Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1754

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует "самость", создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования.
3. Основные характеристики развивающей среды в дошкольном

образовательном учреждении

Современное дошкольное образовательное учреждение свободно в выборе образовательных программ, в создании условий развития детей, если они не противоречат основным нормативным документам, регламентирующим деятельность специалистов на этой ступени. Вместе с тем, для обеспечения права детей на качественное образование необходимо выделить основные характеристики развивающей среды, которые должны просматриваться, независимо от индивидуальности педагогического коллектива ДОУ и его представлений об "идеальном ДОУ". Каковы же эти характеристики?

М.Н.Полякова, с позиции разработчиков программы "Детство", выделяет следующие характеристики:

1. Комфортность и безопасность обстановки.

Пути обеспечения: эффект домашней обстановки; устранение границ между зонами активности детей (игровой, учебной, театральной и др.); возможность изменения пространства самими детьми; возможность выбора ребенком места для деятельности; разнообразное световое оформление помещений; наличие ковровых покрытий для удобного расположения и поглощения звука; создание мест для самостоятельной деятельности детей в других помещениях (спальне, приемной, студиях, библиотеке и др.).

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Пути обеспечения: подбор предметов, отражающих многообразие цвета, форм, величины, материалов и др. В этом контексте должны быть представлены предметы: бытовые, природные, бросовый материал, естественные вещи для игр, костюмы, разнонаправленные конструкторы.

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников.


Пути обеспечения: насыщение пространства специально подобранными материалами, которые дают ребенку возможность включаться в среду, выбирать разную деятельность, материалы, объединяться с другими детьми и педагогом вокруг интересного объекта. Результатом является создание атмосферы занятости, увлеченности, организованности, творчества.

4. Обеспечение возможностей для исследования, научения.

Пути обеспечения: создание условий для экспериментирования с предметами, постановки опытов самостоятельно и под руководством педагога, познание посредством этой деятельности их свойств, качеств, особенностей проявления в разных условиях; наличие элементов проблемности, заключенных в объектах среды и развивающих инициативу, познавательные процессы, опыт творческой деятельности.

5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы.

Пути обеспечение: наличие разнообразного, представленного в достаточном количестве предметного материала, зон активности (игровой, двигательной, познавательной, художественной, трудовой и др.), насыщенных и сменяемых с учетом возраста, целей и задач образовательного процесса и других факторов.

Создавая развивающую среду в группе, педагог должен:

- опираться на четко осознаваемые им концептуальные психолого-педагогические идеи, знание современных концепций формирования компонентов развивающей среды;

- владеть методиками обучения и воспитания дошкольников;

- учитывать действующую в ДОУ образовательную программу, которая диктует определенные требования к среде развития в соответствии с ее ключевыми целями, содержанием, ведущими формами и методами воспитания и обучения;

- ориентироваться на возрастные, индивидуальные возможности и предпочтения детей, их склонности, половую представленность, уровень развития;

- использовать свои способности, склонности, интересы;

- изучить пожелания и возможности детей и родителей в проектировании и создании среды группы.

Наличие рекомендуемых характеристик среды не ограничивает свободу и творчество педагога в ее проектировании, а представляет ориентир в создании облика ДОУ, определяет основные концептуальные позиции в этом процессе.


  1. Проектирование развивающей среды. Принципы ее построения


для детей дошкольного возраста

Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения определенных целей. При проектировании системы дошкольного образования специалисты выстраивают не только государственные нормативные требования к этой системе, образовательные программы, требования к квалификации педагогов, но и определяют необходимые характеристики среды, окружающей воспитанника в ДОУ. Проектированию среды предшествует проектирование личности ребенка - необходимого результата его развития к периоду перехода на этап начального среднего образования. Педагогическое проектирование личности дошкольника – разработка и описание возможного варианта его развития с учетом времени, возрастных и индивидуальных возможностей, конкретных условий в семье и ДОУ.

Проект развивающей среды создается с учетом социального заказа системе дошкольного образования, опирается на государственный стандарт данной ступени, конкретизируется исходя из региональных (национальных, культурных, климатических и др.) условий. Среда рассматривается с точки зрения ее воспитывающего, обучающего, развивающего влияния на личность и деятельность ребенка. Специфичность развивающей среде ДОУ придают требования образовательной программы, принятой в дошкольном учреждении. Поставленные в ней цели, задачи, предлагаемые содержание, формы и методы работы с детьми определяют необходимые (специфичные) условия их эффективной реализации.

Вместе с тем, независимо от специфики дошкольного учреждения, существует комплекс нормативных (обязательных для исполнения всеми ДОУ) требований к среде развития ребенка, заложенных в Проекте государственного стандарта дошкольного образования. В нем отмечается, что "предметно-пространственная организация помещений детского сада и участка должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал) – его развитию". Устройство групповых помещений должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, материалам. Оборудование и организация пространства должны предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей, обеспечивать потребность ребенка в совместной деятельности и в уединении. Наряду с часто меняющимися игровыми уголками важно создавать зоны для других видов деятельности, наличие сюжетных игрушек дополнять природным, бросовым материалом, которые могут быть использованы как предметы-заместители. Материалы должны соответствовать возрасту детей, пополняться с учетом современных требований к образованию. В ДОУ должны органичное место занять компьютеры, выполняющие широкий круг функций в педагогическом процессе. Приближение среды дошкольного учреждения к домашней способствует эмоциональному благополучию детей, придает им чувство уверенности и защищенности (10; С. 2-8).


При аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, оценивая среду развития, экспертная комиссия опирается на "Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ" (11; С.83-92). Критерии разделены на два блока. Первый блок составляют критерии оценки развивающей среды для детей до 3 лет, второй блок содержит критерии развивающей среды для детей от 3 до 7 лет. Критерии представлены в Приложении 1 к теме лекции.

Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают также принципы ее построения. В дошкольной педагогике существуют различные подходы к их формулировке, идейному обоснованию и практическому воплощению. Обозначим два подхода к определению содержания принципов, выделенных В.А. Петровским и М.Н. Поляковой (Таблица 1).
Таблица 1

Принципы построения развивающей среды

Содержание принципов построения развивающей среды (В.А. Петровский)

Содержание принципов построения развивающей среды (М.Н. Полякова)

1. Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка:

- партнерство в общении;

- возможность уединения.
2. Принцип активности, самостоятельности и творчества:

- условия для самостоятельной детской деятельности и творчества;

- уважение результатов детской деятельности.
3. Принцип стабильности-динамичности окружающего пространства:

- возможность гибкого изменения среды в групповых помещениях.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:

- построение непересекающихся сфер активности;

- организация функциональных помещений.
5. Принцип эмоциогенной среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого:

- уголки уединения, личное пространство для каждого ребенка.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды:

- сочетание категорий эстетического в разных видах искусства.
7. Принцип открытости-закрытости среды каждому ребенку:

- открытость обществу, природе, культуре, своему "Я".
8. Принцип учета половых и возрастных различий при формировании компонентов среды и их наполняемости.


1. Принцип уважения к потребностям ребенка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

- наличие свободного пространства;

- доступность оборудования и его многообразие;

- нежесткое зонирование групповых помещений.
2. Принцип уважения к мнению ребенка:

- учет мнений, пожеланий детей при построении среды, ее изменении, обогащении.
3. Принцип функциональности предметно-пространственной среды:

- подбор материалов и оборудования востребованного детьми и выполняющего развивающую функцию;

- взаимозаменяемость материалов в течение времени;

- пособия должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.
4. Принцип опережающего характера образования:

- в групповых помещениях должно содержаться 15 % материалов, ориентированных на детей следующей возрастной ступени (почва для диагностики, возможность ориентироваться на разный уровень развития детей, стимуляция познавательной активности).

5. Принцип динамичности-статичности среды:

- среда должна меняться с изменением детей, оставаясь уютной, комфортной и привлекательной для них;

- ребенок должен иметь возможность сам вносить изменения в среду, подстраивать ее под себя.



Анализируя представленные подходы, необходимо отметить некоторую их общность, созвучие содержания многих принципов. Они несут гуманистическую направленность педагогической деятельности, имеют под собой цель реализации личностно-ориентированного воспитания и обучения детей, создания полифункционального пространства для развития личности и деятельности дошкольников. Наличие разных подходов к определению принципов построения развивающей среды позволяет педагогам ДОУ выстроить собственную точку зрения и на их основании обеспечить оптимальный комплекс развивающих условий.

Процесс проектирования среды развития ребенка непрерывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста растет, развивается, происходит изменение всех его сфер (мотивационной, физической, интеллектуальной, коммуникативной, креативной и др.). Вместе с ребенком изменяется окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулирует его к новым видам активности. М.Н. Полякова отмечает, что первоначальная среда, созданная педагогом, выполняет свои функции в течение двух месяцев, после чего она должна видоизменяться. Кроме того, на протяжении статичного периода необходимо вносить различные (не глобальные) изменения в окружающее ребенка пространство.

Проектируя и создавая среду развития дошкольников, педагог должен понимать, "… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…", - отмечала Е.И. Тихеева (12).


  1. Современные концепции построения

развивающей предметной среды ДОУ

Целенаправленное, педагогически оправданное проектирование развивающей среды в дошкольном учреждении должно осуществляться на основе четких представлений специалистов о воспитательном, обучающем, развивающем влиянии среды на личность и деятельность современного ребенка. Необходимость учета в этом процессе целого комплекса разнообразных факторов обусловливает высокую значимость разработки общей концепции построения развивающей среды для детей дошкольного возраста. Она должна опираться на научно обоснованные данные смежных с педагогикой наук, учитывать максимум требований к ней и давать простор творчеству педагогов на местах с ориентацией на особенности конкретных образовательных учреждений.