Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1750

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существовали и смешанные модели, объединяющие в себе признаки нескольких моделей. Модели сопровождаются разработкой значительного количества авторских программ дошкольного образования. Существовали специальные социальные программы , рассматривающие пути воспитания и развития детей из разных социальных слоев населения – прежде всего дискриминированных (малообеспеченные, многодетные семьи, негры и др.). Эти модели изучались и подвергались анализу в России, использовались отдельные рациональные идеи.

Вернемся к России. На современном этапе дошкольное воспитание в России стало первым звеном системы образования, которое регламентируется проектом госстандарта и разнообразными образовательными программами. Сегодня, в системе дошкольного образования действуют ДОУ: присмотра и оздоровления, ДОУ комбинированные, санаторные, Центры развития, группы кратковременного пребывания в них детей, комплексы «детский сад – школа» и др. ДОУ действуют как на государственной, так и на коммерческой основе. Наряду с дошкольными учреждениями действует система индивидуального воспитания и обучения дошкольников в семейных условиях с помощью профессиональных гувернеров.

Поиск путей развития дошкольного образования, отбор содержания, эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания детей ведется постоянно в теории и практике. С этой целью существуют научные центры, лаборатории. Продолжаются дискуссии о целях ДОУ, его функциях, рассматриваются различные возможности организации других типов ДОУ, эффективно реализующих образовательные задачи. Идет процесс построения и внедрения в практику образовательных программ для ДОУ.


Тема 2. Логика и методы исследования в дошкольной педагогике
План

  1. Содержание понятий: «методология», «логика педагогического исследования», «метод», «метод педагогического исследования».

  2. Логика научно - педагогического исследования.

  3. Методы исследования дошкольной педагогики (общее и специфичное).

  4. Особенности применения методов исследования в системе дошкольного образования (на примере готовых и самостоятельно подготовленных методов и методик).

Задания для самостоятельной работы

  1. Рассмотрите и на основе имеющихся знаний по педагогике самостоятельно заполните таблицу «Логика научно-педагогического исследования» в пособии Сазоновой Н.П. (13; С. 7). Объясните выбранную Вами последовательность исследовательских действий.

  2. Подготовить минисообщение о содержании и особенностях метода педагогического исследования в дошкольной педагогике (пед. эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, моделирование, метод независимых характеристик, математические методы и др.). Для выполнения задания используйте ниже предложенный план.

План рассмотрения метода

- название метода, его место в структуре методов педагогического исследования;

- назначение метода, на оценку каких сторон личности или деятельности, процесса направлены, отличие от других методов;

- прядок практической реализации (план реализации, способы фиксации результатов, условия эффективности, специфика реализации);

- плюсы и минусы метода в исследовательской практике.

  1. Подобрать иллюстрации методов, реализуемых в практике деятельности ДОУ.

  2. Разработать анкету для родителей в соответствие с темой выполняемого курсового исследования.

  3. Подготовить план наблюдения за ребенком дошкольного возраста с целью выявления его игровых предпочтений, предусмотреть варианты наблюдений. Фиксацию результатов выстроить в табличной форме.


Рекомендуемая литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы научных исследований в педагогике. – М., 1984.

  2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

  3. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Ростов-на-Дону, 2003.

  4. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

  5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

  6. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

  7. Маневцова Л.М. Педагогическая диагностика как условие оптимизации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С. 12-13.

  8. Матвеева Н.А. Как провести анкетный опрос. – Барнаул, 1996.

  9. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972.

  10. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

  11. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

  12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

  13. Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ : Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Сост. Н.П. Сазонова. – Барнаул. – 2007. – 42 с.

  14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

  15. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.

  16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.

  17. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989.

  18. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

  19. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1979.

  20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических способностей дошкольников. – М., 1996.

  21. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.



1. Содержание основных понятий темы

Прежде чем говорить о логике научно-педагогического исследования, используемых для организации научно-исследовательской работы методах, необходимо раскрыть основные понятия темы.

Наука развивается только тогда, когда пополняется новыми фактами, знаниями. Для их накопления и интерпретации, отмечает В.А. Сластенин, нужно научно-обоснованное понимание процедуры и методов исследования. Научная обоснованность осуществляется методологией. Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Следовательно, методология в педагогике (дошкольной педагогике) рассматривается как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Под исследованием в области педагогики (дошкольной педагогики) понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Педагогические исследования описывают, объясняют, прогнозируют факты и явления педагогической действительности. По своей направленности они могут быть:

- фундаментальными – их результатом являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических движений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем;

- прикладные исследования – направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики; результатом являются обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Основными критериями качества педагогических исследований, исследований в области дошкольной педагогики и образования являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Степень соответствия исследования этим критериям определяет его значимость и качественный уровень.


Научные педагогические исследования осуществляются в определенной логике. Логика (греч. logikos - построенный на рассуждении) – последовательность (алгоритм) осуществления деятельности. Логика научно-педагогического исследования – это последовательность осуществления научно- исследовательской деятельности, упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий. Основываясь на логике этих действий, исследователь последовательно организует научно-исследовательскую работу. Подробнее эту последовательность раскроем в рамках второго вопроса темы.

Понятно, что для осуществления научного исследования нужен инструментарий. Таким инструментарием являются методы исследования. Метод (греч. methodos – путь исследования, познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Таким образом, мы установили, что методология дает обоснование принципов построения, форм, способов научно-познавательной деятельности. Логика научно-педагогического исследования определяет алгоритм исследовательских действий, а методы представляют собой способы решения научно-исследовательских задач, инструменты, с помощью которых осуществляется познание педагогической действительности.

2. Логика научно-педагогического исследования

При раскрытии первого вопроса темы мы определили, что такое педагогическое исследование, отметили, что по направленности они бывают фундаментальные и прикладные. Условно В.А. Сластенин выделяет 2 раздела в программе исследования: методологический и процедурный. Методологический предполагает построение методологического аппарата исследования (обоснование актуальности, степени разработанности темы, формулировка проблемы, противоречий. Объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, методологической основы исследования, формулировка основных понятий, предварительный анализ объекта исследования).

Во втором разделе (процедурном) раскрывается стратегический план исследования, а так же план и основные процедуры сбора и анализа экспериментальных данных, определение исследовательских методик.

Педагогическое исследование организуется в определенной логике. Подробнее рассмотрим последовательность исследовательских действий. При этом будем помнить, что на эту логику мы будем ориентироваться при выполнении научно-исследовательских студенческих работ (курсовых, выпускных квалификационных).


1) Научное исследование начинается с выделения проблемного поля, из многообразия которого происходит выделение одной проблемы и формулировка темы исследования. При определении темы важно учитывать ее актуальность, степень разработанности в науке и практике. Значимость ее раскрытия на современном этапе. Тема является отправной точкой для проработки теории и процедуры опытно-экспериментальной работы.

2) Обоснование актуальности избранной темы на фоне других возможных. Исследователю необходимо аргументировано ответить на вопрос: "Почему выбранная тема важна, своевременна, почему ее необходимо рассматривать на современном этапе, что ее раскрытие внесет в теорию и практику профессионального или дошкольного образования" (в зависимости от специальности).

3) Анализ степени разработанности темы в философии, психологии, педагогике, частных методиках. Важно изучить имеющиеся исследования, разработки в избранной области, рассмотреть, как изучена проблема в смежных науках (философия, психология, социология, общая педагогика и др.). Во введении степень разработанности проблемы представляется тезисно, т.е. в назывном порядке указываются аспекты исследуемой проблемы и авторы их раскрывающие. В результате делаются выводы о неразработанных аспектах проблемы и возможностях исследователя в их освещении.

4) На основе анализа степени разработанности (не разработанности) проблемы формулируется противоречие, указывающее на своевременность разработки темы. Противоречие формулируется как несоответствие между потребностями педагогической теории или образовательной практики и реальными возможностями их удовлетворения. Так же противоречия могут вскрывать несоответствия, возникающие в педагогической действительности. Эти несоответствия характеризуют педагогический процесс, противоречия внутри личности педагога или воспитанников и др.

5) Проблема исследования отражает область поиска, анализа теории и практики, указывает направление работы. Проблема формулируется в соответствии с темой.

6) Объект и предмет исследования. Объект представляет собой достаточно широкую область педагогической действительности, внутри которой выделяется часть, являющаяся непосредственным предметом изучения автора работы.