ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Успешное усвоение программы стажировки позволит присутствующим разработать самостоятельный проект, адаптированный к конкретным условиям своего образовательного учреждения.
В результате стажировки участники получат возможность:
- познакомиться с вариативной моделью работы в данной инновации;
- усвоить принципы и механизмы организации деятельности ОУ в выбранном направлении;
- освоить практические способы проектирования собственной программы при работе с детьми, имеющими высокий уровень развития.
Тема стажировки
«Организация работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время»
Место проведения: Баннинская СОШ Абатского района Тюменской области.
Категория стажирующихся: учителя математики.
Итогом стажировки является представление дневника стажера, в котором дается структурированный анализ содержания работы, описание собственной модели деятельности на основе изученного опыта.
В стратегии развития российского образования до 2022 года и национальной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Система поиска поддержки и сопровождения талантливых детей требует глубокого исследования и научно-методического сопровождения. Организация работы с одаренными детьми в области математики требует дополнительной работы по развитию профессиональных компетенций педагогов, направленных на выявление и развитие природных математических задатков детей на всех ступенях их обучения и воспитания, по обеспечению условий, способствующих максимальному раскрытию их потенциала и возможностей.
Целью обучения математике в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе.
Анализ учебников математики (особенно учебники для 5-6 кл) показывает, что ни один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, то есть задач на развитие различных познавательных процессов , обеспечивающих достижение целей развития способностей детей.
Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе.
Актуальность программы стажировочного курса заключается в том, что возникает необходимость повышения квалификации учителей математики в данном направлении, так как существует проблема совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей.
Назначение программы: программа является основой для создания на базе школы стажировочной площадки для учителей математики ОУ.
Цель программы: формирование у слушателей курса компетенций по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей в области математики.
Задачи курса стажировочной площадки:
-
Обеспечить деятельность курса стажировочной площадки по данной теме; -
Систематизировать исходные знания слушателей по данной теме; -
Оказать содействие по освоению опыта работы МО учителей математики в работе с одаренными детьми стажерам по проектированию собственных вариативных моделей профессиональной деятельности; -
Сформировать умения учителей-стажистов, необходимые для практической работы с одаренными детьми в своем образовательном учреждении; -
Способствовать развитию гражданской компетенции слушателей.
Формы организации стажировки:
- презентация – анализ инновационной практики школы по теме стажировки;
- посещение и анализ учебных и внеурочных занятий;
- круглый стол, практикум, научно-практический семинар;
- проектирование основных компонентов модели работы с детьми, обладающих математическими способностями в данном ОУ;
- самостоятельная работа стажеров над проектами;
- презентация результатов проектирования;
- мастер - класс;
- творческая лаборатория;
- индивидуальные консультации;
- учебное занятие.
Ресурсы программы: наличие кабинета, оборудованного компьютером, проектором, доступ в Интернет, накопленные учителем методические материалы, образовательные СD – диски.
Планируемые результаты: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время.
Итогом стажировки является представление дневника стажера, в котором дается структуированный анализ содержания работы, описание собственной модели деятельности на основе изученного опыта.
Ключевые идеи опыта, в который будет погружен стажер:
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, а одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый, по сравнению с другими учащимися. Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении, современные педагогические технологии. Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
В своей работе с одаренными детьми я выделила для себя три направления:
1.Дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Использование разноуровневых заданий (обучающих и контролирующих). Ученик должен уметь оценивать себя и своих одноклассников, знать, что необходимо уметь на оценку «3», «4», «5».
1 уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены вучебнике или раскрыты учителем. (оценка «3»)
2 уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка «4»)
3 уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка «5»)
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
В работе с одаренными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях. Факультативах, кружках. Или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач.
Обучение самостоятельной работе.
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
3.Обучение исследовательской работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные всему классу, но для одаренных учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оцениваются оценкой «5», но если допущена ошибка. То оценка не выставляется).
Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т.д. Большую возможность в этом направлении дает разработка проектов, компьютерных презентаций. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей – сочетание желаний и возможностей. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Но самое главное – это защита проекта. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учиться излагать добытую информацию. Сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы иду на школьную конференцию (или на городскую).
Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
Содержательный блок программы
Блок 1. Информационно – образовательная среда программы (6 ч)
Содержание темы раскрывает главные аспекты обучения одаренных детей в области математики, содержит конкретные мероприятия достижения поставленных целей. Показывает особенности инновационных преобразований новых технологий обучения и воспитания, развития системы работы с одаренными детьми. В данном блоке раскрывается проблема развития одаренности на уроках математики и во внеурочное время, необходимость ее решения. Анализируется современное состояние работы с одаренными детьми в данной школе, обсуждаются проблемы развития таких детей в процессе обучения математике, рассматриваются принципы выявления математически одаренных детей (диагностика одаренности). Изучаются формы работы с учащимися, имеющих способности к математике,на уроке и во внеурочное время (с посещением уроков учителя – тьютера). Рассматриваются современные технологии обучения.
Блок 2. Погружение стажера в опыт учителя-тьютера . (5 ч)
В данном блоке учитель-тьютер демонстрирует свой опыт, накопленный по данной темы. Проводит мастер класс, открытые уроки и внеурочные занятия (занятие кружка, факультатива, элективного курса) с применением современных пед. технологий, где показывает различные формы работы с одаренными учащимися. Работа с методической документацией.
Блок 3. Стажировочные пробы (11 ч)
Совместное и самостоятельное создание методических средств, недостающих стажеру. Разработка учителем-стажером уроков и внеурочных занятий, проведение им открытых уроков и внеурочных мероприятий с последующим анализом и обсуждением. Составление стажером фрагментов рабочих программ, систем задач, направленных на развитие одаренных учащихся.
Блок 4. Оценочный (2 ч)
Подведение итогов работы стажировочной площадки, оформление результатов. Итоговое анкетирование стажеров.
Распределение часов на теоретические. Практические занятия и самостоятельную работу стажера
Название блока | Количество часов всего | Лекции | Семинары, практикумы | Самостоятельная работа стажера |
1.Информационно-образовательная среда программы | 6 | 2 | 3,5 | О,5 |
2. Погружение стажера в оыт учителя-тьютера. | 5 | 1 | 3,5 | 0,5 |
| 11 | __ | __ | 11 |
| 2 | __ | 1,5 | 0,5 |