Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России
1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России
3. Создание общественного элемента малого предпринимательства. Например, в Германии и Италии в средних образовательных учреждениях и институтах проводят специальные образовательные тренинги по малому предпринимательству в целях привлечения молодого поколения к эффективному экономическому развитию. Во Франции осуществляется стратегия поддержи нетрудоустроенных, которые решились создать свой малый бизнес. Кроме семинаров и вспомогательных курсов, им также предоставляется отсрочка по уплате налоговых платежей до трех лет29.
В Японии государственная поддержка малого бизнеса представляет собой значимый элемент национальной экономики страны и определенный научно-исследовательский интерес. Регулирование национальной инфраструктуры малого бизнеса в Японии реализует государственное агентство по малым предприятиям «SMEA», которое осуществляет глобальную миссию самого Правительства страны в области малого бизнеса. Данное агентство находится в тесном сотрудничестве с крупными государственными и исследовательскими предприятиями, например, организацией по инновациям и развитию малого бизнеса в «SMRJ»30.
Сегодня наиболее результативная поддержка субъектов малого предпринимательства реализуется в США. США на всех уровнях взаимодействия (как федерального, так и штатов страны) весьма активно содействуют развитию предпринимателей в части:
1) предоставления льгот финансового характера (субсидии и кредиты);
2) предоставления разных инфраструктур для продвижения продуктов и услуг на рынке малого предпринимательства;
3) снижения налогооблагаемой базы;
4) приобретения оборудования, недвижимости, земли.
В США функционирует федеральная организация, которая объединяет руководителей малого бизнеса разных сфер. Действуют льготы и сфере импорта и экспорта. Все программы помощи малому бизнесу делятся на программы общего направления и целевые. Целевые программы дифференцируются постоянно в зависимости от сектора, нуждающемуся в помощи. Решающее мнение о выделение тому или иному сектору малого бизнеса федеральной поддержки остается за Федеральным правительством США (SBA). Кроме того, у малых предприятий есть возможность получения грантов от государства в различных отраслях экономики, при этом регламент получения прост и не требует помощи от сторонних экспертов. Выдачей грантов также занимается Федеральное Правительство США31. Меры государственной поддержки МСП за рубежом в условиях первой пандемии COVID-19 имеют следующую направленность.
Великобритания: Выделение 2 млрд фунтов стерлингов (0,1% ВВП) компаниям с численностью сотрудников не более 250 человек. Возмещение расходов МСП за первые 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности. Финансирование снижения ставок для малого бизнеса, для организаций с постоянным представительством и налоговой базой менее 15 000 фунтов стерлингов. Единовременный грант в размере 10 000 фунтов стерлингов для малых предприятий.
Германия: Государственные гарантии по кредитам МСП на 600 млрдевро (14,8% ВВП) (покрывают 80–90% суммы каждого предоставленного кредита). 50 млрд евро (1,2% ВВП) самозанятым и компаниям, в которых работает не более 5–10 человек. Единовременный трехмесячный грант на покрытие операционных расходов в размере 9000 евро в размере 15000 евро.
Австралия: Общая стоимость поддержки – 99,9 млрд долларов США (7,3% ВВП) для некоммерческих организаций и малых предприятий с объемом продаж менее 30 млн дол. США. Единовременные гранты в размере 12 000 дол. США и гранты в размере 60 000 дол. США на покрытие операционных расходов (не облагаются налогом); субсидии в размере всех налогов, выплачиваемых их сотрудникам; государственные гарантии в виде новых кредитов для финансирования рабочей силы, но не более 50%.
Италия: 425 млрд евро или 461,4 млрд дол. США (23,2% ВВП) МСП Государственные гарантии по кредитам до 5 млн евро; мораторий на выплаты по кредитам (в т. ч. по ипотеке). Приведенные данные, показывают, что МСП поддерживает механизм государственных гарантий по кредитам, но их объем и условия предоставления различаются.
В Швеции МСП также получают поддержку за счет расширения кредитных программ. В рамках дополнительных мер предлагалось предоставление государственных гарантий по новым кредитам. Гарантии покрывают до 70% суммы кредита и должны предоставляться компаниям, которые до кризиса находились в финансово стабильном состоянии32.
Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развитых странах дан в табл. 2.
Таблица 2 — Меры поддержки малого бизнеса в развитых странах, предусмотренные в связи с COVID-1933
Название страны | Общие меры поддержки | Меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19 |
США | 1) субсидии и дотации; 2) гранты; 3) льготное кредитование; 4) консультации; 5) поддержка экспортно ориентированных предприятий | 1) работодателям предоставлено право на полное возмещение стоимости выплат, связанных с больничными отпусками сотрудников и их отпусками по уходу за заболевшими родственниками; 2) налоговые вычеты и каникулы; 3) кредитная поддержка |
Великобритания | 1) льготное кредитование; 2) консультации (в т. ч. политика менторства); 3) упрощение форм налоговой отчетности; 4) помощь в поиске инвесторов; 5) программы поддержки экспортно ориентированным малым предприятиям | 1) возмещение расходов МСП за 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности; 2) единовременный грант 10000 фунтов стерлингов; 3) кредиты до 5 млн фунтов стерлингов с государственной гарантией 80%; 4) отсрочка платежей по НДС; 5) Для некоторых сфер – освобождение от налога на недвижимость в течении 2020-2021 г.; 6) индивидуальные консультации и получение рассрочки в налоговом органе через службу HMRC Time To Pay Service |
Германия | 1) субсидии/надбавки; 2) льготное кредитование; 3) консультации; 4) поддержка инновационных и энергоэффективных предприятий 5) отсрочка по уплате налогов новым предприятиям на срок до 3 лет | 1) государственные гарантии, покрывающие 90% суммы кредита; 2) единовременный грант на покрытие операционных расходов в размере до 15000 евро; 3) компенсации по выплатам зарплаты при неполном рабочем дне сотрудника до 67%; 4) различные налоговые льготы |
Австралия | 1) привлечение инвестиционного капитала для малых предприятий через департамент торговопромышленной деятельности; 2) центр поддержки малого бизнеса; 3) бесплатная информационная и консультационная поддержка | 1) единовременные гранты в размере до 60000 долл. США; 2) субсидии в размере всех налогов; 3) государственные гарантии по кредитованию 50%; 4) снижение ставок по социальному страхованию |
В практике поддержки малого предпринимательства также актуален опыт КНР. В комплексе государственного регулирования данной отрасли Китай долгое время практикует «коллективное управление», тот случай, когда отсутствует единого центра управления, однако сформированы отраслевые управляющие центры, и функционирует Координационный центр внешнего сотрудничества малых предприятий в Китае. Помимо этого, функционирует общественная служба информации «CSMEO», ведущая свою деятельность в любом регионе страны. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Кроме того, огромную роль в поддержке малого бизнеса играет Департамент малого бизнеса Китая. В числе важных функций департамента руководство реструктуризацией малых предприятий; разработка политики помощи этим предприятий; координация международного сотрудничества между малым и средним бизнесом.
В Китае практика поддержки отличается от региона к региону. С 1 марта 2020 г. малые предприятия налогоплательщиков в провинции Хубэй были освобождены от НДС, если их ставка налога была установлена на уровне 3%. В других провинциях власти снизили ставку НДС до 1%34.
В Бразилии срок кредита МСП был продлен на 60 дней для поддержки МСП. Кроме того, официальные органы предложили дополнительные программы кредитования МСП в агропромышленном секторе35. С тех пор, как пандемия, начавшаяся в Китае, распространилась на европейские страны, в правительстве РФ поняли, что она неизбежно придет в нашу страну. Решающую роль сыграла необходимая корректировка правовых основ корпоративного управления как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также разработка и принятие специальных мер по преодолению кризиса.
Правительство Российской Федерации поддержало предложенные меры с целью предотвращения массового сокращения численности занятых в ведущих отраслях экономики и резкого роста уровня безработицы в связи с COVID-19 в основных отраслях промышленности: автомобилестроении, авиастроении, судостроении, сельском хозяйстве и строительстве36.
Таблица 3 — Меры поддержки малого бизнеса в развивающихся странах
, в условиях COVID-1937
Название страны | Общие меры поддержки | Меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19 |
Бразилия | 1) гранты и финансирование; 2) консультации; 3) поддержка инновационных и экспортно-ориентированных предприятий; 4) образовательные программы | 1) дополнительные программы кредитования некоторых отраслей; 2) продление сроков кредитования на 60 дней |
Россия | 1) ведение бухгалтерского учета по упрощенным правилам; 2) оказание бесплатных консультаций 3) льготное кредитование; 4) надзорные каникулы (отсутствие пророк в первые три года деятельности предприятия); 5) финансирование проектов молодежного предпринимательства; 6) льготы при участии в государственных закупках | 1) снижение налоговых ставок (например, снижение УСН доходы минус расходы с 15% до 5% при отнесении предприятия к перечню наиболее пострадавших); 2) льготные кредиты (в т. ч. беспроцентные на выплату заработной платы и невозвратные кредиты); 3) снижение страховых взносов; 4) безвозмездные субсидии; 5) отсрочка арендных платежей |
Китай | 1) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; 2) поддержка предприятий в отрасли высоких и инновационных технологий; 3) система центров поддержки МСП, включающая обучение персонала, техническую поддержку, оказание юридической помощи и бесплатное проведение аудита | 1) снижение ставки НДС максимум до 1%; 2) создание третьей фондовой биржи (Пекинской) для поддержки МСП в частности для связи предприятий с инвесторами; 3) снижение ставки налога на прибыль; 4) снижение платы за проведение онлайн платежей на 10%. |
Больше всего пострадали в этот период компании из сферы пассажирского транспорта (особенно авиации, железных дорог), розничной торговли непродовольственными товарами, а также из сферы культурно-досуговых мероприятий (театры, кинотеатры, музеи, фитнес-центры и т. д.).
Значительное количество малых и средних предприятий было добавлено в федеральный список организаций, наиболее пострадавших от пандемии. Решения на федеральном уровне в первую волну пандемии были менее нацелены на косвенную, чем на прямую поддержку, и требовали принятия во много раз больше нормативных документов на региональном уровне.
Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развивающихся странах представлен в табл. 3.
Отметим, что из всех заявленных мер многие государства сочли несвоевременную уплату налогов наиболее существенной. В качестве перспективных мер поддержки предпринимателей в России были названы: внедрение системы налогообложения для малого бизнеса подобно системе в Германии (отсутствие налогов в первые три года работы компании), что могло бы дать стимул для открытия новых предприятий в сложной экономической ситуации; расширение списка организаций, которым разрешено работать в условиях пандемии при определенных условиях; создание операционного центра для оценки состояния бизнеса; создание антикризисного фонда выплаты пособий по безработице, источниками которого могут быть средства из резерва пенсионного фонда и средства региональных бюджетов38.
Развитию малого бизнеса должно способствовать эффективное использование государственной собственности как на региональном, так и на местном уровне. В этом направлении уже многое сделано, и теперь необходимо разработать механизм, позволяющий МСП платить в рассрочку при продаже недвижимости. В условиях кризиса, стремительно меняющейся ситуации в управлении современной экономикой незаменим один из важнейших элементов – информационная поддержка. В связи с тем, что необходимая информация важна для развития бизнеса, в первую очередь необходимо: наряду с созданием положительного имиджа предпринимателя оказывать его информационную поддержку через СМИ; создавать специальные СМИ, предоставляющие информацию о предпринимательстве. Кроме того, целесообразно предоставлять аналитическую информацию как неопытным предпринимателям, так и опытным бизнесменам о современной правовой среде функционирования МСП. Чтобы полученный опыт не превратился в конкурентное преимущество, консультирование стартапов по выбору наиболее перспективных направлений развития бизнеса, по возможным поставщикам ресурсов и рынкам сбыта товаров, по наличию необходимого персонала. Тем, кто начинает малый бизнес впервые, желательно предоставить пакет стандартных документов и программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета компании.
Деятельность по поддержке малого бизнеса должна быть сосредоточена на сокращении государственного вмешательства в сектор МСП, что требует улучшения и уточнения их функций. Государство должно устанавливать и контролировать общие правила деятельности МСП только через федеральные и региональные законы. Одна из основных задач – направить государство на активное сотрудничество с негосударственными фондами, агентствами по продвижению малого и среднего бизнеса. Среди прочего государственное финансирование МСП в настоящее время осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Сочетание мер государства и общественных структур по стимулированию малого бизнеса предполагает совместную разработку механизмов