Файл: Цель производственной (педагогической) практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отчета должны быть представлены ответы на следующие вопросы:

- Какую полезную информацию, навыки, знания получил практикант?

- С какими сложностями столкнулся практикант?

Приложение 1




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


Высшего образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ОКПО 48714232, ОГРН 1026500534720, ИНН/КПП 6500005706/650101001

693008, Россия, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290.Тел. (4242) 45-23-01. Факс (4242) 45-23-00.

E-mail: rector@sakhgu.ru. www.sakhgu.ru
№______ от «____»____________202 г.
Путевка
Выдана _________________________, студенту (ке) __4____ курса очной/заочной формы обучения направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» Института истории, филологии и востоковедения, направленному (ой) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год для прохождения производственной (педагогической) практики в __________________

(г. Южно-Сахалинск) на основании договора на проведение практики и приказа о допуске к практике от «___» __________ 20___ г. № ____.

Продолжительность практики 8 недель.

С «__» _____________ 202_ г.

По «__»_____________ 202_ г.
Руководитель практики от университета ст. преподаватель кафедры русского языка и литературы Кроитор Т.Е. Контактный телефон ____________.

Заведующий кафедрой ______________________

М.П.



Наименование предприятия

Отметка о прибытии и убытии




Прибыл на место практики

«_____»_______________202_г.
____________________ (подпись)
М.П.



Выбыл с места практики

«____»________________202_г.
__________________ (подпись)
М.П.


Путевка подлежит сдаче на соответствующую кафедру в течение 3-х дней по окончании учебной (ознакомительной) практики вместе с письменным отчетом.

Приложение 2

ДНЕВНИК
Педагогической практики

студента Института филологии, истории и востоковедения

Сахалинского государственного университета

Направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиля «Логопедия»

Фамилия______________________________________

Имя_________________________________________

Отчество_____________________________________

Форма обучения_______________________________
Курс
_________________________________________

Название учреждения ____________________________

Дата

Содержание педагогической деятельности

Анализ деятельности

Подпись руководителя практики от предприятия, комментарии, замечания


Примерная форма записи посещенных занятий в дневнике практики

  • Дата

  • Группа

  • Логопед (воспитатель, студент-практикант)

  • Тема занятия

  • Цели занятия

  • Задачи занятия

  • Оборудование, наглядность

  • Ход занятия

Структура занятия (этапы)

Анализ занятия (организация занятия, основные этапы, виды работ, методы, приемы и др.)

Комментарии, замечания к деятельности практиканта

1. Приветствие логопеда

2. Объявление темы занятия

3. Основная часть занятия

4. Итог занятия








Приложение 3

Методические рекомендации

по проведению логопедического обследования

О.Е.Грибова, описывая технологию организации логопедического обследования, отмечает, что организация эффективной образовательно-коррекционной работы невозможна без проведения тщательного всестороннего обследования, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими нарушения речи, напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в

процессе обследования.

Современные исследователи выделяют 5 этапов обследования: ориентировочный, диагностический, аналитический, прогностический, информирование родителей.

Задачами ориентировочного этапа является: сбор анамнестических данных и выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка. Сбор анамнестических данных целесообразно начинать со знакомства с медицинской и педагогической документации, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. К медицинской документации относится медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребенка, на наличие тяжелых и/или хронических заболеваний, что позволит составить представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе.


К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним, результаты мониторинга. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально-типологических особенностях.

Далее необходимо изучить работы ребенка. К данному виду документации можно отнести рисунки, рабочие (ДОУ) или школьные тетради и дневник. Рисунки или творческие поделки ребенка раскрывают индивидуальные особенности ребенка, уровень сформированности моторно-графических навыков. Рабочие тетради по русскому языку с домашними и классными работами необходимы для выявления устойчивых затруднений на письме и сравнения качества работ, выполненных дома и в школе. Контрольные тетради с диктантами позволяют выявить состояние слухового восприятия. Тетради для творческих работ раскрывают проявления дефектов строения текста, лексико-грамматического недоразвития, несформированности слоговых структур. Рабочие тетради по математике характеризуют несформированность пространственных представлений и позволяют выявить проблемы ориентации на листе бумаги. Изучение работ ребенка помогает нам составить перечень типичных устойчивых ошибок в устной речи и на письме, а также выявить те психические процессы, несформированность которых может обуславливать наличие речевых нарушений.

Для решения вопроса выявления причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные фиксируются в протоколе обследования или в речевой карте. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о речевом развитии ребенка. Беседа с родителями начинается со сбора жалоб. Сбор анамнестических целесообразнее начинать со знакомства с родителями и уточнения их возраста, профессии, места работы в период ожидания ребенка, особенностей домашнего уклада,

количества членов семьи (полная или неполная семья), кто и как воспитывает ребенка, жилищных условий. Переходя непосредственно к сбору анамнеза необходимо поинтересоваться состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка. По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников (братьев, сестер и их детей, бабушек, дедушек), наличие хронических заболеваний в семье, о злоупотреблении алкоголем, ле-карственными препаратами и т. д. Далее необходимо уточнить: 1) от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность; 2) не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты. В случаях, если беременность обследуемым ребенком была не первой, то необходимо уточнить, чем закончились предыдущие (абортом, выкидышем, мертворождением, рождением ребенка). В случае, если имели место аборты или выкидыши с хирургическим вмешательством, необходимо уточнить, сколько времени прошло между предыдущей беременностью и бе-ременностью обследуемым ребенком. Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности: 1) сроки родов (досрочно, своевременно, перенос); 2) длительность родов (быстрые или затяжные); 3) оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение), а также о наличии осложнений у ребенка, в частности при асфиксии, выяснить длительность периода оживления и его способы. В последующих вопросах уточняется психомоторное и речевое развитие


ребенка в первые месяцы жизни, в раннем детском возрасте. Далее круг вопросов сосредоточивается на особенностях обучения, особенностях внимания, памяти, мышления, усвоении нового материала, контактах со сверстниками и педагогами. В зависимости от жалоб родителей анамнестические данные ребенка уточняются и конкретизируются.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка, цель которого выявить не только те нарушения, которые имеются у него в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования. Кроме этого, необходимо рассмотреть в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме), какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч. Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова).

Прежде чем приступить собственно к процедуре обследования, необходимо установить контакт с ребенком. В обследование дошкольников входит изучение устной речи, обследование школьников включает еще письмо и чтение.

Методические рекомендации записи логопедического заключения

Логопедическое заключение - диагностическое заключение учителя-логопеда; краткая педагогическая характеристика состояния развития речи ребёнка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного логопедического исследования; педагогический аналог медицинского заключения – диагноза.

Логопедическое заключение преследует две цели:

выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях речевого развития ребёнка на период обследования; является самостоятельным диагностическим заключением учителя-логопеда.

В речевом заключении принято отражать характеристики нарушения речи,