Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержания

Введение

1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства

1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России

1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства

2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.2. Формирование механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства

3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России

3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников



3. Создание общественного элемента малого предпринимательства. Например, в Германии и Италии в средних образовательных учреждениях и институтах проводят специальные образовательные тренинги по малому предпринимательству в целях привлечения молодого поколения к эффективному экономическому развитию. Во Франции осуществляется стратегия поддержи нетрудоустроенных, которые решились создать свой малый бизнес. Кроме семинаров и вспомогательных курсов, им также предоставляется отсрочка по уплате налоговых платежей до трех лет29.

В Японии государственная поддержка малого бизнеса представляет собой значимый элемент национальной экономики страны и определенный научно-исследовательский интерес. Регулирование национальной инфраструктуры малого бизнеса в Японии реализует государственное агентство по малым предприятиям «SMEA», которое осуществляет глобальную миссию самого Правительства страны в области малого бизнеса. Данное агентство находится в тесном сотрудничестве с крупными государственными и исследовательскими предприятиями, например, организацией по инновациям и развитию малого бизнеса в «SMRJ»30.

Сегодня наиболее результативная поддержка субъектов малого предпринимательства реализуется в США. США на всех уровнях взаимодействия (как федерального, так и штатов страны) весьма активно содействуют развитию предпринимателей в части:

1) предоставления льгот финансового характера (субсидии и кредиты);

2) предоставления разных инфраструктур для продвижения продуктов и услуг на рынке малого предпринимательства;

3) снижения налогооблагаемой базы;

4) приобретения оборудования, недвижимости, земли.

В США функционирует федеральная организация, которая объединяет руководителей малого бизнеса разных сфер. Действуют льготы и сфере импорта и экспорта. Все программы помощи малому бизнесу делятся на программы общего направления и целевые. Целевые программы дифференцируются постоянно в зависимости от сектора, нуждающемуся в помощи. Решающее мнение о выделение тому или иному сектору малого бизнеса федеральной поддержки остается за Федеральным правительством США (SBA). Кроме того, у малых предприятий есть возможность получения грантов от государства в различных отраслях экономики, при этом регламент получения прост и не требует помощи от сторонних экспертов. Выдачей грантов также занимается Федеральное Правительство США31. Меры государственной поддержки МСП за рубежом в условиях первой пандемии COVID-19 имеют следующую направленность.


Великобритания: Выделение 2 млрд фунтов стерлингов (0,1% ВВП) компаниям с численностью сотрудников не более 250 человек. Возмещение расходов МСП за первые 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности. Финансирование снижения ставок для малого бизнеса, для организаций с постоянным представительством и налоговой базой менее 15 000 фунтов стерлингов. Единовременный грант в размере 10 000 фунтов стерлингов для малых предприятий.

Германия: Государственные гарантии по кредитам МСП на 600 млрдевро (14,8% ВВП) (покрывают 80–90% суммы каждого предоставленного кредита). 50 млрд евро (1,2% ВВП) самозанятым и компаниям, в которых работает не более 5–10 человек. Единовременный трехмесячный грант на покрытие операционных расходов в размере 9000 евро в размере 15000 евро.

Австралия: Общая стоимость поддержки – 99,9 млрд долларов США (7,3% ВВП) для некоммерческих организаций и малых предприятий с объемом продаж менее 30 млн дол. США. Единовременные гранты в размере 12 000 дол. США и гранты в размере 60 000 дол. США на покрытие операционных расходов (не облагаются налогом); субсидии в размере всех налогов, выплачиваемых их сотрудникам; государственные гарантии в виде новых кредитов для финансирования рабочей силы, но не более 50%.

Италия: 425 млрд евро или 461,4 млрд дол. США (23,2% ВВП) МСП Государственные гарантии по кредитам до 5 млн евро; мораторий на выплаты по кредитам (в т. ч. по ипотеке). Приведенные данные, показывают, что МСП поддерживает механизм государственных гарантий по кредитам, но их объем и условия предоставления различаются.

В Швеции МСП также получают поддержку за счет расширения кредитных программ. В рамках дополнительных мер предлагалось предоставление государственных гарантий по новым кредитам. Гарантии покрывают до 70% суммы кредита и должны предоставляться компаниям, которые до кризиса находились в финансово стабильном состоянии32.

Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развитых странах дан в табл. 2.

Таблица 2 — Меры поддержки малого бизнеса в развитых странах, предусмотренные в связи с COVID-1933

Название страны

Общие меры поддержки

Меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19

США

1) субсидии и дотации;

2) гранты;

3) льготное кредитование;

4) консультации;

5) поддержка экспортно ориентированных предприятий

1) работодателям предоставлено право на полное возмещение стоимости выплат, связанных с больничными отпусками сотрудников и их отпусками по уходу за заболевшими родственниками;

2) налоговые вычеты и каникулы;

3) кредитная поддержка

Великобритания

1) льготное кредитование;

2) консультации (в т. ч. политика менторства);

3) упрощение форм налоговой отчетности;

4) помощь в поиске инвесторов;

5) программы поддержки экспортно ориентированным малым предприятиям

1) возмещение расходов МСП за 14 дней оплачиваемого отпуска по причине нетрудоспособности;

2) единовременный грант 10000 фунтов стерлингов;

3) кредиты до 5 млн фунтов стерлингов с государственной гарантией 80%;

4) отсрочка платежей по НДС;

5) Для некоторых сфер – освобождение от налога на недвижимость в течении 2020-2021 г.;

6) индивидуальные консультации и получение рассрочки в налоговом органе через службу HMRC Time To Pay Service

Германия

1) субсидии/надбавки;

2) льготное кредитование;

3) консультации;

4) поддержка инновационных и энергоэффективных предприятий

5) отсрочка по уплате налогов новым предприятиям на срок до 3 лет

1) государственные гарантии, покрывающие 90% суммы кредита;

2) единовременный грант на покрытие операционных расходов в размере до 15000 евро;
3) компенсации по выплатам зарплаты при неполном рабочем дне сотрудника до 67%;

4) различные налоговые льготы

Австралия

1) привлечение инвестиционного капитала для малых предприятий через департамент торговопромышленной деятельности;

2) центр поддержки малого бизнеса;

3) бесплатная информационная и консультационная поддержка

1) единовременные гранты в размере до 60000 долл. США;

2) субсидии в размере всех налогов;

3) государственные гарантии по кредитованию 50%;

4) снижение ставок по социальному страхованию



В практике поддержки малого предпринимательства также актуален опыт КНР. В комплексе государственного регулирования данной отрасли Китай долгое время практикует «коллективное управление», тот случай, когда отсутствует единого центра управления, однако сформированы отраслевые управляющие центры, и функционирует Координационный центр внешнего сотрудничества малых предприятий в Китае. Помимо этого, функционирует общественная служба информации «CSMEO», ведущая свою деятельность в любом регионе страны. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Кроме того, огромную роль в поддержке малого бизнеса играет Департамент малого бизнеса Китая. В числе важных функций департамента руководство реструктуризацией малых предприятий; разработка политики помощи этим предприятий; координация международного сотрудничества между малым и средним бизнесом.

В Китае практика поддержки отличается от региона к региону. С 1 марта 2020 г. малые предприятия налогоплательщиков в провинции Хубэй были освобождены от НДС, если их ставка налога была установлена на уровне 3%. В других провинциях власти снизили ставку НДС до 1%34.

В Бразилии срок кредита МСП был продлен на 60 дней для поддержки МСП. Кроме того, официальные органы предложили дополнительные программы кредитования МСП в агропромышленном секторе35. С тех пор, как пандемия, начавшаяся в Китае, распространилась на европейские страны, в правительстве РФ поняли, что она неизбежно придет в нашу страну. Решающую роль сыграла необходимая корректировка правовых основ корпоративного управления как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также разработка и принятие специальных мер по преодолению кризиса.

Правительство Российской Федерации поддержало предложенные меры с целью предотвращения массового сокращения численности занятых в ведущих отраслях экономики и резкого роста уровня безработицы в связи с COVID-19 в основных отраслях промышленности: автомобилестроении, авиастроении, судостроении, сельском хозяйстве и строительстве36.
Таблица 3 — Меры поддержки малого бизнеса в развивающихся странах
, в условиях COVID-1937

Название страны

Общие меры поддержки

Меры поддержки бизнеса в условиях COVID-19

Бразилия

1) гранты и финансирование;

2) консультации;

3) поддержка инновационных и экспортно-ориентированных предприятий;

4) образовательные программы

1) дополнительные программы кредитования некоторых отраслей;

2) продление сроков кредитования на 60 дней

Россия

1) ведение бухгалтерского учета по упрощенным правилам;

2) оказание бесплатных консультаций

3) льготное кредитование;

4) надзорные каникулы (отсутствие пророк в первые три года деятельности предприятия);

5) финансирование проектов молодежного предпринимательства;

6) льготы при участии в государственных закупках

1) снижение налоговых ставок (например, снижение УСН доходы минус расходы с 15% до 5% при отнесении предприятия к перечню наиболее пострадавших);

2) льготные кредиты (в т. ч. беспроцентные на выплату заработной платы и невозвратные кредиты);

3) снижение страховых взносов;

4) безвозмездные субсидии;

5) отсрочка арендных платежей

Китай

1) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

2) поддержка предприятий в отрасли высоких и инновационных технологий;

3) система центров поддержки МСП, включающая обучение персонала, техническую поддержку, оказание юридической помощи и бесплатное проведение аудита

1) снижение ставки НДС максимум до 1%;

2) создание третьей фондовой биржи (Пекинской) для поддержки МСП в частности для связи предприятий с инвесторами;

3) снижение ставки налога на прибыль;

4) снижение платы за проведение онлайн платежей на 10%.


Больше всего пострадали в этот период компании из сферы пассажирского транспорта (особенно авиации, железных дорог), розничной торговли непродовольственными товарами, а также из сферы культурно-досуговых мероприятий (театры, кинотеатры, музеи, фитнес-центры и т. д.).

Значительное количество малых и средних предприятий было добавлено в федеральный список организаций, наиболее пострадавших от пандемии. Решения на федеральном уровне в первую волну пандемии были менее нацелены на косвенную, чем на прямую поддержку, и требовали принятия во много раз больше нормативных документов на региональном уровне.


Сравнительный анализ мер поддержки малого бизнеса в развивающихся странах представлен в табл. 3.

Отметим, что из всех заявленных мер многие государства сочли несвоевременную уплату налогов наиболее существенной. В качестве перспективных мер поддержки предпринимателей в России были названы: внедрение системы налогообложения для малого бизнеса подобно системе в Германии (отсутствие налогов в первые три года работы компании), что могло бы дать стимул для открытия новых предприятий в сложной экономической ситуации; расширение списка организаций, которым разрешено работать в условиях пандемии при определенных условиях; создание операционного центра для оценки состояния бизнеса; создание антикризисного фонда выплаты пособий по безработице, источниками которого могут быть средства из резерва пенсионного фонда и средства региональных бюджетов38.

Развитию малого бизнеса должно способствовать эффективное использование государственной собственности как на региональном, так и на местном уровне. В этом направлении уже многое сделано, и теперь необходимо разработать механизм, позволяющий МСП платить в рассрочку при продаже недвижимости. В условиях кризиса, стремительно меняющейся ситуации в управлении современной экономикой незаменим один из важнейших элементов – информационная поддержка. В связи с тем, что необходимая информация важна для развития бизнеса, в первую очередь необходимо: наряду с созданием положительного имиджа предпринимателя оказывать его информационную поддержку через СМИ; создавать специальные СМИ, предоставляющие информацию о предпринимательстве. Кроме того, целесообразно предоставлять аналитическую информацию как неопытным предпринимателям, так и опытным бизнесменам о современной правовой среде функционирования МСП. Чтобы полученный опыт не превратился в конкурентное преимущество, консультирование стартапов по выбору наиболее перспективных направлений развития бизнеса, по возможным поставщикам ресурсов и рынкам сбыта товаров, по наличию необходимого персонала. Тем, кто начинает малый бизнес впервые, желательно предоставить пакет стандартных документов и программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета компании.

Деятельность по поддержке малого бизнеса должна быть сосредоточена на сокращении государственного вмешательства в сектор МСП, что требует улучшения и уточнения их функций. Государство должно устанавливать и контролировать общие правила деятельности МСП только через федеральные и региональные законы. Одна из основных задач – направить государство на активное сотрудничество с негосударственными фондами, агентствами по продвижению малого и среднего бизнеса. Среди прочего государственное финансирование МСП в настоящее время осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Сочетание мер государства и общественных структур по стимулированию малого бизнеса предполагает совместную разработку механизмов