Файл: Цель производственной (педагогической) практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Цель производственной (педагогической) практики

Целями производственной практики студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование»: профиль «Логопедия» являются: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков, формирование компетенций, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускника.

Основной целью практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада или логопункта в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Перечень планируемых результатов обучения


Задачи практики, содержание работы

Планируемые результаты практики (индикаторы)

Код компетенции

Задача 1. Познакомить студентов с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в образовательных учреждениях и специализированных центрах для детей с ОВЗ.

Студенты:

- знакомятся с учреждением (местом прохождения педагогической практики), его структурой, основными направлениями деятельности, составом специалистов, их должностными обязанностями, проблемами учреждения.

- организуют собеседования с администрацией ДОУ и логопедом (наставниками) образовательного учреждения.

- наблюдают за работой логопеда и анализирует ее.

- беседуют с логопедом по содержанию профессиональной деятельности с целью повышения уровня компетентности, знакомится с документацией, регламентирующей его деятельность.

- проводят ознакомительные беседы с детьми с целью выявления их ведущих проблем и потребностей и самостоятельного общения, организация совместной деятельности.

- знакомятся с оснащением и оформлением логопедического кабинета, проводят анализ дидактического и наглядного материала.

Знать:

- основные типы и содержание нормативных документов, регулирующих деятельность учителя-логопеда дошкольного или школьного общеобразовательного или

специального (коррекционного) учреждения; основные направления работы учителя-логопеда дошкольного или школьного общеобразовательного или специального (коррекционного) учреждения;

- многообразие способов наиболее эффективно и в тесной взаимосвязи решать коррекционно-компенсирующие, образовательные и воспитательные задачи логопедического воздействия;

- способы рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы в логопедической группе и на логопедическом пункте в ДОУ и СОШ;

- структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с нарушениями речи;

- задачи, содержание, этапы реализации программ диагностики, обучения, воспитания, коррекции нарушений развития;

- особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, социально-коммуникативные ограничения у лиц с нарушениями речи.

Уметь: наиболее адекватно и эффективно осуществлять взаимодействие с детьми, родителями и педагогами; наиболее рационально организовывать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса с соблюдением этических и

социальных норм;

- практически реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики; наиболее рационально организовывать свою и чужую деятельность в соответствии с

поставленными целями;

- систематизировать и обобщать полученные в процессе практики сведения для решения задач профессиональной деятельности.

Владеть навыками

- рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы в логопедической группе и на логопедическом пункте ДОУ или СОШ;

- анализа перспективного планирования комплексной деятельности логопеда дошкольного учреждения и средней общеобразовательной школы;

- адекватного и эффективного построения построения взаимодействия с детьми, родителями и педагогами; наиболее рациональной организации взаимодействия с другими

участниками образовательного процесса с соблюдением этических и социальных норм.

ОПК- 3

ОПК-4 ОПК-5

ОПК-7

ОПК-8

ПКС-1

ПКС-3

Задача 2. Формировать специальные профессионально-педагогические умения и навыки, необходимые учителю-логопеду для осуществления логопедической и психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста с целью дальнейшего планирования коррекционно-педагогической деятельности.

Студенты:

- анализируют документацию лиц с нарушениями речи, предоставленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами.

- выбирают и реализуют методики для диагностики состояния речи у детей с учетом их индивидуальных особенностей, методики логопедического обследования.

- осуществляют анализ и оценку результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом данных комплексного психолого-медико-педагогического обследования, структуры речевого нарушения, актуального состояния речи и неречевых процессов.

- формулируют выводы и заключение по результатам диагностики состояния речи, логопедического обследования.

- осуществляют и описывают результаты психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями,

характеризуя их особые образовательные потребности и индивидуальные особенности.


Знать:

- основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

- формы и приемами логопедической диагностики речи детей с нарушением речи дошкольного и школьного возраста;

- методы психолого-педагогического исследования

- особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого- педагогической деятельности;

- структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с нарушениями речи

- задачи, содержание, этапы реализации программ диагностики нарушений развития

Уметь:

- планировать и организовывать логопедическое и психолого-педагогическое исследование, выделять и формулировать исследовательскую задачу;

- применять методы и логопедического психолого-педагогического исследования и анализировать полученные результаты;

- определять задачи, содержание, этапы реализации программ диагностики нарушений развития;

- осуществлять анализ и оценку результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом данных комплексного психолого-медико-педагогического обследования

- интерпретировать результаты исследования.

Владеть навыком

- методами психолого-педагогического исследования, умениями качественного анализа экспериментальных данных;

- методиками для диагностики состояния речи у детей, подростков и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методики логопедического обследования

- алгоритмом организации и содержания психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;

- формулировать выводы и заключение по результатам диагностики состояния речи.

- составления протокола логопедического обследования всех сторон речи.

ОПК- 3

ОПК-4 ОПК-5

ОПК-7

ОПК-8

ПКС-1

ПКС-3

Задача 3. Научить студентов самостоятельно планировать, проводить и анализировать коррекционную развивающую работу с детьми с нарушениями речи на основе индивидуального дифференцированного и комплексного подходов.

Студенты:

- методически обоснованно отбираю, применяемые в образовательном процессе, современные образовательные и коррекционно-развивающие дидактические средства, информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;

- планируют коррекционно-педагогическую работу с ребенка на основе результатов логопедического и психолого-педагогического обследования;

- проводят индивидуальные и фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия

- составляют планы-конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, где четко формулируют тему, педагогический замысел, программное содержание; определяют соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдают логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирают речевой материал; методически грамотно используют наглядный и дидактический материал; применяют специальные методы и приемы логопедического воздействия.

- после проведения индивидуального и фронтального занятия студенты анализируют его, что способствует формированию у них умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия.

- осуществляют работу с родителями: проводят консультации, беседы, оформляют родительские уголки, стенгазеты, папки-передвижки и др.

- оформляют программно-

методическую, отчетную и др. документацию в соответствии с регламентами профессиональной деятельности учителя-логопеда.




Студенты проводят анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности; обобщение и оформление результатов практики (дневник практики, отчёт по результатам прохождения практики); обоснование и защита полученных научных результатов на итоговой конференции по практике (научные доклады, прпезентации).


Знать: психолого – педагогические методы исследований в дефектологии;

- основы организации опытно - экспериментальной и исследовательской работы;

- пути и условия активизации речевой и познавательной деятельности ребенка;

- многообразие способов наиболее эффективно и в тесной взаимосвязи решать коррекционно-компенсирующие, образовательные и воспитательные задачи логопедического воздействия;

- особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого- педагогической деятельности;

- задачи, содержание, этапы реализации программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития;

- особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, социально-коммуникативные ограничения у лиц с нарушениями речи.

Уметь:

- практически реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики;

- наиболее адекватно и эффективно осуществлять взаимодействие с детьми, родителями и педагогами;

- осуществлять планирование образовательно-коррекционной работы;

- определять задачи, содержание, этапы реализации программ обучения и воспитания,

коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей

- наиболее рационально организовывать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса с соблюдением этических и социальных норм;

- применять в образовательном процессе современные образовательные и коррекционно-развивающие дидактические средства, информационно-коммуникационные технологии.

Владеть навыками

- рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы в логопедической группе и на логопедическом пункте СОШ;

- анализа эффективного перспективного планирования комплексной деятельности логопеда дошкольного учреждения и СОШ;

- адекватного и эффективного построения взаимодействия с детьми, родителями и педагогами;

- наиболее рациональной организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса с соблюдением этических и социальных норм.

- использования информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;

- алгоритмом анализа степени рациональности отобранных для логопедического воздействия наглядных и технических средств; алгоритмом оценивания эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов работы с детьми с нарушениями речи и их родителями.

- выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения.



ОПК- 3

ОПК-4 ОПК-5

ОПК-7

ОПК-8

ПКС-1

ПКС-3


3.2. Структура и содержание практики




Разделы практики

Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студента


Трудоемкость

(в часах)



Подготовительный




Установочная конференция (характеристика основных целей, задач и содержания практики, знакомство с требованиями к отчётной документации)







Индивидуальная работа обучающихся с преподавателем с целью составления индивидуальных планов практики

Общее ознакомление с образовательным учреждением, режимом работы и правилами внутреннего распорядка, группой и особенностями организации педагогического процесса путем наблюдения, бесед с детьми и педагогами, посещения занятий и изучения педагогической документации педагогов.







80



Основной (прохождение практики)



Проведение психолого-педагогического

и логопедического обследования, анализ

результатов диагностики, постановка

логопедического заключения.

Посещение логопедических занятий, их

анализ. Планирования логопедической работы.

Проведение самостоятельных логопедических

занятий и их анализ. Составление конспектов

индивидуальных и фронтальных занятий.

Проведение консультаций, бесед и другой работы

с родителями. Подготовка наглядного и

дидактического материала.

Ведение дневника практики.



320 ч.



Заключительный

Обработка и систематизация собранного материала



32

Оформления дневника и подготовка отчета о прохождении практики

Защита отчета о прохождении практики

Участие в итоговой конференции



Всего:




432 ч.



3.ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ПРАКТИКИ –

Общая трудоемкость практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часов (8 недель), из них, на контактную работу в период теоретического обучения (Конт ТО) – проведение консультаций, проверка отчетов по практике и сдачу зачета – 8 часов, на самостоятельную работу студента – 424 часов.

Содержание деятельности в ходе Производственной (педагогической) практики.

Этап I. Подготовительный

В ходе конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий, происходит распределение студентов по базам практики – логопедическим группам ДОУ и логопедическим пунктам конкретных общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ и их закрепление за методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп, где определяются дни консультаций и конкретные требования руководителя по выполнению программы практики.

На данном этапе студенты-практиканты осуществляют непосредственное знакомство с дошкольным или школьным общеобразовательным или специальным (коррекционным) учреждением, где будет проходить практика, где оказывается логопедическая помощь и

реализуются основные виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда.

По итогам первого этапа студенты:

- оформляют дневники практики,

- составляют индивидуальный план работы на весь период практики.

Этап II. Основной (рабочий) этап логопедической практики.

На данном этапе студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом образовательной организации. Изучают нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи детям с речевыми нарушениями; график работы учителя-логопеда; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации логопеда, контингент детей, принципы комплектования логопедических групп и т. д.

В содержании основного этапа условно выделяется три ведущих аспекта работы. Первое направление деятельности студентов
проведение логопедического обследования детей с речевой патологией, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения

речевых карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально, студенты изучают специфику обследования детей с нарушениями речи, затем студенты самостоятельно готовят необходимый матери-

ал и проводят всестороннее обследование детей. Логопедическое заключение по речевому нарушению заносится в речевую карту после обсуждения результатов обследования с учителем-логопедом.

Второе направление – изучение и анализ образовательно-развивающего логопедического воздействия при устранении нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста. Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем тщательного изучения документации логопеда (речевых карт детей, занимающихся в группе, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.), посещения занятий и мероприятий воспитательного характера с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов коррекционно-развивающего логопедического воздействия, путей активизации речевой и познавательной деятельности детей с речевой патологией, речевых возможностей детей, посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний.

Третье направление деятельности овладение навыками планирования и проведения коррекционно-развивающей работы в образовательной организации. На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда бакалавры осуществляют перспективное планирование образовательно-коррекционной работы, планирование индивидуальной работы с детьми. На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной деятельности учителя-логопеда образовательной организации. Систематически и планомерно проводят логопедические занятия с ребенком и группой/подгруппой детей. Результаты проведенной работы фиксируют в дневнике по практике.

Этап III. Заключительный этап логопедической практики.

На заключительном этапе студенты оформляют отчетную документацию по результатам прохождения производственной (педагогической) практики. После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы практики, и оформления отчетной документации руководителем по практике от Университета проводится итоговая отчетная студенческая конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов. По итогам практики выставляются оценки.


Руководители практики, учителя-логопеды, студенты анализируют уровень сформированности профессиональных компетенций.

Контрольно-аналитический этапвключает в себя:

  • оформление сопроводительной документации по практике в соответствии с установленными правилами (подписание сопроводительных документов руководителем практики от ОО; отметка в путёвке о выбытии практиканта с места практики; получение отзыва от руководителя практики о прохождении практики; получение отметок в календарном плане-графике практики с оценками от руководителя);

  • оформление отчета о проделанной работе, в соответствии с требованиями оформления письменных работ;

  • сдача отчета по практике для проверки руководителю практики от кафедры;

  • подготовка и защита отчета на итоговой конференции.

На отчетной конференции осуществляется защита студентами отчетной документации индивидуально или группами, согласно местам прохождения практики. Анализ и оценку деятельности практикантов проводят методисты, логопеды и руководитель практики.

4.ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ

По окончанию практики студенты предоставляют на кафедру русского языка и литературы следующие документы:

1. Индивидуальный план работы студента на период практики (приложение 8);

2. Рабочий план-график (приложение 9);

3. Дневник практики, отражающий всю деятельность студента по реализации программы практики (приложение 2);

4. Отчет практиканта (приложение 6);

5. Путевку (приложение 1);

6. Отзыв о прохождении учебной практики (приложение 7);

6. Творческий отчет (мультимедийная презентация, фото- и видеоматериалы).

Задания для выполнения практикантами

1. Составить индивидуальный план работы совместно с руководителем практики от

кафедры и принимающей организации. Наметить порядок и сроки выполнения заданий практики.

2. В беседе с представителями администрации образовательного учреждения выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения.