочем уровне;

- уровень масла в картере механизма, имеющего централизованную смазку, является рабочим.


2.2.2. Дальнейшие практические действия вахтенного механика:

- проверить в действии ручные смазочные приспособления;

- проверить состояние сальников, при необходимости поджать их, избегая чрезмерного обжатия;

- поставить в рабочее положение запорную (перепускную) арматуру на распределительной коробке и на трубопроводах (баллонах), относящихся к системе механизма;

- провернуть механизм (если требуется по инструкции) вручную или спецприспособлением, чтобы убедиться в отсутствии заеданий в деталях движения;

- подать питание на приборы аварийно - предупредительной сигнализации и защиты;

- убедиться в отсутствии помех к пуску приводного двигателя (или привести его в рабочее состояние, если таковым является дизель);

- произвести пуск и возможно плавно поставить механизм под нагрузку (если приводным двигателем является дизель, нагрузку следует подавать после его прогрева на холостом ходу до рабочей температуры в соответствии с требованиями инструкции по технической эксплуатации).

2.2.3. После пуска механизма вахтенный механик должен, с учетом показаний контрольно - измерительных приборов, убедиться в нормальной работе механизма и установить заданный режим. При необходимости устранить неисправность - остановить механизм.

2.2.4. В случае подготовки к пуску и испытаниям механизма, прошедшего заводской ремонт, все работы должны проводиться при непосредственном участии механика, в чье заведование входит механизм.

2.3. Обслуживание механизма во время действия

2.3.1. Во время действия механизма под нагрузкой вахтенный механик обязан:

- периодически контролировать показания контрольно - измерительных приборов;

- следить за поступлением смазки к подшипникам; трущиеся поверхности деталей, не оборудованные централизованной смазкой, периодически смазывать вручную;

- следить за поступлением воды в узлы насосов с текстолитовыми и резиновыми подшипниками; следствием недостаточной смазки маслом или водой является, в частности, нагревание вала, подшипников и сальников;

- следить за температурой деталей механизма и, в случае повышения ее до предельно допустимой, принять меры усиленной подачи смазки и охлаждения или снижения нагрузки, вплоть до остановки механизма во избежание его поломки.


2.3.2. Если, перегрев узлов движения, подшипников и сальников, а также появление стуков и вибраций не может быть устранено изменением режима работы механизма, его необходимо остановить и доложить о неполадках старшему механику. При этом, при возможности, необходимо включить в работу резервный механизм.

2.3.3. Если неисправность требует остановки такого механизма, без функционирования которого потребуется снижение скорости, переход на ручное управление судном или даже остановка главного двигателя, вахтенный механик должен немедленно доложить об этом на мостик и главному (старшему) механику.

2.3.4. В чрезвычайной ситуации, когда остановка главного двигателя или вспомогательного механизма ставит под угрозу безопасность самого судна, капитан судна может принять решение о продолжении работы механизма в режиме, отличном от допускаемых инструкцией, о чем делаются записи в судовом и машинном журналах.
4.5 Устройство и эксплуатация систем электроснабжения судна
Знакомство с устройством систем электроснабжения судна

Однофазные схемы и щиты питания с берега ЩПБ нормализованы для постоянного тока на напряжение до 220 В и трехфазные – на напряжение до 380 В. ЩПБ постоянного и переменного тока выполняются с установочными автоматами на 100, 200 и 600 А. На щите находится следующая аппаратура: сигнальная лампа (или вольтметр), по которой контролируют наличие напряжения на выводах; фазоуказатель для контроля чередования фаз; аппарат включения с токовой защитой; выводы защитного заземления. Эти щиты водозащищенного исполнения, дверцы их закрываются замком. Конструкция ввода обеспечивает быстрое и удобное подключение питающего кабеля.

ЩПБ обычно подсоединяется непосредственно к ГРЩ, хотя в ряде случаев возможна установка каких-либо преобразователей электрической энергии: выпрямителей, трансформаторов для разделения электрических сетей и согласования параметров электроэнергии.

Знакомство с эксплуатацией систем электроснабжения судна.

Электроэнергетические системы, являющиеся одними из наиболее сложных комплексов судовых технических средств, должны обеспечи­вать бесперебойное производство и распределение электроэнергии. Судовые специалисты, занимающиеся эксплуатацией этих систем, нередко обязаны принимать решения при быстрой смене окружающей обстановки и режимов работы агрегатов и механизмов, а также в условиях нехватки времени на выполнение каждой операции. От их правильных действий во многом зависит живучесть судна. Перечислен­ные обстоятельства предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих судовых электромехаников.