Файл: Цель производственной (педагогической) практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а не медицинские названия речевых расстройств. Речевое заключение должно быть «читаемо другим специалистом», то есть понятно любому специалисту-логопеду. Как итог логопедического обследования ребёнка «речевое заключение» записывается в конце «Речевой карты».

В логопедическом заключении рекомендуется указывать характер нарушений речи на основе двух классификаций: симптомологической или психолого-педагогической и клинико-педагогической. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классифи-

кации присутствуют следующие группы нарушений речи:

Фонетическое нарушение речи (ФНР). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура слова).

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровня). При ОНР у детей нарушены

все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия.

Варианты пересечения двух классификаций

Фонетическое нарушение речи (ФНР):

дислалия,

дизартрия или стертая дизартрия,

нарушения голоса,

ринолалия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):


дислалия,

дизартрия или стертая дизартрия,

ринолалия.

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

выход из моторной (сенсорной) алалии,

по типу задержки речевого развития,

при ЗПР,

невыясненного патогенеза.

Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровня):

моторная алалия,

сенсорная алалия,

сенсомоторная алалия,

дизартрия или стертая дизартрия,

по типу задержки речевого развития,

при ЗПР,

невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи:

заикание,

тахилалия,

брадилалия.

Варианты логопедических заключений для детей дошкольного возраста:

задержка речевого развития (ЗРР);

ОНР I (II, III, IV) уровня речевого развития у ребенка с алалией, детской афазией, дизартрией, заиканием;

ФФН у ребенка с дислалией;

ФФН у ребенка с дизартрией;

ФФН у ребенка с ринолалией, заиканием;

ФФН при двуязычии в семье.

В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается вид дислексии и/или дисграфии (по Р.И. Лалаевой).

Варианты логопедических заключений для младших школьников:

1 класс

1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.

2 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

2 класс

1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

2 полугодия – Дисграфия, дислексия (вид):

Примерные формулировки логопедических заключений:

Общее недоразвитие речи III уровня. Трудности в овладении чтением и письмом.

Общее недоразвитие речи (III, IV уровня). Нарушения процессов формирования чтения и письма

Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

Задержка речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

аграмматическая дисграфия.

Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные незнанием правил русского языка, то в диагнозе указывается – «дизорфография».

При заполнении паспортной части речевой карты наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каждый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку.



На прогностическом этапе на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления образовательно-коррекционной работы с ним или решается вопрос о специальной индивидуальной программе развития.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка, а также от социальных условий: особенности семейного воспитания, возможностей родителей, наличии на доступном расстоянии соответствующих специалистов в регионе. Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования – информационный или информирование родителей.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка. По результатам логопедического обследования составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком. В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка. Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить

коррекционную направленность, а также осуществлять личностно – ориентированный и дифференцированный подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Приложение 4

Оформление конспекта занятий (примерный образец)
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО (ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ПОДГРУППОВОГО)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Основные задачи занятия (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные).

4. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

5. Лексико-грамматический материал.

6. План занятия.

7. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предлагаемых ответов детей, основных методических приемов).

8. Использованная литература.

Приложение 5

Примерная схема анализа/самоанализа коррекционно-развивающего

занятия

Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, индивидуальному плану коррекционно-развивающей работы с ребенком и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.


Организация занятия: количество детей, эстетика окружающей обстановки, оборудование, используемое на занятиях, качество наглядных пособий и дидактического материала.

Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

Методы и приемы обучения: формирование мотивации к занятиям у ребенка; разнообразие, взаимосвязь, обоснованность; приемы привлечения внимания; обеспечение эмоциональности и интереса в процессе занятия; приемы активизации познавательной деятельности; опора на разнообразные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательно-моторный) с целью предупреждения утомляемости; методика использования оборудования; сочетание индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные моменты; применение специальных методических приемов, контроль за речью, выявление и своевре-менное исправление допущенных ошибок; адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и индивидуально-психологических особенностей личности и возраста; доступность и четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов; включение элементов рациональной психотерапии и психокоррекции.

Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности; проявления речевых ошибок, их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных на занятии.

Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать коллектив для работы, повышать активность, внимание и интерес, умение найти правильный подход к отдельным с учетом индивидуальных особенностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда: доступность, логичность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи, признаки эмпатии в поведении логопеда, проявления деонтологических профессиональных качеств.


Результаты занятия: выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов.

Педагогические выводы и предложения: положительные стороны и

недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и

рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
Приложение 6

Образец титульного листа отчета по практике
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ВОСТКОВЕДЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

«СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» профиль «Логопедия»
Зарегистрировано: №____

«___»_____________20_____
ОТЧЕТ

Фамилия

Имя ______

Отчество _____________

Форма обучения_______________________________________________________________

Курс_________________________________________________________________________

Место прохождения педагогической практики _ ______________________________

Срок проведения практики:

С « ___ » _____________ 20____ г. по « ___ » _____________ 20____ г.

Руководитель практики от профильной организации

ФИО, должность

подпись

Руководитель практики от кафедры

ФИО, должность _____________

подпись

Оценка_______________ Дата защиты «____» ____________ 20___.

г. Южно-Сахалинск

20____
1.Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику).

2.Определить объем и раскрыть содержание работы, выполненной в процессе практики.

3. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения просмотренных форм работы учителя-логопеда и/или проведения научно-исследовательской работы.

4. Оценить степень сформированности практических умений в ходе анализа занятий с указанием количества проведенных, посещенных и проанализированных занятий; в ходе проведения научно-исследовательской работы.

5.Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей с разными речевыми нарушениями, обследование которых проводил логопед. Оценить свои умения в составлении речевых карт на детей с различными речевыми нарушениями, и умения составить логопедическое заключение и составления программы обучения.

6. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психического и речевого развития).