Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России
1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России
Второй блок мероприятий, который оказывает регулирующее воздействие на внутреннюю среду малого бизнеса, основывается в основном на финансовой поддержке. К нему относятся такие виды деятельности, как: обеспечение кредитами малых предприятий на льготной основе; выделение дотаций, субсидий; предоставление государственных гарантий малому и среднему бизнесу; развитие лизингового механизма финансирования малых предприятий; внедрение механизма ускоренной амортизации; подготовка кадров для малого и среднего бизнеса; создание механизма компенсаций кредиторам, которые осуществляют финансирование проектов и программ на льготной основе; частичная компенсация расходов на получение внешнеэкономической информации; создание целевого фонда нежилых помещений для размещения малого бизнеса (технопарки, бизнесинкубаторы); формирование гарантийного фонда для малого и среднего бизнеса; ориентация малых предприятий на решение приоритетных социально-экономических и экологических проблем территории; содействие интеграции крупного, среднего и малого бизнеса (франчайзинг, лизинг, субподряд и венчурное финансирование, аутсорсинг).
Их реализация осуществляется основываясь на следующих принципах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. Динамичность и противоречивость малого и среднего бизнеса;
2. Мотивационная направленность.
Необходимость учета динамичности и противоречивости процесса становления самого слоя малых предпринимателей заключается в том, что предприниматели перестают заниматься рисковой деятельностью, если они не получают доход. Это обстоятельство необходимо учитывать при отборе предпринимательских проектов, которым должна оказываться господдержка.
Мотивационная направленность означает, что поддержка со стороны государства должна носить селективно-стимулирующий характер для развития инновационной деятельности в приоритетных отраслях экономики.23
Третий основной блок, который входит в систему государственной поддержки – организационное самосовершенствование этой системы. К данному блоку можно отнести следующие виды деятельности: оптимизация организационной структуры системы государственной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти; ресурсное обеспечение каждого уровня системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса; принятие и совершенствование на всех уровнях программ поддержки малого и среднего бизнеса; создание механизмов эффективной осуществления видов деятельности, заявленных в первом и втором блоке мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса.
Главные принципы третьего блока включают в себя24:
1. Необходимость единства программно-целевого подхода на всех уровнях государственной поддержки;
2. Распределение полномочий между различными уровнями государственного регулирования,
3. Дифференцированность их поддержки, 4. Оптимальность организационной структуры поддержки малого и среднего бизнеса и координация действий ее элементов.
Реализация программно-целевого подхода предполагает совершенствование содержания и повышение качества программ при помощи конкретного подхода планирования. Во-первых, необходимо выработать долгосрочные стратегические программы развития малого и среднего бизнеса, а не многочисленные программы, рассчитанные на короткий период (2 – 4 года). Во-вторых, программу необходимо строить с учетом всех факторов, которые воздействуют на функционирование малого и среднего бизнеса (эти факторы состоят из трех блоков, и каждому предложены мероприятия по поддержанию малого и среднего бизнеса).25
Во время разработки федеральных и региональных программ развития малого и среднего бизнеса необходимо учитывать второй принцип государственного регулирования малого предпринимательства, а именно разделение обязанностей между центром и регионами. За прошедшие годы регионы получили достаточную свободу и стали принимать собственные решения. Они приобрели возможность принимать законы регионального уровня, вносить корректировки и уточнения в отдельные положения федеральных законов. В этом можно увидеть свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые регионы смогли грамотно воспользоваться данной самостоятельностью, своевременно решать проблемы, возникающие на местах, при этом создавая для владельцев бизнеса благоприятную конкурентную среду. В других регионах налоговый натиск на субъекты малого и среднего бизнеса усилился, и регионы в дальнейшем не смогли своими силами выйти из экономического кризиса.
Третий основной принцип государственной поддержки малого бизнеса — это разнообразность оказания самой поддержки. Тут подразумевается то, что на федеральном уровне следует поддерживать лишь малые и средние фирмы, которые непосредственно участвуют в осуществлении отмеченных выше программ или в приоритетных направлениях социально-экономического развития государства.
Последний выделенный принцип заключается в том, что организационная структура должна быть оптимальной, и ее элементы четко должны быть определены, а действия элементов согласованы и скоординированы между собой. Что касается организационной структуры регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, действующей в настоящее время, то существует разрыв координации между ее составляющими.26
Выводы по 1 главе.
Значимость малого и среднего бизнеса для экономического развития страны заключается в: увеличении валового внутреннего продукта; увеличении налоговых поступлений; становлению конкуренции, благоприятствуя общественному прогрессу и развитию экономики; модернизации экономики.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования на малых предприятиях. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической составляющей Российской Федерации во многом связано с увеличением правительственной поддержки данного вида деятельности. Действующие программы предусматривают возможности для получения субсидий. Так же государство проводит переподготовку или обучение граждан основам бизнеса. Еще одним направлением в сфере поддержки малого предпринимательства является возможность получения льгот в рамках лизингового кредитования или субсидирование для погашения кредита, полученного на развитие бизнеса. Также проводится выдача государственных грантов, позволяющих покрыть расходы на исследования или запуск в производство нового изобретения. Кроме того, в некоторых субъектах России разрабатываются и реализуются новые виды региональной государственной поддержки
Таким образом, отметим, что особенность современного этапа развития финансово-экономических форм поддержки малого бизнеса заключается в повышенном внимании к самому предпринимателю, что осуществляется с целью повышения эффективности отдачи от каждого субъекта экономики региона с использованием прямых и косвенных мер финансово-экономической поддержки всех уровней государственной власти.
Малое предпринимательство играет огромную роль в решении целого комплекса социально-экономических проблем, отрицательное влияние которых достаточно сильно ощущается именно на уровне муниципального образования. Так, это проявляется в форме дефицита доходной базы местных бюджетов, повышении уровня безработицы, низкой конкурентоспособности продукции местных производителей.
Значение малого предпринимательства в мировой экономике трудно переоценить. Согласно данным Института экономики роста имени П.А. Столыпина, среднее значение вклада сектора малых предприятий в мировой ВВП достигает 48%, а в России – 21,9%. В частности, доля малых предприятий экономике РФ в 2019 г. составляла 20,2%, в 2020 г. – 22%. Она гораздо ниже, чем в странах Европы и США. При этом методики отнесения предприятий к малому бизнесу в ЕС, США и РФ сопоставимы. Приведенные результаты наглядно отображают как важную роль субъектов малого бизнеса в экономике зарубежных стран, так и невысокий уровень, а также высокий потенциал для дальнейшего развития малого бизнеса в России. Не превосходит Россия страны Европы и по численности субъектов малого предпринимательства на 100 человек. К примеру, в Чехии в 4,7 раза больше малых предприятий, чем в России, в Швеции – в 3,4 раза, в Испании – в 2,7 раза, в Польше – в 2,1 раза. По показателю занятости в секторе малого предпринимательства в России преобладают микропредприятия, создающие лишь 18,9% рабочих мест.27
Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса в России характеризуется еще и таким показателем, как размер сектора малого бизнеса – доля оборота предприятий малого предпринимательства. В 11 странах данный показатель выше 50%, тогда как в Российской Федерации он ниже 30% (см. рис. 2).
В целом, в настоящее время в развитых мировых экономиках малые предприятия в среднем имеют 58% долю в структуре ВВП соответствующей страны. При этом государственную поддержку условно можно разделить на следующие части:
Рисунок 2 — Диаграмма (юр. лиц) в мире (2020 г.)28
1. Создание инфраструктуры с целью развития предпринимательства – в европейских государствах функционируют специализированные департаменты, которые оказывают помощь для вновь сформированных небольших компаний (например, политика менторства в Германии и Великобритании).
2. Осуществление финансовой помощи – непосредственной и косвенной. В европейских государствах, например, в Швейцарии и Франции, молодые бизнесмены согласно определенным видам деятельности имеют все шансы не платить налоги в течение трех первых лет своей работы. В Германии Правительство обеспечивает заемными средствами молодые предприятия в сумме от 100 тыс. до 500 тыс. евро под муниципальные обязательства по льготным ставкам и без задатка.
Их реализация осуществляется основываясь на следующих принципах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. Динамичность и противоречивость малого и среднего бизнеса;
2. Мотивационная направленность.
Необходимость учета динамичности и противоречивости процесса становления самого слоя малых предпринимателей заключается в том, что предприниматели перестают заниматься рисковой деятельностью, если они не получают доход. Это обстоятельство необходимо учитывать при отборе предпринимательских проектов, которым должна оказываться господдержка.
Мотивационная направленность означает, что поддержка со стороны государства должна носить селективно-стимулирующий характер для развития инновационной деятельности в приоритетных отраслях экономики.23
Третий основной блок, который входит в систему государственной поддержки – организационное самосовершенствование этой системы. К данному блоку можно отнести следующие виды деятельности: оптимизация организационной структуры системы государственной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти; ресурсное обеспечение каждого уровня системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса; принятие и совершенствование на всех уровнях программ поддержки малого и среднего бизнеса; создание механизмов эффективной осуществления видов деятельности, заявленных в первом и втором блоке мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса.
Главные принципы третьего блока включают в себя24:
1. Необходимость единства программно-целевого подхода на всех уровнях государственной поддержки;
2. Распределение полномочий между различными уровнями государственного регулирования,
3. Дифференцированность их поддержки, 4. Оптимальность организационной структуры поддержки малого и среднего бизнеса и координация действий ее элементов.
Реализация программно-целевого подхода предполагает совершенствование содержания и повышение качества программ при помощи конкретного подхода планирования. Во-первых, необходимо выработать долгосрочные стратегические программы развития малого и среднего бизнеса, а не многочисленные программы, рассчитанные на короткий период (2 – 4 года). Во-вторых, программу необходимо строить с учетом всех факторов, которые воздействуют на функционирование малого и среднего бизнеса (эти факторы состоят из трех блоков, и каждому предложены мероприятия по поддержанию малого и среднего бизнеса).25
Во время разработки федеральных и региональных программ развития малого и среднего бизнеса необходимо учитывать второй принцип государственного регулирования малого предпринимательства, а именно разделение обязанностей между центром и регионами. За прошедшие годы регионы получили достаточную свободу и стали принимать собственные решения. Они приобрели возможность принимать законы регионального уровня, вносить корректировки и уточнения в отдельные положения федеральных законов. В этом можно увидеть свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые регионы смогли грамотно воспользоваться данной самостоятельностью, своевременно решать проблемы, возникающие на местах, при этом создавая для владельцев бизнеса благоприятную конкурентную среду. В других регионах налоговый натиск на субъекты малого и среднего бизнеса усилился, и регионы в дальнейшем не смогли своими силами выйти из экономического кризиса.
Третий основной принцип государственной поддержки малого бизнеса — это разнообразность оказания самой поддержки. Тут подразумевается то, что на федеральном уровне следует поддерживать лишь малые и средние фирмы, которые непосредственно участвуют в осуществлении отмеченных выше программ или в приоритетных направлениях социально-экономического развития государства.
Последний выделенный принцип заключается в том, что организационная структура должна быть оптимальной, и ее элементы четко должны быть определены, а действия элементов согласованы и скоординированы между собой. Что касается организационной структуры регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, действующей в настоящее время, то существует разрыв координации между ее составляющими.26
Выводы по 1 главе.
Значимость малого и среднего бизнеса для экономического развития страны заключается в: увеличении валового внутреннего продукта; увеличении налоговых поступлений; становлению конкуренции, благоприятствуя общественному прогрессу и развитию экономики; модернизации экономики.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования на малых предприятиях. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономической составляющей Российской Федерации во многом связано с увеличением правительственной поддержки данного вида деятельности. Действующие программы предусматривают возможности для получения субсидий. Так же государство проводит переподготовку или обучение граждан основам бизнеса. Еще одним направлением в сфере поддержки малого предпринимательства является возможность получения льгот в рамках лизингового кредитования или субсидирование для погашения кредита, полученного на развитие бизнеса. Также проводится выдача государственных грантов, позволяющих покрыть расходы на исследования или запуск в производство нового изобретения. Кроме того, в некоторых субъектах России разрабатываются и реализуются новые виды региональной государственной поддержки
Таким образом, отметим, что особенность современного этапа развития финансово-экономических форм поддержки малого бизнеса заключается в повышенном внимании к самому предпринимателю, что осуществляется с целью повышения эффективности отдачи от каждого субъекта экономики региона с использованием прямых и косвенных мер финансово-экономической поддержки всех уровней государственной власти.
Малое предпринимательство играет огромную роль в решении целого комплекса социально-экономических проблем, отрицательное влияние которых достаточно сильно ощущается именно на уровне муниципального образования. Так, это проявляется в форме дефицита доходной базы местных бюджетов, повышении уровня безработицы, низкой конкурентоспособности продукции местных производителей.
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
Значение малого предпринимательства в мировой экономике трудно переоценить. Согласно данным Института экономики роста имени П.А. Столыпина, среднее значение вклада сектора малых предприятий в мировой ВВП достигает 48%, а в России – 21,9%. В частности, доля малых предприятий экономике РФ в 2019 г. составляла 20,2%, в 2020 г. – 22%. Она гораздо ниже, чем в странах Европы и США. При этом методики отнесения предприятий к малому бизнесу в ЕС, США и РФ сопоставимы. Приведенные результаты наглядно отображают как важную роль субъектов малого бизнеса в экономике зарубежных стран, так и невысокий уровень, а также высокий потенциал для дальнейшего развития малого бизнеса в России. Не превосходит Россия страны Европы и по численности субъектов малого предпринимательства на 100 человек. К примеру, в Чехии в 4,7 раза больше малых предприятий, чем в России, в Швеции – в 3,4 раза, в Испании – в 2,7 раза, в Польше – в 2,1 раза. По показателю занятости в секторе малого предпринимательства в России преобладают микропредприятия, создающие лишь 18,9% рабочих мест.27
Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса в России характеризуется еще и таким показателем, как размер сектора малого бизнеса – доля оборота предприятий малого предпринимательства. В 11 странах данный показатель выше 50%, тогда как в Российской Федерации он ниже 30% (см. рис. 2).
В целом, в настоящее время в развитых мировых экономиках малые предприятия в среднем имеют 58% долю в структуре ВВП соответствующей страны. При этом государственную поддержку условно можно разделить на следующие части:
Рисунок 2 — Диаграмма (юр. лиц) в мире (2020 г.)28
1. Создание инфраструктуры с целью развития предпринимательства – в европейских государствах функционируют специализированные департаменты, которые оказывают помощь для вновь сформированных небольших компаний (например, политика менторства в Германии и Великобритании).
2. Осуществление финансовой помощи – непосредственной и косвенной. В европейских государствах, например, в Швейцарии и Франции, молодые бизнесмены согласно определенным видам деятельности имеют все шансы не платить налоги в течение трех первых лет своей работы. В Германии Правительство обеспечивает заемными средствами молодые предприятия в сумме от 100 тыс. до 500 тыс. евро под муниципальные обязательства по льготным ставкам и без задатка.